ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СТАРТАПА

Аннотация: Сейчас большое внимание уделяется проектной деятельности, обучению команд и развитие у молодежи командных навыков. Опыт работы в команде представляет собой хороший шанс раскрыть таланты, проявить лидерские качества и навыки коммуникации.

Ключевые слова: командная работа, проектная деятельность, студенческий интенсив, безнадзорные животные.
УДК: 378.147.88:372.863
Автор(ы): Неяскина Александра Юрьевна
кандидат ветеринарных наук, старший преподаватель, кафедра морфологии, физиологии и ветеринарной патологии, аграрный институт, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
neyaskina.a.yu@yandex.ru
Родина Эльвира Владимировна
кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра морфологии, физиологии и ветеринарной патологии, аграрный институт, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
kizim2008@yandex.ru
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Неяскина А. Ю. Проектное обучение, как первая ступень на пути развития студенческого стартапа / А. Ю. Неяскина, Э. В. Родина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2022. – № 4. – URL: https//srjournal.ru/2022/id378/
image_pdfimage_print

Очень часто выпускники вузов, приходя на работу в современную бизнес-среду, сталкиваются с проблемой командного взаимодействия. Выясняется, что они не ориентированы на командную и проектную работу в коллективе и вследствие этого им приходится тратить определенное время на адаптацию к создавшимся условиям и обучение. Поэтому еще в период обучения в учебном заведении представляется очень важным организовывать такое проектное обучение с целью, чтобы в результате развивались не отдельные сотрудники и студенты, а целые готовые команды.

Команда Аграрного института МГУ им. Н. П. Огарева стала участником всероссийского проектно-образовательного студенческого интенсива «От идеи к прототипу» на платформе «Университет 20.35». Эта платформа является первым в России глобальным цифровым университетом. Его цель – достижение технологического лидерства страны через эффективное и осознанное профессиональное образование на протяжении всей жизни [1].

Интенсив «От идеи к прототипу» проходит в вузах России два раза в год – весной и осенью – и длится три месяца. Здесь команды студентов сами разрабатывают идеи и запускают стартапы, либо работают над идеями, полученными от заказчиков. Интенсив состоит из шести этапов, каждый из которых завершался мероприятием в онлайн-формате. Участникам предоставляется хорошая возможность получить профессиональную консультацию и оценку своего проекта экспертами, специалистами разных отраслей и представителями бизнес-инкубаторов [2].

Первый этап: запуск проекта. Здесь командам нужно было определиться с темой и идей проекта, уточнить их. Ребятам помогали понять, в чем заключается ценность проекта, как правильно сформулировать проблемы, которые он поможет решить, а также учили определять пользовательский сегмент, на который будет нацелен проект.

Второй этап: исследование. Основная задача состояла в изучении требований, пожеланий и ограничений заказчика, в результате чего было необходимо создать решение, которое впоследствии будет внедрено. Команды учились выстраивать с заказчиком грамотный диалог и продуктивные отношения.

Третий этап: разработка решения. На данном этапе команды завершали подготовку прототипа своего проекта и приступали к его тестированию и доработке. Участникам показали, что такое пользовательское тестирование, в чем особенности его проведения и каким образом оно влияет на процесс доработки прототипа.

Четвертый этап: экономика проекта. Здесь командам необходимо было доказать экономическую выгодность своего проекта по сравнению с его аналогами. Ребят обучали, как правильно рассчитывать стоимость реализации проекта и давать оценку экономической целесообразности решения.

Пятый этап: «упаковка проекта». Главным вопросом, на который предстояло дать ответ всем участникам, являлась работа над проектом и его внедрение после интенсива. Командам было необходимо презентовать свой проект перед внешними экспертами в вузе и у заказчика. Участников знакомили с правилами презентации своего продукта.

Шестой этап: демо-день. Заключительный день проекта. Команды, вышедшие в финал, должны были продемонстрировать перед экспертами интенсива свой прототип и решения в действии.

Студенты Аграрного института совместно с Республиканской ветеринарной службой Республики Мордовия предложили проект по созданию клинико-диагностического класса на базе приюта по содержанию безнадзорных животных.

Безнадзорные животные из года в год является проблемой многих городов России, в том числе и в Саранске. Они представляют собой источник многих заболеваний, общих для человека и животных, и контроль за ними является необходимостью.

Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия предоставила данные по численности безнадзорных животных за 2020 год. В Республике Мордовия их насчитывалось 37058 голов, по г. о. Саранск – 3313 голов.

В приюте содержатся 140 голов, из них 94 собаки и 27 кошек. Животные приюта промаркированы и вакцинированы от бешенства [3].

Бешенство – является одним из опасных зооанторопонозных (общих для человека и животных) заболеваний. В настоящее время оно регистрируется в большинстве стран мира. По данным ВОЗ, в среднем в мире ежегодно погибают от бешенства около 60 тыс. человек [4].

В 2020 году на территории Российской Федерации, по данным Россельхознадзора, было обнаружено 1452 очага бешенства, где заболело и пало 1579 животных, в том числе 729 голов домашних плотоядных, 660 диких, 190 сельскохозяйственных. Это составило в процентном отношении: домашние плотоядные – 46,2 %, дикие – 41,8 %, сельскохозяйственные – 12 %.

Наибольшее число неблагополучных пунктов за 2020 год зарегистрировано – в Саратовской (142), Пензенской (106), Московской (95) областях (рис.1) [5].

Рис. 1. Неблагополучные регионы РФ по бешенству за 2020 год

По данным Роспотребнадзора, в 2020 году бешенством заболело 6 человек (Республика Марий Эл, Ставропольский край, Волгоградская, Пензенская, Калужская, Ярославская области) (рис.2) [6].

Предлагаемый проект основывается на необходимости контроля и наблюдения за такими животными и получении новой базы практики для студентов специальности «Ветеринария». В городе Саранск на базе приюта для животных планируется создать учебный класс. Здесь студенты будут помогать проводить необходимые ветеринарные мероприятия – вакцинации, маркировку (биркование), стерилизацию и кастрацию, препятствующие бесконтрольному размножению бродячих животных.

Создание клинико-диагностического класса также даст возможность дополнительно закрепить практические компетенции студентов ветеринарного профиля. Так как проект осуществляется в образовательных целях, то все издержки покрываются за счет средств Республиканской ветеринарной службы.

Работа студентов по графику в приюте позволит в эти дни частично отказаться от услуг наемных работников, за счет этого будет происходить сокращение расходов приюта на содержание безнадзорных животных. Так как студенты участвуют в этом проекте на безвозмездной основе, являясь, по сути, волонтерами, проект может рассчитывать на финансирование волонтерского движения Республики Мордовия.

Рис. 2. Неблагополучные регионы РФ по заболеваемости бешенством людей за 2020 год

Предполагается, что пропаганда проекта в социальных сетях и с помощью собственного сайта в сети Интернет позволит привлечь дополнительные денежные средства за счет добровольных пожертвований. Кроме этого, планируется проведение различных мероприятий и платных мастер-классов по уходу за домашними животными (груминг) и консультации по организации комфортной среды обитания для животных в домашних условиях.

В рамках интенсива студентами были изучены и освоены основы работы в команде, грамотное распределение ролей. Эти навыки помогли проявить лидерские качества членам команды. При работе над проектом участники команды научились ставить перед собой цели, формулировать задачи и находить пути их решения.

Поддерживающие мероприятия, брифинги и мастер-классы крупных специалистов проходили в дистанционном формате, что позволило студентам освоить различные платформы и цифровые сервисы (MS Teams, доски Trello, Discord) и использовать их в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.

Команда студентов Аграрного института успешно презентовала свой проект на внутривузовской защите, заняла второе место и вышла в финал интенсива. Экспертами мероприятия «От идеи к прототипу» была дана высокая оценка проекту и работе команды. Особенно была подчеркнута важность и социальная ориентированность проекта. По мнению экспертов, реализация данного проекта возможна с финансированием за счет целевого гранта регионального или федерального уровня.

Таким образом, опыт участия в данном интенсиве позволит участникам в дальнейшей профессиональной деятельности формировать собственные коллективы, где они смогут реализовать себя в качестве лидеров команд или руководителей стартапов.

 

Список использованных источников

  1. Университет 20.35 // 20.35. Университет : сайт информационно-образовательного проекта. URL: https: 2035.university/ (дата обращения: 23.08.2022).
  2. Интенсив: От идеи к прототипу // 20.35. Университет : сайт информационно-образовательного проекта. URL: https: students.2035.university/ (дата обращения: 20.08.2022).
  3. Республиканская Ветеринарная служба Республики Мордовия // Республиканская Ветеринарная служба Республики Мордовия : официальный сайт. URL: http: www.rvsrm.ru (дата обращения: 23.08.2022).
  4. Роспотребнадзор. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Роспотребнадзор : официальный сайт.. URL: https: rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 21.08.2022).
  5. Россельхознадзор. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору // Россельхознадзор : официальный сайт. URL: https: fsvps.gov.ru/ (дата обращения: 21.08.2022).
  6. Максимов Н. А., Лебедько С. И. Инфекционные болезни собак и кошек : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2021. 128с.

 

Neyaskina Alexandra

Doctor in Veterinary Sciences, Senior Lecturer, Department Morphology, Physiology and Veterinary Pathology, Agrarian Institute, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

Rodina Elvira

PhD in Biological Sciences, Associate Professor, Head of Department, Department Morphology, Physiology and Veterinary Pathology, Agrarian Institute, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

PROJECT TRAINING AS THE FIRST STAGE ON THE WAY OF STUDENT STARTUP DEVELOPMENT

Abstract: A lot of attention is paid to project activities, team training and the development of team skills among young people. The experience of team work is a good chance to reveal talents, show leadership qualities and communication skills. 

Keywords: teamwork, project activity, student intensive practice, neglected animals.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022

© Неяскина А.Ю., 2022

© Родина Э.В., 2022

image_pdfimage_print