РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения методов проектной деятельности в процессе обучения будущих юристов. Отмечено недостаточное развитие механизма создания междисциплинарных интеграционных связей. Высказана необходимость формирования проектного мышления. Указывается, что внедрение проектного подхода является действенным инструментом повышения эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования при осуществлении научных исследований. Выявлена необходимость создания целостной системы практической деятельности студентов.

Ключевые слова: проектное мышление, научная деятельность, проектная деятельность, юридические проекты.

УДК: 378.147.88:340.116
Автор(ы): Курганов Никита Игоревич
студент, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
nikitakurganov77@gmail.com
Адаева Ольга Викторовна
старший преподаватель, кафедра правовых дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
adaeva.mgu@mail.ru

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Курганов Н. И. Роль формирования проектного мышления в процессе обучения будущих юристов / Н. И. Курганов, О. В. Адаева. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2022. – № 3. – URL: https//srjournal.ru/2022/id370/
image_pdfimage_print

Исследование выполнено в рамках научного проекта г/б 15-22

В настоящее время в условиях стремительно меняющихся образовательных траекторий в Российской Федерации поиск оптимальных методов обучения студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», является важной задачей научно-педагогических кадров и руководства современных образовательных систем.

Как справедливо отмечает В. И. Наролина, «в сфере образования идут сложные и противоречивые процессы, обусловленные необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, которые должны быть готовы работать в условиях нарастающего многообразия во взаимосвязанном мире. Возрастает роль мультикультурного образования с такими его доминантами, как развитие человека-гражданина; участие личности в социальном реформировании; способность выпускников вузов к критическому анализу» [1, с. 124]. Действительно, в социально-экономических и изменяющихся условиях настоящего времени возрастают требования к компетентности и социальной адаптации выпускника юридического вуза.

Происходит трансформация традиционных образовательных технологий, появляются новые виды методов обучения, которые в немалой степени влияют на всю систему образования и направлены на совершенствование проверенных годами педагогических приемов.

Относительно правового воспитания отмечается, что его цели будут достигнуты при условии модернизации правозащитных механизмов, усовершенствования нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность [2, с. 96].

Вопрос, как учить, чему учить и что вкладывать в подготовку юристов в вузах, является актуальным как для российского образования, так и для многих стран постсоветского пространства.

Первоначальные основы уважения к закону, порядку начинают закладываться в семье и продолжают формироваться в образовательных организациях [3, с. 248]. Правовоспитательный процесс должен соответствовать следующим критериям: целенаправленность, организованность, плановость, системность, результативность [4, с. 205].

Эффективная организация учебного процесса будущего юриста должна строиться таким образом, чтобы учащийся сам активно участвовал в познавательной деятельности, которая бы включала в себя постановку проблемы, поиск нужной информации и выстраивание алгоритма для ее решения [5, с. 441].

На практике возникает проблема, когда требуемый уровень подготовки будущих юристов не совпадает с реальной практической подготовкой, в связи с чем существует, с одной стороны, необходимость создания целостной системы практической деятельности студентов и, с другой – недостаточная скорость развития механизма создания междисциплинарных интеграционных связей. Возникает новая формула: юридическое образование – это сложный процесс подготовки практикующего юриста [6, с. 125].

В целях повышения качества образования и ориентации студентов и молодых специалистов на научную и практическую деятельность в российскую систему образования (в дополнение к традиционным методам и процедурам) активно внедряется метод проектного обучения.

Проектное обучение важно тем, что благодаря данной системе инициируются нестандартные решения. Оно ориентировано на практику и направлено на решение определенных проблем или нужд. Как результат – развитие социальной активности и ответственности участников проекта.

Проектирование как вид деятельности не является принципиально новым методом в обучении, основополагающие начала которого были обозначены еще в начале прошлого столетия.

М. В. Клариным сформулировано понятие проектной технологии. Это комплекс учебно-познавательных приёмов, с помощью которых обучаемые в процессе самостоятельной работы решают определенную проблему с представлением результатов. Проект предполагает активную и самостоятельную работу участников [7].

М. К. Алиев подчеркивает, что проектная работа предполагает определенную цель, реализация которой происходит в соответствии с последовательностью, описанной в методе [8, с. 131].

Использование проектного метода возможно и в процессе прохождения студентами высших учебных заведений практики (учебной или производственной), когда задание выдается для небольших групп. Целью такого метода и является получение в результате сбора материала о каком-то общем продукте на практике.

Проектная деятельность позволяет студенту развить некоторые новые компетенции, так как при групповой работе развиваются коммуникативные навыки. Исследовательские умения приобретаются при поиске и сборе необходимой информации, формулирования гипотез.

Юридическая деятельность, как и проектная, в частности, протекает в системе субъектного взаимодействия. В этой связи повышается потребность юридической деятельности, в том числе и проектной, на высоком уровне коммуникативной компетентности. Основные требования к наивысшему уровню сформированности умений и навыков, в этом случае, будут предъявляться к способности конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации, социально-психологическому взаимодействию, психологической диагностике и самодиагностике в коммуникативно-информационном пространстве. Коммуникативная компетенция юриста является одним из основных компонентов успешной профессиональной деятельности. Умение общаться – это одно из важнейших качеств, которым должен обладать будущий юрист. При этом коммуникативный потенциал, который им будет использован, является основой успешного овладения проектной деятельностью.

Таким образом, в процессе групповой работы над проектом развиваются и совершенствуются коммуникативные умения и навыки общения, расширяются знания о своих коммуникативных способностях и о коммуникативных способностях каждого участника группы, изменяется или корректируется модель общения, восприятие другого партнера по взаимодействию происходит более полно, снижается уровень конфликтности.

По результатам работы над проектом у будущих юристов наблюдается развитие речемыслительной деятельности. Участники проекта демонстрируют умение контролировать свои эмоции, владение информационными технологиями, повышается их коммуникативная толерантность. Все это наиболее эффективно влияет на достижение целей проекта [9, с. 38].

При ускоряющемся экономическом и социальном развитии общества будущие юристы должны уметь гибко реагировать на изменение внешней среды и творчески подходить к решению профессиональных задач.

Таким образом, благодаря проектной деятельности при подготовке будущих юристов становится возможным раскрыть творческие решения и проявить аналитические проектные способности студентов. Проектная деятельность позволяет будущему юристу учиться самостоятельно находить необычные пути разрешения возникающих проблем и принимать оптимальные решения в своей практической деятельности.

 

Список использованных источников

  1. Наролина В. И. Подготовка специалиста к межкультурной коммуникации // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 124–129.
  2. Адаева О. В. Роль правовоспитательной деятельности как общегосударственной задачи во взаимосвязи с патриотическим воспитанием // Modern Science. 2020. № 7-1. С. 95–98.
  3. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры школьников // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248–251.
  4. Адаева О. В. Роль правового воспитания в преодолении деформации правосознания // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 8 (48). С. 203–207.
  5. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Спб : Питер, 2003. 464 с.
  6. Худойкина Т. В., Лысенко В. В. Развитие клинического обучения как важного компонента модернизации юридического образования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 1. С. 124–137.
  7. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М. : Наука, 1997. 153 с.
  8. Алиева М. К. Проектная деятельность в профессиональной подготовке будущих бакалавров по профилю «юриспруденция» // Молодые ученые. 2014. № 5. С. 130–134.
  9. Психологические основы организации и управления проектной деятельностью в сфере юриспруденции : учеб. пособие / О. Е. Беркович, Е. Б. Матрешина, И. А. Киселева, Е. В. Шарунова. Казань : Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2022. 76 с.

 

Kurganov Nikita

student, faculty of Law, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

Adaeva Olga

senior lecturer, Department of legal disciplines, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

THE ROLE OF FORMING PROJECT THINKING IN THE PROCESS OF FUTURE LAWYERS TRAINING

 

Abstract. The article analyses the application of project activity methods in the process of training future lawyers. It is noted that the mechanism for creating interdisciplinary integration links is insufficiently developed. The necessity of forming project thinking is underlined. It is indicated that the implementation of the project approach is an effective tool for improving the efficiency of higher education institutions in the implementation of scientific research. The necessity of creating an integral system of practical activity of students is revealed.

Keywords: project thinking, scientific activity, project activity, legal projects.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022

© Курганов Н.И., 2022

© Адаева О.В., 2022

image_pdfimage_print