СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности контроля и оценки результатов обучения английскому языку, а также современные подходы к методике оценивания учебных достижений. В результате проведенных исследований определены основные методы контроля и важность оценки и развития метапредметных результатов. Также разработан комплекс упражнений, целью которого является оценка коммуникативных навыков школьников старших классов.

Ключевые слова: контроль, компетентностный подход, европейская система оценивания качества знаний, критическое мышление.

УДК: 372.881.111.1
Автор(ы): Канайкина Ирина Семеновна
магистрант, кафедра лингвистики и перевода, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
kanaikinairina@yandex.ru

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Канайкина И. С. Современные методы оценивания результатов обучения английскому языку / И. С. Канайкина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2022. – № 3. – URL: https//srjournal.ru/2022/id371/
image_pdfimage_print

Контроль в процессе обучения иностранному языку является необходимым средством в организации образовательного процесса, соответствующего новым стандартам образовательной деятельности. Контроль предназначен для выявления текущих пробелов, определения степени качества изучаемого языка, а также для составления дальнейшего плана обучения, с учетом выявленных недостатков. 

Для определения форм и средств контроля в образовательном процессе основополагающими факторами будут являться: индивидуальные психологические особенности обучающегося, способности к обучению языкам, а также степень достигнутых знаний, умений и навыков в профессиональной компетенции [1].  

Формы контроля разделяют на индивидуальные, групповые, фронтальные и парные. К функциям контроля относят функцию диагностирования успешного или неуспешного усвоения материла и основные причины данного факта; функция управления, предполагающую контроль знаний, умений и навыков в процессе усвоения образовательной дисциплины, а именно, текущий контроль или дифференцированный зачет; функция коррекции выявленных пробелов в знаниях; обучающая, стимулирующая и мотивационная функции, которые полностью способствуют раскрытию потенциала обучающегося в процессе образовательной деятельности, посредством активизации познавательной деятельности обучающихся с использованием различных методик [1].   

Объектами контроля принято считать ряд компетенций, которые формируются у обучающихся в процессе деятельности в образовательной среде. Для иностранного языка характерно формирование нижеследующих компетенций: языковая, коммуникативная (развитие рецептивных видов деятельности с помощью контрольно-оценочных средств), социокультурная компетенция.

Современный образовательный процесс содержит в себе традиционные методы контроля, такие как: текущий контроль в виде опроса, самостоятельная и контрольная работа, диктант. Наряду с традиционными видами контроля представляют интерес в процессе обучения иностранному языку и нетрадиционные формы контроля знаний. К ним относятся защита проектов, самостоятельная работа обучающихся, урок-отчет знаний, дистанционный контроль, онлайн-тестирование. Данные формы контроля направлены на развитие социокультурной, метапредметной иноязычной компетенции в процессе обучению иностранному языку.

Проблема исследования заключается в том, что современное образование, в данный момент, переориентировано на достижение высоких результатов формируемых компетенций, основанных на приобретение отлаженного практического опыта на основе теоретических знаний.

В процессе нашего исследования были использованы следующие методы: изучение психолого-педагогической литературы и анализ научных подходов по теме исследования, систематизация полученных результатов, обобщение, сравнение, обработка результатов полученных данных.

Компетентностный подход в процессе образования рассматривается как результат эффективной деятельности по направлению обучения. А. Г. Каспржак определяет компетентность как «интегративную характеристику, которая является инструментом описания эффективности усвоения конкретного типа (вида) деятельности» [2, с. 75].

Показатели результата обучения иностранному языку могут оцениваться с помощью европейской системы оценивания качества знаний (Common European Framework of Reference for Languages). В основу данной системы оценивания положены следующие базовые принципы:

  • Принцип объективной оценки результата полученных знаний в рамках языковой и социокультурной направленности.
  • Принцип валидности. Методика и результаты оценивания должны полностью соответствовать поставленным задачам.
  • Принцип измеримости. Наличие базовых критериев для определения поставленного результата [3].

Система Common European Framework of Reference for Languages представляет собой практический инструмент объективной оценки иноязычной компетенции обучающихся, процесс обучения которых состоит из определенных этапов. По мере их освоения проводится текущий контроль на соответствие стандартам образования, согласующихся с данным этапом обучения языку.

Данная система относится к системе международных стандартов, что в последующем может обеспечить успешным обучающимся возможности профессиональной мобильности [3]. Указанные принципы международной системы оценивания результатов иноязычной компетенции должны быть отражены в базовых положениях и учебно-методических пособиях по иностранному языку в общеобразовательных организациях для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Сформированность коммуникативной компетенции – это одно из направлений контроля при обучении языку. Процесс оценки данной компетенции должен быть скорректирован с учетом уровня усвоения материала обучающимися. Для этого необходимо выстраивать процесс оценивания таким образом, чтобы усвоение языка было рассчитано не на доказательство имеющихся знаний, а на повышение качества обучения.

Понятие «компетентность» в качестве общего теоретического понятия было введено в 1975 году Н. Хомским и было ориентировано на развитие теории языка и речи, а в последующем стало применяться в трудах многих российских лингвистов и филологов [4]. В. И. Байденко, Б. Оскарссон говорят о компетентности, как о профессиональной области, деятельность человека в которой должна быть компетентно-ориентированной [5]

В учебниках А. М. Новикова и Д. А. Новиковой понятие компетентности обозначает уровень квалификации и возможности применения навыков профессиональной деятельности [6]. А. В. Хуторской в своих педагогических работах рассматривает понятие компетентности как «проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств» [7, с. 59].

Анализ научной литературы по проблеме понятия «компетенция» отражает основные структурные элементы компетентностного подхода в процессе деятельности, основными признаками которой является применение теоретических знаний в рамках практической деятельности человека для достижения высоких личностных и профессиональных результатов [2].

Оценка сформированности знаний представляет собой развернутую информацию о полноте и качестве усвоенных знаний, приобретенных в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Система оценивания знаний по иностранному языку должна носить комплексный характер и учитывает не только теоретические знания, но и их практическое применение, а также возможность развития метапредметных результатов.

В нашей работе практической частью исследования послужили разработанные задания к фильму Social Dilemma [8], которые несут в себе коммуникативную направленность и оценку интеллектуальных навыков.

Указанные упражнения ориентированы на развитие навыков критического мышления, результатом которого должны стать интерпретация, анализ, оценка и умозаключение, а также объяснение концептуальных и методологических основ рассуждения, которое приводит к конечному результату, а именно приобретение навыков коммуникативной направленности.  

Ученые предлагают множество приемов оценки развития критического мышления. Методы, предложенные С. Н. Мироненко, в настоящем исследовании рассматриваются как ключевые.

Приемы оценки аналитических навыков и навыков критического мышления (Skill in analysis and critical thinking) [9]:

1.Defining Features Matrix (Матрица определения характеристик). Характеристика объекта по признакам. Например, 

Look at the poster. What do you think about it?

What social networking platforms do you use? Why do you use them?

Do you make an effort to limit your screen time? Why or why not?

  1. Оценка навыков синтеза и творческого мышления (Skill in synthesis and creative thinking): Преподаватель предлагает обучающимся посмотреть на кадры из фильма и высказать предположения, о чем будет фрагмент. Таким образом, обучающиеся тренируют навыки синтеза информации, а преподаватель получает представление о степени сформированности этих навыков. Например,

Take a look at the footage from the movie. Try to predict what the fragment of the film will be about.

  1. Role play. Преподаватель предлагает определить позитивные и негативные черты определенной проблемы, побуждая обучающихся к всестороннему анализу учебной ситуации. Полученные результаты дают возможность преподавателю оценить уровень осведомленности обучающихся и, обобщив и огласив результаты, организовать дискуссию. Например,

Choose one task. Work in groups or in pairs.

What do you think Isla’s father said to his daughter? Make up a dialogue between father and Isla. 

Assign the roles and act out a scene from the movie.

You are in a family that has teenagers who use social networks. You have decided to set the rules for the use of smartphones. Play out a dialogue between family members

Процесс контроля в обучении иностранному языку – это проверка достигнутых результатов в период образовательной деятельности. Оценка предметных достижений предполагает пошаговое оценивание на каждом из этапов усвоения разного вида иноязычных компетенций.

Контроль результатов обучения предполагает диагностику пробелов, ориентированность на более глубокое изучение пробелов в знаниях, текущий контроль результатов обучения с использованием разного вида контрольно-оценочных средств, а также оценка мотивации обучающихся в процессе изучения языка.

На современном этапе развития образовательного процесса в рамках подхода развития профессиональной компетентности обучающихся изменились требования к контролю образовательных результатов. Современные требования должны соответствовать принципам объективности, регулярности и обеспечивать дифференцированный подход к объектам контроля.

 

Список использованных источников 

  1. Краевский В. В., Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Изд. центр «Академия», 2017. 255 с.
  2. Каспржак А. Г., Митрофанов К. Г., Поливанова К. Н. Становление ключевых компетентностей и результаты традиционного обучения (размышления по материалам проекта «Модернизация образования: перспективные разработки») // Педагогика развития: Становление компетентности и результаты образования в различных подходах : Материалы 10-й науч.-практ. конф. ; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004. С. 74–88.
  3. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment (CEFR) URL: https://www.coe.int/en/web/common-european-frameworkreference-languag (дата обращения: 30.04.2022).
  4. Каспржак А. Современные тенденции и проблемы в оценке образовательных результатов URL: http://knigi1.dissers.ru/books/library2/1235-1.php (дата обращения: 02.05.2022).
  5. Байденко В. И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : науч.-метод. сборник. М., 2002. С.22–46.
  6. Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. М. : Эгвес, 2010. 208 с.
  7. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
  8. The Social Dilemma // Documentary Area. URL: https://www.documentaryarea.tv/player.php?title=The%20Social%20Dilemma (дата обращения: 02.05.2022).
  9. Мироненко С. Н., Тихонова Л. П., Сиротина Н. П. Оценка сформированности критического мышления у обучающихся в общеобразовательной школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 1 (94). С. 185–196.

Kanaikina Irina

Master’s student, Department Linguistic and Translating, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Saransk.

MODERN METHODS OF EVALUATING THE RESULTS OF TEACHING ENGLISH

Abstract: The article discusses the features of monitoring and evaluating the results of teaching English and modern approaches to the methodology of evaluating educational achievements. As a result of the conducted research, the main methods of control and the importance of evaluating and developing meta-subject results are determined. A set of exercises has also been developed, the purpose of which is to assess the communication skills of high school students.

Keywords: control, competence approach, Common European Framework of Reference for Languages, critical thinking.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022

© Канайкина И.С., 2022

image_pdfimage_print