ПРОБЛЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация: Одной из важнейших государственных задач является формирование ценностно-правовой ориентации граждан, воспитание уважения к праву как к важнейшему атрибуту существования и функционирования государства. В статье рассматриваются основные проблемы, оказывающие воздействие на процесс правового воспитания, анализируются причины возникновения данных проблем, а также описываются их теоретические пути решения.

Ключевые слова: государство, право, правовое воспитание, правосознание, правовая культура.

УДК: 340.114.5
Автор(ы): Ревин Владимир Викторович
студент, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
vladimir.revin36@yandex.ru
Адаева Ольга Викторовна
старший преподаватель, кафедра правовых дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
adaeva.mgu@mail.ru

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Ревин В. В. Проблемы и реализация правовоспитательной деятельности государства / В. В. Ревин, О. В. Адаева. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2022. – № 3. – URL: https//srjournal.ru/2022/id368/
image_pdfimage_print

Исследование выполнено в рамках научного проекта г/б 15-22

 

Воспитание – это длительный и сложный процесс, складывающийся в результате приобщения к культуре, передаче опыта, знаний, накопленных человечеством, через который проходит каждый из нас. Именно благодаря воспитанию можно сформировать представление индивида о правильном поведении, «хороших» и «плохих» поступках. В этом и состоит ключевое соответствие социального и правового воспитания, связанных не одной лишь природой существования, а ещё и назначением [1].

Стоит сказать, что правовое воспитание является органичной частью социального воспитания и реально существует в неразрывном единстве с воспитанием нравственным, политическим, эстетическим. Необходимо уделять значительное внимание образованию граждан – всестороннему и полному. Именно это является залогом успешного решения проблемы, упомянутой ранее [2].

Условия, тем или иным образом влияющие на процесс правового воспитания, достаточно разнообразны. К ним относятся: правовая культура, правовое сознание, правовая осведомленность граждан, уровень жизни населения, социальное воспитание [3]. В его структуру входят: семейное воспитание, доступность образования, степень приобщения к нормам, установленным в обществе, национальным идеям, традициям, идеологии, религии. При этом важно понимать, что процесс не должен быть изолирован, так как лишь в совокупности эти условия приведут к достижению необходимого уровня правового воспитания [4].

На сегодняшний день государство испытывает ряд сложностей в реализации процесса правового воспитания. Так, И. А. Крыгина выделяет некоторые проблемы данного процесса:

  1. противоречия в содержании правовой жизни (с одной стороны, стремление соответствовать международным стандартам в правовом обеспечении социально-политической сферы, а с другой – плачевное состояние национальной правовой системы);
  2. обострение проблем жизненно важного плана (экономического выживания);
  3. разрушение методологической и практической основы теоретических исследований в данном направлении;
  4. отсутствие правового обеспечения и механизма реализации правовоспитательной деятельности;
  5. недостаток профессионального образования [5].

К ним же предлагаем отнести классификацию проблем, которую приводит Ю. В. Красильникова:

  1. кризис общей культуры России (основной частью которой является правовая культура), правовой нигилизм и другие негативные особенности правового менталитета;
  2. недостатки правовой культуры представителей законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти, подрывающих их авторитет у населения;
  3. духовное обнищание большой массы людей, снижение действенности моральных регуляторов [6].

Таким образом, мы рассмотрели ключевые проблемы процесса правового воспитания. Далее предлагаем рассмотреть теоретические пути решения данных вопросов. Отдельно стоит отметить, что решение вышеперечисленных проблем должно быть комплексным, то есть оказывать всестороннее влияние на правовоспитательный процесс.

Итак, в рамках нивелирования вышеуказанных проблем необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет формирование высокого уровня правовой культуры, правового сознания и правовой осведомленности граждан. Для оптимизации процесса считаем необходимым внедрение нескольких этапов.

Первый этап можно обозначить как подготовительный. Для начала стоит провести реструктуризацию правотворческой деятельности. Общеизвестен тот факт, что качество нормативных актов прямо пропорционально эффективности их действия [7], а также, безусловно, при условии их соответствия нормам, установленным в обществе. В настоящее время российской законодательной базе присуще отсутствие какой бы то ни было стабильности, относительно слабая поддержка со стороны науки процесса нормотворчества и, как следствие, низкий уровень качества издаваемых законов. Таким образом, предложенная мера позволит нейтрализовать проблемы, обозначенные выше.

В рамках первого этапа следует провести и реструктуризацию деятельности уже по применению правовых норм. Правоприменительная деятельность органов государственной власти – обязательное условие формирование правосознания граждан. Перегруженность документооборотом, переизбыток формализма и последовательная реализация принципа неотвратимости наказания приводят к последовательному формированию стойких антиправовых установок граждан.

Следует отметить, что данные меры подразумевают серьезные структурные изменения. Более того, методология реализации предложенных мер является темой отдельного научного исследования.

На втором этапе следует разработка и внедрение комплексных мер по достижению необходимого уровня правовой культуры. На данном этапе важно разделить зоны воздействия по возрастным группам. Данный подход обуславливается разными источниками получения информации у разных возрастных групп, а также их степенью воздействия на возрастные группы.

1 возрастная группа (от 6 до 24 лет). К данному возрастному промежутку относятся все обучающиеся в школах, ВУЗах, техникумах и т.д.

2 возрастная группа (от 25 до 60 лет). К данному возрастному промежутку относится преимущественно все занятое население в РФ.

3 возрастная группа (от 60 лет и старше). К данному возрастному промежутку относятся пенсионеры.

Меры воздействия по 1 возрастной группе

Для обучающихся необходимо выделить дополнительные часы в учебной сетке для дисциплины «Право». Данная дисциплина должна быть разработана прежде всего в рамках практического подхода, то есть на них должны разбираться конкретные ситуации, с которыми сталкивается каждый гражданин России. Более того, для успешной реализации предложенной меры необходимо использовать информационные технологии с целью заинтересовать молодежь. Для реализации данной меры необходимо: разработать программу дисциплины, а также провести обучение педагогов новой программе. Распространить практику кейс-чемпионатов по теме «правовая культура». Кейс-чемпионат как способ повышения компетенций широко распространена среди студентов ВУЗов (Changellenge CUP, E&Y adventure cup и т.д.). Однако данный метод можно распространить и на обучающихся в школах, колледжах и техникумах. Так, решая ситуационную задачу, ученик (студент) анализирует достаточно объемный поток информации, что, несомненно, будет способствовать развитию правовой культуры. Для привлечения обучающихся в школах к участию в кейс-чемпионатах возможно в рамках приза победителям установить дополнительные баллы к ЕГЭ. Для студентов бакалавриата вводятся дополнительные баллы к поступлению в магистратуру. Разработку ситуационных задач для кейс-чемпионата целесообразнее всего поручить самым известным российским вузам. Внедрить институт наставничества. Данная мера больше направлена на формирование правового сознания. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуется программа «Наставники России» с филиалами в каждом регионе. Возможно создать институт наставничества на основе данной программы.

Меры воздействия по 2-ой возрастной группе заключаются в том, чтобы, во-первых, создать тренд на самообразование. Государство имеет возможность разработать план мероприятий по созданию тренда на «правовую культуру». В рамках данных мероприятий можно проводить различные мастер-классы, конференции и т.д. Создать массовые программы повышения квалификации. В рамках программ повышения уровня квалификации возможно сделать акцент на правовую составляющую. Таким образом, нарабатывая компетенции в своей области специализации, работник будет повышать уровень правовой культуры.

Меры воздействия по 3-ей возрастной группе

На базе средств СМИ создать цикл телевизионных передач, посвященных проблемам в отрасли права. Данная мера позволит повысить заинтересованность граждан в области правового самосознания. Способствовать созданию общественных организаций, которые будут отвечать за повышение правового самосознания граждан.

Итак, мы рассмотрели основные меры воздействия по каждой возрастной группе. Считаем, что данные меры в своей совокупности будут способствовать нейтрализации правового нигилизма как явления, а также значительно повысят уровень правовой культуры и правового самосознания.

 

Список использованных источников

  1. Худойкина Т. В. Формирование правовой культуры // Социально-политические науки. 2016. № 4. С. 248–251.
  2. Адаева О. В. Правовое воспитание как способ профилактики юридических конфликтов // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 7. С. 35–39.
  3. Адаева О. В. Организация правового воспитания в общеобразовательных учреждениях // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 4. С. 107–110.
  4. Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления: автореф. дис. …канд. юрид. наук : специальность 12.00.01. [Сарат. гос. акад. права]. Саратов. 2007. 31 с.
  5. Крыгина И. А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном российском обществе : автореф. дис. …канд. юрид. наук : специальность 12.00.01. Ростов н/Д, 1999. 27 с.
  6. Красильникова Ю. В. Анализ современного состояния правосознания российского общества // Власть. 2010. № 7. С. 119–124.
  7. Худойкина Т. В., Лукьянов А. А. Качество закона: коррупциогенные факторы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4-2. С. 193–196.

 

Revin Vladimir

student, faculty of Law, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

Adaeva Olga

senior lecturer, Department of legal disciplines, National Research N. P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

PROBLEMS AND IMPLEMENTATION OF LEGAL BREEDING ACTIVITIES OF THE STATE

 Abstract. One of the most important state tasks is the formation of the value-legal orientation of citizens, the education of respect for the law as the most important attribute of the existence and functioning of the state. The article analyzes the main problems that influence the process of legal breeding, analyzes the causes of these problems, and also describes their theoretical solutions.

Keywords: state, law, legal breeding, legal mentality, legal culture.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022

© Ревин В.В., 2022

© Адаева О.В., 2022

image_pdfimage_print