PR В ТУРИЗМЕ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности проведения мероприятий PR в туризме. Показаны направления PR-деятельности в индустрии туризма, особенности проведения PR-кампании в таких странах, как Турция, Кипр. Проанализирован комплекс PR-направлений, который должны применять туристские предприятия для налаживания связей с общественностью.

Ключевые слова: туризм, PR-кампания, PR-акция, связи с общественностью, дестинация, инструменты PR, репутация, реклама, пропаганда, эффективность.


УДК: 338.48:366.63
Автор(ы): Калабкина Ирина Михайловна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра туризма, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
i.m.kalabkina@yandex.ru

Борисова Ксения Артемовна
студентка, направление подготовки «Туризм»,географический факультет,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
borisovakseniya39@icloud.com

Щербинкина Мария Сергеевна
студентка, направление подготовки «Туризм»,географический факультет,Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
marya.sherbinckina@yandex.ru


Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Калабкина И. М. PR в туризме / И. М. Калабкина, К. А. Борисова, М. С. Щербинкина – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2022. – № 2. – URL: https//srjournal.ru/2022/id358/

image_pdfimage_print

В последние годы многие регионы свое развитие связывают с туризмом. Индустрия туризма – это сектор экономики, целью которого является удовлетворение спроса на туристские услуги. Признавая очевидную социально-экономическую и политическую значимость развития туристического бизнеса в числе первоочередных и приоритетных задач в рамках государственной политики, предусматривается создание и поддержание условий для увеличения внутреннего туризма [1, с. 114].

Туризм имеет много средств и инструментов для своего продвижения – реклама, личные продажи, выставочная деятельность, PR-кампания.

PR в туризме представляет собой спланированный и продолжительный комплекс мер, направленных на формирование благоприятных отношений между турфирмой и общественностью. К общественности относят клиентов, стратегических партнеров, конкурентов и средства массовой информации.

Определений PR существует много, но во всех можно выделить одну общую базу – на деятельность любого предприятия значительное влияние оказывает общественное мнение.

Реагируя на общественность, фирма учитывает поведение третьей стороны и осуществляет соответствующие мероприятия. Достижение взаимовыгодных отношений между всеми связанными с организацией группами общественности и является основной миссией PR.

Для туризма эти связи имеют большое значение.Это обусловлено такими причинами как:

— на данном рынке много однотипных предложений, среди которых необходимо выделиться,

— так как туристскую услугу невозможно оценить до ее приобретения, большую роль играет репутация турфирмы, как гаранта надежности и уверенности. И это является самым важным.

PR в туризме можно разделить на два направления: PR в дестинациях, как деятельность по привлечению туристов, и PR в турфирмах для формирования клиентской базы.

Традиционно посещаемые страны, такие как Франция, Италия, ограничиваются прямой рекламой. Наибольший интерес с точки зрения анализа деятельности связей с общественностью представляют страны, экономика которых зависит от туризма, с одной стороны, и имеющие нестабильную репутацию. В эту группу относят Турцию, Египет, Кипр. Именно эти страны кроме рекламы заинтересованы в проведении различных PR-кампаний. Чаще всего эти государства для привлечения внимания используют статьи в газетах и журналах, задействуют специальные программы на телевидении. Например, интересен опыт Турции. Когда у некоторой целевой аудитории стал формироваться негативный образ «опасной, нецивилизованной» Турции, PR-агентство “Capitoline/MS&L” по заказу Турецкого управления по туризму сформировало целую систему мер по пропаганде этой дестинации. Был налажен контакт со всеми средствами массовой информации, выпущен документальный фильм о достопримечательностях Турции, запущен образовательно-развлекательный радио-тур, по окончании которого, раздавались призы и подарки. В рамках этой акции открылось бюро новостей турецкого туризма, которое регулярно распространяло пресс-релизы, новости, фотографии. Результат этой PR-акции – увеличение положительных отзывов почти на пятьдесят процентов. В настоящее время Турцию воспринимают не как пляжную дестинацию, а как страну с богатым историческим и культурным прошлым [2].

Похожая по климатическим историческим и визовым формальностям с Турцией дестинация – Кипр. Страна также вынуждена была на определенном этапе обратиться к инструментам PR. Военно-политические события сильно повредили туристской индустрии этого региона. В последнее время Кипр не упоминают в средствах массовой информации в разделе «Политика». Главный слоган Кипра – это «остров Афродиты». СМИ этого государства создают образ спокойной, гостеприимной, стабильной страны с богатым прошлым, мягким климатом, комфортной инфраструктурой.

Таким образом, многие туристские дестинации в рамках PR-акций для привлечения потенциальных клиентов широко применяют выпуск различных информационных материалов, буклетов, организуют рекламные поездки и для блогеров, сотрудников компаний, туристов. Цель такой поездки – создать хорошее впечатление у общественности. Положительный результат дает организация на такой территории крупного мероприятия: выставки, освещения культурно-исторического события прошлого, фестиваля, карнавала.

Второй аспект PR-акций в туризме – деятельность туристских предприятий по привлечению клиентов.

Считается, что первым распространителям PR в туризме является Р. Крок, который вместе с братьями Макдональдами открыли сеть ресторанов «McDonald». Крок правильно оценил важность развития связей с общественностью; понял, что эффективнее рекламы действует благожелательное упоминание о фирме в прессе. Поэтому «McDonald» часто участвовал в благотворительных акциях, о которых упоминали местные газеты. В результате у ресторана создалась хорошая репутация, и это сказалось на потоке клиентов [3, с. 18].

Можно сказать, что в России большинство туристских фирм предлагают стандартные направления, которые зачастую представлены в назойливой рекламе. По мере того, как эффективность рекламы начала снижаться у турпредприятий появилась потребность в новых средствах привлечения клиентуры. Признание важности общественного мнения пришла не сразу. В настоящее время только крупные туристские компании осуществляют весь комплекс PR-акций. Большинство фирм используют лишь определенные меры в этом направлении.

Базовые направления в этой области следующие:

– сотрудничество со средствами массовой информации, особенно освещающими туристскую деятельность, такими как журнал «Горячая линия туризма», где проводятся различные опросы, рейтинги турфирм, описываются все инновации в турбизнесе, проводятся конкурсы на «самую смешную фотографию», «самое оригинальное название» и др. Положительный или отрицательный образ, сформированный в этом издании, мгновенно влияет на репутацию фирмы и на приток или отток клиентов. Также для турфирмы важным средством привлечения внимания является участие в телепередачах, таких, как «Непутевые заметки», «Орел и решка» и другие;

– спонсорская помощь и благотворительность – один из действенных способов привлечения внимания к своей деятельности. Благотворительность, участие в показе мод, в спортивных соревнованиях повышает авторитет предприятия. Большой эффект может оказать фраза в конце любого мероприятия: «Благодарим данную турфирму за помощь в организации проведения съемок»;

– проведение семинаров – это встречи в неформальной обстановке представителей турфирмы с заинтересованными сторонами, клиентами, посредниками. Представители компании разъясняют вопросы, связанные таможенным, визовым оформлением при поездках в том или ином зарубежном направления. В конце раздаются буклеты и другие информационные материалы. В ходе таких встреч приглашенные могут убедиться в профессионализме и новаторстве сотрудников.

Проведение семинаров можно осуществлять как на регулярной основе, так и периодически:

– осуществление ознакомительных поездок для сотрудников турфирм позволяет турменеджерам оценить сервис, достопримечательности, гостеприимство дестинации. Турагенты, побывавшие в таких поездах смогут достовернее донести всю необходимую информацию до клиента;

– презентации какого-либо нового туристского направления, нового тура, направления работы, новой корпоративной команды или руководителя, нового офиса. Это важное и актуальное для прессы мероприятие, которое может получить хороший резонанс и привлечь внимание общественности при правильной организации;

– корпоративное мероприятие, в котором могут участвовать все члены коллектива. Поводом для его проведения может быть подведение итогов года, празднование юбилея фирмы, дня туризма. Подобные мероприятия могут вызвать интерес прессы, общественности, интернет-сообщества, клиентов, посредников;

– участие турфирмы в туристских выставках – эта акция уже долгое время считается самой действенным инструментом PR.

Таким образом, владение PR-технологиями становится профессионально важным качеством туристского менеджера, так как связи с общественностью обеспечивают улучшение взаимоотношений между фирмой и общественностью, фирмой и деловыми партнерами,а также внутри своего коллектива.

 

Список использованных источников

 

1.Имяреков С.М., Калабкина И.М., Куркина Н.Р. Менеджмент-маркетинг современного туризма в России и Республике Мордовия: состояние и перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. №7. С. 111–117.

  1. Балахонская Л. В., Ма Дэцян. Мировой опыт применения коммуникационных стратегий и PR-технологий в туризме // Молодой ученый. 2020. № 19 (309). С. 264–266. URL: https://moluch.ru/archive/309/69670/ (дата обращения: 13.02.2022).

3.Сарафанова Е.В., Янук А.В.Маркетинг в туризме : учеб. пособие. М. : Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. 240 с.

 

 

Kalabkina Irina

PhD in Economics, Associate Professor, Department Tourism, N. P. Ogarev National Research Mordovia State University, Saransk

Borisova Ksenia

student, field of training Tourism, faculty of Geography, N. P. Ogarev National Research Mordovia State University, Saransk

Shcherbinina Maria

student, field of training Tourism, faculty of Geography, N. P. Ogarev National Research Mordovia State University, Saransk

 

PR IN TOURIZM

 

Abstract. The article considers the features of PR events in tourism.It shows the directions of PR activities in the tourism industry, the peculiarities of conducting a PR campaign in countries such as Turkey, Cyprus.The complex of PR-directions is analyzed, which is recommended to be used in tourist enterprises to establish public relations.

 

Keywords: tourism, PR campaign, PR event, public relations, destination, PR tools, reputation, advertising, propaganda, efficiency.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022

© Калабкина И.М., 2022

© Борисова К.А., 2022

© Щербинкина М.С., 2022

image_pdfimage_print