ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению использования проблемной ситуации как средства формирования социолингвистический компетенции обучающихся на среднем этапе обучения английскому языку. Согласно образовательному стандарту, этот процесс предполагает формирование у обучающихся умения отображать средствами языка видение мира, образа жизни и мышления, особенности культуры народа, чей язык изучается, умения высказываться на определенные темы (музыка, фильмы и т.д.); осознавать отражение в языке особенностей культуры определенного народа, умение общаться с учетом этих особенностей с представителями различных культур.

Ключевые слова: социолингвистическая компетенция, проблемная ситуация, проблемное обучение, обучение на среднем этапе.

УДК: 372.881.111.1-057.87
Автор(ы): Борисова Оксана Юрьевна
магистрант, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
oksana.sidorov2016@yandex.r
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Борисова О. Ю. Проблемная ситуация как средство формирования социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе / О. Ю. Борисова. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 6. – URL: https//srjournal.ru/2021/id342/




image_pdfimage_print

Современную систему образования можно описать как постоянно меняющуюся и развивающуюся. Изменения пронизывают все аспекты системы и отражают в себе социальный заказ общества. Так, в настоящее время в связи с расширением международных связей растет необходимость в обучении иностранному языку в общеобразовательных организациях как реальному средству межкультурного общения. Иными словами, у обучающихся в процессе обучения должна формироваться готовность и способность использовать язык, который он изучает, в качестве средства общения. Реализация данной цели способствует формированию у обучающихся социолингвистической компетенции.

Обозначенные положения в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) о том, что у обучающихся должны быть сформированы умения отображать средствами языка видение мира, образа жизни и мышления, особенности культуры определенного народа, умение высказываться на определенные темы (музыка, фильмы и т.д.); осознавать отражение в языке особенностей культуры определенного народа, умение общаться с учетом этих особенностей с представителями различных культур [8] также обозначают важную роль социолингвистической компетенции на уроке иностранного языка.

Цель данной статьи состоит в рассмотрении проблемных ситуаций как средства формирования социолингвистической компетенции обучающихся на среднем этапе обучения английскому языку.

Рассмотрим сначала сущность вышеуказанной компетенции. Согласно мнению М. Ф. Овчинниковой, суть социолингвистической компетенции заключается в способности языковой личности строить свою речь на основе социокультурных и социальных правил изучаемого языка, норм и специфических черт культуры носителей этого языка, правил проведения дискурса, осмысления социальных ролей собеседников в рамках их коммуникативного взаимодействия и т.д. [6, с. 9–10].

Целесообразно рассмотреть социолингвистическую компетенцию и в рамках Общеевропейских компетенций владения иностранными языками (Common European Framework of Reference for Languages). Анализ текста документа позволил выделить такие составляющие элементы описываемой компетенции, как лингвистические маркеры социальных отношений, нормы вежливости, принятые в лингвокультурном сообществе, различные регистры общения, а также диалекты и акцент [9, c. 136]. Можно сказать, что степень овладения знаниями об этих элементах и умениями использовать некоторые из них в речи является в общем показателем овладения социолингвистической компетенции. Важно отметить, что для каждого уровня владения иностранным языком существуют свои критерии оценки сформированности данной компетенции. 

Социолингвистическая компетенция – понятие достаточно сложное и многоаспектное. С одной стороны, принято говорить о расширении у обучающихся знаний о специфике страны изучаемого языка в области социального устройства (или особенностях организации жизни общества) и культурного своеобразия. С другой стороны, акцент делается на умение обучающихся правильно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты с опорой на имеющиеся у них ценностные ориентации. Не менее важное значение имеют увеличение объема лингвострановедческих и страноведческих знаний, развитие и совершенствование практических навыков и умений за счет приобщения к новой тематике и проблематике речевого общения. При этом знания о стране изучаемого языка включают достаточно широкие представления о ее культуре, сведения об исторических и современных реалиях, а также о выдающихся общественных деятелях. Помимо фактических знаний необходимо также особо подчеркнуть умение обучающегося определить место страны изучаемого языка в мировом обществе и мировой культуре, критически оценивать ее взаимоотношения со своей родной страной. Наконец, социокультурная компетенция непосредственно связана с расширением объема лингвострановедческих знаний, умений и навыков, которые базируются на адекватном и корректном использовании языковых средств, правил речевого и неречевого поведения. Последние должны соответствовать сфере, месту и целям общения,а также социальному статусу партнера. Без учета всех этих факторов коммуникация вряд ли будет эффективной.

Как известно из психологии, каждый возрастной период является благоприятным для формирования определенных качеств, характеристик и новообразований. Особенности возрастных периодов важно учитывать и при обучении иностранным языкам. М. В. Гамезо отмечает, что наиболее эффективно социолингвистическая компетенция развивается на среднем этапе обучения. Этому способствуют психические новообразования школьников этого возраста. Отмечается развитие абстрактного и обобщающего мышления, изменение социальной позиции ученика и с этим и роли учения для него, становление культуры речи. Средний этап характеризуется также активным коммуникативным развитием и сменой мотивов учения, получающих личностный смысл [1, с. 233].

Существует одна важная особенность учебного предмета «Иностранный язык», которая заключается в том, что язык приходится изучать в искусственно созданной среде. На наш взгляд, это может негативно влиять на процесс овладения обучающимися изучаемым иностранным языком. Этим и объясняется важность формирования социолингвистической компетенции, поскольку оно направлено на обучение языку в условиях приближенным к условиям реальной языковой среды [2, с. 9]. А содержание самого процесса формирования социолингвистической компетенции представляет собой сложное и динамическое образование, которое связанно со всем процессом обучения в школе [2, с. 10].

С учетом вышесказанного отметим, что социолингвистическая компетенция имеет результатом формирование готовности обучающихся пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного общения с учетом всех норм языка и социокультурных особенностей страны изучаемого языка.

Проанализировав материалы, связанные с социолингвистической компетенцией и проблемным обучением, можно сказать, что многие вопросы остались без ответа и присутствует некая недосказанность. На данном этапе нужно рассмотреть проблемное обучение через призму практического опыта.

Результатом использования проблемного метода в процессе обучения является всестороннее развитие познавательных возможностей обучающихся. При этом параллельно формируются их творческая активность и самостоятельность, что считается крайне важным для становления полноценной личности. С. У. Гончаренко, к примеру, отмечает, что проблемное обучение наиболее полно отвечает задачам развития творческого мышления, поскольку «суть проблемного обучения как раз и заключается в поисковой деятельности обучающихся» [3, с. 271].

Такой критерий, как проблемность, признается методистами ведущим средством активизации обучения. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся реализуется посредством постановки проблемных вопросов, проблемных познавательных или исследовательских задач. Подобная организация учебного процесса вызывает напряжение интеллектуальных сил обучающегося и характеризуется наличием «проблемной ситуации». Проблемной считается такая ситуация, овладение которой невозможно без поиска новых знаний, новых способов действия и их применения [3, с. 271]. В такой ситуации принято выделять две стороны: объективную и субъективную. Первая сторона (объективная) отражает противоречие между преодолеваемой сложностью и недостатком средств, которые есть для ее преодоления, а вторая сторона (субъективная) − осознание это противоречия. Этим двум сторонам соответствует проблемная задача, которую вызывает в сознании обучающегося особое психическое состояние, характеризующееся появлением потребности в приобретении новых знаний или новых способов действий [4].

Итак, проблемная ситуация – это ситуация, которая возникает в результате организации педагогом взаимодействия обучающегося с объектом познания, благодаря чему выявляется познавательное противоречие между имеющимся опытом учеников, уровнем их знаний и объектом познания, которое надо устранить, решив противоречие. Главная задача педагога заключается в побуждении ученика к творческому поиску: помощь в понимании сущности проблемы и путей ее решения. Учитель может создать проблемную ситуацию, задавая определенные вопросы или демонстрируя некоторые противоречивые явления в процессе практической работы обучающихся. Так, выделяют следующие пути создания проблемных ситуаций [5; 7]: побуждение к объяснению явлений, фактов, их внешнего несоответствия и противоречивости; побуждение к выбору правильного ответа и его обоснование; переход от единичных фактов к обобщениям; сопоставление противоречивых фактов, явлений; разрешение противоречий между способом решения задачи, которое возможно теоретически, но с практической точки зрения оказывается неосуществимым.

Ценность проблемных ситуаций заключается в том, что они стимулируют сознательную, творческую и поисковую деятельность обучающихся. Это в свою очередь повышает потенциал самого процесса обучения в целом. В процессе формирования социолингвистической компетенции на основе использования проблемных ситуаций значительную роль играет социокультурный речевой материал, который участвует в воспитании ребенка. Так, можно научить ребенка формам приветствия, благодарности, просьб, извинения и т.д.

Важно также отметить, что проблемные ситуации предъявляются в форме проблемных задач. Они бывают познавательно-лингвистическими (наглядность, кроссворды и т.д.), познавательно-коммуникативными (моделирование ситуаций из жизни) и духовно-познавательными (решение проблем, относящихся к внутреннему миру ученика).

Приведем в качестве примера несколько заданий для формирования социолингвистической компетенции у обучающихся среднего этапа с использованием проблемных ситуаций на уроке иностранного языка.

1) Вы приехали в Лондон и остановились в отеле. На ужин вы хотите посетить ближайшее кафе. Спросите у прохожих, где оно располагается.

Задание предполагает поиск обучающимися соответствующих данной ситуации форм обращений, форм вежливости и языковых средств. Также они самостоятельно могут выбрать и отель, и название кафе.

Это задание можно и дополнить, представив несколько локаций – Лондон и Нью-Йорк. Таким образом, обучающиеся также смогут познакомиться с некоторыми социолингвистическими особенностями английского языка в двух англоговорящих странах.

2) Прочитайте текст. Выразите свое мнение по ситуации, описанной в нем.

При этом обучающимся можно предложить, например, короткий текст об особенностях молодежного сленга в Великобритании или США. Задание предполагает обмен мнениями с использованием адекватных ситуации общения социолингвистических средств. Также при этом пополняются социокультурные знания обучающихся.

3) Посмотрите на картинки. Какие ситуации они описывают? Подберите пословицы и поговорки, которые, по-вашему мнению, подходят к ним.

Так, перед обучающимися ставится проблема, решение которой предполагает поиск необходимой информации и ее обработку. При этом целесообразнее использовать групповую форму работы.

Предлагаемые обучающимся картинки могут описывать различные ситуации или явления из жизни. Например, опоздание, ссору, лень и т.д. 

4) Представьте, что вы открыли агентство по организации экскурсий. Разработайте маршрут и представьте его.

При этом обучающимся предлагается самостоятельно выбрать и страну, и город. Работа должна проводиться в группах. Важной особенностью является то, что после представления обучающимся нужно высказать свое мнение и выбрать наиболее интересный маршрут. В ходе этой работы им нужно использовать речевые средства, корректные в корректные данной ситуации общения.

Таким образом, представленные задания направлены на формирование у обучающихся социолингвистической компетенции, являющейся составной частью социокультурной компетенции. Проблемные ситуации при этом выражены в возникающих у обучающихся противоречиях между актуальным и необходимым уровнем знаний и умений для решения поставленной задачи.

Требования к процессу обучения иностранному языку, отраженные в ФГОС, определяют и цели обучения в школе. Такими целями выступают также общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, которое в конечном счете и выражается в формировании ключевой компетенции иноязычного обучения – коммуникативной компетенции в целом, а также такой ее составляющей как социолингвистическая компетенция.

Итак, одной из важнейших задач современного иноязычного образования является формирование у обучающихся социолингвистической компетенции. Сформированность данной компетенции предполагает адекватное использование лингвистических и экстралингвистических знаний и практических умений, соответствующих ситуации общения. Осведомленность об особенностях социального поведения партнера по коммуникации, владение нормами речевого этикета, понимание культурных различий представителей разных лингвокультурных сообществ способствуют эффективному общению, реализации прагматических установок коммуникантов, снижению уровня непонимания или неправильного понимания.

 

Список использованных источников

  1. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
  2. Воробьева И. А. Формирование социокультурной компетенции обучающихся старших классов средствами иностранного языка : автореф. дис…. канд. пед. наук / Академия педагогических наук Украины. Киев, 2003. 20 с.
  3. Гончаренко С. У. Педагогический словарь. М. : Просвещение, 1997. 374 с.
  4. Клещева И. В. Организация проблемного обучения студентов при освоении образовательной программы // Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 205–214.
  5. Мурадов А. А. Проблемный метод обучения на уроках материаловедения // Проблемы науки. 2017. № 7 (20). С.76–78.
  6. Овчинникова М. Ф. Методика формирования социолингвистической компетенции учащихся общеобразовательной школы (английский язык, филологический профиль) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2008. 24 с.
  7. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 148–157.
  8. ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.10.2021).
  9. Common European Framework of Reference for Languages: learning, teaching, assessment [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (дата обращения: 30.10.2021.

 

Borisova Oksana

master student, faculty of foreign languages, M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Saransk

 

PROBLEM SITUATION AS A MEANS OF FORMATION OF SOCIOLINGUISTIC COMPETENCE OF STUDENTS AT MIDDLE STAGE

 Abstract: The article is aimed to consider the use of a problem-based situation as a means of forming students’ sociolinguistic competence at the middle stage of learning English. According to the Federal State Educational Standard, this process involves the formation of students’ ability to display the vision of the world, lifestyle and thinking, the culture of the people whose language is studied, the ability to speak on certain topics (music, films, etc.); to be aware of the reflection in the language of the peculiarities of the culture of a certain people, the ability to communicate with representatives of different cultures taking into account these characteristics.

Keywords: sociolinguistic competence, problem-based situation, problem-based education, middle-level education.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Борисова О.Ю., 2021

image_pdfimage_print