ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

Аннотация: В статье анализируются действующие нормативно-правовые акты,регулирующие федеральную гражданскую службу в аппаратах судов.Авторы обосновывают целесообразность дальнейшей унификации законодательства о гражданской службе в органах судебной власти.

Ключевые слова: гражданская служба, аппарат суда, федеральные гражданские служащие, правовая регламентация, унификация законодательства.

УДК: 342.56: 347.97 (470+571)
Автор(ы): Ларькина Анна Петровна
кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва», г. Саранск
larkina.anna@mail.ru
Тумайкина Анастасия Михайловна
магистрант, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
nastya1097kazakova@mail.ru

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Ларькина А. П. Правовая регламентация федеральной гражданской службы в органах судебной власти России / А. П. Ларькина, А. М. Тумайкина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 6. – URL: https//srjournal.ru/2021/id341/



image_pdfimage_print

Государственная гражданская служба представлена во всех органах государственной власти Российской Федерации. Как известно, каждый государственный орган осуществляет специфический круг задач и функций, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Конкретные задачи и функции возложены на органы судебной власти. Несмотря на то, что гражданские служащие аппаратов судов непосредственно не осуществляют функцию правосудия, они задействованы в общем процессе по осуществлению правосудия судьями. Исходя из этого, деятельности гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в судебных органах, присущи соответствующие особенности. Они обусловлены спецификой обеспечения осуществляемых судами государственных полномочий.

Государственная служба сотрудников аппаратов органов судебной власти регулируется целым рядом нормативных правовых актов. Согласно ст. 32 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [1], сотрудники аппаратов федеральных судов имеют статус государственных служащих. Порядок поступления на государственную гражданскую службу, ее прохождения и прекращения регламентирован Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. Замещение должности государственной гражданской службы осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [3]. Перечень должностей установлен в разделе 14 «Перечень должностей в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции» Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы [4].

Вопросами организации прохождения государственной гражданской службы сотрудниками аппаратов федеральных судов занимается Судебный департамент. В частности, к его задачам относится создание нормативно-правовой базы для реализации законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе. Также данный орган обеспечивает единообразное применение в федеральных судах общей юрисдикции нормативно-правовых актов, регламентирующих прохождение гражданской службы.

Вообще существует мнение, что «нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы в судах Российской Федерации на уровне федерального законодательства является достаточно объемным и подробным» [5, с. 254]. Вряд ли согласны с такой оценкой сами органы судебной власти, иначе бы не стали инициировать выделение судебной службы в самостоятельный вид государственной службы. Суды достаточно давно призывают обратить внимание на разнообразие общественных отношений и особенности осуществляемой деятельности государственными служащими в указанных органах власти. В частности, на проблемные вопросы, которые возникают в процессе организации гражданской службы в судах общей юрисдикции и Судебном департаменте.       

Особенно активизировалась такое движение в 2014 г, когда приступили к подготовке законопроектов, направленных на решение актуальных проблем организации гражданской службы аппаратах судов. В феврале 2017 года проект Федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации» был внесен в парламент страны. В пояснительной записке к проекту Закона было указано, что особый статус судебной власти выражается в том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. При этом в понятие «суд» включаются не только судьи, но и государственные служащие, образующие аппарат суда, обеспечивающий надлежащее рассмотрение дел на всех уровнях, начиная от мировых судей и заканчивая Верховным Судом Российской Федерации. В пояснительной записке особо подчеркнуто, что именно аппарат суда представляет собой определенный механизм обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия, является гарантией независимости суда и самостоятельности судебной власти.

Надо признать, что внесенный в Государственную Думу законопроект предусматривает значительные изменения в правовом положении работников аппарата суда, в их новом статусе – государственных судебных служащих. В частности, согласно законопроекту, судебным служащим предусматривалась ежемесячная надбавка в размере 200% от ежемесячного содержания за особые условия судебной службы. Проектом предусматривалось присвоение всем сотрудникам аппаратов классных чинов, от которых будет зависеть денежное содержание. Не менее привлекательными являются такие предусмотренные в проекте социальные гарантии как: увеличение продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска до 30 календарных дней; в зависимости от стажа – предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска от 1 до 10 календарных дней.

Законодательное закрепление подобного специального статуса работников аппарата судов существенным образом повысило бы привлекательность судебной службы. Указанные меры материального обеспечения и дополнительные социальные гарантии, безусловно, в конечном итоге, способствовали бы формированию аппаратов судов высококвалифицированными специалистами, и обеспечили бы стабильность аппарата суда. К сожалению, текучесть кадров в судах является серьезной проблемой для судебной ветви власти. По официальным сведениям, в некоторых регионах сменяемость кадрового состава аппарата судов составляет 100%.

Есть и другие, не менее серьезные проблемы. Среди них чаще всего указываются: недостаточность кадрового обеспечения, постоянное увеличение рабочей нагрузки на гражданских служащих судов, особая ответственность за выполняемую работу, низкая оплата труда. При этом к сотрудникам аппарата предъявляются серьезные требования, касающиеся профессионального образования, наличия стажа [6, с.59]. Надо признать, что некоторые из перечисленных проблем успешно разрешены благодаря федеральной программе «Развитие судебной системы России» на 2013–2024 годы» [7]. Но, далеко не все. Следует согласиться с теми авторами, которые считают, что до сих пор «неразрешенным остается вопрос «текучки» кадров в аппаратах судов» [8, с. 134].

Вернемся к законопроекту о судебной службе, его судьбе. Проект затрагивал аппараты судов общей юрисдикции и арбитражных судов. К сожалению, идею о выделении самостоятельного вида государственной судебной службы не поддержало Правительство РФ. После внесения проекта Федерального закона в Государственную Думу была создана специальная правительственная комиссия, которая подготовила отрицательный отзыв. В обоснование отказа было выдвинуто несколько аргументов. По мнению членов комиссии, проект Закона, а также пояснительная записка к нему не содержат достаточных обоснований, подтверждающих специфику служебной деятельности в судебных органах. Также было отмечено, что положения законопроекта по вопросам прохождения государственной службы в судах во многом дублируют нормы действующего Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К тому же комиссия в своем отзыве указала, что реализация законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет, предусмотренная проектом, в конечном итоге приведет к увеличению фонда оплаты труда указанных судов. Представляется, что именно возможные дополнительные расходы послужили главной причиной отказа в поддержке инициативы Верховного Суда РФ.

На наш взгляд, для решения существующей проблемы есть два варианта законодательного разрешения. Первый – принятие отдельного Федерального закона «Об особенностях прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти», такой опыт уже имеется. Второй – принятие Федерального закона «Об особенностях прохождения государственной гражданской службы в отдельных органах государственной власти». Оба предлагаемых варианта не ведут к выделению нового вида государственной службы, при этом позволяют учесть специфику гражданской службы в органах судебной власти. Возникает вопрос, почему судейский корпус не предпринимает никаких действий? Предполагаем, что все же сохраняется надежда на возможность лоббирования идеи о принятии Федерального закона «О государственной судебной службе Российской Федерации», который реально обеспечит прорыв в решении кадровых проблем в аппаратах органов судебной власти.

Правда, в юридической литературе рассматривается возможность законодательного закрепления в качестве иного вида государственной службы – государственную службу в органах осуществляющих правоохранительную деятельность. В перечень таких органов предлагается включить, в том числе, и суды. Такой подход поддерживают далеко не все ученые. Полагаем, что правы те, кто утверждает, что практика работы аппарата судов свидетельствует, что какие-либо особенности, характерные для службы в органах, связанных с правоохранительной деятельностью отсутствуют [9, с.136].

Итак, в настоящее время федеральная гражданская служба в органах судебной власти регламентируется Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральными законами «О системе государственной службы в Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», содержащими общие нормы о поступлении, прохождении и прекращении гражданской службы в государственных органах. Указами Президента РФ конкретизированы многие положения Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», в том числе о конкурсной основе замещения должностей гражданской службы, о контракте на гражданской службе и др. Лишь в некоторых президентских актах отдельно упоминаются гражданские служащие органов судебной власти. Например, Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» рекомендовано разработать типовые перечни должностей федеральной гражданской службы в аппаратах судов общей юрисдикции, замещение которых возлагает обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [10].

Особенности прохождения гражданской службы в аппаратах органов судебной власти регламентируются и другими подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, в пределах своей компетенции Судебный департамент, осуществляя организацию прохождения государственной гражданской службы работниками аппаратов федеральных судов, издает соответствующие нормативные правовые акты. Например, «Методические рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации» [11].

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что регулирование федеральной государственной службы в органах судебной власти в настоящее время осуществляется в рамках единого Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». То есть отсутствует специальное законодательное регулирование, позволяющее учитывать особенности государственной службы в аппарате судов.

Хотелось бы обратить внимание федерального законодателя на одно существенное обстоятельство. Исходя из того, что основная часть государственных гражданских служащих замещает должности в органах исполнительной власти, положения Закона о гражданской службе РФ преимущественно ориентированы для сферы исполнительной власти. Это, прежде всего, подтверждается нормами о прохождении гражданской службы.

Напоминаем, что федеральные органы государственной власти существенным образом отличаются друг от друга спецификой осуществляемых ими полномочий. Например, деятельность органов судебной власти, осуществляющих правосудие, весьма специфична. Соответственно, и государственная служба в аппаратах судов как вспомогательная деятельность по обеспечению судьями функций правосудия, весьма своеобразна. Поэтому, представляется целесообразным на законодательном уровне закрепить специфику профессиональной служебной деятельности государственных служащих аппаратов федеральных органов судебной власти.

Полагаем, что федеральному законодателю следует наконец-то решиться на унификацию законодательства о гражданской службе в органах судебной власти. Предпочтительнее было бы принятие Федерального закона «Об особенностях государственной гражданской службы в органах судебной власти Российской Федерации».

 

Список использованных источников 

  1. О судебной системе Российской Федерации : Федер. конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации : Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  3. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации : Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 31.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 439.
  4. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы : Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1547 (ред. от 21.09.2021) // Собрание законодательства РФ. 2006 . № 1. Ст. 118.
  5. Жиронкин Д. С. Особенности государственной гражданской службы в судах Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 253–256.
  6. Ларькина А.П. «О перспективе появления нового вида государственной службы России – судебной службы // Судебная реформа 1864 года: история и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Саранск, 27 нояб. 2014 г.). Саранск : ЮрЭксПрактик. 2014. 104 с.
  7. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1406 (с изменениями на 14 сентября 2021 года) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст.13
  8. Штефан Д. И. Организация судебной деятельности в России в рамках реализации федеральной целевой программы 2013–2020 годов: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы российского права. 2021. № 122-1. С. 128–135.
  9. Телегин А. С. К вопросу об иных видах государственной службы // Пермский юридический альманах. 2018. № 1. С.131–136.
  10. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Методические рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 февраля 2006 г. № 18 (ред. от 26.11.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Larkina Anna

PhD in Law, associate professor, Department of state and administrative Law, National Research N.P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

Tumaikina Anastasia

master’s student, faculty of Law, National Research N.P. Ogarev Mordovia State University, Saransk

 

LEGAL REGULATION OF THE FEDERAL CIVIL SERVICE

IN THE JUDICIAL AUTHORITIES OF RUSSIA

 

Abstract. The article analyzes the current legal acts regulating the federal civil service in the offices of courts. The authors substantiate the expediency of further unification of legislation on civil service in judicial authorities.

 

Keywords: civil service, judicial apparatus, federal civil servants, legal regulation, unification of legislation.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Ларькина А.П., 2021

© Тумайкина А.М., 2021

image_pdfimage_print