РАЗВИТИЕ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Аннотация: В статье рассматривается система железных дорог Приволжского федерального округа, обозначена их роль в развитии региона. Представлены показатели работы железнодорожной сети (эксплуатационная длина, плотность железных дорог, динамика отправления грузов и пассажиров), выявлена территориальная дифференциация в развитии железнодорожного транспорта по регионам Приволжского федерального округа.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, дороги, транспортные коридоры, регионы, показатели, пассажироперевозки, грузоперевозки.



УДК: 911.3:33:656.22(470.4)
Автор(ы): Семина Ирина Анатольевна
кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
isemina@mail.ru
Фоломейкина Лариса Николаевна
кандидат географических наук, доцент, кафедра физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
folomejkina@mail.ru


Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Семина И. А. Развитие сети железных дорог на территории Приволжского федерального округа/ И. А. Семина, Л. Н. Фоломейкина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 6. – URL: https//srjournal.ru/2021/id340/

image_pdfimage_print

Железнодорожная сеть Приволжского федерального округа (ПФО) выполняют важнейшие функции как внутри региона [2, 8], страны в целом, так и в организации международных транзитных перевозок.

Приволжский федеральный округ (далее – ПФО) имеет хорошо разветвленную сеть железных дорог, связывающую все регионы между собой и с другими регионами страны. Всего по территории ПФО проходят семь железных дорог России, но при этом основными, охватывающими большинство регионов, являются Куйбышевская и Горьковская железные дороги. Приволжская и Свердловская железные дороги проходят через два региона ПФО, а Московская, Южно-уральская и Северная дороги охватывают лишь по одному региону ПФО – Оренбургскую и Кировскую область соответственно. Но именно в совокупности они обеспечивают хорошую транспортную связанность и доступность для регионов округа.

Приволжский федеральный округ имеет сравнительно развитую сеть железных дорог, занимает второе место среди федеральных округов по эксплуатационной длине железнодорожных путей сообщения. Так, общая протяженность дорог составляет 14 897 км [6]. Впереди находится лишь Центральный федеральный округ. Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования ПФО по сравнению с 2015 г. имеет незначительную тенденцию к сокращению. Наиболее высокая эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования характерна для Саратовской, Оренбургской областей, Пермского края и Республики Башкортостан (более 1400 км) [6].

Выгодность географического положения ПФО обусловлена прохождением через регион двух транспортных коридоров – «Транссиб» и «Север-Юг» (рис.1). Это даёт огромные перспективы развития и модернизации существующей сети железных дорог в пределах регионов, где, прежде всего, проходят транзитные потоки.

Рис. 1. Международные транспортные коридоры на территории России [4]

Таким образом, сложившая сеть железных дорог ПФО имеет развитую разветвлённую структуру, направленную на обеспечение основных транзитных грузопотоков и отправки-принятия региональных грузов, обеспечивая полноценное развитие хозяйства, а также обслуживание населения.

Рассмотрим основные показатели функционирования железных дорог на территории ПФО в разрезе регионов. Особенности современного развития железнодорожной сети отражают основные показатели плотности дорог, перевозки пассажиров и грузов.

Плотность железных дорог по регионам федерального округа имеет существенные различия. Она не показывает связанность населенных пунктов региона, но отражает насыщенность территории путями железнодорожного сообщения, что тоже весьма важно. По данному показателю Приволжский федеральный округ занимает третье место среди всех федеральных округов при значении данного показателя в 142 км на км2, уступая лишь Центральному и Южному федеральным округам (рис. 2).

Рис. 2. Плотность железных дорог по федеральным округам Российской Федерации, км/1000 км[5]

Если рассматривать плотность железных дорог по регионам ПФО, то лидерами здесь являются Самарская область (256 км/1000 км2), Республики Чувашия (230 км/1000 км2) и Саратовская область (226 км/1000 км2). Республика Мордовия занимает 4 место среди регионов ПФО по данному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Плотность железных дорог по регионам Приволжского федерального округа, км/1000 км2 [5]

Нужно отметить, что железные дороги имеются в двенадцати административных районах республики, но основным транспортным узлом является Рузаевка. Рузаевка осуществляет главные сообщения Мордовии с регионами Российской Федерации по перевозке грузов и пассажиров.

Рассматривая плотность железных дорог в динамике, можно установить, что данный показатель практически не изменился за последние годы. Сеть железных дорог в регионах округа практически полностью сложилась, нет территорий для нового освоения и развитие железнодорожного транспорта должно идти в направлении повышения качества работы и формирования дублирующих высокоскоростных магистралей [1, 3, 4, 7, 8].

Железнодорожный транспорт является важнейшим в перевозке пассажиров в округе.Мощность и направленность пассажирских потоков определяются пропускной способностью и конфигурацией железных дорог [9, 10, 11, 12, 13]. Подчеркнем, что пассажиропоток с 2005 г. по 2018 г. сократился в два раза, причем основное сокращение произошло за пять лет (с 2005 по 2010 г.) (рис. 4). Объяснить, это можно следующими причинами: снижение доходов населения округа; рост автомобилизации, которая решает проблему межрегиональных поездок частным образом, передвижение осуществляется на личном автомобиле; сокращение мобильности населения и т. п.

Рис. 4. Работа железнодорожного транспорта по перевозке пассажиров в Приволжском Федеральном округе в период с 2005 г. по 2018 г., тыс. человек [5]

Если рассматривать динамику перевозок пассажиров железнодорожным транспортом по регионам ПФО, можно отметить, что в регионах, где есть города миллионеры (Нижний Новгород, Казань, Пермь) и приближающиеся к ним по численности населения города (Уфа), железнодорожный транспорт не потерял своей существенной значимости, поскольку продолжает оставаться главным в организации пригородных и межрайонных перевозок пассажиров. А вот в Марий Эл и Чувашской республиках, как показывает анализ ранее проведенных исследований [12, 13] и статистических показателей [5, 6], перевозки пассажиров железнодорожным транспортом сократились в несколько раз из-за нерентабельности целого ряда направлений пригородного сообщения. Такая же тенденция наблюдается и в Республике Мордовии (рис. 5). Динамика железнодорожных пассажироперевозок показывает сокращение за 13 лет более чем 2,5 раза.

Рис. 5. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Мордовия в период с 2005 г. по 2018 г, тыс. человек [5]

На железные дороги приходится самый значительный объем перевозки грузов в регионах Приволжского федерального округа. За период с 2005 по 2018 годы отмечается рост их динамики. Наименьшее значение приходится на 2016 г. Это объясняется непростой экономической ситуацией в стране вследствие введенных в 2015–2016 гг. западными государствами ограничительных санкций. Наибольший показатель приходится на 2018 г., что говорит о возрастании роли железнодорожного транспорта в межрегиональной перевозке грузов (рис.6).

Рис. 6. Перевозка грузов железнодорожным транспортом общего пользования в Приволжском федеральном округе в период с 2005 г. по 2018 г., млн. т [5]

В перечне перевозимых грузов железнодорожным транспортом прежде всего представлен каменный уголь, кокс, минеральные строительные материалы. Далее следуют нефтяные грузы, а именно в большей степени мазут и нефтепродукты. Существенную долю в структуре грузоперевозок имеют черные металлы, минеральные и химические удобрения, лес, продукты лесопереработки и зерновые. Эти виды грузов составляют почти 9/10 всей работы железнодорожного транспорта, связанной с транспортировкой. В 2018 году железнодорожным транспортом отправлено 201,8 млн. тонн грузов [5].

Из рисунка 7 видно, что основными лидерами по «грузовой работе» железнодорожного транспорта общего пользования в Приволжском федеральном округе являются Республика Башкортостан, Оренбургская область и Пермский край (более 20 млн. т). Республика Мордовия по этому показателю находится на последнем месте (менее 3 млн. т в год) наряду с Марий Эл, Чувашией и Пензенской областью. При рассмотрении данного показателя в динамике видно, что более чем в 1,5 раза грузооборот возрос за 13 лет только в Республики Татарстане, есть незначительный рост в Пермском крае, Оренбургской и Саратовской области. Существенное снижение отправления грузов по железным дорогам наблюдается в Республиках Чувашии и Удмуртии (почти в 2 раза).

Рис. 7. Перевозка грузов железнодорожным транспортом по Приволжскому федеральному округу в 2018 г., млн. т [5]

В республике Мордовии иная ситуации, чем в округе в целом. Здесь наблюдается сокращение перевозки грузов железнодорожным транспортом с 2005 г по 2018 г. С 2017 г. наблюдается увеличение показателя, но до уровня 2005 года он все-таки и не дотягивает. Это, прежде всего, говорит о сокращении темпов промышленного производства в республике. В 2018 г. отправлено 2,8 млн. тонн грузов железнодорожным транспортом[5].

Изучение основных показателей функционирования сети железных дорог ПФО показало, что работа современного железнодорожного транспорта отражает ситуацию в социально-экономическом развитии регионов. Поэтому отмечаются существенные территориальные различия внутри округа прежде по показателям перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом. Сложившаяся же сеть железных дорог имеет оптимальную конфигурацию, и может справляться с более значительными объемами ее загрузки.

 

Список использованных источников

  1. История организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события, люди / под ред. А.А. Тимошина. М. : УМЦ ЖДТ, 2009. 466 с.
  2. Крылов П. М. Роль инфраструктуры в устойчивом развитии и территориальном планировании региона (транспортно-географический аспект) // Вестник Московского областного университета. Серия: Естественные науки. 2017. № 2. С. 50–58.
  3. Развитие транспортной системы России [Электронный ресурс] // Министерство транспорта Российской Федерации:официальный сайт. URL: https://mintrans.ru/activities/gos-progs/11/12 (дата обращения: 25.10.2021).
  4. Региональные транспортные консолидирующие центры – опорные узлы системы международных транспортных коридоров / под ред. С. В. Архангельского, В. И. Арсенова, Г. Р. Хасаева. Самара : Самарский научный центр РАН, 2004. 338 с.
  5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. М. : Росстат, 2019. 1204 с.
  6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. М. : Росстат, 2020. 1242 с.
  7. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н. Проблемы развития и функционирования дорожной сети в территориальных природно-хозяйственных системах // Проблемы региональной экологии. 2006. № 1. С. 28-35.
  8. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н. Пространственный анализ в региональном исследовании транспорта с использованием ГИС-технологий // Географический вестник. 2009. № 2. С. 58–67.
  9. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н. Развитие транспортной инфраструктуры городского округа Саранск: эколого-географические особенности и проблематика // Проблемы регионального развития. Финно-угорское пространство в географических исследованиях : материалы 1-й Междунар. заоч. науч.-практ. конф., г. Саранск, 13 июня 2012 г. / редкол. : И. А. Семина (отв. ред.) [и др.]. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2012. С. 284–291.
  10. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н., Кильдишова Н. А. Факторы формирования транспортной подвижности населения // Региональные аспекты географических исследований и образования : сб. ст. XII Всерос. науч.-практ. конф. /под. ред. Н. А. Симаковой, С. Н. Артемовой. Пенза, 17–19 ноября. Пенза : Изд-во ПГУ, 2016. С.81–84.
  11. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н., Салькаева Д. Ф.Сущность и характерные черты понятия «транспортная инфраструктура» // Sworld. 2012. Т. 35. № 3. С. 41–45.
  12. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н., Салькаева Д. Ф. Транспортный фактор регионального развития // Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации: материалы Междунар.науч.-практ.конф.; Курск. гос. ун-т. Курск, 2014. С. 345–350.
  13. Территориальная организация третичного сектора экономики / И. А. Семина, А. М. Носонов, Н. Д. Куликов, Ю. Д. Федотов, Л. Н. Фоломейкина / науч. ред. И. А. Семиной, А. М. Носонова : монография.Саранск:Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 208 с.
  14. Фоломейкина Л. Н.Экономико-географическое исследование воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду региона (на примере Республики Мордовия) // Вестник Мордовского университета. 2008. № 1. С. 88–92.

 

Semina Irina

PhD in Geography, associate Professor, Head of the Department of physical and socio-economic geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

Folomejkina Larisa

PhD in Geography, associate Professor, Department of physical and socio-economic geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

 

DEVELOPMENT OF THE RAILWAY NETWORK ON THE TERRITORY

OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT

 

Abstract. The article considers the railway system of the Volga Federal District, their role in the development of the region is outlined. The activity indicators of the railway network (operational length, density of railways, dynamics of departure of goods and passengers) are presented, territorial differentiation in the development of railway transport in the regions of the Volga Federal District is revealed.

Keywords: railway transport, roads, transport corridors, regions, index, passenger transportation, cargo transportation.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Семина И.А., 2021

© Фоломейкина Л.Н., 2021

image_pdfimage_print