ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: В статье рассматривается использование англоязычных СМИ для совершенствования навыков чтения при подготовке обучающихся старших классов к сдаче ЕГЭ по английскому языку. В статье также представлены практические разработки упражнений, рекомендованных к использованию на уроках английского языка.

Ключевые слова: чтение, аутентичный текст, Единый Государственный Экзамен, английский язык.
УДК: 372.881.111.1:371.27
Автор(ы): Матюшкина Мария Николаевна
магистрант, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
m.n.masha11@mail.ru
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Матюшкина М. Н. Использование англоязычных СМИ для подготовки обучающихся старших классов к сдаче ЕГЭ по английскому языку/ М. Н. Матюшкина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 6. – URL: https//srjournal.ru/2021/id339/

image_pdfimage_print

Единый государственный экзамен по иностранному языку (ЕГЭ) направлен на контроль уровня усвоения выпускниками школ общеобразовательной программы по иностранному языку. Экзамен включает в себя несколько разделов: аудирование, чтение, лексика и грамматика, письмо, а также говорение. Таким образом, он проверяет сформированность навыков и умений во всех четырех видах речевой деятельности и при подготовке к нему необходимо уделять равное внимание каждому из них.

Однако, как показывает практика, основная часть подготовки к ЕГЭ проходит во внеурочное время. Отсюда вытекает потребность в дополнительных материалах, работа над которыми подготовит выпускника к сдаче ЕГЭ по иностранному языку на должном уровне.

Обратимся к более подробному рассмотрению проблемы подготовки обучающихся старших классов к сдаче ЕГЭ по иностранному языку конкретно для выполнения заданий раздела «Чтение».

Чтение занимает важное место на уроке иностранного языка выполняя двоякую роль: оно выступает и как цель обучения, и как средство обучения. На старшем этапе обучения иностранному языку чтение выступает, прежде всего, как средство обучения, как источник различного рода знаний и информации, поэтому немаловажным является то, чтобы обучающиеся владели стратегиями и механизмами эффективного чтения. Среди механизмов можно выделить восприятие, осмысление, внутреннее проговаривание, вероятностное прогнозирование, кратковременную и долговременную память. От их сформированности  в большей степени зависит эффективность процесса чтения на иностранном языке.

Целью обучения чтению на старшем этапе является чтение несложных аутентичных текстов различных стилей с использованием всех видов чтения [2, c. 174]. Наиболее распространённой в методике обучения иностранным языкам является классификация видов чтения С. К. Фоломкиной. Она выделяет изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое виды чтения [5, c. 25]. Некоторые языковеды объединяют просмотровое и поисковое чтение в один вид в силу схожести целей их использования.

Аутентичный текст – это тот текст, который был написан носителями языка для различных целей. Особенность данного текста состоит в том, что он наглядно показывает функционирование «живого» языка и одновременно является ценным источником социокультурной информации, ознакомление с которой есть важная часть процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Е. Н. Соловова отмечает, что с повышением возраста обучающихся и уровня их коммуникативной компетенции расширяется и спектр аутентичных текстов, которые можно использовать на уроке иностранного языка [3, c. 156]. Таким образом, мы считаем, что на старшей ступени обучения уже возможно использовать в качестве аутентичных текстов различные СМИ. Источниками устных аутентичных текстов могут являться рекламные ролики, короткие новостные программы, сегменты из различных теле- и радиопередач. Источниками письменных аутентичных текстов могут быть статьи и заметки из периодических печатных изданий (газеты, журналы, альманахи), книги и Интернет-источники. Среди последних особую роль играют сайты периодических изданий и такие международные социальные сети как Twitter и Facebook. Письменные аутентичные тексты можно использовать и для подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Чтение» при сдаче ЕГЭ по иностранному языку. В свою очередь это поможет реализовать сразу несколько целей: непосредственно подготовку к сдаче ЕГЭ, формирование у обучающихся социокультурной компетенции в совокупности всех ее составляющих частей, пополнение их грамматических и лексических знаний, а также совершенствование навыков и умений чтения иноязычного текста.

СМИ обладают самым разнообразным спектром аутентичных текстов. Важной задачей учителя является подобрать аутентичный текст таким образом, чтобы он не был слишком сложным для актуального уровня владения обучающимися изучаемым языком, соответствовал их возрасту и интересам, а также содержал в себе воспитательный и образовательный потенциал (проблему, грамматический, лексический, социокультурный материал и т.д.).

При отборе аутентичного текста из прессы важно помнить о том, что материалы должны быть качественными, то есть заключать в себе проверенные и надежные факты. Среди такой прессы можно выделить: “The Guardian”, “The Times”, “The Observer”, “The Wall Street Journal” и другие.

Практика показывает, что значительная часть общего количества выпускников, сдающих ЕГЭ по иностранному языку (около 50 %) допускают ошибки именно при работе над разделом «Чтение». Поэтому проблема подготовки обучающихся к выполнению заданий данного раздела является актуальной и требует особого внимания со стороны и учителей, и обучающихся. Однако, важно отметить, что обучение чтению на уроке иностранного языка ни в коем случае не должно быть ориентировано на отработку одних и тех же заданий и действий. В целом весь процесс обучения чтению в школе должен быть нацелен на формирование у учеников навыков и умений чтения именно как вида речевой деятельности со всеми его особенностями.

Анализ спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ по иностранным языкам [4] позволил выделить навыки и умения обучающихся, которые контролируются в разделе «Чтение»:

− базовый уровень (Задание В2: выбор правильного заголовка для текста) – контролирует сформированность навыков и умений понимать основное содержание прочитанного текста;

−повышенный уровень (Задание В3: заполнение пропусков в тексте) – контролирует сформированность навыков и умений понимать структурно-смысловые связи в прочитанном тексте;

− высокий уровень (Задания А 15–А21: выбор правильного варианта ответа) – контролирует сформированность навыков и умений понимать прочитанный текст полно и точно.

Приведем в качестве примера несколько рекомендаций для работы по подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» в ЕГЭ по иностранному языку. Их может использовать как сам обучающийся, так и учитель при подготовке заданий к тексту:

− необходимо читать тексты различных жанров;

− необходимо развивать механизмы чтения (Например: после прочтения первого абзаца предположить о том, что произойдет дальше – механизм вероятностного прогнозирования; после прочтения текста мысленно пересказать все, что запомнили – механизм краткосрочной памяти);

− необходимо использовать различные виды чтения (Например: после первого прочтения статьи назвать ее основную тему (просмотровое чтение), после второго прочтения ответить развернуто на вопросы к ней (изучающее чтение);

− не нужно при прочтении искать в словаре каждое незнакомое слово, сперва можно попробовать догадаться о его значении (Например: People are spending too much time in front of TVscreens. О значении словосочетания “TVscreens” можно догадаться по контексту предложения);

− в процессе чтения выделять основное содержание текста с помощью ключевых слов, таблиц и т.д. [1, c. 34].

Нами была разработана система упражнений, направленная на подготовку учащихся 10 класса средней школы к выполнению заданий к разделу «Чтение» в ходе сдаче ЕГЭ по английскому языку. Материалом для заданий послужила статья из англоязычной газеты The Guardian “Where to go on holiday in 2020: the alternative hotlist” [6]. Рассмотрим некоторые задания.

Упражнение 1 (B2)

Установите соответствие между темами (А–D) и текстами (1–3). Свои ответы занесите в таблицу. Каждую букву можно использовать только один раз. Одна тема в задании будет лишней.

А. Italy’s ‘greenest’ valley

В. Outdoor adventure

C. Transport system

D. Healthy food

  1. Slovenia’s landscape of mountains and lakes lends itself to outdoor adventure: nearly 60% of the country is covered in forests, and there are more than 40 parks and reserves. Some areas, such as Lake Bled, have seen an influx of tourists over recent years but much remains off the beaten track — and the government has a strategy for sustainable tourism growth.
  2. The rolling Vara valley in north-west Italy is not unusual in suffering a haemorrhage of young people from rural communities but it is unusual in its response: going greener. At the turn of the century, thanks to an enlightened mayor, farmers up and down the valley, which runs parallel to the coast between Genoa and La Spezia, started switching to organic production.
  3. Vienna is proud of its affordable and accessible transport system: the annual inner-city transport card costs €1 a day. With a focus on lowering car usage, the Friday Nightskating event invites people to take to the streets on skates and bikes, as a way to encourage people to see the city without noise or pollution.

Упражнение 2 (В3)

Прочитайте текст. Заполните пропуски предложений, обозначенными буквами A–C. Одна из частей в списке будет лишней.

Slovenia’s landscape of mountains and lakes lends itself to outdoor adventure: nearly 60% of the country is covered in forests, and there are A­­­­­­­­__________________.  Some areas, such as Lake Bled, have seen an influx of tourists over recent years but much remains off the beaten track — and the government has a strategy for sustainable tourism growth. Opened last year, the 270km Juliana Trail, a hiking route through the Julian Alps, B______________ from some of the most visited parts of Triglav national park in a bid to combat overtourism. The circular trail, which starts at Kranjska Gora near the Italian border, is divided into 16 stages, with most of the daily routes C__________________.

1. more than 40 parks and reserves

2. takes walkers away from

3. starting at a railway station or bus stop

4. offers another way of exploring

Упражнение 3 (А15–21)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы по тексту.

What makes every American typical is the desire to get a well-paid job that will cover their credit card. A credit card is an integral part of life in America. In other words, any American knows how he or she processes his credit card or card, or helps them, or pursues them for years.

A15. What makes an American typical?

1. the desire to be the best

2. desire to get a well-paid job

3. The desire to look better than others

4. desire not to work

A16. What is an integral part of life in America?

1. credit card

2. availability of the machine

3. marriage

4. good mood

Из выше сказанного следует, что чтение как средство и цель обучения является важной частью процесса обучения иностранному языку в общеобразовательных организациях и занимает его значительную часть. Разработанные упражнения отвечают всем требования формата ЕГЭ по английскому языку и являются эффективным средством формирования навыков и умений чтения.

 

Список использованных источников

  1. Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 по английскому языку // Педагогическое измерение. 2016. № 4. С. 22–44.
  2. Основы методики обучения иностранным языкам : учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич, Н. Ф. Коряковцева, Н. В. Акимова. М. : КНОРУС, 2017. 390 с.
  3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей. М. : Просвещение, 2006.239 с.
  4. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году единого государственного экзамена по иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам) [Электронный ресурс]. URL: https://vpr-ege.ru/images/ege/ege2021-aya-specifikacia.pdf (дата обращения: 30.09.2021).
  5. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе : учеб.-метод. пособие. М. : Высшая школа, 1987. 207 с.
  6. Dunford J. Where to go on holiday in 2020: the alternative hotlist [Электронныйресурс] // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/travel/2020/jan/04/where-to-go-on-holiday-in-2020-alternative-hotlist-ethical-destinations(дата обращения: 27.09.2021).

 

Matyushkina Maria

master student, faculty of foreign languages, M.E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University, Saransk

 

THE USE OF ENGLISH-LANGUAGE MEDIA TO PREPARE HIGH SCHOOL STUDENTS FOR PASSING THE UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH

Abstract: The article covers the use of English-language media to improve reading skills in preparing high school students for the Unified State Exam in English. The article also presents the practical development of exercises recommended for use in English lessons.

 Keywords: reading, authentic text, Unified State Exam, English language.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Матюшкина М.Н., 2021

image_pdfimage_print