ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА СТАРОСТЫ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

Аннотация: В статье исследуются особенности правового регулирования статуса должностей органов местного самоуправления в Российской Федерации. Авторами проведен анализ правового содержания статуса старосты сельского населенного пункта, а именно порядок его назначения, возложенные на него задачи и полномочия, гарантии деятельности. Исследование основано на сравнительно-правовом анализе регионального законодательства, которое базируется на правовых нормах федерального закона. В статье также высказаны отдельные предложения по совершенствованию законодательства.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальное образование, полномочия, статус, староста, сельский населенный пункт.

УДК: 342.25’553:352.07(470)
Автор(ы):
Гладкова Дарья Олеговна
студентка, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
gladckowa.dar@yandex.ru
Алехин Александр Ефимович
кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
ae-alehin@yandex.ru


Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Гладкова Д. О. Особенности правового регулирования статуса старосты сельского населенного пункта / Д. О. Гладкова, А. Е. Алехин. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 6. – URL: https//srjournal.ru/2021/id335/

image_pdfimage_print

Должность старосты сельского населенного пункта (далее – староста СНП) получила свое правовое закрепление в ст. 27.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) [1]. Статья была введена федеральным законодателем в 2018 году с целью более эффективного решения местных вопросов в сельских населенных пунктах (далее – СНП).

Сравнительно-правовой анализ региональных и местных нормативных правовых актов позволяет дать оценку нормам, содержащим положения о статусе старосты СНП, а именно порядок его назначения, характеристике возложенных на него задач и полномочий, гарантий деятельности и т.д. Итак, рассмотрим статью 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ более подробно.

Вопрос учреждения должности старосты СНП. В ч.1 ст. 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ указано то, что данная должность может назначаться в СНП, расположенном в определенном количестве муниципальных образований. То есть такая должность может быть учреждена в сельском поселении, городском или муниципальном округе, а также на межселенной территории. То есть, данный закон не обязывает это делать. Возможно, именно поэтому институт старост не получил широкого распространения в сельских населенных пунктах.

Вопрос назначения на должность старосты СНП. В ч.2 ст. 27.1 Федерального закона № 1313-ФЗ прописано то, что старостой СНП может быть лицо, обладающее активным избирательным правом и проживающее на территории этого СНП. Делаем вывод, что у этого лица должна иметься постоянная регистрации в СНП, иначе, при наличии лишь временной регистрации, теряется смысл назначения его на эту должность.

В избирательном законодательстве [2] право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления также предоставлено иностранным гражданам. То есть, исходя из данного положения, мы можем сказать, что старостой СНП может быть и иностранный гражданин. Подразумевал ли данный исход законодатель? На наш взгляд, в статье должен быть указан объем и перечень информации, к которой будет иметь доступ иностранный гражданин и гражданин РФ, вступивший на должность старосты СНП.

Также староста СНП назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан.

Например, в законе Нижегородской области от 02.04.2019 № 28-З «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области» [3], в п.1 ч.3 ст.2 данного закона, указано, что кандидат в старосты СНП может быть выдвинут путем самовыдвижения, с последующим утверждением этой кандидатуры на сходе граждан. В целом это соответствует Федеральному закону № 131-ФЗ. Однако стоит повториться, что, поскольку именно такой формулировки в законе нет, то данная инициатива может осуществляться только на сходе граждан, а не напрямую в органы местного самоуправления.

Вопрос о статусе старосты СНП. Ч. 3 ст. 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляет то, что староста СНП не является должностным лицом. 

При изучении, например, закона Ставропольского края от 18.12.2007 № 65-кз «О реестре должностей муниципальной службы в Ставропольском крае» [4], мы пришли к неоднозначному выводу. В нем должность старосты трактуется как помощник главы администрации, выборных должностных лиц местного самоуправления. Данную должность регулирует закон Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» [5]. Хотели бы отметить, что в данном случае староста может быть не так заинтересован в объективной оценке состояния населенного пункта. Так как, чем меньше проблем будет выявлено, тем выше будет оценена деятельность старосты СНП. 

Также мы хотели бы обратить внимание на то, что только Закон субъекта Российской Федерации может предусматривать иное наименование должности старост сельского населенного пункта. В данном случае выявляется двойное понимание нормы. Так как не было конкретно определено, что изменение понятия «староста» будет считаться в качестве иного наименования или же наименование «староста СНП» будет дополнено названием сельского населенного пункта.

В качестве примера мы хотели бы сослаться на закон Ульяновской области от 29.10.2018 № 105-З «О старостах сельских населенных пунктов (сельских старостах) в Ульяновской области» [6], в котором эта должность переименована в «сельский староста».

В ч. 4 ст. 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ содержатся условия, при которых лицо не может быть назначено на должность. А именно, иметь снятую или погашенную судимость, не замещать иных государственных и муниципальных должностей, нужно быть полностью дееспособным.

Исходя из содержания, мы может полагать то, что закон допускает возможность старосте СНП быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, а также заниматься иной коммерческой деятельностью. На наш взгляд, в этой части закон не полностью урегулировал данный вопрос. Данная норма регулируется в законах субъектов Российской Федерации, где рассматривается вопрос института старост СНП, идентично данной части статьи Федерального закона № 131-ФЗ.

Ч. 5 ст. 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет срок полномочий старосты, который составляет от 2 до 5 лет. Он может регулироваться Уставом муниципального образования.

На наш взгляд, можно было бы предусмотреть поэтапное увеличение срока полномочий данной должности, так как в большинстве случаев на данную должность будет избираться житель без специального образования в области управления. Именно поэтому данный пункт статьи может предусмотреть для первого срока избрания 2 года для того, чтобы убедиться в компетентности, способности лица выполнять обязанности старосты. В случае успешной работы можно предоставлять возможность переизбирать то же лицо на должность старосты сельского поселения уже сроком на 5 лет.

В качестве примера реализации данной нормы мы хотели бы обратить внимание на Устав муниципального образования городского округа Подольск Московской области от 25.12.2015 № 9/1 [7], который в п.5 ч. 21.1. закрепляет срок полномочий старосты – 2 года.

В «Уставе муниципального образования город Ульяновск» от 23.09.2014 № 119 в ч.4 ст. 21.1 [8], указано, что срок полномочий старосты СНП составляет пять лет.

Также п.1-7 ч.10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ гласит, что может стать основанием для прекращения полномочий старосты СНП досрочно.

Закон Нижегородской области от 02.04.2019 № 28-З «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области» [3] дополнительно предусмотрел такое основание как неудовлетворительная оценка сходом граждан деятельности старосты СНП.

Вопрос о задачах и полномочиях старосты СНП. Ч. 6 ст. 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляет задачи, возложенные на старосту СНП. Рассмотрим подробно каждую из них:

1) Решение вопросов местного значения в СНП путем взаимодействия с местными органами и разными отраслевыми организациями. Так как Федеральный закон не рассматривает подробно вопрос о том, как староста взаимодействует с органами местного самоуправления, этот вопрос подробно регулирует закон субъекта РФ.

2) Взаимодействие с населением. Например, передает местным властям проекты муниципальных правовых актов. Исходя из данной задачи, можно сказать, что староста может направлять проекты муниципальных правовых актов от имени сбора, конференции и схода граждан. При этом стоит отметить то, что данная инициатива, в соответствии со ст. 46 Федерального закона № 131-ФЗ, должна быть указана в уставе муниципального образования. Иначе староста СНП не будет субъектом правотворческой инициативы.

3) Информирование жителей СНП по разным вопросам местного самоуправления. В данном пункте нет точного указания, как данная задача должна выполняться. В качестве примера используем создание информационного сайта для жителей, куда своевременно выкладываются посты с новостями. Но, обратим внимание на то, что даже в наш век технологий не у всех есть техническая возможность ознакомиться с информацией через интернет. Поэтому, мы можем выявить еще одну из проблем, которая связана с тем, что нет четких способов и средств информирования. Исходя из этого, мы хотели бы предложить рассмотреть инструкцию о порядке информирования населения.

4) Содействие в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов. Хотели бы также отметить, что данные задачи, могут дополнительно регулироваться региональным законодательством.

5) Вправе выступить с инициативными проектами по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей.

Законами субъектов Российской Федерации, этот перечень задач и полномочий может быть дополнен.

Например, Закон Московской области от 17.07.2018 № 124/2018-ОЗ «О старостах сельских населенных пунктов в Московской области» [9], где староста СНП проводит личный прием жителей.

Закон Республики Башкортостан от 10.07.2019 № 122-з «О старостах сельских населенных пунктов в Республике Башкортостан» [10] закрепляет за старостой поддержку граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка, содержания мест захоронения, а также организацию погребения умерших. Также староста СНП оказывает органам местного самоуправления содействие в выявлении: лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, лиц, в отношении которых возникли обстоятельства для признания нуждающимися в социальном обслуживании; лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми; причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений.

Согласно Закону Саратовской области от 31.10.2018 № 110-ЗСО «О некоторых вопросах статуса и деятельности старосты сельского населенного пункта в Саратовской области» [11], староста СНП содействует обеспечению первичных мер пожарной безопасности; ходатайствует о поощрении наиболее активных жителей.

Вопрос о гарантиях деятельности старосты СНП. Ст. 27.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает гарантии деятельности, которые должны быть определены законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.

Одним из примеров является Закон Нижегородской области от 02.04.2019 № 28-З «О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области» [3]. В данном законе старосте предоставляется право получения выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью, полученного в связи с осуществлением своих полномочий.

По Закону Свердловской области от 22.05.2019 № 43-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования статуса старост сельских населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области» [12], староста имеет доступ к информации, необходимой для осуществления его деятельности.

Закон Ульяновской области от 29.10.2018 № 105-ЗО «О старостах сельских населенных пунктов (сельских старостах) в Ульяновской области» [6] закрепляет возможность осуществлять ежемесячную денежную выплату из местного бюджета.

При обращении к теме о ежемесячных выплатах старостам СНП возникает вопрос о страховых выплатах и уплате налога по доходам.

Ответ на этот вопрос был получен в письме от 7 октября 2019 г. № 03-15-08/76894 [13], в котором Министерство финансов РФ указало на то, что указанная выплата, начисленная старосте сельского населенного пункта, подлежит в общеустановленном порядке обложению страховыми взносами. Письмом от 19 апреля 2019 г. № 03-04-05/28560 [14] Министерство финансов РФ сообщило о том, что ежемесячные денежные выплаты сельским старостам подлежат в общеустановленном порядке обложению НДФЛ.

Завершая данное исследование, мы пришли к выводу о том, что законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы деятельности старост СНП имеют свои различия в возложении определенных полномочий, прав и гарантий. При этом мы можем подчеркнуть самостоятельность субъектов в выборе определенных приоритетов в процессе подготовки данного нормативного правового акта. В частности, законами субъектов Российской Федерации расширен круг задач и полномочий исходя из необходимости решения локальных проблем жителей (пожарная безопасность, контроль и учет бедных слоев населения, ритуальные услуги, содержание мест захоронения, содействие в поддержании общественного порядка, поощрение жителей и т.д.); наблюдается желание местных властей организационно и технически обеспечить деятельность старосты СНП; в некоторых регионах старостам СНП предусмотрены дополнительные социальные гарантии.

Хотели бы отметить то, что благодаря возрожденному институту старост СНП, жители получат возможность более эффективно решать вопросы местного значения. Благодаря старостам СНП, может развиваться даже небольшая часть нашей страны, а впоследствии вся страна в целом. Но при этом законодателям следует обратить внимание на некоторые вопросы, выявившиеся в ходе анализа нормативных правовых актов.

 

Список использованных источников

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О старостах сельских населенных пунктов Нижегородской области : закон Нижегородской области от 02.04.2019 № 28-З (принят постановлением ЗС НО от 28.03.2019 № 982-VI) // Нижегородские новости. 2019. № 36(6087).
  4. О Реестре должностей муниципальной службы в Ставропольском крае [Электронный ресурс] : закон Ставропольского края от 18 декабря 2007 года № 65-кз (с изм. на 10.12.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О местном самоуправлении в Ставропольском крае [Электронный ресурс] : закон Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  6. О старостах сельских населённых пунктов (сельских старостах) в Ульяновской области : закон Ульяновской области от 29.10.2018 № 105-ЗО // Ульяновская правда. 2018. № 81(24155).
  7. Устав муниципального образования «городской округ Подольск Московской области» от 25.12.2015 № 9/1 (в ред. от 20.05.2020 №74/11) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gorsovet-podolsk.ru/base (дата обращения: 24.09.2021).
  8. Устав Муниципального образования «город Ульяновск» от 23.09.2014 № 119 (с изм. на 30.08.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://ulmeria.ru/ru/ustav (дата обращения: 27.09.2021).
  9. О старостах сельских населенных пунктов в Московской области : Закон Московской области от 17.07.2018 № 124/2018-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2018. № 136.
  10. О старостах сельских населенных пунктов в Республике Башкортостан : закон Республики Башкортостан от 10.07.2019 № 122-з (принят Государственным Собранием – Курултаем РБ 28.06.2019) (вместе с «Примерной формой удостоверения старосты сельского населенного пункта») // Республика Башкортостан. 2019. № 84 (29019).
  11. О некоторых вопросах статуса и деятельности старосты сельского населенного пункта в Саратовской области : закон Саратовской области от 31.10.2018 № 110-ЗСО // Собрание законодательства Саратовской области. 2018. № 9.
  12. Об отдельных вопросах регулирования статуса старост сельских населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области : закон Свердловской области от 22.05.2019 № 43-ОЗ // Областная газета. 2019. № 87.
  13. О страховых взносах с ежемесячного вознаграждения старостам сельских населенных пунктов Ульяновской области [Электронный ресурс] : письмо М-ва финансов Рос. Федерации от 07.10.2019 № 03-15-08/76894.. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Об НДФЛ и страховых взносах с ежемесячных выплат старосте сельского населенного пункта Ульяновской области [Электронный ресурс] : письмо М-ва финансов Рос. Федерации от 19.04.2019 № 03-04-05/28560. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Gladkova Darya

student, Faculty of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

Alekhin Alexander

Doctor of Law, Associate Professor, Department of State and Administrative Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

 

THE LEGAL REGULATION FEATURES OF THE STATUS

OF A RURAL SETTLEMENT ELDERMAN

 

Abstract. The article explores the legal regulation features of the status of local government posts in the Russian Federation. The authors analyzed the legal content of the status of the elderman in a rural settlement, namely, the order of his appointment, the tasks and authorities assigned to him, and the guarantees of activity. The study is based on a comparative legal analysis of regional legislation, the basis for which are the legal norms of the federal law. The article also makes some suggestions for legislation improving.

 

Keywords: local government, municipal unit, authority, status, elderman, rural settlement.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021
© Гладкова Д.О., 2021
© Алехин А.Е., 2021

image_pdfimage_print