О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ «ТИПОВОЕ ОБЛАЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация: В статье указана необходимость использования современных информационных ресурсов в контрольно-надзорной деятельности на разных уровнях государственного управления. Дано определение государственной информационной системы, предназначенной для выполнения таких контрольных функций. Авторами упомянуты нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственной информационной системы в области контроля и надзора.

Ключевые слова: государство, информационная система, типовое облачное решение, автоматизация, контрольно-надзорная деятельность.


УДК: 351.9:004.9
Автор(ы):
Стенькин Даниил Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
d.s.stenkin@gmail.com

Бочкина Алина Александровна
студентка, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск
alinabofficial@mail.ru


Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Стенькин Д. С. О государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности» / Д. С. Стенькин, А. А. Бочкина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 5. – URL: https//srjournal.ru/2021/id333/

image_pdfimage_print

Одной из важнейших функций государства можно назвать деятельность по контролю и надзору за исполнением и соблюдением актов, издаваемых законодательными, исполнительными и иными органами Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных органов. Для осуществления данной функции создана исполнительная ветвь власти, которая представлена органами контроля и надзора.

В настоящее время в Российской Федерации активно развивается платформа электронного правительства, получившая название «Государственная информационная система «Типовое облачное решение для автоматизации контрольно-надзорной деятельности» (далее – ГИС ТОР КНД).

ГИС ТОР КНД – это инновационная разработка системы управления, направленная на оптимизацию государственного контроля и надзорной деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в России.

Государственная информационная система «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности» – это единая информационная система, предназначенная для осуществления государственного контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые в соответствии с федеральными законами уполномочены на осуществление муниципального контроля.

Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее – государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в рамках Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений [1].

ГИС ТОР КНД функционирует на основании нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в частности, на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ, конституций (уставов), законов субъектов РФ, нормативных актов местного самоуправления, уставных документов контрольно-надзорного органа, локальных правовых актов, положений о видах контроля (надзора), административных регламентов органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции и др.

Эта система является инновационной. Она состоит из комплекса нормативно-правовых актов, большая часть из которых была принята в период с 2018 по 2021 гг. в ходе развития административной реформы в России, а также в рамках концепции электронного правительства.

Базовыми нормативно-правовым актами, регулирующими деятельность ГИС ТОР КНД, являются Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2] и, пришедший ему на смену, федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ [1].

Функционирование регионального контроля основывается на Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3]. Муниципальный контроль ведется на основании Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4].

Правительством Российской Федерации в связи с необходимостью реализации законодательных решений были разработаны соответствующие документы по организации и проведению проверок на разных ступенях управления [5], оценке эффективности осуществляемых мероприятий [6], а также прогнозированию и перспективам реализуемых проектов [7].

В марте 2018 года, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию заявил, что «систему контроля и надзора необходимо перевести на риск-ориентированный подход в течение двух лет». Он также подчеркнул, что для этого имеется необходимая нормативно-правовая база в виде соответствующих постановлений и законов [8].

В федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности [2].

Цель такого подхода – наиболее выгодное использование ресурсов (трудовых, материальных и финансовых) при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек для лиц, подверженных контролю, и повышение результативности проверок.

Для внедрения подобной системы регионального и государственного контроля потребовалось определить соответствующие технические требования, которые бы были едины и оптимальны для использования управленческими структурами [9].

ГИС ТОР КНД – информационная платформа, которая: способствует оптимизации работы государственных органов, выполняющих исполнительные и надзорные функции; обеспечивает прозрачность деятельности ведомств и создание среды доверия для граждан и организаций, а также проведение цифровых преобразований органов государственного и муниципального контроля; содействует осуществлению надзорных мероприятий, основанных только на тех требованиях, нарушение которых может привести к ущербу; обеспечивает принятие решений на основе объективной, своевременной и регулярно собираемой информации; способствует повышению эффективности и результативности деятельности контролирующих органов за счет оперативного выявления признаков нарушений по результатам анализа рисков на основе массивов больших данных; дает возможность предотвращать сбои за счет использования методов прогнозной аналитики и возможности проводить индивидуальные превентивные мероприятия.

Система ГИС ТОР КНД направлена на осуществление таких функций, как: ведение реестра проверяемых субъектов/объектов; распределение проверяемых субъектов/объектов субъектами проверки; отнесение проверяемого к проверяющему; временная замена проверяющего лица на время отпуска/болезни; нефиксированное распределение проверяемых субъектов между проверяющими лицами.

Основное преимущество внедрения данной системы состоит в способности определять необходимость проведения контрольно-надзорных мероприятий только там, где риск нарушения выше; возможности использования данных с датчиков, спутников; перевода проведения проверок в электронном и дистанционном виде. К примеру, уже сейчас с помощью приложения «Мобильный инспектор» проверяющее лицо может осуществлять контрольно-надзорные мероприятия с экрана смартфона, моментально формируя ведомственный документ.

Как видится авторам статьи, ГИС ТОР КНД – это многофункциональная система, имеющая огромное количество позитивных моментов в области осуществления контроля за исполнением тех или иных решений или проектов в Российской Федерации. Данная система, несомненно, облегчит деятельность правоприменителей, физических и юридических лиц, которые являются субъектами контрольно-надзорных взаимоотношений и снизит уровень коррупционных нарушений в стране.

 

Список использованных источников

  1. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : Федер. закон № 248-ФЗ [Принят Гос. Думой 22 июля 2020 года ; одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федер. закон № 294-ФЗ [Принят Гос. Думой 19 декабря 2008 года ; одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : Федер. закон № 184-ФЗ [Принят Гос. Думой 22 сентября 1999 года]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ [Принят Гос. Думой 16 сентября 2003 года ; одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок : Постановление Правительства Рос. Федерации от 28 апреля 2015 № 415. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Об основных направлениях разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности : Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 мая 2016 № 934-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства Рос. Федерации от 17 августа 2016 № 806. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  8. Путин: систему контроля и надзора в течение двух лет необходимо перевести на риск-ориентированный подход // The DairyNews : информационный портал. URL: https://www.dairynews.ru/news/putin-sistemu-kontrolya-i-nadzora-v-techenie-dvukh.html (дата обращения 28.03.2021).
  9. Об утверждении Единых функционально-технических требований по автоматизации приоритетных видов регионального государственного контроля (надзора) в целях внедрения риск-ориентированного подхода : приказ Минкомсвязи России от 3 июня 2019 № 252. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Stenkin Daniel

Doctor of Law, Associate Professor, Department of State and Administrative Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

Bochkina Alina

student, Faculty of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University», Saransk

 

ABOUT THE STATE INFORMATION SYSTEM «STANDARD CLOUD SOLUTION FOR AUTOMATION OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES»

 

Abstract: The article indicates the need to use modern information resources in control and supervisory activities at different levels of public administration. The definition of the state information system, which is suitable to perform such control functions, is given. The authors mentioned the normative and legal acts regulating the activities of the state information system in the field of control and supervision.

 

Keywords: state, information system, standard cloud solution, automation, control and supervisory activities.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Стенькин Д. С., 2021

© Бочкина А.А., 2021

image_pdfimage_print