ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Аннотация: В статье рассматривается проблема юридического лица публичного права как самостоятельной категории. На сегодняшний день назрел вопрос изменения существующей системы субъектов российского права, путем обособления юридических лиц, как самостоятельных участников правоотношений. Особый интерес представляет определение сущности и понятия юридических лиц публичного права, отграничение их от частных юридических лиц, а так же нормативное закрепление данной категории.

Выпуск: №3 / 2021 (май-июнь)
УДК: 347.19:347.132.1
Автор(ы): Саушина Анастасия Алексеевна
студентка, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Саушина А. А. Юридическое лицо публичного права: проблемы теории и практики / А. А. Саушина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 3. – URL: https//srjournal.ru/2021/id308/

image_pdfimage_print

 

На современном этапе развития юридической науки одним из рассматриваемых правоведами вопросов является внесение изменений в существующую систему субъектов российского права. Между юристами сформировалась дискуссия относительно необходимости и обоснованности обособления публичного юридического лица как самостоятельного участника правоотношений. Для ответа на вопрос о необходимости выделения публичного юридического лица как самостоятельной категории рассмотрим ряд проблемных вопросов.

Во-первых, необходимо выяснить сущность и сформулировать понятие юридического лица публичного права. Во-вторых, выделить признаки публичного юридического лица, как субъекта, образованного слиянием частных и публичных норм права, на основании сравнения с характерными чертами частного юридического лица, а также посредством анализа правового статуса существующих в настоящем времени юридических лиц публичной природы.

В научных трудах на сегодняшний день правоведы и юристы так и не пришли к единому понятию публичного юридического лица. Это обусловлено различными причинами, к которым относятся плюрализм мнений о сущности категории, его признаках, принадлежности субъектов к публичным юридическим лицам. На наш взгляд, представляется уместным рассмотреть некоторые из предлагаемых учёными понятий юридического лица публичного права.

Базаров В. Б. в своей монографии предлагает определять публичные юридические лица, как «вид юридического лица со специальной правосубъектностью, контролируемого публично-правовым образованием, зарегистрированного в установленном законом порядке, выступающего в гражданском обороте от своего имени, персонифицированного в организационно-правовых формах государственного, муниципального унитарного предприятия и учреждения, публично-правовой компании, акционерного общества с преобладающим участием публично-правового образования в уставном капитале, преследующего публичные интересы и цели в своей деятельности и несущего самостоятельную гражданско-правовую ответственность по обязательствам» [1].

Профессором Чиркиным В. Е. выделено, на наш взгляд, наиболее удачное понятие юридического лица публичного права, всесторонне раскрывающее данное правовое явление. По мнению автора, «юридическое лицо публичного права – это признанное в тех или иных формах государством некоммерческое материальное и публично-правовое формирование, выступающее в частноправовых и публично-правовых отношениях в различных организационно-правовых формах в целях осуществления общественных, публичных дел (общего блага) путем законного применения публичной власти, состязательности или сотрудничества с ней, давления на нее, имеющее название и другие идентифицирующие признаки, институты управления и представительства, собственность или имущество, права и обязанности и несущее в разных формах ответственность за свои акты и действия» [2].

Тарасов О. И. считает, что под юридическим лицом следует понимать «организацию, которая учреждается в качестве юридического лица государством путем принятия публично-правового акта, обладает правосубъектностью, содержание и пределы которого определяются публично-правовыми целями и задачами деятельности, сформулированными в публично-правовом акте, предусматривающем его учреждение, наделена публично-правовыми полномочиями и имуществом, целевым предназначением которым является обеспечение реализации таких полномочий» [3].

При формулировании понятия юридического лица публичного права затрагивается его сущность, всестороннее познание которой на наш взгляд, невозможно без установления вопроса: под правовое поле какой отрасли попадает данная юридическая категория? В настоящее время юристами и правоведами изучается в проблемном ключе сущность юридического лица публичного права, в связи с чем среди ученых сложились различные взгляды.

Первая группа авторов считает, что юридическое лицо может выступать субъектом публичных правоотношений и не является абсолютно гражданско-правовым понятием [Чиркин В. Е., Тихомиров Ю. А., Бараненков В. В., Усков О. Ю.]. Профессор Чиркин В. Е. в своих трудах, посвящённых проблеме публичного юридического лица, заключает, что юридическое лицо как правовая категория не относится только к частному праву, что юридическое лицо может носить публичный характер и являться публичным юридическим лицом. На наш взгляд, не может быть абсолютно смешанного юридического лица, где равноправно сочетаются и частные, и публичные признаки, чаще всего один из них преобладает.

Позиция второй группы авторов: юридическое лицо и публичное право несовместимы [Братусь С. Н, Алексеев С. С., Михайленко О. В.].

Третья группа юристов выступает за отсутствие надобности введения отдельного самостоятельного понятия «публичные юридические лица». Позиция их основана на том, что юридическое лицо по своей природе имеет частноправовой характер и получает своё фундаментальное подкрепление в нормах гражданского законодательства.

На наш взгляд, для того чтобы определить под регулирование какого права подпадает категория публичных юридических лиц, необходимо сформулировать признаки и содержание данного правового понятия. Предлагаемые признаки нами сформированы на основе выделения характерных черт юридического лица частного права и путём анализа субъектов, определяемых как публичные юридические лица.

Гражданское законодательство в ст. 48 ГК РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Исходя из приведенного выше понятия юридического лица частного права, нами предлагаются признаки, присущие публичному юридическому лицу.

Во-первых, инициатива создания исходит от публичного субъекта. Так в актах федерального уровня законодатель прямо указывает, на то, что именно государство Российская Федерация выступает создателем публичного юридического лица. Анализируя правовой статус Фонда обязательного медицинского страхования, в ч.2 ст. 12 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» дается прямое указание на «учредителя» данного фонда: Федеральный фонд – некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования [4].

Во-вторых, цель возникновения и функционирования не сводится к коммерческой (извлечение прибыли, участие в гражданских правоотношениях), имеет государственно-общественный характер – выполнение общеполезной деятельности. Создание юридического лица частного права связано с удовлетворением частных интересов, публичное юридическое лицо данного не преследует. Все это не исключает возможности участия публичных юридических лиц в гражданских правоотношениях, однако такое участие не является ключевым фактором его создания. Приведём в пример положение ст. 4 ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», согласно которой Росатом является юридическим лицом организационно-правовой формы – государственная корпорация, целью которой является проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управления государственным имуществом в области использования атомной энергии, развитие и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации [5]. Также согласно ст. 1 ФЗ «О Центральном банке РФ», Центральный Банк представляет собой юридическое лицо, целями которого в соответствии со ст. 3 этого же закона являются развитие и укрепление банковской системы РФ, развитие финансового рынка РФ, обеспечение его стабильности [6]. Данные примеры, на наш взгляд, являются яркими показателями юридического лица, обладающего публичным характером. 

В-третьих, в основе лежит нормативно-правовой акт, отражающий специфику организации, правосубъектность. К числу таких относятся: конституции, федеральные законы, подзаконные нормативные акты. К примеру, определяющими статус государственной корпорации Роскосмос, согласно ст. 3 ФЗ «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», являются цитируемый Федеральный закон, иные Федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международные договоры, одной из сторон которых является Российская Федерация [7]. Обобщая сказанное, актом, раскрывающим сущность публичного юридического лица является не учредительный документ (устав), как у юридических лиц частного права, а нормативно-правовой акт.

Исходя из предшествующего пункта, можно вывести следующий признак. В-четвертых, процедура возникновения и упразднения осуществляется на основании законодательного акта, не зависимо от воли частных лиц. Следовательно, процедура создания, ликвидации, реорганизации носит иное содержание в сравнении с той же процедурой в отношении частных юридических лиц.

В-пятых, наделены властно-публичными полномочиями, имеют непосредственную связь с публичной властью в отличие от юридических лиц частного права. Преследуя государственные, общественные цели данному субъекту присваиваются функции, которые носят властно-распорядительный характер.

В-шестых, они находятся в иерархической зависимости, подчинении, вследствие чего имеют слабовыраженную автономию.

В-седьмых, публичные юридические лица имеют разную организационно-управленческую структуру, субъектный состав по сравнению с юридическими лицами частного права.

В-восьмых, особое положение собственности и имущества. Собственность частного юридического лица носит абсолютный характер, т.е. юридическое лицо имеет неограниченный характер прав (пользования, владения, распоряжения). Собственностью публичные юридические лица не владеют. Они обладают имуществом, которым имеют право распоряжаться и управлять, в установленных нормативно-правовым актом границах. Как правило, такое имущество, является муниципальной собственностью или федеральной, субъекта федерации. Примером тому выступает закреплённое в п. 2 ч. 2 Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» имущественное положение Фонда социального страхования, согласно которому денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью [8].

На основе выделенных типичных черт, которые характеризуют публичное юридическое лицо, нам представляется возможным предложить определение юридического лица публичного права, под которым понимается образование, инициируемое публичным субъектом (государством), регулируемое нормативно-правовым актом, цель возникновения и функционирования которого не сводится к коммерческой, наделенное властно-публичными полномочиями и находящееся в иерархическом подчинении, характеризующееся слабовыраженной автономией и особым положением собственности.

Анализируя вышесказанное, можно сказать, что нельзя отнести данную категорию к исключительно гражданско-правовой или же исключительно публичной. Юридические лица публичного права – смешанная категория, включающая в себя нормы гражданского права и публичного одновременно, однако все же с преобладанием публичного права. Такое юридическое лицо представляет собой субъект, обладающий властно-управленческими полномочиями, и который может вступать в гражданско-правовые отношения как самостоятельный участник. Выделение публичного юридического лица как самостоятельного субъекта, на наш взгляд, обусловлено его участием в гражданских правоотношениях, с личной заинтересованностью. Однако, по своей сути, в основе, прежде всего, находится юридическое лицо, в том формате, который зафиксировали гражданско-правовые нормы. Несмотря на данный факт, такая категория имеет право на существование, но возможно с поправками в самом наименовании – «публичное формирование».

 

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Базаров В. Б. Публичные юридические лица. Иркутск : Отиск, 2019. 161 с.
  2. Чиркин В. Е. Об особенностях юридического лица публичного права // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2010. № 3. С. 154–170.
  3. Тарасов О. И. Юридические лица публичного права: административно-правовой аспект : автореф. дис. канд. юрид. наук .СПб., 2013. 27 с.
  4. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : Федер. закон РФ от 29.11.2010 № 326-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 49. Ст. 6422.
  5. О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» : Федер. закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49. Ст. 6078.
  6. О Центральном банке РФ : Федер. закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.
  7. О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» : Федер. закон РФ от 13.07.2015 № 215-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4341.
  8. О Фонде социального страхования Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 599.

 


 

Saushina Anastasia

student, Faculty of Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research N. P. Ogarev Mordovia State University», Saransk

 

LEGAL ENTITY OF PUBLIC LAW: PROBLEMS IN THEORY AND PRACTICE

 

Abstract: The article considers a legal entity as an independent category. At present, there is a question of changing the existing system of subjects of Russian law, by separating of legal entities as independent participants in legal relations. Of particular interest is the definition of the essence and concept of public law legal entities, their differentiation from private legal entities, as well as the normative consolidation of this category.

 

Key words: legal entity, public legal entity, private legal entities, state corporations, civil-legal category, public-legal phenomenon.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Саушина А. А., 2021

 

image_pdfimage_print