ОСОБЕННОСТИ «СЕТЕВОГО» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье анализируются изменения способ и структуры взаимодействия органов государственной власти с обществом посредством социальных сетей в период пандемии.

Выпуск: №3 / 2021 (май-июнь)
УДК: [342.5+347.471]: 316.472.4
Автор(ы): Пальчикова Мария Валерьевна
кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», г. Саранск

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Пальчикова М. В. Особенности «сетевого» взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в период социальной нестабильности / М. В. Пальчикова. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 3. – URL: https//srjournal.ru/2021/id309

image_pdfimage_print

 

Автор статьи занимается указанной проблематикой в течение почти двухгодичного периода и может с уверенностью констатировать, что действия местных и региональных сластей в рамках сетевого взаимодействия приобретают алгоритм и структуру.

По данным паблика социальной сети «ВКонтакте» – «Доска позора Саранск», имеющего 84 тысячи подписчиков, увеличилось количество просмотров с конца марта до начала апреля (26.03.2020–2.04.2020 гг.) с 22 тысяч до 29 тысяч. Стабильным остался показатель уникальных посетителей, что свидетельствует о повышении спроса среди лояльной доверяющей аудитории.

Возрастной разброс группы достаточно широкий, но основную аудиторию – 65 % составляют пользователи от 27 до 45 лет (Рис. 1), то есть активные взрослые работающие граждане-налогоплательщики и избиратели.

 

Рис. 1. Показатель уникальных посетителей

 

При этом самый активный прирост показала возрастная группа от 30 до 35 лет, то есть, вопреки распространенному мнению о молодом возрасте аудитории социальных сетей, в пабликах социальной направленности преобладают пользователи среднего возраста (Рис. 2).

 

Рис. 2. Распределение посетителей по признакам пола и возраста

 

Рост аудитории отмечают все социальные медиа, в том числе официальные аккаунты муниципальных образований. Например, рост аудитории аккаунта Администрации города Арзамаса составил 5 000 пользователей с конца марта по начало апреля.

 

Рис. 3. Охват населения по общественно важным вопросам в социальных медиа в г. Арзамас

 

Для большего охвата населения по общественно важным вопросам данная группа также использует связь с администраторами самых массовых групп Арзамаса – «ВАВК», «Арзамас 1578», «Арзамас live», «Мой Арзамас».

Таким образом происходит дублирование некоторой официальной информации в неофициальных группах и сообществах, что указывает на повышение уровня доверия невластных групп к контенту официальных Медиа.

Процесс конструирования доступной коммуникации между властью в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления и пользователями является определяющим фактором эффективного донесения точки зрения субъектов управления с целью приведения объектов к необходимому состоянию.

Информационная среда является тем индикатором, который явно определяет и вербально представляет состояние удовлетворенности политикой органов государственной власти. Устойчивость государственного управления зависит в том числе и от таких факторов как доверие населения, восприятие легитимности властных решений, желание им следовать, идти на конструктивный диалог.

Карантинные меры по борьбе с коронавирусной инфекцией изменили уровень доверия к исходящей от органов власти информации. В период информационной неопределенности, когда официальная информация оказывалась противоречивой (например, ВОЗ неоднократно меняла свои прогнозы) либо недостаточной, потребители информации при выборе из множества различных источников стали останавливаться на тех, к которым уже было сформирован необходимый уровень доверия. Как показывают исследования, общество в период пандемии обратилось к власти и больше доверяют тем должностным лицам, с которыми была налажена коммуникация задолго до экстремальной ситуации. В силу своей специфики социальные интернет ресурсы могут выступать в качестве ключевого фактора, способствующего увеличению открытости деятельности государственных структур. Согласно результатам различных авторских исследований, проведенных в 2017–2019 годах, 67%–70% граждан высказывались за применение органами государственного и муниципального управления социальных медиа, а 61 % и вовсе поддерживают формирование комплекса официально подтверждённых аккаунтов [1; 3].

В сложившихся условиях, когда формирование повестки дня всё чаще происходит в сетевом пространстве, государству необходимо адаптироваться к новым реалиям. Нельзя не отметить, что возникший в связи с пандемией перенос ответственности в регионы – предоставление им права самостоятельно определять меры воздействия и пределы ограничения прав и свобод граждан – породил необходимость объяснить эти меры наиболее доступными способами. В настоящий момент доведение информации до адресата является приоритетной задачей и сетевое пространство становится наиболее оптимальным вариантом распространения информации. Согласно данным Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, за период с 6 по 10 апреля 2020 года наиболее популярным источником информации о распространении коронавируса для жителей региона являлся интернет (80%), на втором месте находилось телевидение (75%), на третьем – социальные сети (50%). К печатным СМИ (газеты, журналы) и радио обращаются только 9% и 6% респондентов соответственно [2].

Пандемия развеяла представление о том, что социальные медиа – это лишь вспомогательные элементы для принятия соответствующих решений и они не могут служить пространством принятия реальных управленческих решений.

Отошло в прошлое и представление об идеальном чиновнике, как о молчаливом исполнителе, который, если и коммуницирует с гражданами, то только с разрешения вышестоящего руководства.

Пандемия позволила убрать противоречие между весьма актуализировавшимся запросом на «организацию пространства публичных коммуникаций» в интересах общества и недостаточно развернутым использованием данных возможностей региональными властями – перестраиваться пришлось очень быстро и весьма активно. Новые каналы коммуникации способствуют осуществлению перехода от двусторонней ассиметричной модели, базирующейся на принципах принятия аудиторией мнения, которое соответствует интересам государственно властных органов, к двусторонней симметричной модели, обеспечившей баланс интересов между отправителем и адресатом информации [3].

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Дукин Р. А. Институт социальных медиа в региональном пространстве коммуникационных практик : автореф. дис. канд. соц. наук. Саранск, 2017. 27 с.
  2. COVID-19 в регионе-13: как оценивают текущую ситуацию жители Мордовии // НЦСЭМ : научный центр социально-экономического мониторинга Республики Мордовия : официальный сайт организации. URL: http://ncsem.e-mordovia.ru/index.php/item/120-covid-19-v-regione-13-kak-otsenivayut-tekushchuyu-situatsiyu-zhiteli-mordovii (дата обращения: 15.03.2021).
  3. Губанов А. В. Социально-сетевое управление публичными коммуникациями региона : автореф. дис. канд. соц. наук. Орел, 2019. 26 с.

 


 

Palchikova Maria

Doctor of Law, Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk

 

FEATURES OF THE «NETWORK» INTERACTION OF GOVERNMENTAL AUTHORITIES AND CIVIL SOCIETY IN A PERIOD OF SOCIAL INSTABILITY

 

Abstract: The article analyzes the changes in the way and structure of interaction between governmental authorities and public through social networks during the pandemic.

 

Key words: Internet, pandemic, society, governmental authorities.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Пальчикова М. В., 2021

 

image_pdfimage_print