ПОЛИТИКА КОРЕНИЗАЦИИ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СССР В 1920-1930-Е ГГ. НА ПРИМЕРЕ ПОЛЬСКОГО МАРХЛЕВСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО РАЙОНА

Аннотация: В статье рассматриваются предпосылки, движущие силы, а также этно-языковые преобразования в результате национальной политики СССР в рамках строительства польского национального района на территории Украины.

Выпуск: №2 / 2021 (март - апрель)
УДК: 94(477.42)(=162.1):328.132.5
Автор(ы): Лушин Александр Иванович
доктор исторических наук, профессор, кафедра государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Осипов Никита Александрович
преподаватель истории, руководитель исторического музея «Из века в век», средняя общеобразовательная школа № 152, г. Санкт-Петербург

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Лушин А. И. Политика коренизации в рамках национального строительства СССР в 1920–1930-е гг. На примере польского Мархлевского национального района / А. И. Лушин, Н. А. Осипов. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 2. – URL: https//srjournal.ru/2021/id303/

image_pdfimage_print

 

Актуальность данной проблемы заключается прежде всего в том, что, во-первых, что до распада Союза ССР в 1991 году вопросы возникновения национальных структур на западных границах СССР по существу не подвергались всестороннему научному анализу. Во-вторых, ряд польских, а также современных украинских исследователей, если и рассматривают эту проблему, то, главным образом, с негативной точки зрения, политизируя проблемы национального строительства в СССР. И наконец, в-третьих, актуальность проблемы еще больше возрастает, в связи с тем, еще с советских времен данный польский национальный район рассматривается только в рамках коренизации 1920–1930-х гг., проводимой официальными властями.

Как известно, территории, некогда существовавшей Российской империи были заселены различными народами, в связи с чем национальный вопрос приобретал особое значение, выражающееся в зависимости поддержки разными народами советской власти. В этой связи, объектом данного исследования является национальная политика РКП(б) 1920–1930-х гг., которая осуществлялась в рамках национального строительства СССР. Предметом же исследования – польский Мархлевский национальный район 1920–1930-х гг. на территории Житомирского округа Украинской ССР. Хронологические рамки работы охватывают период с создания района в 1925 г., и до 1935 г., когда национальный район был расформирован.

Украина, как известно, в еще недавнем историческом прошлом не представляла единого государства, а ее территории находились в составе разных стран, благодаря чему в этническом плане она не была однородной на протяжении многих столетий, фактически до начала Второй мировой войны.

На территории Украины, кроме собственно украинцев, достаточно компактными группами проживали евреи, поляки, греки, сербы, молдаване, немцы и другие народы. После Люблинской унии 1569 года, путем объединения Великого княжества Литовского и Королевства Польского в единое государство, была создана Речь Посполитая. Украинское боярство постепенно принимало католицизм и переходило на польский язык, ассимилируясь, становилось частью польской шляхты. Наряду с этими процессами, этнические поляки активно иммигрировали на Восток и занимали земли Западной, Правобережной и даже отчасти Левобережной Украины. Постепенно они прочно осели на этих территориях и стали считать их «родными». К концу XVIII века поляки стали составлять большинство в городах Правобережной Украины и почти всей Беларуси, которые в результате трех разделов Польши вошли в состав Российской империи.

В XIX веке активизируется национально-культурное возрождение многих народов, населяющих Европу. Поляки Российской империи не стали исключением, периодически поднимали восстания, однако все они были подавлены правительственными войсками.

В результате Февральской революции 1917 года и распадом Российской империи, национальная борьба за права народов вновь становится весьма актуальной. Освободительное движение охватило все земли Российской империи, населенные поляками. Польские отделы, товарищества и организации стали активно возникать в крупных городах Украины и Беларуси, таких как Киев, Одесса, Минск и др.

После Октябрьской революции и провозглашении независимой Украинской Народной Республики украинское руководство объявило одной из задач построения своего государства заботу о национальных меньшинствах. Так например, в III Универсале Центральной Рады от 20 ноября 1917 года провозглашалось: «Украинский народ…будет твердо охранять свободу национального развития всех национальностей, существующих в Украине …народам великорусскому, еврейскому, польскому и иным в Украине признаем национально-персональную автономию для обеспечения им права свободы самоуправления в делах их национальной жизни» [5, с. 36–37].

В этот период властями создаются польские институты культуры, такие как театры, библиотеки, образовательные учреждения, товарищества и печатные органы. Следует отметить, что в 1919 году в Украине проживали 467435 поляков, функционировало 1265 польских начальных школ, в которых обучались 76053 детей, и 36 средних, где получили образование 7076 человек. В этих школах работали 1717 учителей, кроме того, 718 поляков были слушателями Киевского университетского коллегиума [4, с. 4].

Однако большая часть директив Центральной Рады не была выполнена, так как территория Украины была полностью занята большевиками. После провозглашения Украинской Советской Социалистической Республики проблемы национальных меньшинств стали прерогативой руководства РКП(б). В 1924 году была создана Центральная комиссия национальных меньшинств при ВУЦВК с польской секцией. При советах начали возникать специальные польские отделы, секции, комиссии.

В 1920-е годы советская национальная политика исходила из первоочередных задач социализации общества и курса на «мировую революцию». Важность привлечения поляков на сторону советской власти была в значительной мере обусловлена не только их приграничным расселением, но и статьями Рижского договора, в которых шла речь о правах национальных меньшинств. Следует отметить, что польское население в этот период времени проживало на всей территории Украины, однако 85% поляков жило на Правобережье. Согласно переписи 1920/1922 г. поляки насчитывали здесь 309800 человек. Часть поляков боялась признавать свою национальную принадлежность, в связи с чем имела место миграция. Одновременно осуществлялась репатриация поляков после провозглашения II Речи Посполитой [4, с. 9].

Весьма показательным является факт, что по данным переписи 1926 года в Украине проживало 460402 гражданина польской национальности, что составляло 60% всех поляков Советского Союза и 1,6% от всего населения УССР. Однако, при проведении переписи было допущено огромное количество ошибок. Во-первых, сказывалась боязнь этнических поляков признавать свою национальность, во-вторых из-за некомпетентности работников, проводивших перепись, часть из которых не были даже осведомлена о том, что помимо украинцев в Украине проживают и поляки. Согласно подсчетам некоторых специалистов, предполагается, что в данном случае численность поляков в реальной действительности достигала около 1,5 млн. человек [4, с. 14].

Национальные административно-территориальные единицы создавались на основе Указа СНК УССР от 29 августа 1924 г. «О выделении национальных районов и сельсоветов», которым устанавливалась норма для национального района – 10 тыс. человек. В этом же году было принято решение о создании польского национального района [7, с. 147; 10].

В связи с этим была проведена большая подготовительная работа, изучено 150 населенных пунктов в Житомирском округе, где преимущественно проживало польское население. Для организации этой работы в Житомирский округ был направлен руководитель Польской секции, ЦК НМ ВУЦВК Ян Саулевич. В своем отчете «По делу организации польского национального района» он дал его подробную характеристику, обратив внимание на серьезные проблемы национального района, связанные с отдаленным расположением от железной дороги; отсутствием телефонной и телеграфной связи, экономическую отсталость. Относительно культурно-просветительной жизни им отмечалось хорошее владение польским литературным языком поляками-дворянами, в отличии от крестьянского населения, у которых в быту наряду с польским использовался украинский язык. Национальных конфликтов в районе им не было обнаружено [4, с. 20].

После подготовительной работы, по Указу малой президии ВУЦВК от 1925 года польский национальный район был создан на базе Довбышанского района Житомирского округа. Он формировался исключительно из польских сел, селищ, хуторов, расположенных на границе с Польшей. Сначала в состав этого района было включено 26 сельских советов, которые охватывали 96 населенных пунктов, где насчитывалось 7557 дворов. Население насчитывало 40577 человек, среди которого насчитывалось 68,9% поляков, 20,4% украинцев, кроме того, здесь проживали евреи и немцы. С 1925 по 1932 год в его состав были включены новые населенные пункты и численность возросла до 54319 человек [2, с. 122].

В апреле 1926 года был проведен первый съезд Довбышанского района, на котором польский национальный район был переименован в честь Юлиана Мархлевского, известного политика и польского коммунистического деятеля. В работе съезда приняли участие 103 делегата и 500 гостей. Главой исполнительного комитета Мархлевского района был избран, В. Олдаковский, а секретарем партийного комитета Я. Страутинский. Представители польского населения в своих выступлениях высказывались за возрождение хозяйств в селах, улучшении быта, развитии польской культуры, строительство школ, ремонт дорог, улучшения и охраны здоровья. Вместе с тем, от издательства «Трибуна», товарищества «Работа», отдела Наркомпроса РСФСР в собственность вновь организованного района было передано два трактора, плуги, радиоприемники и фотоаппараты.

Необходимо отметить, что большевистское руководство на начальном этапе своего существования очень хорошо разыгрывало идею национального возрождения угнетенных ранее народов. Так, например, Нарком просвещения УССР В.П. Затонский на совещании молодых учителей отмечал: «На что партия обращает сейчас внимание в школе? Прежде всего на грамотность, на язык…Почему именно язык выдвигается на первый план? … Потому что с языка начинается всякая культура, с языком связано мышление человека…» [6]. В связи с этим, главной задачей являлся перевод всех сфер общества на польский язык и культуру в национальном районе, для того чтобы потом прочно включить ее в советскую систему. Кроме того, необходимо было заручиться лояльностью к новой власти местного населения, с помощью мощной пропаганды воспитать будущих польских революционеров, внедренных в II Речь Посполитую для дезорганизации национально-буржуазного политического строя [ 6, с. 217].

Для реализации этой идеи в Мархлевском районе была организована сеть учебных заведений. В 1925–1926 гг. здесь успешно работало 29 школ, среди которых насчитывалось 27 польских, а в 1926–1927 гг. их число составляло 30 единиц, в 1931–1932 гг. – 55 [4, с. 55]. Размещались школы, как правило, в сельских хатах, при этом одновременно осуществлялось строительство специальных помещений. В 1925–1926 гг. Мархлевскому национальному польскому району на развитие народного образования было выделено 31300 карбованцев, а в1930 году 240636 карбованцев [4, с. 29].

Большинство школ здесь в районе имели землю, которую обрабатывали ученики, а полученные от этого средства шли на развитие школьного образования. Дети обеспечивались завтраками, одеждой и обувью, причем в большинстве случаев, бесплатно. Проводимые мероприятия делали школу наиболее привлекательной для крестьянских детей, в связи с чем количество учеников быстро увеличивалось. Так, в 1926–1927 учебном году было охвачено только 40% польских детей, а в начале 1930-х гг. уже около 100% [6, с. 215].

Однако одной из проблем в развитии образования являлась острая нехватка учительских кадров, из-за того, что значительная часть польской интеллигенции еще в начале 1920-х гг. выехала в Польшу. Кроме того, не хватало учебников на польском языке. Следует отметить, что районе наряду с возрождением польской национальной культуры, активно осуществлялась и ликвидация неграмотности. Для ее проведения была создана система ликбезов, которая охватывала в Мархлевском районе в 1926–1927 гг. 450 человек, в 1927–1928 гг. 1350 чел., в 1928–1929 гг. 790 чел., а в 1929–1930 гг. уже 4000 человек. В 1930 году в районе работали 24 хат-читален, 1 сельской дом и 4 рабочих клуба [4, с. 30].

В польских школах как правило преподавались польский, украинский и русский языки; история Польши, а обучение велось на польском языке. В 1924–1925 учебном году в Украине работало 255 польских школ, где обучалось 14606 учеников. В 1925–1926 учебном году количество таких школ выросло до 337, а учеников в них – до 22500, что составляло 31,5% всех польских детей в возрасте от 8 до 14 лет [4, с. 31]

В связи с празднованием пятилетия образования Мархлевского польского национального района отмечалось, что за годы его существования были сделаны большие успехи в хозяйственной и культурной сферах [2, с. 125]. Фактически же, еще до революции существовали культурные учреждения, которые были тесно связаны с польской историей, духовностью и католической верой. Однако все это было уничтожено советскими властями и фактически заново развернуто строительство принципиально новой системы учреждений культуры для польского населения.

Следует отметить, что советская власть уделяла значительное внимание «советизации» польских учительских кадров. С 1923–1924 учебного года начали функционировать высшие педагогические курсы им. Ф. Кона, в июле 1925 года в Киеве были открыты Центральные курсы переподготовки польских сельских учителей. В тоже время активно работал Польский институт социального воспитания и Польский педагогический техникум [4, с. 32]. В Киеве и Житомире действовали советские партийные школы, где преподавание велось на польском языке, при институте была организована кафедра по национальным вопросам. Всеукраинский комитет краеведения основал в центре и на местах национальные, в том числе и польские секции.

Одновременно с ними было организовано польское издательство «Трибуна», которое выпускало художественную, учебную, политическую и образовательную литературу на польском языке. Для польского населения были организованы судебные органы, которые вели заседания и документооборот на польском языке [4, с. 35].

Однако наряду с национальной политикой на местах, в том числе в Мархлевском районе, проходили особенные политические процессы в столице. Сталин, в результате борьбы за власть, значительно укрепив свои позиции, приступил к реализации программы построения социализма в одной, отдельно взятой стране. В связи с этим началась форсированная индустриализация, средства на которую в значительной мере стали поступать от проведения «сплошной коллективизации» сельского хозяйства.

В августе 1929 г. в упоминаемом нами польском национальном районе было только один коллективное хозяйство, до начала 1930 г. было создано еще 9, а на 1 ноября 1930 года существовало уже 22 колхоза, которые объединяли 600 хозяйств из 9 тыс. [1, c. 55]. Мархлевский район по темпам коллективизации отставал от всех других национальных районов. В связи с этим коллективизация начала проводиться насильственным путем, в результате к 1933 г. в польском районе было коллективизировано 32% хозяйств, на начало 1935 г. 69% хозяйств уже были объединены в колхозы [4, с. 51].

Однако, в целом, польское население сопротивлялось насильственной коллективизации и антирелигиозной политике большевистского руководства. При этом, советская власть на местах, исходя из антирелигиозной политики, начала проводить комплекс мероприятий, связанных с дискредитацией идеологии католицизма, закрытием храмов, отменой выходных в религиозные праздничные дни и пропагандой научного атеизма [3, с. 116]. Однако польское общество, как правило, отвечало активным непринятием такого рода политики. Во многом, это было связано с тем, что польская духовность была исторически связана с католицизмом. Священник, пастор и в годы советской власти по-прежнему оставался авторитетом среди польской общины, играл роль пастыря и духовного лидера [9]. Нельзя забывать и том, что польское население, как правило опиралось на семью, в которой главная роль отводилась хорошему семьянину, христианину, однако в глазах новой власти и партийных активистов он был, к сожалению, «единоличником», человеком, не работающим на благо социалистического общества.

В результате непринятия польским населением постулатов коммунистической идеологии, советское руководство стало поэтапно отказываться от плана коренизации и национального строительства польского района, которое должно было проводиться, прежде всего, местными кадрами [8]. Польские национальные традиции, многие элементы национальной культуры, языка в глазах общественности стали активно дискредитироваться советской властью. Для этого начали выпускаться стенгазеты и брошюры, выставляющие в негативном свете польские национальные и религиозные традиции [8, с. 274]. Одновременно с этим, началась кампания переселения поляков в Восточные районы УССР из Мархлевского района. Таким образом, было выселено 1188 хозяйств «ненадежных элементов», а на их место прибыли 754 семьи «проверенных колхозников-ударников» из южных районов Киевской области. Подобные мероприятия продолжались и позднее [2, с. 136].

В рассматриваемый нами период времени в польском национальном районе насчитывалось около 40 сельсоветов. Их бюджет составлял на 1935 г. 3 млн. 23 тыс. руб., из которых на социально-культурные мероприятия планировалось выделить 2 млн. 130 тыс. руб. Промышленность Мархлевского района состояла из 9 предприятий разной направленности, на которых работало 1760 работников, насчитывалось 79 торговых точек, из них – 77 магазинов, в том числе один универмаг, действовало 2 колхозных базара. Кроме того, функционировало 89 школ, 1 полная средняя, 32 неполные средние и 56 начальных, с общим количеством учеников 7053, функционировал техникум с 77 студентами и 2 рабфака со 145 слушателями, работало 10 библиотек и 25 клубов, стационарный кинотеатр. Потребности охраны здоровья населения обеспечивали поликлиника, 2 больницы, 5 амбулаторий, диспансер, 3 фельдшерских пункта и 2 аптеки. Медицинский персонал состоял из 8 врачей и 30 работников среднего звена [2, с. 139].

В силу многих, прежде всего, политических, причин, в 1936 году польский национальный район был расформирован, а город Мархлевск переименован в поселок Щорск. Началась волна депортаций, арестов, стали закрываться польские национальные газеты, а также Дом польской культуры, Центральная польская библиотека Украины. Польские школы переводились на украинский или русский языки. Теперь новая власть всячески старалась вычеркнуть из памяти упоминание о неудавшемся эксперименте. Политическое руководство страны старалось стереть не только упоминание о своих ошибках на пути к построению «светлого будущего», но и «подчищать» вещественные доказательства своих деяний. Так в Довбышанском районе (бывшем Мархлевском) были уничтожены многие населенные пункты. На базе польского и немецкого национальных районов был создан новый Красноармейский с центром в Пулино, который был затем переименован на Красноармейск.

Таким образом, советская национальная политика на западных границах УССР в местах компактного проживания польского населения, базировалась, прежде всего, на формальном желании их национально-культурного возрождения. Вместе с тем, советская политическая элита попыталась интегрировать специфическую национальную культуру в советскую систему образования, воспитать польскую национальную элиту, которая могла быть использована как плацдарм для распространения идеи «мировой революции» в II Речи Посполитой, потерянной в результате распада Российской империи.

Однако, в связи с проведением политики насильственной коллективизации, антирелигиозной пропаганды и целому ряду других причин, советское руководство противопоставило себя значительной части польского населения, которое и без этого не было склонным к установлению советской системы государственного управления в местах своего компактного проживания. Все это в совокупности и предопределило судьбу польского национального района, который был расформирован, а политика коренизации сменилась выселением и депортацией лиц польской национальности.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Глинский А. Б. Национальные меньшинства на Украине. Харьков ; Киев : Центриздат, 1931. 77 с.
  2. Горбуров К. З історії українсько-польського прикордоння міжвоєнної доби ХХ ст.: Мархлевський польський національний район УСРР 1925–1935 рр. // Регіональна історія України. 2015. Вип. 9. С. 119–140.
  3. Гуцало Л. Національні меншини України в політиці коренізації 20 – 30 років ХХ століття // Наукові записки [Інституту політичних і етнонаціональних досліджень ім. І. Ф. Кураса НАН України]. 2006. Вип. 29. С. 110–124.
  4. Єременко Т.І. Польська національна меншина в Україні в 20–30-ті рр. ХХ століття (Історичні зошити Ін-ту історії України НАН України). К., 1994. 722 с.
  5. Історія України (соціально-політичні аспекти) : хрестоматія // Авт.-упоряд. С. О. Костилєва. К. : НТУУ «КПІ», 2009. 338с.
  6. Політика радянської влади щодо створення польських національних районів в УСРР // Проблеми історії України: факти, судження, пошуки. 2007. Вип. 16. Ч. 2. С. 203–219.
  7. Рубльов О. С. Ян Саулевич (1897–1937): біографія «хрещеного батька» Мархлевського району у контексті репресій 1930-х років // Історія України. Маловідомі імена, події, факти (Збірник статей). 2007. Вип. 34. С. 143–176.
  8. Сталин и Каганович. Переписка. 1931–1936 гг. / Сост. О. В. Хлевнюк, Р. У. Дэвис, Л. П. Кошелева, Э. А. Рис, Л. А. Роговая. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 798 с. ; ил.
  9. Станишевская Ж. Явление внутренней психологической миграции как фактор сохранения национальной идентичности в период социальных кризисов, аномии и репрессий на примере польского сообщества в поселке Мархлевск (Довбыш) // Studia Humanitatis. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yavlenie-vnutrenney-psihologicheskoy-migratsii-kak-faktor-sohraneniya-natsionalnoy-identichnosti-v-period-sotsialnyh-krizisov-anomii-i (дата обращения: 17.03.2021).
  10. Станишевский М. Исторические и психологические особенности формирования приверженности польского населения к социалистическим формам общественных отношений в 20–30 гг. XX века (на примере Мархлевского польского национального района) // Studia Humanitatis. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-i-psihologicheskie-osobennosti-formirovaniya-priverzhennosti-polskogo-naseleniya-k-sotsialisticheskim-formam (дата обращения: 17.03.2021).

 


 

Lushin Alexander

Doctor of History, Professor, Department State and Municipal Administration North-West Institute of Administration – branch of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St.-Petersburg

 

Osipov Nikita

history teacher, head of the historical museum «Over the ages», secondary school No. 152, St. Petersburg

 

THE KORENIZATION POLICY WITHIN THE USSR NATIONAL BUILDING IN THE 1920-1930 ON THE EXAMPLE OF THE POLISH MARKHLEVSKY NATIONAL DISTRICT

 

The article reviews the precondition, driving forces, as well as ethno-linguistic transformations as a result of the USSR national policy within the building of the Polish national district on the territory of Ukraine.

 

Keywords: korenization, Poles, Ukrainian SSR, USSR, Zhytomyr district, national and cultural revival, church, Polish revolutionaries, RCP(b), II Polish-Lithuanian Commonwealth, V. Zatonsky.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Лушин А. И., 2021

© Осипов Н. А., 2021

 

 

image_pdfimage_print