ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ

Аннотация: В статье проводится анализ данных официальной статистики по международной миграции, определяются основные тенденции миграционных потоков с зарубежными странами, выявляются возможные проблемы, предлагаются способы их решения.

Выпуск: №1 / 2020 (январь-март)

УДК: 314.174:325.1(470)

Автор(ы): Саушин Алексей Алексеевич
аспирант, отдел региональных исследований и программ, Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, г. Саранск

Липатова Людмила Николаевна
доктор социологических наук, кандидат экономических наук, профессор, кафедра экономики, Северо-Западный институт управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Саушин А. А. Влияние международной миграции на демографическую ситуацию в России [Электронный ресурс] / А. А. Саушин, Л. Н. Липатова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

В мире на протяжении XX в. наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, которое в конце века вызвало глобальные проблемы, требуя иных подходов к миграционной политике для достижения и поддержания баланса интересов сторон, участвующих в миграционном обмене. Миграция населения, с одной стороны – проблема современного мирового развития, с другой – политический и социально-экономический феномен социального преобразования регионов, влияющий на состав трудовых ресурсов стран-доноров и стран-реципиентов. Всплеск миграции не только вызывает изменения в социальной и политической жизни участвующих в миграционном обмене государств, но и приводит к военным конфликтам, распаду многонациональных государств и созданию новых.

В последние годы многие европейские страны, столкнувшиеся со значительным притоком мигрантов, испытывают большие экономические и социальные проблемы. Перераспределение населения – это объективный процесс. Жизнедеятельность человека включает в себя всевозможные перемещения в пространстве. Они могут быть короткими или длительными, со сменой места жительства или без этого. С территориальной подвижностью людей могут быть сопряжены как личные, так и общественные трудности. Важно предусмотреть возможные негативные последствия массовых миграций, и, по возможности, их предупредить или сгладить.

В России начало XXI в. тоже характеризовалось ростом международной миграции, начавшейся в конце предыдущего столетия в связи с распадом СССР и массовым исходом из вновь образовавшихся государств русскоязычного населения. Опыт европейских стран убедительно показывает, что если иноэтничные мигранты не становятся лояльными гражданами независимо от их этногенеза и государства выхода, то их массовый приток может стать серьезной угрозой экономической и социальной стабильности.

Цель данной статьи – провести анализ внешних для современной России миграционных потоков и выявить связанные с миграцией населения возможные угрозы экономической безопасности и социальной стабильности.

С одной стороны, иммиграция и внешняя трудовая миграция решают стратегические задачи национального характера и геополитики, в основном для поддержания потенциала демографического и экономического развития. Для современной России этот фактор демографической динамики тоже весьма значим. Согласно низкому варианту прогноза Росстата, в обозримом будущем миграционный прирост не опустится ниже 100 тыс. чел. в год. Средний прогноз предполагает постепенное повышение сальдо миграции с 262 тыс., достигнутых в 2016 г., до 293 тыс. чел. к 2030 г. Согласно высокому варианту прогноза, можно ожидать увеличения миграционного прироста до 456 тыс. чел. в 2030 г. [2, 8.1].

Ожидаемое ускорение темпов экономического роста в РФ и ограничения развития экономической системы страны со стороны народонаселения (даже при поэтапном повышении верхней границы трудоспособного возраста) делает необходимым привлечение рабочей силы с внешних рынков труда. Прогнозы Росстата подтверждают это. Так, по низкому и среднему вариантам демографического прогноза Росстата (опубликованному до законодательного повышения верхней границы трудоспособного возраста в РФ) к 2050 г. численность населения в трудоспособном возрасте (16–55 лет – женщины и 16–60 лет – мужчины) уменьшится на 23,0–14,4 %, по благоприятному сценарию, предполагающему рост численности населения страны на 11,2 %, численность рассматриваемой категории уменьшится более, чем на 7 % [3, с. 91].

С другой стороны, миграция может нанести значительный урон экономике страны, поставить под угрозу социальную стабильность и вызвать изменения политического характера, что может серьезно затруднить продвижение государства по пути устойчивого социально-экономического развития. Ситуация в некоторых европейских странах, столкнувшихся с проблемой миграции, наглядно это подтверждает. Основные направления государственной миграционной политики, направленной на содействие социализации мигрантов, формирование конструктивного диалога между ними и принимающей стороной, противодействие их социальной исключённости, пространственной сегрегации и созданию этнических анклавов определены в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1].

Статистика показывает, что территориальная мобильность россиян в последние годы значительно усилилась. Это касается как перераспределения населения внутри страны, так и международной миграции. Численность ежегодно прибывающих в страну граждан в 2010–2017 гг. возросла в более, чем в 3 раза и в 2017 г. превысила 589 тыс. чел. Численность выбывших из РФ в этот период увеличилась в 11,2 раза, достигнув к концу периода 377,2 тыс. чел. [3, с. 101–102].

Миграционный прирост в РФ не вызывает никаких опасений. Более того, в стране реализуются государственные программы по привлечению на территорию России граждан других государств. В России существует другая проблема, связанная с перемещением населения – эмиграция, способная нанести значительный урон человеческому потенциалу страны, а значит, и ограничить возможности развития.

Хотя масштабы миграции из России незначительны, и в основном поток выбывающих представлен иностранными гражданами (более 80 % в 2016 г.), следует обратить внимание на значительный и быстрый прирост численности покинувших страну россиян – за 7 лет этот показатель увеличился почти в 2 раза (таблица 1).

 

Таблица 1

Распределение численности выбывших из Российской Федерации по гражданству [2, 7.6]

Гражданство 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Выбывшие из Российской Федерации, всего 33578 36774 122751 186382 308475 353233 313210
в том числе:
граждане России 31734 29467 46687 47439 53235 51846 58739
из них имеют второе гражданство 1512 291 577 625 867 903 1112
иностранные граждане 1477 6755 74582 137329 251768 298257 250840

 

В 2016 г. РФ наиболее активный обмен населением осуществляла со следующими государствами дальнего зарубежья: Китай (14 % совокупного оборота миграции со странами дальнего зарубежья), КНДР (11 %), Грузия (9 %), Германия (7 %), Индия (7 %), Вьетнам (6 % совокупного оборота миграции со странами дальнего зарубежья), таблица 2.

 

Таблица 2

Международная миграция по отдельным странам мира, человек [2, 7.2]

Страны 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Прибывшие в Российскую Федерацию — всего 191656 356535 417681 482241 578511 598617 575158
в том числе из стран:
СНГ 171940 310549 363955 422738 517480 536157 511773
дальнего зарубежья 19716 45986 53726 59503 61031 62460 63385
Вьетнам 921 3294 3653 3852 3853 4012 3735
Германия 2621 4520 4239 4166 3727 3976 4153
Грузия 5245 7325 7728 7665 7716 7038 6511
Индия 110 1390 1068 1451 1803 2894 4768
Китай 1380 7063 8547 8149 10561 9043 8027
Корейская Народно-Демократическая Республика 59 1948 4168 5023 6308 6079 7377
США 653 947 1122 954 989 1084 1137
Выбывшие из Российской Федерации — всего 33578 36774 122751 186382 308475 353233 313210
в том числе в страны:
СНГ 21206 22568 95572 147853 257324 298828 256480
дальнего зарубежья 12372 14206 27179 38529 51151 54405 56730
Вьетнам 32 95 1258 2355 3282 3008 3341
Германия 3725 3815 3781 3979 4780 4531 4694
Грузия 459 416 801 1553 3538 3729 4217
Индия 17 43 931 1146 1328 1612 3347
Китай 248 507 4358 7527 8606 9821 8837
Корейская Народно-Демократическая Республика 15 152 1603 3891 4789 6480 6077
США 1461 1422 1561 1485 1937 1610 1404

 

Положительным сальдо миграции было в 2016 г. только в обмене со следующим странами дальнего зарубежья: Абхазия, Афганистан, Болгария, Вьетнам, Грузия, Индия, КНДР, Латвия, Литва, Сирийская Арабская Республика, Турция, Эстония.

Анализируя структуру миграционного потока, следует обратить внимание на такие новые и вместе с тем активно развивающиеся направления, как Китай, КНДР, Индия, Вьетнам. Учитывая языковую специфику данных направлений и темпы нарастания обмена (совокупный миграционный оборот по этим 4 странам в 2010–2016 гг. возрос более чем в 16 раз), можно предположить, что осваивает их в основном молодежь.

Именно это обстоятельство и вызывает особое беспокойство. Эта возрастная категория, как правило, легко адаптируется к новым условиям. Более того, современная молодежь проявляет склонность к экзотике и экстриму. Многие из современных молодых людей знают несколько языков, особый интерес проявляют к восточным языкам.

Эксперты считают, что угрозу нашей стране сегодня представляет так называемая «утечка умов». В мировой конкурентной борьбе за высоко квалифицированные кадры Россия уступает странам Запада. Есть данные, что за 2000–2014 гг. из РФ уехало от 1,5 до 1,8 млн чел. [4].

По данным Росстата, в 2016 г. в зарубежные страны из России выехали 313210 граждан, 82,3 % из них – в трудоспособном возрасте. Среди прибывших в страну мигрантов удельный вес этой возрастной категории составил 77,8 %. Особое беспокойство вызывает отток молодежи – на долю возрастной категории 15–29 года приходилось 34 % выбывших из нашей страны в этом году. Среди прибывших молодых людей было 33 % [2, 7.3, 7.4].

Исследования Росстата доказывают, что многие из уехавших хорошо образованы – доля таких людей в общем потоке эмиграции составляет от 30 до 70 % в зависимости от принимающей страны. Данные зарубежных стран и результаты интервью с эмигрантами свидетельствуют, что последние годы наблюдается рост квалифицированной эмиграции из России – в среднем 40 % переехавших из России на Запад имеют высшее образование. Общая численность образованных российских эмигрантов – около 800 тыс. чел.

Авторы названного выше исследования подчеркивают, что, несмотря на действующую уже много лет программу привлечения квалифицированных иностранных кадров, миграция в Россию не компенсирует отток высококвалифицированных специалистов. Образованных людей в страну приезжает меньше, чем уезжает. И даже если у мигранта есть должное образование, вероятнее всего, он сможет устроиться только на не требующую никакой квалификации работу [4].

Специалисты РАН отмечают, что за последние три года наблюдается рост эмиграции из страны высококвалифицированных специалистов. По некоторым оценкам, только с 2013 по 2016 гг. количество уехавших увеличилось с 20 тыс. до 44 тыс. чел. При этом многие российские научные организации испытывают нехватку кадров. Так, в институтах Федерального агентства научных организаций за последние три года численность ученых сократилась с 69,5 до 67 тыс. чел. Кроме того, каждый третий ученый в России достиг пенсионного возраста.

А уезжает из страны в основном талантливая молодежь. Исследования ученых из МГУ им. М. В. Ломоносова так характеризуют современные тенденции миграции и настроениях российской молодежи: только 30 % студентов твердо заявили, что ни при каких обстоятельствах не уедут из страны. Первое место среди причин, побуждающих к трудовой миграции, занимают доходы. Около 40 % из числа тех, кто не уехал, но теоретически допускают такую возможность, говорили о том, что их не устраивает перспектива низкого уровня жизни.

Среди значимых причин, побуждающих к отъезду, также фигурировали невозможность реализовать собственный творческий потенциал. У многих, кто уехал, не было никакого опыта работы или имелся минимальный. Современные молодые люди амбициозны и хотят сразу заниматься тем, что им интересно и принесет желаемый доход. Респондентами отмечались еще два важных фактора, которые подталкивают уехать из страны, – это некоторая политическая нестабильность и недостаточный уровень экономической свободы. На это указывали примерно 40 % участников данного опроса.

Среди эмигрировавших респондентов каждый второй отметил, что окончил направление бакалавриата с отличием. Лишь 8 из 84 чел. указали, что успеваемость во время обучения была низкой. Среди выпускников, не совершавших эмиграции, отличную учебу отмечали существенно меньшая часть респондентов – 32 %. То есть, чем выше человеческий капитал, тем больше вероятность отъезда.

Исследования выявили еще одну закономерность – студенты, которые участвовали в программах обмена с зарубежными вузами или проходили когда-то практику за рубежом, чаще выражали готовность уехать. Не менее 36 % эмигрировавших участвовали в подобных программах.

Выпускники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова чаще всего переселяются в США (более 1/4), затем в порядке убывания следуют Германия, Великобритания, Нидерланды. Большая часть эмигрировавших выпускников МГУ им. М. В. Ломоносова в эмиграции работают по полученной на родине специальности. Но участники опроса признались, что если потребуется, они готовы сменить профессию, но остаться в стране пребывания.

Исследование специалистов МГУ им. М. В. Ломоносова также показывает, что уехавшие поддерживают со страной исхода очень слабые отношения. Общаются в основном с самыми близкими, профессиональных вопросов, как правило, не затрагивают.

Некоторые участники опроса (6 % респондентов) также сообщили, что деньги переводят редко, и суммы таких переводов незначительны (как правило, не более 100 долларов). При этом признались, что посещая родину в качестве туристов, не скупятся (приобретают билеты на транспорт, в театры, музеи, ходят в магазины и т. п.) [5].

Серьезную угрозу национальной безопасности России представляет не только прямая потеря интеллектуальных ресурсов вследствие миграции, но и связанное с этим возможное снижение общего уровня образования в стране. Ученые уезжают из страны, потому, что недостаточно финансируются школы, университеты и проведение научных исследований, а социальный статус и уровень оплаты труда ученых в России остаются невысокими.

Опасность для России заключается и в оттоке за рубеж предпринимателей, в которых так остро нуждается наша экономика. К принятию такого решения в пользу западных стран для этой категории мигрантов склоняет: стабильное и прозрачное законодательство, низкий уровень коррупции, простота открытия бизнеса, более высокая доступность кредитных ресурсов, широкие возможности найти инвесторов для своих бизнес-проектов. Как показали результаты опроса, проведенного в мае 2017 г. московской компанией «Агентство Контакт», среди 467 топ-менеджеров российских и международных фирм, в ближайшие два года каждый шестой его участник намеревается уехать в другую страну. Большинство хотят жить в США, Германии или Великобритании.

Перемещениям людей воспрепятствовать нельзя. Задача государства состоит в том, чтобы изучать имеющийся международный опыт по регулированию миграции и адаптировать его к современным российским условиям. Предотвратить массовый отток специалистов может только четкая государственная политика в отношении ученых и высококвалифицированных специалистов.

А для сохранения социальной стабильности и предотвращения конфликтов на национальной и религиозной почве необходимо при реализации государственной политики учитывать национальную структуру прибывающих в страну мигрантов. По данным статистики, большая их часть приходится на страны СНГ – 88 % от численности прибывших в Россию в 2016 г. иностранных граждан. Хотя более 37 % этого потока приходилось на славянские государства Украину и Беларусь, значительная часть прибывших в Россию была представлена гражданами Узбекистана (13 %), Казахстана (12 %), Таджикистана (11 %), Армении (8,5 %) [2, 7.6]. Это требует разработки и реализации программы мероприятий по предотвращению конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.11.2019).
  2. Демографический ежегодник России. 2017 : стат. сб. / Росстат. M., 2017. 252 c.
  3. Российский статистический ежегодник : стат. сб. / Росстат. М., 2018. 708 c.
  4. Эмиграция из России – куда и почему уезжают граждане РФ? // Passus.ru – решение юридических вопросов : сайт юридической поддержки населения. URL: http://passus.ru/migratsiya/emigratsiya-iz-rossii-statistika-po-godam.html (дата обращения 10.12.2019).
  5. Утечка мозгов из России ускорилась // Lenta.ru : сайт информационного агентства. URL: https://lenta.ru/news/2018/01/23/brain_drain/ (дата обращения 10.12.2019).

 


 

Saushin Alexey

Postgraduate Student, Department of Regional Studies and Programs, Institute of Humanitarian Sciences under the Government of the Republic of Mordovia, Saransk

 

Lipatova Lyudmila

PhD in Economics, Professor, Department of Economics, North-West Institute of Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St.-Petersburg

 

INFLUENCE OF INTERNATIONAL MIGRATION ON DEMOGRAPHIC SITUATION IN RUSSIA

 

The article analyzes the data of official statistics in the field of international migration. It identifies the main trends in migration exchange with foreign countries, identifies potential problems, suggests ways to solve them.

 

Key words: region, economy, social sphere, state policy, population, migration, human resources, labor potential.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020

© Саушин А. А., 2020

© Липатова Л. Н., 2020