МЕТОДИКА КОММУНИКАЦИОННОГО АУДИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация: Актуальность исследования заключается в реализации научных вызовов со стороны образовательной среды, нуждающейся в исследовательской базе и инфраструктуре по новым направлениям ее развития.
Необходимость проведения внутреннего и внешнего коммуникационного аудита образовательной среды продиктована изменяющимися парадигмами оценки эффективности системы высшего образования в целом и ее структурных элементов, что требует разработки, апробации и корректировки комплексных методик коммуникационного аудита, адаптированных под особенности системы высшего образования.

Выпуск: №1 / 2018 (январь-март)

УДК: 378.14.015.62

Автор(ы): Игошина Юлия Викторовна
кандидат философских наук, и.о. заведующего кафедрой журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет,
г. Киров

Русских Светлана Николаевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет,
г. Киров

Федяева Анна Филипповна
кандидат психологических наук, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет,
г. Киров

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Игошина Ю. В. Методика коммуникационного аудита профессионального взаимодействия участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / Ю. В. Игошина, С. Н. Русских, А. Ф. Федяева // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

В качестве научной проблемы, находящейся в центре нашего внимания, выступает отсутствие целостной системы методов, приемов и алгоритмов реализации коммуникационного аудита профессионального взаимодействия участников образовательного процесса в меняющихся условиях образовательной среды. Актуальность исследования заключается в реализации научных вызовов со стороны образовательной среды, нуждающейся в исследовательской базе и инфраструктуре по новым направлениям ее развития. Перспективной задачей представляется разработка комплексной и масштабируемой методики проведения коммуникационного аудита профессионального взаимодействия участников образовательного процесса (на примере практико-ориентированных направлений подготовки в вузах).

Практико-ориентированные направления подготовки, по которым осуществляется подготовка в высших учебных заведениях РФ (маркетинг, менеджмент, реклама и связи с общественностью, журналистика, психология, педагогика, дизайн, полиграфия и др.), обладают специфическими чертами, которые обусловливают существенные отличия от процесса подготовки студентов по фундаментальным направлениям. В подготовке специалистов по практико-ориентированным направлениям нарушается логика схемы «получение образования – начало профессиональной деятельности», два процесса должны быть совмещены во времени и, по сути, учебный процесс частично является рабочим, когда на первый план выходит не столько процесс накопления знаний по выбранной профессии, а отработка навыков, необходимых в профессии. Такой подход обеспечивает достаточный уровень готовности выпускника к профессии, однако не всегда вписывается в логику академического высшего образования, диктуя необходимость новых образовательных инструментов. Практико-ориентированные направления подготовки более тесно включены в профессиональные коммуникации не только после, но и во время реализации образовательного процесса. Эти направления подчинены требованиям более быстрой адаптации к изменяющимся внешним условиям и, соответственно, нуждаются в разработанных новых и обновляющихся методиках качественных и количественных исследований, способные обеспечить адекватные условия, результат и обоснование необходимости трансформаций.

Тренд проведения коммуникационного аудита и его вариаций (внутреннего аудита, самообследований вузов, их отдельных организационных структур и элементов) вызван необходимостью максимально соответствовать статусу центра компетенций, перспективная задача которого – адекватное удовлетворение кадровых потребностей рынка. В настоящее время процесс разработки алгоритмов и методик проведения таких исследований находится в стадии развития и нуждается в структуризации, систематизации и адаптации с учетом комплекса позиций.

Ключевые показатели мониторинга эффективности деятельности вузов, реализуемого в РФ с 2012 года, направлены на оценку и анализ базовых направлений функционирования учреждений высшей школы. Мониторинг эффективности дает общие и конкретные сведения по каждому вузу, позиционируя его среди других вузов. Прикладные направления подготовки в вузах по программам бакалавриата и магистратуры нуждаются в анализе дополнительных показателей и вводят высшие учебные заведения не только в конкурентное поле высшей школы, но и в формат перманентных разнонаправленных коммуникаций с государственными, коммерческими, общественными, политическими структурами регионального и межрегионального масштаба. Эффективность деятельности вуза как центра межпрофессионального взаимодействия и «поставщика» профессионалов на рынок оценивается в том числе по соответствию запросов и ожиданий со стороны всех участников образовательного процесса: работодателей, студентов (выпускников) и самого вуза.

Мониторинг существующих исследований по выбранной теме показывает, что вопрос оценки уровня профессионального взаимодействия участников образовательного процесса периодически поднимается в научной литературе.

Активный период подобных исследований пришелся на 2008 год. Многие авторы связывали необходимость анализа с финансовым кризисом в стране. Так, екатеринбургские исследователи Н. В. Воробьева, В. В. Чащин, Н. Н. Минеева в статье «Качество профессиональной подготовки выпускников (в оценке работодателей)» представили результаты социологического исследования по проблеме качества профессиональной подготовки выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в Свердловской области [1]. В работе были определены основные проблемы в части подготовки квалифицированных кадров и требования бизнеса к системе профессионального образования.

Чаще всего подобные исследования посвящены ситуации в отдельном регионе или проводится мониторинг выпускников и базы работодателей отдельного университета. Так, Е. В. Михалкина в работе «Оценка трудоустройства выпускников: компетентностный подход к развитию высшего экономического образования» представила результаты оценки потенциала трудоустройства выпускников экономического факультета Южного федерального университета на основе компетентностного подхода к развитию высшего экономического образования [2]. В 2010 году Е. Г. Абрамова и В. В. Борщ проанализировали результаты трудоустройства выпускников Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), осуществили оценку качества высшего образования на основе анализа спроса, составили рейтинг факультетов [3].

Одно из более свежих исследований в сфере оценки трудоустройства выпускников посвящено изучению индикаторов качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда (2013 г.) [4]. В статье представлены доминирующие индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда (востребованность и трудоустройство) в контексте социологических исследований изучаемой проблемы среди работодателей.

Кировской области посвящено диссертационное исследование Палкина А. Ю. «Совершенствование управления взаимодействием рынка труда специалистов и рынка образовательных услуг вузов: на примере Кировской области» [5]. Работа была защищена в 2003 году, следовательно, на сегодняшний момент исследование в большей или меньшей степени утратило свою актуальность.

Представляет интерес статья Галимуллиной Н. М., Коршуновой О. Н. «Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей [6]. В тексте отслеживается динамика изменений в компетенциях и представлений о профессии студентов-будущих специалистов в области рекламы и связей с общественностью, приводятся данные, начиная с 2000-х годов и до последнего времени.

Как отмечают сами авторы, «в данном исследовании авторы постарались проследить особенности восприятия образа профессиональной деятельности в интерпретации обучающихся и представителей работодателей, степень их соответствия. В статье приведены результаты собственного исследования – анкетирования студентов Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева – КАИ» [6, с. 18]. Подчеркнем однако, что полной картины, заявленной в заголовке статьи, а именно комплексного исследования восприятия профессии обеими сторонами – и студентами, и работодателями – в тексте нет: приводятся и подвергаются анализу результаты авторского опроса студентов, а мнения работодателей приведены из опосредованных и более ранних источников, поэтому нельзя говорить о взаимосвязанности полученных результатов.

В целом отметим, что, темы соответствия запросов и ожиданий со стороны студентов, вузов и работодателей в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях несомненно актуальна. Актуальность подтверждается и утвержденными профессиональными стандартами по многим профессиям и специальностям, и активно обсуждаемым в средствах массовой коммуникации трендом развития высшего образования [7, 8, 9, 10, 11]. Тем не менее, мониторинг исследований по теме указывает на их фрагментарность, локальность по географическому или профессиональному признаку, отсутствие единообразия в методах и подходах исследований и непроработанность алгоритмов осуществления как исследовательской, так и аналитической деятельности.

Новыми трендами развития системы высшего образования, актуальными в нашей стране сегодня и на перспективу, являются активное внедрение в образовательный процесс проектной деятельности, форм открытого (свободного) бакалавриата, формата WorldSkills для проведения промежуточной аттестации, демонстрационных экзаменов и соревнований, апробация проектов стартапов-акселераторов, активное привлечение практикующих специалистов в качестве преподавателей и менеджеров, внедрение в структуру вузов автономных дирекций образовательных программ, ориентированность на социальное предпринимательство, цифровую образовательную среду, на «университеты будущего», «профессии будущего» и т.д.

В настоящее время вышеназванные тренды и векторы развития находятся на этапе становления, апробации, внедрения; кроме того, постоянно появляются новые, основанные на дальнейшей модернизации высшего образования. В силу своей новизны и постоянной динамики указанные тренды пока не подкреплены сильной научной и исследовательской базой, особенно на отечественном материале.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о необходимости разработки методики коммуникационного аудита профессионального взаимодействия участников образовательного процесса, учитывающей имеющуюся научную информацию, обрабатывающей новые эмпирические данные и стремящейся к комплексности и системности.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Воробьева Н. В., Чащин В. В., Минеева Н. Н. Качество профессиональной подготовки выпускников (в оценке работодателей) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kachestvo-professionalnoy-podgotovki-vypusknikov-v-otsenke-rabotodateley (дата обращения 05.09.2017).
  2. Михалкина Е. В. Оценка трудоустройства выпускников: компетентностный подход к развитию высшего экономического образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-trudoustroystva-vypusknikov-kompetentnostnyy-podhod-k-razvitiyu-vysshego-ekonomicheskogo-obrazovaniya (дата обращения 05.09.2017).
  3. Абрамова Е. Г., Борщ В. В. Показатели востребованности выпускников на рынке труда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/pokazateli-vostrebovannosti-vypusknikov-na-rynke-truda (дата обращения 05.09.2017).
  4. Мухаметзянова Ф. Ш., Мухаметзянова Ф. Г., Гильманов А. З. Индикаторы качества профессиональной подготовки выпускника вуза на современном рынке труда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/indikatory-kachestva-professionalnoy-podgotovki-vypusknika-vuza-na-sovremennom-rynke-truda (дата обращения 05.09.2017).
  5. Палкин А. Ю. Совершенствование управления взаимодействием рынка труда специалистов и рынка образовательных услуг вузов: на примере Кировской области : дис. … канд. экон. наук. Киров, 2013. 173 с.
  6. Галимуллина Н. М., Коршунова О. Н. Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. Т. 7, № 4. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/144PVN415.pdf. DOI: 10.15862/144PVN415.
  7. Кролл А. Инфографика: 5 трендов в образовании, которые формируют будущее [Электронный ресурс]. URL: http://medium.com/krol-institute/инфографика-5-трендов-в-образовании-которые-формируют-будущее-2df2bc30a4c6.
  8. Атлас новых профессий. М. : Агентство стратегических инициатив ; Сколково, 2015. 168 с.
  9. Мир профессий будущего: Набор настольных игр и профориентационных уроков [Электронный ресурс]. URL: http://box.atlas100.ru.
  10. Галажинский Э. Чему не учат в университетах [Электронный ресурс] // Ведомости. 2017. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/08/03/727760-ne-uchat-v-universitetah.
  11. Иванов М., Горяшко С, Черных А. Профессии сверят с дипломами: требования к работникам будут стандартизированы [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2014. 3 дек. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2624553.

 


 

Igoshina Julia

Doctor of Philosophy, acting head of the Department of journalism and integrated communications, Vyatka state University, Kirov

 

Russkikh Svetlana

Doctor of History, associate Professor, Department of journalism and integrated communications, Vyatka state University, Kirov

 

Fedyaeva Anna

Doctor of Psichology, associate Professor, Department of journalism and integrated communications, Vyatka state University, Kirov

 

THE METHODOLOGY FOR THE COMMUNICATION AUDIT OF PROFESSIONAL COOPERATION OF THE PARTICIPANTS OF AN EDUCATIONAL PROCESS

 

The relevance of the research consists of the scientific challenges posed by the educational environment in need of research base and infrastructure in new areas of development. The necessity for internal and external communication audit of the educational environment is dictated by the changing paradigms of evaluation of the effectiveness of the higher education system as a whole and its structural elements, which requires the development, testing and adjustment of complex methods of communication audit, adapted to the peculiarities of the higher education system.

 

Keywords: communication audit, professional cooperation, methodology, the participants of an educational process, practice-oriented training programs, competence-based approach, assessing effectiveness of universities

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Игошина Ю. В., 2018

© Русских С. Н., 2018

© Федяева А. Ф., 2018