ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ НА ВОЕННУЮ ТЕМАТИКУ)

Аннотация: Автором на основе краеведческого материала анализируется методика создания виртуальных экскурсий по военной тематике. В статье актуализируется значимость виртуальной экскурсии в образовательном и воспитательном процессах.

Выпуск: №1 / 2018 (январь-март)

УДК: 378.4

Автор(ы): Зорина Людмила Николаевна
кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и социологии, Вятский государственный университет. г. Киров

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Зорина Л. Н. Образовательно-педагогические аспекты цифровой культуры (на примере создания и трансляции виртуальных экскурсий на военную тематику) [Электронный ресурс] / Л. Н. Зорина // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

Цифровая культура всё активнее входит в образовательно-педагогический процесс высшей школы. Рассмотрим её на примере создания и трансляции виртуальной экскурсии в рамках курсов «Экскурсоведения» и «Культуры Вятского края».

Подобного рода экскурсии отличается от реальных виртуальным отображением реально существующих объектов «с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов» [1]. Отличительной чертой виртуальной экскурсии является то, что её основная часть представлена в виде демонстрации объектов на экране, сопровождающейся разъяснениями. Особую роль в такой экскурсии играет наглядность.

Виртуальные экскурсии можно рассматривать как форму организации учебного процесса, ориентированного на наблюдение и установление различных закономерностей, систематизацию и представление связей между объектами, решение практико-ориентированных задач, преобразование информации, собранной из разных источников.

Виртуальные экскурсии при их тщательном планировании и грамотном проведении имеют богатый воспитательный потенциал. Их достоинства выражаются в возможности глубокого эмоционального воздействия на учащихся, наглядности, доступности и высокой информативности. Большим плюсом виртуальной экскурсии является возможность самостоятельного «путешествия», без экскурсовода. Виртуальная экскурсия-презентация может быть оснащена гипертекстом. В этом случае студент способен самостоятельно изучить предложенную тему.

Несмотря на указанные положительные качества, существует и ряд вопросов, которые требуют решения: для успешного проведения виртуальных экскурсий необходима соответствующая техническая оснащенность вузов, недостаточная подготовка студентов и преподавателей к работе с компьютерным оборудованием [3].

Виртуальная экскурсия может быть проведена в форме видеоэкскурсии, экскурсии-презентации, экскурсии-панорамы. Виртуальные видеопутешествия создаются с помощью специализированного программного обеспечения – графических редакторов, программ для создания панорам, редакторов фотографий: Adobe Photoshop Lightroom, Photoscape, Panorama Maker и др. [4, с. 55]. Презентация – наиболее простой и доступный способ создания виртуальной экскурсии, не требующий от создателя особенных умений и навыков. Необходим лишь опыт работы с программой Microsoft Office Power Point.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата [4, с. 63]: определение темы, постановка цели и задач экскурсии, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, написание контрольного текста экскурсии, выбор методических приемов проведения экскурсии, ее показ.

В рамках курсов «Экскурсоведение» и «Культура Вятского края» в ВятГУ был разработан цикл виртуальных экскурсий по военной тематике для студенчества «Да будет светлой наша память». Цель данного цикла – показать роль кировчан в приближении Великой победы над фашисткой Германией, на примере подвигов земляков на фронтах и в тылу.

 В цикл входит четыре экскурсии – «Кировская область в период Великой Отечественной войны», «Сменить книгу на винтовку: студенты КГПИ на фронтах ВОВ», «Юность, опаленная войной: будни кировского студенчества в годы ВОВ», «Забывчивым напомни, камень, о том, что забывать нельзя: памятники Великой Отечественной войны в г. Киров».

Методика подготовки виртуальных экскурсий аналогична подготовке реальной экскурсии. Во-первых, выбор названия и цели. Общими требованиями считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательность. При выборе названия экскурсии следует избегать применения различного рода штампов, использования сокращенных слов (аббревиатур), употребления иностранных, заимствованных слов.

После выбора темы и формулировки названия экскурсии следует определить её цель. Цель экскурсии № 1– показать, что Кировская область в 1941–1945 гг. стала надежным тылом, раскрыть роль вновь созданных заводов «Сельмаш», «Лепсе», «Авитек», «Маяк»  и др. в приближении победы, определить другие формы помощи фронту. Целью экскурсии № 2 является рассказ о подвигах студентов и преподавателей КГПИ, защищавших Родину на фронтах войны. Цель экскурсии № 3 – показать будни студенчества КГПИ в годы войны, определить роль идейного фактора в преодолении бытовых трудностей. Целью экскурсии № 4 является формирование на основе рассказа о памятниках Великой Отечественной войны  в г. Киров чувства патриотизма и благодарности молодежи перед подвигом старшего поколения.

Вторым этапом работы над экскурсией является отбор, изучение, фотофиксация экскурсионных объектов. Так экскурсионными объектами к экскурсии № 1 стали заводы, выполняющие военный заказ. К ним относятся: завод № 324 («Сельмаш»), завод № 266 (завод им. Лепсе), завод № 32 («Авитек»), завод № 537 («Маяк»), машиностроительный завод им. 1 Мая, государственная союзная мастерская № 608 (механический завод) и др. Важными экскурсионными объектами являются: эвакогоспиталь № 1093, находившийся в здании по улице К. Маркса 113 (Кировский областной госпиталь инвалидов Отечественной войны), эвакогоспиталь, расположившийся в здании на ул. К. Маркса 73. В здании Вятской гуманитарной гимназии в годы Великой Отечественной войны также располагался эвакогоспиталь № 1322,  на 600 коек; в корпусе госпиталя на улице Свободы, 76 расположились 2 отделения: 4-ое отделение наиболее тяжелых больных на 102 койки и 5-ое отделение на 78 коек; в здании по ул. Ленина 111, разместилась Ленинградская Военно-морская медицинская академия.

Экскурсионными объектами экскурсий № 2 и № 3 могут выступать: стадион «Динамо», где проходил общегородской митинг, здание КГПИ по ул. Ленина, д. 111, где учились студенты и преподаватели, ушедшие на фронт, мемориальные доски, экспонаты музея ВятГГУ, плакаты военной поры. Разнообразны экскурсионные объекты экскурсии № 4: Дворец пионеров-мемориал; парк Победы; памятник героическому труду «Кировчане – фронту» (Октябрьский проспект), мемориальный комплекс на Лобановском и Мезринском кладбищах, здание Кировского областного госпиталя инвалидов Отечественной войны (ул. К. Маркса 113), памятник-обелиск «Воинам-кировчанам» (ул. Московская), памятник  И. С. Коневу (площадь им. маршала Конева).

В контрольные тексты экскурсий включались архивные материалы  фондов музея ВятГУ. Были использованы и интернет ресурсы.

Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть  наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме (экскурсии № 1, 2, 3) или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода» (экскурсия № 4). Как звуковой фон для усиления эмоционального воздействия на аудиторию в экскурсиях № 2, № 3 используется песня композитора А. В. Александрова «Священная война». Видеоинформация может также оживить экскурсию (экскурсия № 2 – «Видеозапись о награждении ветеранов Великой Отечественной войны в музее ВятГГУ»).

Экскурсии «Кировская область в период Великой Отечественной войны», «Сменить книгу на винтовку: студенты КГПИ на фронтах Великой Отечественной войны», «Юность, опаленная войной: будни кировского студенчества в годы Великой Отечественной войны» выполнены в программе Power Point, экскурсия «Забывчивым напомни, камень, о том, что забывать нельзя: памятники Великой Отечественной войны в г. Кирове» создана в Panotour pro.

Для осуществления демонстрации и просмотра материала зачастую нет необходимости в установке дополнительного программного обеспечения – может быть использован один из распространенных Internet-браузеров (Opera, MozillaFirefox, Chrom и др.). Благодаря высокой степени наглядности и эффекту присутствия виртуальные экскурсии вызывают интерес у молодежной аудитории.

 

 

Cписок использованных источников 

 

  1. Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сб. науч. трудов. Вып. 16. Новокузнецк : СибГИУ, 2013.
  1. Грибанова К. Е. Виртуальные экскурсии как форма организации учебной деятельности учащихся // Материалы II Международной конференции «Традиции гуманизации в образовании». Москва, 2012. С. 31–36.
  1. Толмачёва А. А. Опыт проведения виртуальных экскурсий и телекоммуникационных проектов в средней школе // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 105.
  1. Гуляев В. Г. Новые информационные технологии в туризме. М. : ПРИОР, 1999. 144 с.

 


 

Zorina Lyudmila

Doctor in culturology , associate Professor, Department of cultural studies and sociology, Vyatka state University, Kirov

 

EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF DIGITAL CULTURE (ON THE EXAMPLE OF CREATING AND BROADCASTING VIRTUAL TOURS ON MILITARY SUBJECTS) 

 

The author on the basis of local history material analyzes the technique of creating virtual tours of military issues. The article actualizes the importance of virtual tours in an educational and educational processes.

  

Key words: information and communication technologies, virtual tour, the Great Patriotic war, Kirov, students.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Зорина Л. Н., 2018