ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ: МЕТОД ИНТЕРВЬЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Статья посвящена описанию интервью как метода обучения говорению учащихся старших классов средней общеобразовательной школы. Как интерактивный метод интервью представляет собой одну из форм ролевой игры, в которой реализуется диалогическое общение. Авторы предлагают методические рекомендации по организации урока в формате интервью на основе текстов, объединенных общей темой «Охрана окружающей среды» в одном из ее аспектов, а именно «снижение уровня загрязнения»
Выпуск: №2 / 2017 (апрель - июнь)
УДК: 37.016:811.111(045)
Автор(ы): Бирюкова Оксана Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева"

Семенова Дарья Вячеславовна
студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева"
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Бирюкова О. А. Обучение говорению в старших классах: метод интервью на уроке английского языка [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, Д. В. Семенова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

button-d

Говорение относится к продуктивным видам речевой деятельности. Профессор Р. К. Миньяр-Белоручев различает три разновидности говорения: неварьируемое, варьируемое, свободное. Под неварьируемым говорением понимается воспроизведение готовых фраз, варьируемое говорение подразумевает комбинирование клишированных оборотов, свободное говорение предполагает самостоятельную продукцию речевых произведений [1, с. 22]. Иноязычное говорение представляет собой гораздо более сложное интегрированное умение, в основе которого лежат лексико-грамматические, произносительные и ритмико-интонационные навыки. Посредством говорения и аудирования осуществляется устно-речевое общение [2, с. 194].

Говорение как речевой продукт (некоторое высказывание разной степени развернутости) характеризуется структурностью, логичностью, информативностью, выразительностью, продуктивностью [3, с. 24–26]. Формирование умения продуцировать собственную устную речь в монологической и диалогической формах (т. е. свободное говорение) в современной методической науке постулируется как главная цель обучения иностранному языку и выражается через понятие иноязычной коммуникативной компетентности, имеющей, как известно, довольно сложную многокомпонентную структуру.

Достижению обозначенной цели наилучшим образом способствуют  так называемые интерактивные методы обучения, набирающие все большую популярность благодаря многообразию форм, эффективности и очевидной результативности. Интерактивное обучение (от английских слов inter «взаимный» и act «действовать») – это специальным образом организованное диалоговое общение, позволяющее, по мнению Н. А. Суворовой, решать целый ряд задач: оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает устанавливать эмоциональный контакт между учащимися, приучает работать в команде и прислушиваться к чужому мнению [4].

Учителя-практики успели накопить достаточно богатый опыт организации «многостороннего», вовлекающего всех учащихся речевого взаимодействия на уроке иностранного языка. Обзор наиболее популярных интерактивных методов обучения иностранным языкам представлен, например, в статье Т. В. Хильченко и Ю. В. Оларь. Авторы подробно описывают суть таких приемов, как «карусель», «мозговой штурм», «ментальная карта», «броуновское движение», «ажурная пила» [5, с. 90–96].

Интерактивными являются и такие сложные мероприятия, как конференции, дискуссии, ролевые игры, дебаты. В рамках настоящей статьи внимание авторов сконцентрировано наинтервью как методе обучения говорению учащихся старших классов средней общеобразовательной школы. Урок-интервью – это достаточно сложная форма организации учебного процесса, позволяющая реализовать коммуникативный подход к обучению иностранному языку. Однако это как раз та форма, которая дает возможность приблизить процесс обучения к условиям реального общения и, выражаясь словами Р. П. Мильруда, подготовить школьников к «практическому общению на иностранном языке» [6, с. 7].

И. Л. Колесникова и О. А. Долгина определяют интервью как «коммуникативное упражнение, направленное на развитие экспрессивной устной речи, разновидность беседы, часто в форме ролевой игры, в которой один из участников играет роль человека, берущего интервью с целью получить информацию у одного или нескольких обучающихся в роли интервьюируемых» [2, с. 274].

С. В. Копытько относит интервью к группе интерактивных внеаудиторных форм обучения, и более конкретно – к социальным проектам (это может быть участие в соревнованиях, просмотрах и обсуждениях фильмов и спектаклей, посещение выставок). «Интервью, – отмечает автор, – обеспечивает высокую мотивацию обучающихся, способствует упрочению их знаний, развитию индивидуальности, коммуникабельности, толерантности» [7, с. 110–111].

Поскольку интервью – это форма диалогового речевого взаимодействия, естественно заключить, что ему свойственны характеристики диалогической речи:  ситуативность (привязанность к определенной ситуации), реактивность (преимущественное использование готовых фраз, реплик-реакций и ситуационных клише) [1, с. 26], политематичность, частое переключение с одной темы на другую, недосказанность, постоянная обращенность к партнеру, преобладающее выражение согласия для поддержки разговора, значительная роль интонации, эллиптичность, использование речевых клише, общий разговорный стиль, использование невербальных средств общения (мимики, жестов) [2, с. 199].

Авторы «Настольной книги преподавателя иностранного языка» говорят о трех способах обучения диалогической речи: с использованием диалога-образца, на основе пошагового составления диалога и посредством создания ситуаций общения [8, с. 82].Логично заключить, что интервью на старшей ступени обучения в идеальном случае должно строиться по третьему типу. При этом предполагается «овладение  навыками и умениями, нужными для реализации ситуации общения в соответствии с коммуникативными задачами обучающихся, с учетом конкретных условий общения, а также с опорой на разные типы межличностного и межролевого взаимодействия обучающихся» [8, с. 86–87].

Как упражнение, развивающее коммуникативные навыки и умения, интервью может иметь следующие разновидности:

1) «Guided interview – интервью с заранее подготовленным списком вопросов (interview schedule). Обычно интервьюирующий по ходу интервью записывает ответы на заданные им вопросы;

2) Focused interview – интервью, сосредоточенное на одной теме (или на одном из ее аспектов), проблеме или ситуации. Интервью берется у нескольких лиц, каждый из которых высказывает свою точку зрения, отношение или оценку. Между интервьюируемыми могут быть распределены роли;

3) Depth interview – расширенное интервью, затрагивающее целый круг вопросов с целью получить как можно больше информации» [9, с. 274].

Выбор вида интервью обусловлен конкретными целями, которые ставит учитель, ориентируясь прежде всего на реальные возможности учащихся, на уровень владения ими языком и на особенности изучаемой темы.

С. В. Копытько отмечает, что по содержанию принято выделять документальные интервью и интервью мнений. Цель документальных интервью – изучение событий прошлого, уточнение фактов. Интервью мнений имеет целью узнать мнение респондента (интервьюируемого лица) по конкретному вопросу, т. е. выявить его суждения, взгляды, оценки и пр. [7, с. 111]. В ситуации в классе, видимо, целесообразнее провести интервью мнений, которое позволит ученикам выразить свою точку зрения на заявленную проблему и в то же время узнать, что об этой же проблеме думают их товарищи.

Интервью, организуемое в учебных целях, можно считать, как было указано выше, вариантом ролевой игры. С данным интерактивным методом интервью объединяют следующие структурные компоненты, выделяемые, к примеру, Г. С. Диомидовой: роли, взятые на себя обучающимися (интервьюер и интервьюируемый), игровые действия как средство реализации этих ролей, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими, наличие сюжета [9].

Интервью может проводится в следующей форме: один из учащихся готовится по заданной теме (например, он выступает в роли знаменитости или приглашенного эксперта). Остальные составляют вопросы (играя роль журналистов на пресс-конференции). Подготовка к интервью – прекрасная возможность отработать разные типы вопросов (специальных, общих, альтернативных, разделительных), потренироваться в применении переспросов (как известно, являющихся при реальном общении сигналами того, что вас слушают, и помогающих поддерживать беседу), научиться использовать речевые клише, продемонстрировать владение грамматикой и лексикой.По всем своим параметрам урок-интервью – это интенсивная языковая практика, дающая возможность изучать язык осмысленно.

Урок в формате интервью соответствует всем принципам коммуникативно ориентированного обучения иностранным языкам, о которых пишет Р. П. Мильруд: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированная самостоятельная работа [6, с. 7–8]. Считаем, что наиболее важными приемами, в которых данные принципы реализуются при подготовке и проведении интервью, являются прием ролевого общения, прием формирования ориентировочной способности учащихся и прием обучения речевому взаимодействию (по Р. П. Мильруду).

В качестве примера использования метода интервью на уроке английского языка предлагаем разработку, которую можно приобщить к изучению проблем окружающей среды в рамках школьной программы. В учебнике О. В. Афанасьевой в Модуле 4 Earth Alert! учащиеся знакомятся с текстом Use Less Stuff! (Eliminate waste & protect the environment) [10, с. 65]. В качестве дополнительного материала к теме предлагается взять аутентичный текст What can I do to help reduce air pollution?, который находится в свободном доступе в системе Интернети может быть использован в учебных целях [11].

На предварительном этапе подготовки к проведению интервью необходимо тщательно изучить сам текст и проработать лексику в различных тренировочных упражнениях. Значительную помощь здесь может оказать выполнение заданий, основанных на некоей модели коммуникативной ситуации, имитирующей реальную ситуацию общения. Применение подобной модели на данном этапе работы поможет учащимся осознать свои речевые возможности и научиться комбинировать ранее изученный языковой материал без подготовки [12, с. 737].

Итак, важным условием успешного интервью становится знание учащимися содержания текста (или нескольких текстов, объединенных общей темой) и владение ими лексическим материалом, который они должны уметь свободно употреблять при построении собственных высказываний. Лексика (слова и выражения), представленная в упомянутом выше тексте, достаточно интересная и актуальная:

  • to insulate (your house);
  • to switch to (low-energy lamps);
  • to cut (the car, the chemicals, etc);
  • to cut out (garden bonfires);
  • cancer-causing chemicals;
  • benzpyrene;
  • to suck;
  • to garden (organically);
  • to spray smth on и т. д.

На этом же этапе рекомендуется проработать ключевые для темы понятия: так называемые the 3 Rs (reduce, reuse, recycle). Учащиеся должны иметь четкое представление о том, с какими объектами, воспринимаемыми большинством людей как мусор или хлам, употребляется каждый из указанных глаголов. Для этого предлагается выполнить упражнение, направленное на отработку сочетания глаголов reduce, reuse, recycle с существительными. Задание может быть сформулировано следующим образом: Complete the table. What things can be reduced, reused or recycled? В таблице ниже даны готовые варианты. Учащимся предъявляется пустая таблица и микс из слов и выражений, с которыми они будут работать. Таблица может быть дополнена и собственными вариантами:

reduce reuse recycle
amount of water we use energy consumption

burning of oil and coal rubbish

use of cars

paper consumption

excessive packaging

old tins

shoeboxes

jars and bottles

writing paper fruit / vegetable peelings water

old towels

sheets and clothes

glass

aluminum

paper

plastic

Кроме новой лексики, учащимся предлагается освоить набор речевых клише, которые помогут им правильно оформить свои роли, например:

Introducing a topic I heard the other day that…;

They say that…;

Did you know that…;

I read somewhere recently that…

Expressing concern That’s (just / totally) horrible / ridiculous / irresponsible;

That’s (really /so) terrible /cruel / shocking;

It /that does not bear thinking about!

Expressing hope Well, maybe we can do something before it’s too late;

Maybe all is not lost; there is still hope

Клише отбираются учителем исходя из планируемых целей урока и уровня подготовки учеников. Обязательное использование предложенных клише является еще одним важным условием для проведения урока-интервью. К ним можно добавить выражения, придающие речи эмоциональность, что позволит учащимся звучать на английском языке более естественно и непринужденно (к примеру, междометия Oh! Alas! Gosh!).

Очень ответственным и важным этапом организации и проведения урока-интервью является распределение ролей: назначение / выбор интервьюируемого / интервьюируемых и тех, кто будет брать интервью, т. е. интервьюеров. Варианты, конечно же, могут быть разными. Здесь определяющую роль будут играть особенности исходного текста (форма его построения, наличие персонажей и пр.). Поскольку в нашем случае исходный текст носит информативно-рекомендательный характер (в нем обозначены причины загрязнения воздуха и представлены некоторые способы изменить ситуацию к лучшему), одним из возможных подходов может стать выбор нескольких (к примеру, двух) экспертов по обсуждаемой проблеме. Остальные учащиеся могут выступить в роли журналистов или активистов-защитников окружающей среды.

Далее следует непосредственно сама подготовка к интервью: учащиеся готовят вопросы, опираясь на содержание текста и личные мнения; интервьюируемые тщательнейшим образом изучают текст-основу: информация, представленная в нем, должна стать отправной точкой их ответов. При формулировке ответов интервьюируемые должны обязательно высказать свое мнение. Ниже даются примерные варианты вопросов, составленные по содержанию текста учебника и подобранного к нему дополнительного текста:

  • What human activities effect the environment?
  • What consequences of human impact on the environment can you name?
  • How can we help to reduce this impact?
  • What can you say about saving energy?
  • What can you say about the three R’s?
  • I would like to ask you to tell us about organic gardening.
  • What may cause chemical pollution?
  • Nowadays there is quite a lot of information about global warming. What do you think about this problem?
  • Do you use a desktop computer? You know it will be more environmentally friendly to use a laptop instead.
  • Now you know about the three R’s, which are reduce, reuse and recycle. I’d like to know your opinion on what things we can reduce, reuse and recycle.
  • What can we do to get others involved?
  • It’s not a secret that everyone wants their home to feel nice. I am not an exception. So I try to spray an air freshener from time to time. What do you think about it? How often do you use air fresheners?
  • Do you have your own garden? Do you spray pesticides on your garden?
  • What should people who can’t grow their own garden do?
  • Every autumn or spring we witness how people burn household waste or have garden bonfires. It produces a lot of smoke. Is it safe for people’s health? I have a guess it isn’t.
  • Cars became a popular means of transportation. Do you have a car? Don’t you think cars contribute to air pollution?
  • What can you recommend us to do for saving energy?
  • What can you say about the nasty solvents in paints?
  • Every day on the shelves in the supermarkets we can see foods and different things in bright packaging. These things look attractive and provoke people to buy a lot of unnecessary stuff. After using them we get a lot of paper and plastic waste. Is there any way out? How can we reduce the amount of waste?
  • What about cutting down on the amount of paper we use?

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что интервьюер может задать вопрос, предварив его какой-то справочной, статистической или прочей информацией, расширив таким образом «рабочее пространство». Он, к примеру, может сопроводить свой вопрос собственной точкой зрения на проблему или опереться на мнение общественности. Такой диалог будет выглядеть более интересным и приближенным к реальности (см. выше варианты таких вопросов под номерами 8, 12, 15, 16, 19).

Интервьюер имеет право задать вопрос, не затронутый прямо в тексте, но имеющий отношение к основной изученной теме. В этом случае мы получаем расширенный вариант интервью, позволяющий более основательно и детально осветить проблему. Одновременно учащиеся проявляют большую долю самостоятельности и спонтанности в ходе урока.

При распределении ролей можно также поставить определенные условия. К примеру, обозначить, что каждый участник должен строить свою тактику общения исходя из того, что он отстаивает позицию, оговоренную заранее. Эта позиция не обязательно совпадает с его личным отношением к обсуждаемым проблемам (она даже может оказаться прямо противоположной). Допустим, учащийся должен выступить ярым сторонником персональных автомобилей, несмотря на очевидный вред, который они наносят окружающей среде, хотя на самом деле он может по своему восприятию относиться к так называемым «зеленым» и считать, что гораздо полезнее и безопаснее пользоваться общественным транспортом.

Проведение урока-интервью предполагает использования некоторых атрибутов (бейджики с именами участников, раздаточные материалы, микрофоны и пр.), которые позволяют приблизить разыгрываемую ситуацию к реальной и внести в мероприятие элемент игры. Роль учителя в ходе такого урока – это роль наблюдателя.

Как и любая нетрадиционная форма проведения урока урок-интервью по его завершении должен быть проанализирован, прокомментирован и оценен. При этом нельзя не согласиться с рекомендацией Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез, что после проведения любой ролевой игры  «психологически более подходящей работой … является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах» [13, с. 221]. Анализ ошибок, таким образом, лучше отложить до следующего занятия, чтобы не испортить чувство удовлетворения учащихся от применения знаний на практике. В противном случае можно подорвать мотивацию к изучению иностранного языка, отбить желание в дальнейшем участвовать в подобных проектах.

Критерии оценивания интервью определяет учитель. Он может учитывать, к примеру, количество заданных вопросов, уровень сложности вопросов, развернутость реплик-ответов, использование / неиспользование речевых клише, соответствие вопросов заданной теме, владение основным и дополнительным материалом (т. е. фактической информацией), эмоциональность речи, умение выразить собственное мнение, наличие аргументации, знание лексики, соответствие коммуникативному заданию и пр.

Таким образом, интервью можно рекомендовать к использованию на старшем этапе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе. Применение данного интерактивного метода на уроке позволяет не только проконтролировать уровень владения учащимися изучаемым языком, но и организовать сам процесс овладения им: развить коммуникативные навыки, умение строить спонтанные высказывания, соответствующие репликам собеседника, способность выражать эмоции на иностранном языке. Подготовка к интервью способствует активизации индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, в то время как непосредственное участие в мероприятии сплачивает ученический коллектив, учит работе в группе, помогает освоить определенные роли и почувствовать себя более уверенно в качестве участников коммуникации.

 

Список использованных источников

 

  1. Миньяр-Белоручев Р. К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения иностранным языкам / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М. : Стелла, 1996. – 144 с.
  2. Колесникова И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков : справ. пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – М. : Дрофа, 2008. – 431 c.
  3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.
  4. Суворова Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Электронный ресурс] / Н. А. Суворова // NaszaBalota : database. – Режим доступа: http://balota2.narod.ru/index.html. – Дата обращения: 22.05.2017.
  5. Хильченко Т. В. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка / Т. В. Хильченко, Ю. В. Оларь // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. – 2014. – № 1 (21). – С. 90–96.
  6. Мильруд Р. П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 1. – С. 5–12.
  7. Копытько С. В. Метод интервью в практике преподавания русского языка как иностранного в неязыковом вузе / С. В. Копытько // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. – № 10 (52), ч. 2. – С. 109–114.
  8. Настольная книга преподавателя иностранного языка : справ. пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 9-е изд., стер. – Минск : Высш. школа, 2004. – 522 с.
  9. Диомидова Г. С. Ролевая игра на уроках иностранного языка [Электронный ресурс] / Г. С. Диомидова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» : [портал]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/12/rolevaya-igra-na-urokakh-inostrannogo-yazyka. – Дата обращения: 22.05.2017.
  10. Афанасьева О. В. Английский язык. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / О. В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева. – 5-е изд. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2012. – 248 с. – (Английский в фокусе: Spotlight Student’s book).
  11. What can I do to help reduce air pollution? [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.explainthatstuff.com/air-pollution-introduction.html – Дата обращения: 22.05.2017.
  12. Каштанова И. И. Обучение устной речи на основе модели коммуникативной ситуации в средней общеобразовательной школе / И. И. Каштанова, И. И. Некрасова // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 6-2 (12). – С. 733–738.
  13. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам : Лингводидактика и методика : учеб.пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2005. – 336 с.

 

 


 

 

Biryukova Oksana

Doctor of Philology, Associate Professor, Department Linguistics and Translation, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

Semenova Darya

Student, Faculty of Foreign Languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

 TEACHING SPEAKING TO SENIOR PUPILS: THE METHOD OF INTERVIEW AT THE ENGLISH LESSON

 

The article describes interview as a method of teaching speaking to senior pupils of a secondary school at the English lessons.Interview as an interactive method is a form of roleplaying in which dialogical speech is realised. The authors suggest some guidelines to follow when organizing a lesson in the interview format basing on the texts united by the topic “Environmental Protection” in one of its aspects, namely “reducing pollution”.

 

Key words: interactive method of teaching, interview, dialogical speech, speaking, play method, role play, the English language

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Бирюкова О. А., 2017

© Семенова Д. В., 2017

image_pdfimage_print