ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДИСКУССИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: В статье рассматривается проблема проведения уроков в форме дискуссий на уроках английского языка, а также условия такого вида работы и компоненты данного метода.
Выпуск: №2 / 2017 (апрель - июнь)
УДК: 37.016:811.111(045)
Автор(ы): Бояркина Людмила Михайловна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»

Нелькина Анна Андреевна
студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Бояркина Л. М. Особенности использования метода дискуссии на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Л. М. Бояркина, А. А. Нелькина // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

button-d

В настоящее время дискуссия, как метод обучения иностранному языку, приобретает особое значение в современном образовании. Преподавание с использованием такой технологии дает прекрасную возможность учащимся не только расширить знания об объектах и явлениях окружающего мира, но и дает потенциал для раскрытия самих себя [3, с. 31].

Работа учащихся в группе и ведение дискуссии являются важными факторами при организации активных форм проведения занятий по иностранному языку. В обучении английскому языку умение дискутировать, слушать и понимать суть вопроса имеют определяющую роль при формировании компонентов коммуникативной компетенции [3, c. 93]. Отметим, что в реальной ситуации ведения дискуссии с носителями языка необходимо учитывать особенности речевого этикета и построения иноязычных предложений [4, с. 51]. К сожалению, очень часто на уроках учащиеся строят предложения на английском языке так же, как и на родном. Учитель всякий раз должен отмечать эти ошибки и исправлять их.

Специалисты отмечают, что главная цель учителя при организации дискуссии – научить учащихся строить и производить высказывания убеждающего типа. Помимо того, что подобное высказывание несет какую-либо полезную информацию, его эмоциональная окрашенность поможет склонить оппонента на свою сторону. Главная задача учителя при этом состоит в создании ситуации, максимально приближенной к условиям реального общения [3, c. 29]. Важную роль здесь играет формирование мотивации речевой деятельности учащихся. Приоритет в этой технологии имеют коммуникативные упражнения, которые должны быть снабжены корректно сформулированным заданием. Именно они смогут приблизить учебную обстановку на уроке к ситуации реального общения. В этом случае общение выступает не только в качестве цели, но и как средство обучения английскому языку [4, c. 58].

В ходе свободного обсуждения какой-либо проблемы на уроке, содержание общения организуется самими учащимися при минимальной помощи со стороны учителя. Мы убеждены, что такой подход в выстраивании своего умозаключения и его отражении в выступлении сможет содействовать  развитию речевой деятельности всех участников дискуссии.

Наибольшая эффективность уроков-дискуссий наблюдается, когда в учебном курсе они представлены в целостном цикле. При этом, продолжительность каждого такого цикла должна возрастать. Однако, на наш взгляд, при планировании цикла данных занятий следует избегать многократного повторения одной и той же формы дискуссии.

Обратимся к наиболее важным условиям такого вида работы:

– соотношение многообразия по одному вопросу (как правило, выдвигают две противоположные точки зрения);

– корректное ведение дискуссии (толерантное отношение к оппонентам и соблюдение элементарных этических норм поведения: после высказывания многие учащиеся начинают заниматься чем-то посторонним и отвлекает других, бывают даже случаи, когда ученик замыкается в себе);

– стремление участников не только высказаться, но и понять основную мысль других выступающих.

В организационном плане, по мнению М. А. Ковальчук, выделяются четыре фазы дискуссии:

– определение цели и темы дискуссии;

– сбор информации по заданной теме;

– упорядочение, интерпретация и оценка полученной информации;

– подведение итогов (в соответствии с целями дискуссии) [3, c. 98].

В социально-психологическом плане можно выделить три этапа развития дискуссии:

– ориентация (участники должны проявлять находчивость при обсуждении поднятой проблемы);

– оценка (необходимо сравнение идей учащихся: конфликт мнений не должен переходить на межличностный конфликт);

– консолидация (подведение итогов, интеграция мнений учащихся; возможно выступление учителя с заключительным словом) [3, c. 99].

При формировании проблемной ситуации для дискуссии необходимо обратить внимание на следующие факторы:

– наличие реальной проблемы, которая обязательно обеспечит необходимость поиска решения;

– двуплановость поднятой проблемы, которая нуждается в анализе с нескольких позиций (многоплановость приветствуется);

– реализация беспрепятственного разбора проблемы (важно наличие доступа к информации, которая подготовит учеников к ведению дискуссии);

– прогнозируемый интерес учащихся при рассмотрении соответствующей темы [2, c. 100].

Говоря об особенностях проведения такого вида занятий как дискуссия, следует отметить, что данный метод должен быть использован для формирования навыков не только говорения (это основная задача), но и для развития навыков слушания у учащихся на уроках английского языка различных ступеней. Очень важно уже на этапе начальной школы стимулировать учеников к высказыванию своего мнения, можно начинать с пересказа связного текста объемом в несколько предложений. При проведении дискуссии на старших этапах, учитель должен тщательно подбирать материал. Должны быть учтены такие факторы как: возраст, интерес учащихся, владение иностранным языком. Кроме того, рекомендуется выстраивать учебные дискуссии постепенно, не перегружать учащихся информацией, не предъявлять  завышенные требования к уровню владения языком.

 

Список использованных источников

  1. Бояркина Л. М. Игра-драматизация как креативный метод обучения английскому языку / Л. М. Бояркина, О. А. Байкова // Евсевьевские чтения. Сер.: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения» / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – С. 65–69.
  2. Ковальчук М. А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению / М. А. Ковальчук. – М. : Высш. шк., 2008. – 144 с.
  3. Ковальчук М. А. Интенсивное обучение иностранным языкам в контексте проблемы гуманитаризации образования / М. А. Ковальчук // Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня / под ред. Г. А. Китайгородской. – М., 1997. – Ч. 1. – С. 29–99.
  4. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Ч. 1 / А. А. Миролюбов. – Обнинск : Титул, 2010. – 213 с.

 

 


 

Boyarkina Lyudmila

Doctor of Philology, associate Professor, Department of linguistics and translation, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

Nelkina Anna

student, faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

FEATURES OF USE OF DISCUSSION METHODS ON THE LESSONS OF THE ENGLISH LANGUAGE

 

The article considers the problem of conducting lessons in the form of discussions on the English lessons, conditions of this type of work and components of this method.

 

Key words: discussion, lesson-discussion, method of learning of a foreign language, communicative competence, components of communicative competence.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Бояркина Л. М., 2017

© Нелькина А. А., 2017

image_pdfimage_print