ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация: Статья содержит анализ законодательства Российской Империи на предмет выявления правового регулирования религиозных сект. Автор характеризует динамику изменения правового статуса и положения в имперском социуме России сектантских организаций.

Выпуск: №3 / 2021 (май-июнь)
УДК: 94(470)(045)
Автор(ы): Гуревичева Юлия Анатольевна
старший преподаватель, кафедра правовых дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Гуревичева Ю А. Правовое положение религиозных сект в законодательстве Российской империи / Ю. А. Гуревичева. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 3. – URL: https//srjournal.ru/2021/id310/

image_pdfimage_print

 

Значительный количественный рост религиозных сект в Российской империи, вызванный сопутствующими историческими событиями (проведением церковной реформы Никона с последующим Церковным расколом, разрешением Петром I самостоятельного, внецерковного чтения Библии) вызвал необходимость правового регулирования жизнедеятельности данных религиозных сообществ и их членов. В связи с широким распространением в современном обществе различных сектантских объединений и неоднозначным отношением к ним со стороны российского социума и Российского государства особенно актуально рассмотрение процесса изменения отношения государственной власти к религиозным сектам разного вида в разные исторические периоды. Это наиболее точно и эффективно можно сделать путем анализа законодательства, в нашем случае – Российской империи.

До введения Соборного Уложения в 1649 году деятельность сект фактически находилась вне закона. Первая статья первой главы Соборного Уложения вводила запрет на деятельность людей, занимающихся богохульничеством или опошляющих религию. В качестве карательной меры в случае нарушения запрета вводилась смертная казнь через сожжение. В годы правления последующих правителей такая санкция начинает носить не единичный, исключительный, а массовый характер [1, с. 278].

Положение раскольников, не являющихся по своей сущности сектантами, уже в XVIII веке было юридически закреплено, однако зависело от отношения правителя. Так, Петр I существенно ограничил правовой статус раскольников, запретив им занимать общественные и государственные должности, менять место жительства, а затем и вовсе выделил для них специфические права – носить специальные отметки, характеризующие раскольников как воров, еретиков и отступников. Такое положение старообрядцев сохранялось вплоть до правления Екатерины II, вернувшей им ряд прав и запретившей оскорбительный термин «раскольник» [2, с. 79].

Несмотря на послабления для раскольников в период царствования Екатерины Великой, для секты скопцев, напротив, были введены санкции. Однако, будучи толерантной и веротерпимой, императрица приказывала осторожно и осмотрительно проводить расследования по установлению факта причастности к скопцам. В случае подтверждения предписывалось пресекать подобное вредное для морального здоровья общества поведение, а иных людей защищать от доносов.

Политика веротерпимости по отношению к сектантству была продолжена в период правления императора Александра I. Властям рекомендовалось не препятствовать деятельности раскольников, но и не поощрять ее. В отношении же духоборов следовало не применять никакое выражение насилия по отношению к ним, не допуская также и элементов внешнего выражения расхождения от официальной православной церкви с их стороны [3]. Однако, что касается отношения государства и лично императора к скопцам, то они по указу 1805 года были объявлены врагами народа.

В целом же в правление Александра I с его личным увлечением мистицизмом была создана благоприятная почва для развития и численного деления сект, а борьба имперских властей против них как против врагов церкви на какое-то время стала неактуальной. Напротив, молокане, например, отказывавшиеся от службы в армии в силу своих убеждений, соблюдения заповеди «не убий», даже поддерживались властями и поощрялись вплоть до получения плодородных земель во владение [4, с. 215].

Отношение к религиозным сектам существенно изменилось со второй четверти XIX века, в связи с приходом к власти императора Николая I, деятельность которого осуществлялась сугубо в русле поддержки православия и официального преследования сектантов. Созданному органу политической полиции – III Отделению собственной Его Императорского Величества канцелярии – была вверена неизвестная ранее иным государственным структурам функция по сбору информации о религиозных сектах.

Так, в указанный период запрещалась открытая проповедь любых идей и учений, отличных от православия, что, однако, не помешало им распространяться в своеобразном духовном «подполье». Через год после вступления Николая I на престол были официально запрещены богослужения секты скопцов.

Принятый в 1832 г. Свод законов Российской империи юридически закрепил запрет секты скопцов, в частности, их изуверский обряд оскопления, а также любые акты вербовки в секту и ведение проповеднической деятельности [1, с. 341].

В правление Николая I также была принята официальная классификация сект по уровню их враждебности официальной Русской православной церкви и вредности для общества. Так, были выделены следующие опасные для государства и общества секты.

Во-первых, это были иудействующие секты, которые признавались самыми вредными ввиду их полного несоответствия христианской догматике и, кроме того, враждебному отношению к христианской церкви.

На второе место по степени опасности ставились молокане ввиду их самовольной трактовки Священного Писания сугубо в своих интересах, отвержения христианских обрядов, церковной иерархии.

Третье место в данной классификации занимали духоборы, которых Синод фактически приравнивал к молоканам.

Далее, на четвертое место, помещались хлысты, которые трактовались как носители и распространители ереси с богохульными культами и обрядами.

В пятых, это были скопцы, трактовавшиеся как еретики, осуждающие брак и потомство, считающие своего предводителя Христом [5, с. 45].

Изменило систему наказаний за вступление в секту и ведение сектантской деятельности принятое в 1846 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Согласно принятому Уложению, за вступление в секту следовало наказание в виде бесед с духовным начальством. За вербовку православных в секту вводились следующие санкции – лишение гражданских прав, ссылка в Тобольскую, Томскую губернии, Закавказье; наказание розгами или принудительная служба в специальных исправительных ротных подразделениях сроком до двух лет без права на отпуск или отставку. Ссылки в отдаленные регионы стали средством территориального отделения вредных для обществ сектантов. Особенно сильно нормы Уложения сказались на положении молокан, у которых насильно отнимались дети до момента их возвращения в православную веру. Также сильно ухудшилось положение секты скопцев, численность которой сильно увеличилась ко времени правления Николая I. Скопцев правительство признавала самой опасной и вредной для общества сектой ввиду почитания обряда оскопления – кастрации, которая считалась у них способом духовного очищения и достижения совершенства. За участие в данной секте Свод законов вводил уголовную ответственность без учета смягчающих обстоятельств, принятых ранее, за оскопление, проведенное во время сна или в младенческом возрасте; оскопление, произведенное незнакомыми или умершими затем лицами; оскопление, произошедшее в результате травмы или болезни [6, с. 70].

Принятый в 1857 г. Свод законов закрепил учреждение отделения секретного комитета, деятельность которого была направлена на осуществление контроля за сектами.

Правовое регулирование положения сектантов продолжилось и во время правления Александра II. Правительство даровало гражданские права сектам, которые наименее отличались от традиционного православия – в частности, ввиду сохранения и признания православных обрядов и таинств. Исходя из этого, ряд прав получили, например, старообрядцы-поповцы.

Несмотря на кажущуюся строгость отношения власти к молоканам, в 1860-е гг. положение данной секты в некоторых регионах существенно улучшилось. Так, молокане получили право покидать место жительства, отправлять в рекруты вместо себя иных лиц, нанимать в работники православных лиц.

Политика контрреформ, строгой цензуры и укрепления самодержавного строя всеми возможными способами коснулась и регулирования деятельности религиозных сект [7]. Отношение властей к сектантам изменилось в сторону ужесточения из-за установления факта связей сектантов с террористами-народниками, убившими Александра II, а также по причине наличия у некоторых сектантских объединений идей отрицания официальной власти, общего равенства и раздела имущества, что было созвучно набиравшему силу революционному движению.

Важным нормативно-правовым актом, затрагивающим данный вопрос, стало Высочайше утвержденное мнение Государственного совета от 3 мая 1883 г. «О даровании раскольникам некоторых прав гражданских и по отправлению духовных треб», которое легитимировало право раскольников осуществлять богослужения как в специальных учреждениях, так и в частных домах. Согласно одному из пунктов указанного документа, право покинуть место жительства получали все сектанты, кроме скопцев. Однако положение о легитимации права исполнения культа распространялось всё же только на раскольников, о чем свидетельствует известный процесс по делу И. Ф. Колесникова, которым было построено здание, в дальнейшем использовавшееся как молитвенный дом. По решению суда дом был опечатан и был закрыт вплоть до 1905 года [4, с. 218].

Таким образом, правовое положение сект зависело от отношения имперской власти и лично императора в тот или иной конкретный исторический период. Регулирование сектантской деятельности часто носило казуальный характер и распространялось только на отдельные регионы или отдельные секты. В целом же, на протяжении всей истории Российской империи вплоть до уничтоживших ее русских революций начала ХХ столетия наблюдалось изменение положения сектантов в сторону введения и распространения их уголовного преследования, официально закрепленного на законодательном уровне.

  

 

Список использованных источников

 

  1. Бытко Ю. И., Бытко С. Ю. Сборник нормативных актов по уголовному праву России Х–ХХ веков. Саратов : Научная книга, 2006. 786 с.
  2. Кодан С. В. Становление системы материального и процессуального законодательства Российской Империи // Российский юридический журнал. 2003. № 1. С. 79–81.
  3. Кодан С. В. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 103–110.
  4. Розенко С. В. Государственная политика Российской империи в области противодействия нетрадиционным религиозным верованиям (сектам) в XIX веке // Российский юридический журнал. 2012. №. 4. С. 214–220.
  5. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX века – 1917 год). Москва : Политиздат, 1965. 179 с.
  6. Свод законов Российской Империи, повелением государя Императора Николая Павловича составленный. Законы Уголовные. СПб., 1832. 560 с.
  7. Биюшкина Н. И. Законодательные меры правительства российской империи в отношении религиозных сект (март 1881–1894 гг.) // Вестник СГУТиКД. 2011. №. 1. С. 135.

 


 

Gurevicheva Yulia

senior Lecturer, Department of Legal Disciplines, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University», Saransk

  

LEGAL STATUS OF RELIGIOUS SECTS IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN EMPIRE

  

Abstract: The article contains an analysis of the legislation of the Russian Empire in order to identify the legal regulation of religious sects. The author characterizes the dynamics of changes in the legal status and position of sectarian organizations in the imperial society of Russia.

 

Keywords: religious sects, criminal prosecution, Molokans, schismatics, Russian Empire.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Гуревичева Ю. А., 2021

 

image_pdfimage_print