ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА О РЕСПУБЛИКЕ ИНДИЯ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИСТОРИИ

Аннотация: В статье анализируются особенности преподавания учебного материала о Республике Индия на уроках по новейшей истории зарубежных стран в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Выпуск: №2 / 2021 (март - апрель)
УДК: 372.893:94(540)
Автор(ы): Байрамов Сердар Абдулла-оглы
студент, факультет истории и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Мартыненко Александр Валентинович
доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск


Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Байрамов С. А. Особенности изучения Республики Индия в рамках школьного курса истории / С. А. Байрамов, А. В. Мартыненко. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 2. – URL: https//srjournal.ru/2021/id297/

image_pdfimage_print

Важность значения изучения школьниками истории Индии периода Новейшего времени не вызывает сомнения, поскольку плодотворное и эффективное усвоение учащимися старших классов данной проблематики позволит им лучше ориентироваться в сложных и противоречивых реалиях современного, стремительно меняющегося мира.

Действительно, современная Индия является одной из ведущих региональных держав с мощным и быстро растущим экономическим потенциалом. К тому же Индия с советских времен продолжает оставаться стратегическим партнером нашей страны. Поэтому не удивительно и во многом закономерно, что это ведущее южно-азиатское государство заняло свое достойное место на страницах учебников и учебных пособий по Новейшей истории зарубежных стран для сегодняшней российской школы.

Так, особенностям политического и социально-экономического развития Южной Азии уделяется внимание в рамках учебной дисциплины «Новейшая история зарубежных стран», изучаемой сегодня дважды – сначала в 9 классе, а затем, исходя из концентрической системы «углубленного повторения» – в 11 классе. В настоящее время данный предмет обеспечен в методическом плане авторскими учебниками Н. В. Загладина для 9 класса [2], О. С. Сороко-Цюпы и А. О. Сороко-Цюпы для 9 класса [4], А. В. Шубина для 9 класса [8], А. А. Улунян и Е. Ю. Сергеева для 11 класса [6], О. Ю. Пленкова, Т. П. Андреевской, С. В. Шевченко для 11 класса [3]. Все эти учебные издания завершают цикл учебной продукции по всеобщей истории, разработанной под эгидой Института всеобщей истории Российской Академии наук (ИВИ РАН) в содружестве с Московским педагогическим государственным университетом (головным педагогическим вузом нашей страны).

В числе узловых проблем Новейшей истории во всех указанных учебных изданиях анализируется формирование современной политико-правовой модели Индии. На наш взгляд, в изложении истории Индии все авторы рассматриваемых учебных изданий исходят из тесной взаимосвязи между политикой и географическим пространством, которая выразилась в радикальном изменении границ государств и социально-политических систем. Южная Азия в этом плане дает весьма показательные примеры. Так, после Второй мировой войны на волне мощного антиколониального подъема Великобритания фактически утрачивает власть над этим регионом. Но происходит раскол по конфессиональному принципу: на территории бывшей колонии Британская Индия в августе 1947 г. возникают два суверенных государства – Пакистан – с преобладающим мусульманским населением и Индия – с абсолютным преобладанием населения, исповедующего индуизм. Но на этом перекройка границ в регионе не завершается, поскольку в начале 1970-х гг. на волне регионально-этнического сепаратизма от Пакистана отделяется еще одно государство – Бангладеш.

Авторы всех рассматриваемых учебных изданий обращают внимание на определяющую роль в развитии Индии партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК), которая имела статус правящей на протяжении большей части ее истории периода независимости. Так, А. А. Улунян и Е. Ю. Сергеев характеризует расстановку политических сил в Индии 1990-х гг. следующим образом: «Наиболее авторитетной партией в стране остается Индийский Национальный конгресс. Вместе с тем серьезную конкуренцию ему составляет коалиция партий, победивших на всеобщих выборах 1996 г. Она получила название Объединенный фронт» [6, с. 236].

Добавим, что с начала 2000-х главным соперником ИНК стал уже не Объединенный фронт, а коммуналистская Бхаратияджанатапарти (Индийская народная партия, БДП), выступающая с позиций индуистского шовинизма. Автор другого учебника, А. В. Шубин, в свою очередь, упоминает об особой роли ИНК в достижении Индией независимости под руководством лидера этой партии Джавахарлала Неру [8, с. 278].

Что касается терминов, связанных с Новейшей историей Индии, то на уроке понадобятся следующие (все названные ниже термины так или иначе упоминаются и разъясняются в анализируемых здесь учебных изданиях).

Гандизм – учение Махатмы Ганди (1869–1948 гг.), одного из лидеров национально-освободительного движения в Индии. К слову, А. А. Улунян и Е. Ю. Сергеев отмечает сильное влияние на гандизм идей «непротивления злу насилием» Л. Н. Толстого [6, с. 101].

Сатьяграха («упорство в истине») – ненасильственное сопротивление колонизаторам, одна из ключевых идей гандизма [8, с. 67].

Панчаяты – традиционные советы старейшин в индийских деревнях, разновидность местного самоуправления [8, с. 69].

«Курс Неру» – широкомасштабные социально-экономические реформы в Индии 1950-х – первой половины 1960-х гг., направленные на структурную модернизацию страны. Названы в честь первого премьер-министра независимой Индии, лидера ИНК Дж. Неру.

«Зеленая революция» – техническая модернизация сельского хозяйства Индии, которая осуществлялась во второй половине 1970-х гг. [8, с. 283].

В целом, необходимо признать, что изучение истории стран Азии и Африки, эффективное постижение специфики восточных цивилизаций учащимися общеобразовательных учреждений является одной из важных проблем в школьной методике преподавания истории. В данном вопросе можно выделить два аспекта – содержательный и методический.

Содержательный аспект связан с различными концептуальными подходами к истории, в целом, и к истории Востока, в частности, среди которых наиболее влиятельными являются формационный и цивилизационный подход.

Формационный подход безраздельно господствовал в советской школе, когда вся история Востока с древности до ХХ столетия, в том числе история Южной Азии, с которой связана тема нашей работы, трактовалась с позиций классового подхода, борьбы угнетенных за свои социально-экономические и политические права. При этом религиозные системы, игравшие и продолжающие играть на Востоке огромную, если не определяющую роль, либо игнорировались вообще, либо всячески принижались в духе небезызвестного марксистского клейма как «опиума для народа». Так, если обратиться к теме данного бакалаврского исследования, то уместно вспомнить, что гандизм – идеология, под знаменами которой Индия фактически добилась независимости – в советской школе 1940-х–1950-х гг. расценивался как реакционная идеология только в силу религиозности данного учения, его опоры на нормы индуизма.

Цивилизационный подход, сформулированный, прежде всего, в классических трудах Н. Я. Данилевского [1], О. Шпенглера [7] и А. Тойнби [5], и уделяющий повышенное внимание социокультурным, прежде всего – религиозным особенностям традиционных обществ Востока, стал постепенно утверждаться уже в российской постсоветской школе. Так, школьные учебники по Новейшей истории зарубежных стран, в том числе их разделы, посвященные Индии, по нашему мнению, написаны как раз с позиций цивилизационной методологии.

Здесь, на наш взгляд, уместно сделать одно важное замечание. Следует разделять как минимум два отдельных понятия, обозначаемые одним и тем же термином «история».

Во-первых, история – это яркий и образный рассказ о прошлом, о людях, о событиях и т. д. В этом смысле история для большинства детей и подростков привлекательна. Несомненно, отклик в душе ученика вызовет эмоциональный рассказ учителя, например – о трагической гибели Индиры Ганди, ставшей «заложницей» проблемы вооруженного регионального сепаратизма сикхов в Пенджабе.

Но, во-вторых, история – это, прежде всего, наука. Основы истории-науки являются стержнем школьного предмета истории. И здесь очень важной представляется работа учителя, направленная на то, чтобы вызвать у учеников интерес к истории именно как к научной дисциплине, со всеми ее сложными законами, категориальным аппаратом, дискуссиями и прочее.

Поэтому вполне закономерен вопрос: должен ли увлекательный рассказ о прошлом стоять в центре школьного исторического образования? Позволим себе несколько вольное сравнение: такой рассказ часто сравним с конфетным фантиком, яркой оберткой, под которой может не оказаться конфеты. Просто увлекательный рассказ учителя, если он не подчинен задачам научного познания, малопродуктивен. Следует исходить из того неоспоримого постулата, согласно которому научное (именно научное, пусть даже и на школьном, «детском» уровне!) исследование прошлого человечества, различных стран, народов и эпох, позволяет лучше понять настоящее, окружающий нас мир во всей его сложности и противоречивости, и даже позволяет прогнозировать будущее.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. : Алгоритм, 2018. 560 с.
  2. Загладин Н. В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ–начало XXI в. 9 класс : учебник. М. : Русское слово, 2014. 272 с.
  3. Пленков О. Ю., Т. П. Андреевская, С. В. Шевченко. Всеобщая история. 11 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций. М. : Вентана-Граф, 2014. 335 с.
  4. Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс : учебник. М. : Дрофа, 2018. 304 с.
  5. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М. : Академический проект, 2019. 802 с.
  6. Улунян А. А., Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс : учебник. М. : Просвещение, 2018. 287 с.
  7. Шпенглер О. Закат Европы. М. : Попурри, 2019. 704 с.
  8. Шубин А. В. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран ХХ века. 9 класс : учебник. М. : Дрофа, 2014. 336 с.

 


 

Bayramov Serdar

student, Faculty of History and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University», Saransk

 

Martynenko Alexander

Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of National and Foreign History and Teaching Methods, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «M. E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University», Saransk, Saransk

 

FEATURES OF STUDYING THE REPUBLIC OF INDIA AS PART OF A SCHOOL HISTORY COURSE

 

The article analyzes the features of teaching educational material about the Republic of India in the lessons on the Modern history of foreign countries in general education institutions of the Russian Federation. 

Keywords: Republic of India, Nehru–Gandhi political dynasty, modern history, textbooks.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Байрамов С. А., 2021

© Мартыненко А. В., 2021

 

image_pdfimage_print