ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САРАНСКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

Аннотация: Статья раскрывает архитектурно-градостроительные особенности г. Саранска и возможности их использования в экскурсионных программах. Дается краткая характеристика становления архитектурного облика города. Рассматриваются историко-культурные объекты и их архитектурные особенности.
Выпуск: №2 / 2020 (апрель - июнь)
УДК: 338.48-32(470.345-25)
Автор(ы): Зайцева Лариса Александровна
кандидат политических наук, доцент, кафедра туризма, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Сарайкина Светлана Васильевна
кандидат географических наук, доцент, кафедра туризма, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Сотова Людмила Васильевна
кандидат политических наук, доцент, кафедра туризма, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Зайцева Л. А. Использование архитектурно-градостроительных особенностей Саранска для проведения экскурсий / Л. А. Зайцева, С. В. Сарайкина, Л. В. Сотова. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2020. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

 

Введение

Архитектурно-градостроительные особенности города – это наличие исторически сложившихся композиционных и планировочных решений, обусловленных социально-экономическими факторами или иными объективными условиями. Их формирование определяется как устойчивыми естественными процессами городского развития, так и стихийными градостроительными системами постиндустриальной эпохи. Крупные города всегда многофункциональны и многоаспектны и найденная главная особенность города может быть положена в основу экскурсионного осмотра.

Важное место в экскурсионных программах занимают архитектурные и градостроительные элементы города. Сложилось целое тематическое направление в экскурсионной деятельности – архитектурно-градостроительные экскурсии. Они предполагают показ архитектурного облика города, памятников архитектуры определенного исторического периода, формирование представлений творчества архитекторов, демонстрация образцов современной архитектуры, знакомство с планировкой и застройкой городов по генеральным планам и экскурсии по новостройкам [8].

Объектом исследования являются архитектурно-градостроительные особенности г. Саранска.

Цель исследования – рассмотреть архитектурные и градостроительные особенности г. Саранска для использования их в экскурсионных программах.

Методологической базой исследования послужили фундаментальные труды по истории градостроительства и архитектуры А. В. Бунина, исследовавшего город как феномен социокультурного развития, системные основы градостроительства И. М. Смоляра, принципы формирования и развития функционально-планировочной структуры городов В. А. Лаврова, фундаментальные труды Г. М. Лаппо. Развитие современной методологи содержания экскурсионной проблематики прослеживается в работах С. П. Баранова. Теоретико-методологические основы организации экскурсионно-туристской деятельности раскрыты в работах Р. Юнгк, Е. Ю. Ледовских, М. Б. Биржакова, Б. В. Преображенского и др.

В качестве инструментов исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, системный и функциональный подходы, а также методы сравнительных и экспертных оценок.

Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, литературных и других видов экскурсий, поэтому экскурсоводу необходимо владеть особенностями методики их показа. В демонстрационный показ включаются архитектурные ансамбли, скульптуры, фрески, мозаика, декоративные росписи, резьба, решетки, ограды. Включая их в экскурсию, экскурсовод должен владеть искусством градостроительного и архитектурного анализа, искусствоведческой и исторической подготовкой, а также высокой общей культурой [2].

 

Основные положения

В современном мире архитектурно-градостроительные экскурсии пользуются популярностью в городах с большим количеством культурно-исторических и религиозных объектов (Рим, Париж, Санкт-Петербург, Афины, Иерусалим и др.). Проводятся они для профессиональных архитекторов, любителей и обычных экскурсантов. Более того, например, в Норвегии действует уникальная программа «Национальные туристические дороги», в рамках которой формируется имидж страны как передовой архитектурной державы. Практически каждый архитектор, участвовавший в программе, построил для нее несколько сооружений, которые стали привлекательными для туристов, являясь уникальными объектами архитектурно-градостроительных экскурсий [1].

Подавляющее большинство экскурсий на архитектурно-градостроительные темы посвящено показу жилых и общественных зданий. Так как архитектура этих зданий отражает социальный заказ, то и их проектирование, планировка и объемно-пространственное решение тесно связаны с основными процессами, происходящими в жизни общества. В архитектуре общественных зданий можно показать экскурсантам соответствие архитектурных сооружений их назначению, подчеркнуть, что потребности общественной жизни рождают и новые типы общественных зданий.

Нужно сказать, что градостроение и архитектура отражают реальную действительность исторических периодов и политических процессов. В связи с этим отметим, что визуальная часть градостроительного ландшафта Саранска претерпела значительные изменения после Октябрьской революции 1917 г. Советский политический режим использовал яркие символы своего могущества и различные элементы национальной идеологии, сохранившиеся до настоящего времени. Это нашло отражение в архитектуре зданий, которые являлись идеологическими символами соответствующей политической эпохи.

В экскурсионной деятельности города Саранска архитектурно-градостроительные экскурсии являются редкостью. Между тем, история развития города связана с динамикой его архитектурного образа. Несмотря на то, что уникальных архитектурных элементов в зданиях и сооружениях Саранска не так много, тем не менее, в экскурсионных программах можно раскрыть особенности архитектуры столицы республики. Сочетание дореволюционной застройки, застройки советского периода (с колоннами и лепниной), а также современный архитектурный стиль «нового» Саранска придают городу своеобразие и красоту.

В рамках обзорных экскурсий по Саранску экскурсоводы должны стре­миться подчеркнуть архитектурные особенности города. Следует сказать о том, что строители пытаются преодолеть однообразие и монотонность в архитектуре Саранска, применяя индивидуальные проекты зданий, широко используя цвет (преобладают в основном красный, зеленый и оранжевый оттенки), применяя облицовку фасадов глазурованной ке­рамической плиткой, различные декоративные решения.

Саранск зарождался как деревянная крепость, к которой впоследствии прирастала слободская застройка. Из-за пожаров от старой деревянной архитектуры в городе практически ничего не сохранилось.

Значительный вклад в формировании архитектуры города внесла императрица Екатерина II, которая в 1785 г. утвердила новый план застройки Саранска, при этом слободы заменили кварталами, а главные улицы стали прямыми и широкими. Одновременно появляются городские площади. До настоящего времени сохранилось несколько городских площадей, на которых были возведены каменные церкви [5]. К началу XX в. город стал крупным торговым центром Поволжья, однако современный облик он приобрел только во второй половине XX в., когда были построены основные городские сооружения. В настоящее время город продолжает активно преобразовываться, порой до неузнаваемости.

В начале XX в., по мнению мордовского архитектора В. Б. Махаева, глобальными задачами являлись реконструкция городов и строительство социального жилья. После Второй мировой войны – восстановление разрушенных городов, размещение в них промышленных объектов, обновленной инфраструктуры. В настоящее время архитекторы, в том числе российские, решают локальные задачи – получить инвестиционно-привлекательный образ города, а горожанам дать комфортную среду проживания. Саранск – не исключение, он становится красивее и уютнее. Комфорт, по выражению В. Б. Махаева, – это современный фетиш, цель которого – создать среду максимального удобства. Сложность состоит в том, что комфортная среда не может быть единственной целью архитектуры, полноценный город должен быть осмыслен и культурно наполнен [6].

По мнению архитекторов, многочисленные количественные и качественные изменения, которые претерпел Саранск за последние десятки лет, не смогли нарушить его принципиальной градообразующей схемы. В центре города, например, расположена Советская площадь. Это одна из немногих площадей, сохранившаяся с основания города [3]. Именно на этой площади находятся объекты, архитектура которых привлекательна для туристов Саранска и является основной площадкой для проведения различных экскурсий по городу.

Советская площадь представляет собой архитектурно-градостроительный комплекс, где расположены объекты разных исторических периодов – сооружения начала и второй половины XX в. Старейшим объектом архитектуры Советской площади является здание городской администрации. В начале XIX в. у саранского градоначальника М. Г. Ни­китина возникла идея построить здание, в котором бы разместились купеческий клуб и торговые ряды. Здание было построено в 1916 г. [4]

В первой половине 1980-х гг. к восточному фасаду было пристроено южное крыло, здание оборудовали монументальным крыльцом, а на крыше возвели небольшой пирамидальный шатер, увенчанный красным флагом. После реконструкции в 2009 г. в ансамбле Советской площади архитектурный статус здания городской администрации повысился (рис. 1) [3].

 

Рис. 1.  Здание городской администрации

 

При проведении экскурсии необходимо сделать акцент на то, что это единственно сохранившееся здание дореволюционной постройки на Советской площади.

Еще один объект – Дом Советов, возведенный в 1938–1939 гг., несколько десятилетий являлся доминирующим объектом Советской площади (рис. 2). Автор проекта –  ленинградский архитектор И. А. Меерзон [3].

 

Рис. 2. Дом Советов [1]

 

Дом Советов – интересное явление в советской архитектуре второй половины 1930-х гг., находившейся под влиянием освоения классического наследия. Значительная часть советских архитекторов придавала своим сооружениям ренессансный или ампирный вид, а Меерзон использовал в своем проекте классический декор. Архитектор создавал свой проект по примеру дворцов Италии и Испании эпохи Возрождения, композиционным ядром которых являлся внутренний дворик – «патио» [3].

Здание Дома Советов выглядит монументально и презентабельно. Его главный фасад украшают скульптурный фриз и живописное сочетание колонн, полуколонн и пилястр, охватывающих сразу несколько этажей (рис. 3).

 

Рис. 3. Пилястры и полуколонны Дома Советов [4]

 

Руководил строительством первый председатель Союза художников Мордовской АССР И. Н. Абрамов. В композиционном центре фриза размещен большой герб РСФСР. Его окружают 17 фигур: 9 по левую сторону и 8 – по правую. Левая группа состоит из фигур колхозника и колхозницы, сдающих урожай, учительницы, пионера с планером, ученого с книгой, матери с младенцем, авиатора и моряка (рис. 4) [4].

 

Рис.4. Фриз главного фасада (фрагменты) [4]

 

Правая группа состоит из фигур рабочего-машиностроителя, горняка с отбойным молотком и шахтерской лампой, женщины-врача с ребенком на руках, женщины-садовода, октябренка с флажком, танкиста и красноармейца.

Каждый из ризалитов здания со стороны главного фасада украшен зеркально отраженными относительно друг друга барельефными композициями, включающими в себя изображения пятиугольной звезды, знамен, серпа, молота и пшеничного колоса (рис. 5) [4].

 

Рис.5. Барельефные вставки главного фасада [1]

 

Аналогичные барельефные вставки квадратной формы можно увидеть и на боковых фасадах на уровне пятого этажа. Принцип их взаимного расположения тот же – отделка оконного проема и зеркальное отображение одной и той же композиции, в основе которой находится крупная шестеренка в центре квадрата и пшеничный сноп.

В 1950 г. интерьер Дома Советов был реконструирован по проекту архитектора С. О. Левкова и скульптора М. И. Нефедова, но в целом внешний вид здания сохранился до наших дней [4].

При проведении экскурсии необходимо сказать, что архитектура данного здания является отражением политического ландшафта раннего советского периода.

Еще один архитектурный и градостроительный объект Советской площади – Дом Республики («Белый Дом») – по мнению архитекторов, это ее главная доминанта. Здание спроектировано заслуженным архитектором РСФСР Г. Г. Исако­вичем и сдано в эксплуатацию в 1986 г. Первоначально здание должно было быть выполнено из темно-красного гранита, символизирующего развевающееся знамя. Но в результате было решено сделать облицовку здания из белоснежного известняка, что явилось правильным решением, которое визуально облегчило здание и не дало ему превратиться в большое, угрюмое сооружение (рис. 6) [4].

 

Рис. 6. Дом Республики [1]

 

При проведении экскурсии можно отметить, что при расчистке земельного участка под строительство нового здания была окончательно уничтожена существовавшая здесь дореволюционная каменная застройка.

 

Выводы

В настоящее время разработано и проводится довольно много обзорных и тематических экскурсий по г. Саранску [7], но потенциал города не исчерпан. Актуальным является разработка экскурсионных программ по жилым районам города и его промышленной застройке. Было бы интересно показать, архитектурные особенности таких районов, рассказать, чем они отличаются в архитектурном отношении, т. к. центральная часть города имеет свою архитектуру с многочисленными элементами «сталинской» и «хрущевской» эпох с наложением современной оригинальной застройки.

При разработке архитектурно-градостроительных экскурсий необходимо учитывать, что планировочные районы Химмаш и Юго-Запад отличаются застройкой 60–80 гг. XX в., с вкраплениями «новой застройки» с современными архитектурными решениями. Планировочный район Светотехника – типичный «спальный» район с основной застройкой в 70–80-х гг. XX в., сформировался в условиях развития промышленной зоны. В настоящее время в районе активно появляются многоэтажные современные жилищные комплексы с благоустроенными дворами. При характеристике планировочных районов «Светотехника» и «Юго-Запад» необходимо сказать, что рядом с жилыми кварталами расположены массивы городских лесных зон, которые не только сохраняются, но и активно благоустраиваются. Такое соседство придает архитектуре этих районов города экологичность и природную эстетику. Этим не отличается архитектура планировочного района «Химмаш», где вообще мало древесных и кустарниковых насаждений.

Интерес туристов к истории Саранска определенным образом поддерживают различные мифы и легенды. Иногда, такие легенды придумывают краеведы-любители, выдавая вымышленное за действительное. Согласно одной из таких легенд, под центром города существуют подземные ходы, которые время от времени обнаруживают рабочие в процессе строительных и ремонтных работ.

Архитектурно-градостроительные экскурсии требуют от экскурсовода серьезной подготовки. Экскурсоводом может быть и профессиональный архитектор с глубокими знаниями истории формирования и развития Саранска и соответствующим опытом работы с аудиторией. К сожалению, в городе таких специалистов очень мало, хотя есть экскурсоводы-профессионалы, которые могут пополнить свои знания в сфере архитектуры города, и энтузиасты- архитекторы, которых тоже можно привлечь к экскурсионной работе.

Таким образом, современный туристский рынок Саранска требует разработки новых экскурсионных программ. Их основу может составить архитектурно-градостроительный потенциал Саранска различных исторических периодов. Это могут быть модернизированные уже зарекомендовавшие себя экскурсионные программы и маршруты по городу, либо новые тематические маршруты, составленные с учетом архитектурно-градостроительных особенностей Саранска.

 

 

Список использованных источников: 

 

  1. Архитектура развитого туризма // archspeech : сайт интернет-издания об архитектуре, градостроительстве и дизайне. URL: http://archspeech.com/article/arhitektura-razvitogo-turizma (дата обращения: 07.01.2020).
  2. Бахмустов С. Б., Лаптун В. И. Разорванное ожерелье. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. 256 с.
  3. Божко Л. Д. Архитектура как социально-культурный ресурс туризма // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2014. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-kak-sotsialno-kulturnyy-resurs-turizma (дата обращения: 07.01.2020).
  4. Вавилин В. Ф., Моисеенко В. А., Вавилин В. В. Градостроительные ориентиры российских столиц: Саранск : монография / Под общ. ред. В. Ф. Вавилина. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. 604 с.
  5. Воронин И. Д. Саранск: историко-документальные очерки. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961. 268 с.
  6. Махаев В. Б. Каменные джунгли для жизни не пригодны // Известия Мордовии : официальный сайт газеты. URL: http://izvmor.ru/bearded/view/8 (дата обращения: 6.01.2020)
  7. Перспективные направления развития туризма в Республике Мордовия / М. А. Жулина, Н. Е. Нехаева, Н. А. Емельянова, Н. Ю. Прасалова, С. В. Сарайкина, А. И. Кусерова // Природно-социально-производственные системы регионов компактного проживания финно-угорских народов. Саранск, 2012. С. 51–59.
  8. Реута А. В., Калинкина С. А. Особенности использования памятников архитектуры в туризме // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/62940 (дата обращения: 7.01.2020).

 


 

Zaytseva Larisa

PhD in political sciences, associate Professor, Department Tourism, National Research N. P. Ogarev Mordovia state University, Saransk

 

Saraykina Svetlana

PhD in Geography, associate Professor, Department Tourism, National Research N. P. Ogarev Mordovia state University, Saransk

Sotova Lyudmila

PhD in Geography, associate Professor, Department Tourism, National Research N. P. Ogarev Mordovia state University, Saransk

 

USING THE ARCHITECTURAL AND URBAN PLANNING FEATURES OF SARANSK FOR EXCURSIONS

 

The article reveals the architectural and urban planning features of Saransk and the possibilities of their use in excursion programs. It gives a brief description of the formation of the architectural appearance of the city. The article considers historical and cultural objects and their architectural features.

 

Keywords: architecture, urban development, city, excursion, tourist objects, excursion programs, Saransk.

 

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020

© Зайцева Л. А., 2020

© Сарайкина С. В., 2020

© Сотова Л. В., 2020

image_pdfimage_print