ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация: В статье на основе анализа организации системы образования в арктических регионах России выявляются особенности и основные проблемы, предлагаются меры по повышению доступности качественных образовательных услуг.

Выпуск: №1 / 2020 (январь-март)

УДК: 37.014 (470.211-17)

Автор(ы): Бешейко Дмитрий Владимирович
студент магистратуры, Северо-Западный институт управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург

Липатова Людмила Николаевна
доктор социологических наук, кандидат экономических наук, профессор, кафедра экономики, Северо-Западный институт управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Бешейко Д. В. Проблемы обеспечения доступности образования в арктических регионах России [Электронный ресурс] / Д. В. Бешейко, Л. Н. Липатова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Из-за огромных размеров территории Российской Федерации, неравномерности расселения и хозяйственного освоения, больших различиях в денежных доходах не все жители нашей страны имеют равный доступ к качественным услугам в сфере образования. Это, во-первых, нарушает их права, во-вторых, сказывается на трудовом потенциале тех территорий, в которых доступность к образовательным услугам снижена.

Снижение уровня образования ограничивает возможности инновационного развития. А это в условиях острейшей конкуренции в научно-технологической сфере может ослабить позиции государства на мировой арене.

Уровень образованности взрослого населения и охват образованием – показатели, принятые ООН для оценки уровня гуманитарного развития. Более ранние исследования автора доказывают, что нашей стране поддерживать высокие позиции рейтинге стран мира по уровню человеческого развития во многом позволяют высокие показатели в сфере образования [1, 2, 3, 4]. Снижение уровня образованности взрослого населения и охвата населения образованием неизбежно повлечет за собой и падение рейтинговых позиций России.

В этой связи сравнительные региональные исследования, посвященные оценке доступности и выявлению проблем в сфере образования, представляются весьма актуальными.

На территориях с низкой плотностью населения сложно рационально организовать функционирование социальной инфраструктуры. К числу таких территорий относятся все регионы Арктической Зоны Российской Федерации (АЗРФ). Если в РФ в среднем плотность населения составляет 8,6 чел. на 1 кв. км., то в регионах арктической зоны этот показатель составляет от 0,07 чел. на кв. км. в Чукотском АО до 5,2 чел. на кв. км. в Мурманской области. Поэтому не удивительно, что, например, в Ненецком АО с населением 44 тыс. чел. и плотностью населения 0,25 чел. на кв. км. вузов нет. Но это не означает, что российские граждане, проживающие на этих территориях, могут быть ограничены в возможности получить качественное высшее образование.

Основываясь на данных официальной статистики, попытаемся оценить степень физической доступности образования для жителей российских регионов с экстремальными климатическими условиями, входящих в состав АЗРФ.

В начале 2018 г. охват детей дошкольным образованием во всех, за исключением Красноярского края, арктических регионах был значительно выше, чем в целом по стране: от 64 % в Красноярском крае до 90 % детей соответствующего возраста в Чукотском АО при среднем уровне данного показателя в стране 66,5 % [5, с. 292–293].

Если в РФ в целом на 1000 детей приходилось 633 мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, то в большинстве арктических регионов этот показатель превышал 700, а в Чукотском АО мест в таких организациях было больше, чем детей дошкольного возраста.

Структура подготовки кадров в арктических регионах имеет свои особенности. Во-первых, в регионах АЗРФ значительно больше, чем в среднем в РФ, численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в расчете на 10000 человек населения (таблица 1).

Так, если в РФ в целом этот показатель в 2017 /2018 уч. году составлял 38 чел., то в большинстве арктических регионов он превышал 45 чел., а в Архангельской области достигал 69 чел. Исключение составляет только Чукотский АО. В Ямало-Ненецком АО рассматриваемый показатель близок к среднероссийскому значению.

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, на 10000 человек населения в регионах АЗРФ примерно такая же, как и в России в целом. В Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах этот показатель имеет значения существенно меньше среднероссийского уровня, Республика Саха (Якутия) – на 1/3 больше, чем в целом по стране.

А по численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, арктические территории сильно отстают от других российских регионов. Если в среднем в стране на 10000 чел. населения в 2018 г. приходилось 289 чел. студентов, обучающихся по программам высшего образования, то в арктических регионах наиболее близкое к среднему уровню значение было характерно для Красноярского края – 267 чел. В Чукотском АО рассматриваемый показатель был в 8 раз меньше, в Ямало-Ненецком АО – в 16 раз меньше среднероссийского значения, а в Ненецком АО вузов вообще нет.

 

Таблица 1

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в арктических регионах России в 2017/18 учебном году (на 10000 человек населения) [5, с. 310–313; 318–319; 345–347]

 

Регион

Численность студентов, обучающихся по программам
подготовки квалифицированных рабочих, служащих подготовки
специалистов среднего звена
бакалавриата, специалитета, магистратуры
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 38 163 289
Северо-Западный федеральный округ 38 148 301
Республика Карелия 45 164 187
Республика Коми 59 186 195
Архангельская область 69 161 164
в том числе:
Ненецкий автономный округ 63 184
Мурманская область 40 179 117
Уральский федеральный округ 39 184 262
Ямало-Ненецкий автономный округ 36 135 18
Сибирский федеральный округ 48 182 287
Красноярский край 56 182 267
Дальневосточный федеральный округ 46 189 249
Республика Саха (Якутия) 56 217 248
Чукотский автономный округ 10 148 35

 

Что касается материальной доступности образования для жителей Арктической Зоны России, то сравнение основных показателей доходов также свидетельствует о более слабых возможностях россиян, проживающих в экстремальных климатических условиях и обеспечивающих значительную часть доходов федерального бюджета, в получении образования, поскольку уровень жизни в большинстве этих регионов существенно ниже, чем в стране в целом.

Данные Росстата показывают, что реальные денежные доходы населения большинства арктических регионов России в 2010–2017 гг. заметно отставали от среднероссийских показателей. В Республике Карелия, Архангельской и Мурманской областях, Красноярском крае зафиксирован более низкий прирост показателя в этот период, а Республике Коми, Ненецком АО и Мурманской области – сильное падение реальных доходов населения [5, с. 184–185].

А удельный вес населения, проживающего за чертой бедности, во многих регионах Арктической Зоны России в 2017 г. был значительно выше, чем в целом по стране (речь идет о Республике Карелия, Республике Коми, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия) [5, с. 228–229]).

Таким образом, проведенный анализ основных показателей охвата образованием жителей арктических регионов России, основанный на данных официальной статистики, позволяет говорить о сниженной физической доступности высшего образования для жителей арктических регионов. Материальная доступность образования также ниже, чем в целом в стране, по причине более низкого жизненного уровня населения большинства регионов Арктической Зоны Российской Федерации. Доступность услуг в этой сфере снижает и удаленность арктических территорий от федеральных центров науки и образования.

Для решения проблемы доступности качественного высшего образования и устранения неравенства в этой сфере считаем целесообразным выделение бюджетных мест для жителей этих регионов, введение льготных образовательных кредитов, субсидируемых перелетов и другие меры, которые позволят молодым людям из регионов АЗРФ получить высшее образование и, вернувшись на малую родину, укрепить ее трудовой потенциал. Реализация предложенных мер создаст условия для повышения качества жизни людей, проживающих в столь сложных климатических условиях, и будет способствовать устойчивому развитию этих стратегически важных для страны территорий.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Липатова Л. Н., Градусова В. Н. Основные тенденции и проблемы развития человеческого потенциала России в постсоветский период // Управленческое консультирование. 2019. № 6. С. 102–114.
  2. Липатова Л. Н., Градусова В. Н. Развитие человеческого потенциала России: основные достижения и угрозы // Регионология. 2019. № 2. С. 310–330.
  3. Мокрова М. Ю., Липатова Л. Н. Современные тенденции развития человеческого потенциала России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2019. Вып. 14. Ч. 1. С. 317–322.
  4. Пруель Н. А., Градусова В. Н., Липатова Л. Н. Статистический анализ развития человеческого потенциала современной России // Статистика в условиях формирования цифровой экономики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Мордовиястат ; Белстат; ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева». Саранск : издатель Афанасьев В.С., 2019. С. 131–139.
  5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с.

 


  

Besheiko Dmitry

master’s degree student, Department of Economics, North-West Institute of Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St.-Petersburg

 

Lipatova Lyudmila

PhD in Economics, Professor, Department of Economics, North-West Institute of Management – branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St.-Petersburg

 

PROBLEMS OF ASSURANCE ACCESS TO EDUCATION IN THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA

 

Based on the analysis of the organization of the education system in the Arctic regions of Russia, the article identifies its features and main problems and suggests measures to improve the availability of quality educational services.

 

Keywords: region; population; humanitarian development; education; professional training.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020

© Бешейко Д. В., 2020

© Липатова Л. Н., 2020