ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

Аннотация: В статье рассматриваются мероприятия по повышению эффективности управления муниципальным образованием, которые будут способствовать увеличению экономического потенциала муниципальных районов и городских округов, позитивному изменению таких важных индикаторов развития как инвестиционный и социальный климат, улучшение качества жизни населения.
Выпуск: №1 / 2020 (январь-март)
УДК: 352.075.1
Автор(ы): Прокопова Людмила Игнатьевна
старший преподаватель, кафедра инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), г. Белгород
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Прокопова Л. И. Повышение эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями [Электронный ресурс] / Л. И. Прокопова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

В настоящее время вектор экономического развития территории зависит от качества муниципальной среды, уровня развития производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры. Необходимость повышения качества жизни, расширения деловой активности, поиска новых рынков, развития бизнеса на местном уровне обусловливает выделение аспектов муниципального управления в особый вид менеджмента [1].

Актуальным является запрос общества на необходимость формирования новой эффективной системы управления муниципальными образованиями в форме активной деятельности населения, способствующей росту гражданского самосознания и повышению ответственности, снижению бюрократизации муниципальных управленческих структур и, соответственно, сокращению финансовых и организационных затрат государства на осуществление управленческих функций на поселенческом уровне. Положительные результаты в этой сфере могут быть достигнуты за счет внедрения современных управленческих технологий, позволяющих внести вклад не только в деятельность хозяйствующих субъектов, но и в деятельность муниципалитетов. Для достижения поставленных целей требуется реализовать комплекс мероприятий по следующим направлениям повышения эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями:

  1. Развитие институциональных условий ведения управленческой деятельности, сокращая административные барьеры и повышая информационную открытость местных органов власти. В связи с этим необходимо:
  • разработать и реализовать программу регионального уровня «Улучшение инвестиционного климата и стимулирование инновационной деятельности» в рамках государственной программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата»;
  • обеспечить реализацию Стандарта деятельности органов исполнительной власти по формированию благоприятного социально-экономического климата в муниципальном образовании;
  • разработать и реализовать эффективную конкурентную политику путем формирования благоприятной для развития предпринимательства конкурентной среды;
  • обеспечить высокий уровень применения современных информационных технологий по оказанию услуг населению, по прохождению разрешительных процедур и других вопросов;
  • обеспечить перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронный вид с использованием сети Интернет и дальнейшее развитие единой сети оказания услуг;
  • обеспечить деятельность совещательных координационных органов по защите интересов граждан и предпринимателей в области повышения социального климата;
  • обеспечить повышение деятельности каналов обратной связи между бизнес-сообществом и органами власти;
  • развивать проектное управление в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;
  • расширять сферу деятельности корпораций, занимающихся развитием территорий и обеспечивавших привлечение инвестиций в муниципальную экономику.
  1. Совершенствование системы поддержки предпринимателей и развитие механизмов государственно-частного партнерства посредством:
  • формирования, ведения и актуализации реестра инвестиционно-инновационных площадок для максимального вовлечения в муниципальную экономику предпринимателей и возможности организации ведения хозяйственной деятельности на депрессивных площадках территории, обеспеченной инженерной инфраструктурой;
  • разработать план мероприятий поддержки, в том числе финансовой, малого и среднего предпринимательства на территории муниципалитета;
  • обеспечить имущественную и консультационную поддержку субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность по приоритетным направлениям развития территории;
  • обеспечить поддержку экспортоориентированных сельхозпроизводителей, выполняющих программу импортозамещения и в условиях санкций. При этом учитывать, что экономические санкции вынуждают правительство России пересматривать свою внутреннюю экономическую политику и создавать такие условия, при которых осуществлять свои инновации становится выгоднее, чем закупать их за рубежом [2].
  1. Разработка механизма стимулирования спроса на продукцию, создаваемую на территории муниципального образования:
  • разработать и реализовать долгосрочные целевые программы в промышленном секторе муниципальной экономики, направленные на модернизацию технологических процессов в производстве, развитие обрабатывающих производств, развитие сельскохозяйственного предпринимательства, внедрение передовых технологий экологизации на территории муниципалитета;
  • разработать ряд мероприятий по развитию на территории муниципального образования предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, направленных как на модернизацию действующих производств, так и на создание новых производств по выпуску инновационных строительных материалов, увеличивающих площади жилищного фонда, приходящегося на одного жителя территории, ещё до уровня 1,2 метра2 с приоритетом развития индивидуального жилищного строительства [3];
  • разработать программу по обеспечению доступным, качественным, комфортным жильем и коммунальными услугами жителей муниципалитета и разработать стратегию по достижению заданных целей;
  • создать необходимые условия по стимулированию спроса на нанотехнологическую продукцию, выпускаемую на территории.
  1. Совершенствование системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров и увеличение рынка труда:
  • обеспечить сбалансированное предложение на рынке труда и в соответствии со спросом на рабочую силу в муниципальном образовании, выявить перспективные направления развития рынка труда, учитывая различные стратегии развитий отдельных сфер деятельности и отраслей экономики.

Основываясь на прогнозе баланса трудовых ресурсов [4]:

  • разработать механизм по внедрению целевой контрактной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в рамках реализация программ мероприятий для развития приоритетных отраслей муниципальной экономики.

Реализация предложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности муниципального образования будет вносить коренные изменения в схему управления муниципальным образованием.

Автором статьи на рисунке 1 предложена принципиальная схема системы управления муниципальным образованием, которая отличается от имеющихся систем своей гибкостью в отношении корректировки принятия управленческих решений.

 

Рис. 1. Принципиальная схема системы управления муниципальным образованием

 

Реализация предложенных мероприятия по повышению эффективности деятельности муниципального образования будет способствовать увеличению валового регионального продукта территории, повышению экономического потенциала муниципальных районов и городских округов, а также способствовать улучшению качественных и количественных результатов (индикаторов), характеризующих деятельность муниципальных органов таких как:

  • оптимальные условия ведения хозяйственной деятельности на территории, улучшение ее инвестиционного климата;
  • обеспечение реализации Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного социального климата в муниципальном образовании;
  • качество и доступность инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • доля услуг, оказываемых муниципалитетом в электронном виде, в общем объеме оказанных услуг увеличится до 30 % [5];
  • объем инвестиций в основной капитал увеличится в 1,3 раза [6].

В заключение необходимо отметить, что любая система с течением времени изменяется и перманентно развивается. Следовательно, любой системой необходимо управлять для того, чтобы она развивалась в нужном направлении и по желаемой траектории. Для этого необходимо вовремя ее корректировать. Добиться этого возможно реализацией комплекса взаимоувязанных мер, которые автор предложил в данной работе. К ним нужно отнести:

во-первых, участие граждан в принятии управленческих решений;

во-вторых, повышение качества предоставляемых муниципалитетом услуг посредством внедрения цифровых технологий в свою деятельность;

в-третьих, повышение открытости и прозрачности деятельности местных органов власти;

в-четвертых, реализация возможности осуществления контроля со стороны граждан.

Для органов власти положительный эффект будет выражен следующими показателями:

  • повышение управляемости за счет контроля за распределением, выравниванием и расходованием ресурсов;
  • повышение детальности планирования и исполнения, мониторинга реализации корректирующих мероприятий в режиме онлайн;
  • сокращение сроков и повышение качества достигаемых результатов при тех же имеющихся ресурсах;
  • повышение эффективности интеграционного взаимодействия, а также взаимодействие с бизнес-сообществом за счет использования единых критериев эффективности.

  

 

Список использованных источников

 

  1. Прокопова Л. И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 14–20.
  2. Ваганова О. В. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 21–30.
  3. Glagolev S. N. Vaganova O. V. Specific Determinants for Structuring the Economy, Taking into Account the Factor of Integration // World Applied Sciences Journal. 2013. 24 (10). P. 1322–1329.
  4. Ваганова О. В., Прокопова Л. И., Забнина Г. Г. Анализ состояния региональных бюджетов в Центральном Федеральном округе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 3 (32). С. 109–115.
  5. Стратегический менеджмент: теория, методология, практика / С. Н. Глаголев, Ю. А. Дорошенко, П. П. Табурчак и др. / Под ред. Ю. А. Дорошенко. Белгород : Изд-во БГТУ, 2013. 166 с.
  6. Инновационное развитие экономических систем в условиях глобализации : коллективная международная монография / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. Н. Камышанченко, канд. экон. наук, доц. Ю. Л. Растопчиной. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. 380 с.

 


  

Prokopova Lyudmila

Senior Lecturer, Department of Innovation Economics and Finance, Belgorod State National Research University (NRU «BelSU»), Belgorod

 

EFFICIENCY IMPROVING OF MUNICIPAL MANAGEMENT SYSTEMS

 

The article deals with measures to improve the efficiency of municipal area management, which help to increase the economic potential of municipal and urban districts, positively change such important indicators of development as investment and social climate, improving the living standards quality.

 

Key words: investment climate, municipal management, development of municipal territory, target development programs, economic potential of the municipality.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020

© Прокопова Л. И., 2020

image_pdfimage_print