ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ НА ОСНОВЕ ПРИЛОЖЕНИЯ TANDEM

Аннотация: В статье рассматриваются особенности, преимущества и методы использования приложения Tandem при обучении говорению как виду речевой деятельности. Приведен разработанный проект, способствующий развитию навыков монологической и диалогической речи с помощью Tandem на уроках английского языка.
Выпуск: №2 / 2019 (апрель - июнь)
УДК: 372.881.111.1:004.738.5
Автор(ы): Носов Семен Владимирович
студент, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Носов С. В. Обучение говорению на уроке английского языка В 9 классе на основе приложения Ttandem [Электронный ресурс] / С. В. Носов // Научное обозрение : электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

В настоящее время сложно переоценить значение обучения устному речевому общению, в котором говорение играет первостепенную роль [1, с. 165]. По мнению Г. В. Роговой, Ф. М. Рабинович и Т. Е. Сахаровой целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их во внеучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения [2, с. 21].

По определению Е. И. Пассова, «говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление», которое несет функцию средства общения, является одним из четырех видов деятельности, в результате чего, появляется продукт – высказывание [3, с. 6].

Выделяют две основные формы устно-речевого взаимодействия – монологическую и диалогическую.

При составлении упражнений для развития навыков говорения всегда необходимо учитывать характеристики монологической и диалогической речи.

Характерными качествами монологической речи являются:

  • Целенаправленность – объясняется тем, что у говорящего имеется конкретная цель, речевая задача, направленная на собеседника.
  • Логичность – проявляется в последовательности изложения, развитии идеи, утончении мысли.
  • Структурность – обеспечивается внешними (по отношению к логике) специальными средствами языка.
  • Относительная завершенность в содержательном и тематическом плане.
  • Продуктивность – высказывание, является продукцией, а не репродукцией.
  • Непрерывность – осмысленная синтагматичность высказывания, отсутствие ненужных пауз.
  • Самостоятельность – обусловлена отказом от вербальных, схематических, иллюстративных опор.
  • Выразительность – наличие логических ударений, интонаций, языковых средств, невербальных средств [4, с. 451].

Диалогическая речь характеризуется:

  • Мотивированностью, то есть у любого высказывания есть мотив.
  • Обращенностью к слушателю, иными словами, всегда наличием говорящего и слушающего.
  • Эмоциональной окрашенностью, поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит.
  • Ситуативностью, т.е. обусловленностью и невозможностью протекания вне конкретной ситуации.
  • Реактивностью, которая проявляется во взаимосвязанности партнеров, в непредсказуемости их реакции [5; с. 119].

Как в монологической форме устно-речевого общения, так и в диалогической форме существуют два пути развития умений:

  1. Сверху вниз
  2. Снизу вверх

Первый путь предполагает развитие умений на основе прочитанного текста. Здесь текст выступает как образец для подражания, который может воспроизводиться с различными вариациями: пересказ от другого лица, для другого адресата, с целью, отличной от авторской, перенос повествования в другое время и пространство.

Второй путь связан с развитием умений монологической и диалогической речи без опоры на развернутый текст, отталкиваясь от изученной лексики и усвоенных синтаксических структур, которые предлагается использовать при раскрытии темы [6; с. 174].

Нехватка времени на уроке является одной из проблем обучения говорению в школе. Более того, существует тенденция что, чем старше становится учащийся, тем больше времени уделяется письменной и, соответственно, тем меньше устной речи. Однако без непосредственного общения невозможно научиться говорить на английском языке. Л. Скалкин отмечал: «…устноязычная коммуникация осуществляется независимо от письменной формы общения, а визуальный канал используется коммуникантами, главным образом, на уровне первой сигнальной системы. Отсюда вытекает, что обучение устной речи должно происходить на базе «свободного» зрения, не занятого считыванием речевых произведений с письменного источника. Каналы связи устного общения действуют только в процессе устного общения, в конкретной речевой ситуации; моделировать их с помощью письменной речи практически невозможно» [7, с. 43]. К тому же, низкая мотивация обучающихся может еще сильнее подорвать эффективность приобретения и закрепления навыков говорения.

Одним из преимуществ Интернета, по мнению С. В. Титовой, является возможность повышать мотивацию и создавать потребность в изучении иностранного языка посредством живого или виртуального общения [8, с. 224].

Одним из самых эффективных интернет-инструментов при изучении иностранного языка является Tandem –приложение для языкового обмена и общения с носителями языка.

Сервис Tandem позволяет воплотить тандем-метод посредством интернета. Т. Ю. Тамбовкина считает тандем-метод эффективным, так как обучение иностранному языку в тандеме позволяют его участникам повысить свой уровень владения языком, а также, улучшить коммуникативные и социальные навыки, повысить социокультурную компетенцию, обменяться полученным ранее опытом и знаниями и научиться свободно общаться на родном языке своего тандем-партнера [9, с. 13–17].

Изучение языков в тандеме происходит на основе двух принципов:

Принцип взаимодействия означает, что каждый участник тандема делится с партнером знаниями, помогает изучать иностранный язык, выполнять различные задания.

Принцип автономии подразумевает, что тандем-курс не имеет строгого учебного плана и формы отчетности по окончании пройденного курса, поскольку главная задача данного курса – это полноценное развитие обучающихся, ориентированное на их стремление к самосовершенствованию, получению новых знаний и развитию умения общаться свободно в ситуациях реального общения. Поэтому каждый из двух партнеров несет ответственность за свое обучение и сам определяет, чему, как и когда он хочет научиться, и какую помощь он стремится получить от партнера. Преподаватель выполняет лишь роль посредника, помощника.

В данном случае приложение Tandem будет использовано не для исключительно самостоятельной, неконтролируемой учителем, учебной деятельности, а как часть проектной деятельности в рамках школьной программы обучения в девятом классе. Таким образом, учитель сможет контролировать и корректировать процесс обучения, проверять результаты, эффективнее помогать обучающимся.

Исследование проводилось в ходе реализации индивидуального проекта «My friend is a foreigner». Проект является среднесрочным по продолжительности. Цель исследования – развитие навыков говорения при использовании приложения Tandem.

Цель исследования: полное изучение своего тандем-партнера на английском языке.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:

  • Создать и заполнить профиль в Tandem
  • Найти партнера и договориться о совершении аудио-/видеозвонка.
  • Совершить аудио-/видеозвонок, при этом собрать максимум информации о партнере
  • Проанализировать речь партнера
  • Подготовить и презентовать доклад о партнере и особенностях его речи

Объект исследования: тандем-партнер.

Предметом исследования является речь тандем-партнера.

Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, опрос.

Основные этапы работы над проектом:

  1. Проблематизация и целеполагание
  2. Планирование
  3. Реализация
  4. Рефлексия

Первый этап. Для повышения мотивации изучения английского языка необходимо пригласить иностранного «друга» в видео-чат на урок. Затем учитель знакомит учащихся со структурой социального сервиса, принципами его работы и показывает, как зарегистрироваться на сервисе, создав свой собственный аккаунт.

Учитель, вместе с обучающимся выделяют цели и задачи исследования. Согласовывается информация, которая должна быть раскрыта в ходе исследования.

Обучающимся следует использовать интересные и оригинальные вопросы, чтобы оба собеседника получали удовольствие от процесса общения. Диалог не должен протекать в одностороннем порядке. Перед началом использования Tandem, необходимо выполнить подготовительные упражнения для развития навыков диалогической речи: самостоятельно перевести вопросы, которые планируется задать, необходимо предусмотреть ответы на предполагаемые вопросы партнера на английском языке. Таким образом удастся избежать некоторые трудности, встречающиеся в диалогической речи, высказывания будут оформлены структурно-правильно.

На первом этапе заранее определяется, на какие особенности речи партнера следует обращать внимание.

Второй этап. На данном этапе составляется план работы над проектом, выделяются предполагаемые трудности и варианты их решения.

Третий этап. Происходит реализация плана. Учитель должен держать ситуацию под контролем, всегда быть готовым помочь. Следует придерживаться принципа индивидуальности. Данный этап представляет собой непосредственно речевые упражнения в развитии навыков диалогической и монологической речи. Очень важно, чтобы максимальное количество информации передавалось посредством устного общения.

Четвертый этап. Согласно заранее известным критериям, происходит самооценка и оценка работы учителем. Подводится итог по выполненным задачам и целям, сообщаются возникавшие трудности, обобщается, по мнению каждого учащегося, содержание самого важного и интересного.

Критерии оценивания:

  • Качество проектного продукта (доклада).
  • Личная заинтересованность автора.
  • Ход работы.

Данный проект может быть очень эффективен для развития навыков говорения. В рамках проекта, включены подготовительные упражнения для монологической и диалогической речи в Tandem, использование различных видов опор и речевые упражнения. Представление умозаключений и выводов является эффективным приемом развития навыков монологической речи.

Идеальным результатом проекта в долгосрочной перспективе будет обретение обучающимся постоянного интересного партнера по общению, который станет хорошим другом. Однако если у учащихся не получится найти себе постоянного собеседника, они получат огромный опыт общения на иностранном языке. Это позволит им изучать иностранный язык эффективнее, анализируя свои слабые стороны; значительно повысится мотивация за счет проблемного подхода, самообучение будет происходить активнее.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. М. : Просвещение, 2006. 165 с.
  2. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранному языку в средней школе. М. : Просвещение, 2006. 21 с.
  3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М. : Просвещение, 1985. 208 с.
  4. Пассов Е. И, Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д. : Феникс ; М. : Глосса Пресс, 2010. 640 с.
  5. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М. : Просвещение, 2005. 119 с.
  6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. М. : Просвещение, 2006. 174 с.
  7. Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М. : Русский язык, 1981. 43 c.
  8. Титова С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков. М. : Изд-во Московского ун-та, 2003. 224 с.
  9. Тамбовкина Т. Ю. Тандем-метод – один из путей реализации личностно ориентированного подхода в языковом образовании // Иностранные языки в школе. 2003. № 5. С. 13–17.

 


 

Nosov Semen

student, faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute», Saransk

 

TEACHING TO SPEAK ENGLISH IN GRADE 9 BASED ON THE TANDEM APPLICATION

  

The article deals the features, advantages and methods of using Tandem application in teaching speaking as a type of speech activity. The project, developing the skills of monologue and dialogue speech by using of Tandem in the English lessons is given.

 

Keywords: speaking, dialogue, monologue, speaking situations, native speakers, tandem-method.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Носов С. В., 2019