РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация: Статья посвящена раскрытию дидактического потенциала интерактивного подхода для развития коммуникативных универсальных учебных действий на старшем этапе обучения. В статье интерактивный подход рассматривается как эффективное средство, способствующее развитию коммуникативных навыков на уроках английского языка.
Выпуск: №2 / 2019 (апрель - июнь)
УДК: 372.881.111.1
Автор(ы): Блошенкова Анастасия Владимировна
студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Блошенкова А. В. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на основе интерактивного подхода в старших классах [Электронный ресурс] / А. В. Блошенкова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Современная система образования диктует новые правила и требования к учителям иностранного языка. В 21 веке учащимся требуется осваивать все большее количество информации, поэтому важнейшей задачей современного школьного образования становится формирование навыков работы с различными ее видами и источниками. С целью решить проблемы, которые ставит перед всеми участниками учебного процесса новая эпоха, в Федеральные образовательные стандарты [4, с. 12] было внесено требование сформировать и развить у обучающихся систему универсальных учебных действий, включающих в себя умения самостоятельно приобретать и усваивать знания. Поэтому успешность обучения напрямую зависит от успешности овладения и применения универсальных учебных действий.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка является особенно важным и объясняется спецификой предмета. Существуют определенные особенности формирования и развития коммуникативных УУД в старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характером учебной деятельности, переносом приоритетов. Развитие коммуникативных навыков особенно эффективно в обучении учащихся подросткового возраста, так как для данного этапа общение является ведущей деятельностью, следовательно, большое внимание необходимо уделять именно коммуникативным УУД [3, с. 104].

Для того, чтобы обучение иностранному языку достигло своей цели в условиях школы необходимо предоставить возможность практического овладения иностранным языком каждому из обучающихся, выбрать оптимальные методы и приемы обучения, с помощью которых учитель сможет повысить мотивацию, создать необходимые условия для проявления творчества, активизации познавательной деятельности в процессе обучения иностранным языкам [2, с. 108]. Коммуникативные УУД способствуют при этом продуктивному взаимодействию и сотрудничеству как со сверстниками так и с взрослыми.

Иностранный язык уже давно перестал быть самоцелью и рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития учащихся. Как говорилось ранее, целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению.

При обучении говорению на уроке английского языка на старшем этапе возникает ряд затруднений. Основные трудности связаны с мотивацией учащихся. Особенно в подростковом возрасте ученики стесняются говорить на иностранном языке, боясь ошибиться и быть подвергнутыми критике. Во многих случаях учащиеся просто не понимают речевую задачу, что ставит их в тупик. Многие учащиеся не владеют достаточным количеством речевых и языковых средств, чтобы вступить в речевое взаимодействие. Учащиеся не могут влиться в коллективную деятельность. Также зачастую им сложно поддерживать длительное общение на иностранном языке.

На практике повсеместно подтверждается, что у обучающихся основные проблемы при выполнении вызывают задания, направленные на выявление коммуникативных умений и навыков. Этим и обусловлена необходимость применения оптимального подхода для развития коммуникативных УУД.

Принимая во внимание представленные проблемы, необходимо их комплексное решение. Организация образовательной деятельности при обучении говорению учащихся на старшем этапе требует применения нового, усовершенствованного подхода.

На эффективность учебной деятельности ученика будет, несомненно, влиять то, как он сможет преодолеть речевой барьер, неуверенность в новой речевой ситуации, как поймет и применит новые требования. Обучающимся необходимо адаптироваться к новым методам работы, только после этого учебный процесс может быть успешным.

Активные формы работы в классе предоставляют всем ученикам в равной мере хорошую возможность для получения новых знаний, практического опыта и собственной самореализации. Использование современных подходов к обучению, и, в частности, интерактивных методов, стало на сегодняшний день необходимым в практике любого учителя английского языка, поскольку обязательность применения интерактивной методики прописана в Федеральных государственных образовательных стандартах. Именно поэтому современному учителю нужно уметь правильно использовать данную технологию на уроке.

Учителю необходимо подобрать оптимальные подходы к организации образовательного процесса в рамках интерактивного подхода к обучению, снять психологические трудности, нацелить учащихся на продуктивную совместную работу, продумать структуру урока и учебные материалы, которые можно использовать на занятии.

Активные методы обучения требуют тщательной предварительной подготовки. Главной задачей подготовительного этапа является снятие психологических трудностей и определение степени подготовленности учащихся для реализации нового подхода в обучении.

Задача педагога заключается в том, чтобы развивать потребность учащихся в самореализации и самоусовершенствовании. Однако, если у ребенка занижена самооценка, если отсутствует понимание со стороны других людей, выполнение задачи затрудняется, поэтому еще одна задача педагога состоит в том, чтобы выработать у учащегося позитивную самооценку и чувство собственного достоинства. Это можно сделать, используя интерактивные методы, тем самым научить принимать самостоятельные индивидуальные и коллективные решения, четко выражать свои мысли, уважительно относиться к партнерам по общению, а также анализировать свои ошибки и давать оценку действиям одноклассников. При самостоятельном решении коммуникативно-познавательных задач необходимы партнерские отношения, которые способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками.

Современный процесс обучения иностранному языку предполагает большое разнообразие методов и средств, но стоит отметить, что наиболее эффективными признаются методы, основанные на интерактивном подходе.

Интерактивные формы обучения обеспечивают условия для комфортного обучения. У учащихся появляется стимул, а также развивается желание самостоятельно говорить на английском языке. Благодаря этому, достигаются высокие успехи в изучении предмета. Интерактивные формы развивают как речевые, так и творческие способности учащихся, тем самым обеспечивая всестороннее развитие личности.

В силу того, что интерактивные методы дают возможность создать образовательную среду, характеризующуюся постоянным обменом мнениями, открытостью, совместным решением проблем, возможностью взаимной оценки и контроля, учитель направляет учащихся на самостоятельное освоение знаний и поиск способов решения коммуникативных задач. Его основополагающей целью становится создание условий для проявления инициативы и активности обучающихся [1, c. 18].

Из всего сказанного следует, что развитие универсальных учебных действий с помощью интерактивного подхода является эффективным методом обучения, который способен обеспечить должный уровень коммуникативной компетентности учащегося.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Даитова П. И., Алигаджиева Н. У. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (45). С. 50–53.
  2. Лазаренко А. В., Абрамовских Н. В. Интерактивные формы деятельности как средство развития коммуникативных учебных действий у старших школьников // Студенческий научный форум : материалы VII Междунар. студенческой электрон. науч. конф. [Электронный ресурс]. URL : http://www.scienceforum.ru (дата обращения: 13.04.2019).
  3. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / под ред. Д. И. Фельдштейна: изд. 2-е, доп. М. : Ин-т практической психологии, 1996. 304 с.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2009. 43 с.

 


 

Bloshenkova Anastasia

student, faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute», Saransk

  

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN SENIOR CLASSES BASED ON THE INTERACTIVE APPROACH

  

The article is devoted to the disclosure of the didactic potential of an interactive approach for the development of communicative universal educational actions at the senior level of education. The article considers the interactive approach as an effective means of promoting the development of communication skills at English lessons.

 

Key words: communicative universal educational actions, English language, senior level of education, interactive approach, active learning methods.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Блошенкова А. В., 2019

image_pdfimage_print