ЦИФРОВАЯ «ЗОНА КОМФОРТА» ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация: В статье рассматривается процесс трансформации общества потребления под влиянием современных технических средств коммуникации. Прослеживается возникновение и эволюция самого понятия «общество потребления», делается акцент на приобретении «потенциально ненужных вещей», как его сущностной характеристике. Постулируется закономерность развития ключевых установок личности, живущей по законам общества потребления, в сторону самоизоляции путем формирования собственной реальности – личной «зоны комфорта». Показывается, что значительную роль в этом процессе играет Интернет-пространство, становящееся основным инструментом потребления. Интернет предоставляет возможности по сокращению непосредственного участия человека в жизни социума, уменьшая площадь соприкосновения личности и реальности, и, как следствие, уменьшая возможный дискомфорт, привносимый жизненными реалиями, превращая тем самым общество потребления в «общество опосредованного потребления». Делается вывод о том, что фактически основным объектом потребления становится ощущение комфорта.

Выпуск: №1 / 2018 (январь-март)

УДК: 175

Автор(ы): Санькова Светлана Михайловна
профессор, кафедра философии и культурологии, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел

Брагин Александр Николаевич
бакалавр, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орел

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Санькова С. М. Цифровая «зона комфорта» для потребителя [Электронный ресурс] / С. М. Санькова, А. Н. Брагин // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

С момента существования человека существуют и его потребности. Практически все то, что мы видим сейчас, почти любой предмет техногенной, и не только, природы, в том числе и цифровые технологии, является предметом удовлетворения наших потребностей. Необходимо раскрыть понятие «общество потребления», чтобы говорить о его связи с цифровыми технологиями.

Общество потребления – общество, неотъемлемым условием экономического роста которого является постоянное стимулирование его членов на потребление  какой-либо продукции. Данный термин еще в 20-е годы прошлого столетия ввел Эрих Фромм, однако незадолго до него об «обществе потребления» также говорил и Карл Маркс (примечательно, что фроммовская «борьба между трудом и капиталом»  в понимании Маркса – это «борьба бытия и обладания» [1]). Маркс считал, что у капитализма (XIX в.) два пути развития: изжить себя вследствие кризиса перепроизводства или научиться насаждать желание покупать «потенциально ненужные» товары. Эта идея вытекает из самой природы общественного производства, которая приводит к фетишизации производимых товаров. В результате для лиц, участвующих в общественном производстве и товарообмене, «их собственное общественное движение принимает форму движения вещей, под контролем которого они находятся, вместо того чтобы его контролировать» [2]. Как мы видим, второй вариант развития есть одна из основных черт «общества потребления».

Чтобы объяснить, почему же человек потребляет «потенциально ненужные ему вещи», мы можем обратиться к работе Торстейна Веблена «Теория праздного класса: экономическое исследование институций». Веблен говорит о том, что в рыночной экономике на потребителя оказывается немалое психологическое воздействие, вынуждающее принимать абсолютно неразумные решения, такие как покупка каких-то товаров, приобретение и владение которыми, как раз таки, и будет относить потребителя к «праздному классу». В свою очередь, «праздный класс» находится на вершине социальной пирамиды. То есть твой статус, уважение и престиж зависят напрямую от собственности, что находится в твоем владении. Такое потребление может быть описано другим термином, а именно – «статусным потреблением».

Слово «статус», как и слово «культура», употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле, оно является просто термином. В узком смысле подразумевается уровень этой самой «культуры». То есть «статус» может обозначать как какое-то n-ое положение в обществе, так и «ненулевое» положение. Обычный потребитель, который не имеет особых материальных возможностей,  покупкой ненужного для него самого, но значимого в обществе товара, хочет подчеркнуть свой статус в этом самом обществе.

Предположим, что речь идет о школе, в которой есть класс, состоящий из десяти детей. У всех этих детей есть родители, дом со многими вещами, но главное (именно для нас и именно сейчас) у них есть современные телефоны. У одиннадцатого ученика – новичка, есть телефон старой конструкции, но выполняющий свою первостепенную функцию. Он узнает, что у его одноклассников телефоны с какими-то красочными и занимательными приложениями, а у него – простой телефон, в котором нет ничего, кроме функции «связь». Уже этим мальчик отличается от остальных учеников, и, как это бывает в школах, над ним начинают подшучивать, высмеивать и сторониться его. Конечно же, он хочет быть таким же, как все, то есть, учиться и нормально общаться с остальными, поэтому ему и понадобится новый телефон, хоть он и не совсем понимает, какими возможностями обладает этот гаджет.

Как мы видим, у одиннадцатого мальчика появляется потребность в абсолютно ненужной ему вещи. И когда он эту вещь приобретет, нельзя сказать с точностью, будет ли она использоваться, например, ради учебы, то есть хотя бы на благо самому себе.

Одна из главных проблем «общества потребления» состоит в том, что его потребности никогда не могут быть удовлетворены полностью. Цель  общества является постоянной, а факт их удовлетворения – временным. Это является неким противоречием. Чем больше человек потребляет, удовлетворяет свои потребности, пытаясь наполнить свою жизнь «счастьем», тем больше обманывает самого себя, получает только временную иллюзию того самого «счастья», развращая и уродуя тем самым свои вкусы, тело и мышление. Ставя перед собой цель «всегда удовлетворять даже самые мелкие прихоти», человек обрекает себя на жизнь в собственном мире желаний. Потребителю важен только он сам и его собственные впечатления, на этом он и концентрирует свое внимание, загоняя самого себя в собственную же тюрьму. Поэтому человек свободно может абстрагироваться от реальности, заменяя ее зоной комфорта –собственной реальностью.

Современные технологии, а главное,  их доступность, позволяют  практически всегда находиться в этой зоне комфорта, они расширяют ее и предоставляют потребителю иллюзию свободы. Одним из средств стимуляции потребления, удержания потребителя в зоне комфорта и «уменьшения трения» между потребителем и реальностью является Интернет. «…Знаете, вот люди, которые проектируют самолеты и автомобили… Как бы сильно они ни верили, что занимаются благим делом, веяния времени неизбежно обращают их в инструменты индустриальной цивилизации», – уверяет нас великий мультипликатор Хаяо Миядзаки [3]. Подобно «самолетам и автомобилям», обратившимся «инструментами индустриальной цивилизации», Интернет стал  инструментом потребления в «цифровую эпоху человечества».

Аудитория свыше 50 миллионов пользователей была завоевана Интернетом в течение пяти лет. Другим средствам коммуникации требовалось гораздо больше времени для достижения такой популярности [4]. Например, радио стало популярным только лишь спустя 38 лет, а телевидение – спустя 13 лет. Как мы видим,  Интернет стал простым, удобным и универсальным способом передачи информации.

Сегодня существуют сотни, если ни тысячи, различных сайтов, на которых мы можем продавать и покупать практически любые вещи. Помимо тех сайтов, где мы сами можем продавать свои вещи, существуют целые компании, которые специализируются на продаже товаров и услуг с помощью всемирной сети. Стоит также упомянуть о том, что практически каждая современная торговая компания имеет свой сайт, на котором также продает свою продукцию. Многие подобные сайты имеют возможность для пересылки товаров и прочего с помощью почты, то есть вещи или товары, находящиеся  в другом городе или даже в другой стране, могут доставить в почтовое отделение Вашего города, а за дополнительные деньги даже могут привезти Вам на дом.

Цифровые коммуникации значительно расширяют нашу зону комфорта. Человек уже считает утомительным в выходной день идти в магазин, переходя из одной его части в другую, выбирать вещи, нужные вам (или не нужные), оплачивать покупки, а потом снова возвращаться домой. Сейчас все это сводится к 5–10 минутам поиска нужной вещи на сайте какого-либо интернет-магазина. Вы просто находите нужную вам вещь, щелкаете на кнопку: «поместить в корзину» и «оплатить», вводите номер своей банковской карты и выбираете способ получения товара. Многие сайты готовы и к тому, что товар не придется Вам впору, а поэтому готовы его поменять на другой, в свою очередь, если и тот Вам не подойдет, Вы вправе выбрать другой товар и т.д.

Интернет – огромное вместилище информации. Но самое важное  в том, что эта информация располагается в шаговом доступе для нас, не говоря уже о мобильном интернете и смартфонах, находящихся у нас прямо в кармане. «Карманные» знания заменили человеку его собственные. Теперь не надо ничего знать, ничему учиться – важно только то, насколько быстро мы находим и отсортировываем нужную информацию. Но долго ли мы будем помнить информацию, которая далась нам так легко? Несмотря на доступность информации, простоту работы с ней, все это лишь иллюзия, ведь истинные знания приходят лишь с опытом, и только встретившись с проблемой, и не одной, лицом к лицу, мы поймем, как ее решить. Интернет можно использовать в качестве среды обучения, но только теоретического. Однако не стоит забывать, о чем многие сейчас забывают – о практике, потому только практика способна укрепить наши знания в какой-либо области.

Конечно же, такая широкая «игровая площадка» не могла обойтись без рекламы, но и здесь реклама претерпела некоторые изменения. Реклама на телевидении или даже на радио имеет ряд отличий от современной рекламы в Интернете.

В первых двух случаях, реклама затрагивает нас косвенно, рекламодатель может только догадываться и предполагать, о чем думают и чего хотят потребители, поэтому, можно сказать, что реклама здесь работает «вслепую». Реклама в условиях телевидения или радио имеет терапевтический или даже воспитательный характер. Она воспитывает потребителя, будто мать или отец ребенка, оберегая и наставляя его. «Клиент ищет, прежде всего, безопасности. Он хочет быть успокоенным, находиться под опекой. Для него Вы почти отец, или мать… », «Наше ремесло близко к медицинскому делу», «Мы, как врачи, даем советы, ничего не навязываем» [5] – так характеризует основные установки рекламистов, пользующихся традиционными СМИ, Ж. Бодрийяр.

Ситуация с рекламой в Интернете несколько схожа с другими способами подачи информации, но есть и различия. Наш браузер,  являющийся связующим звеном между нами и бескрайними просторами мировой сети, может также и запоминать историю запросов, посещения веб-страниц и т.д., обладая возможностью более точно сказать, что нам нравится, что нам нужно, тем самым показывая уже отобранную и отсортированную рекламу, которая будет направлена именно на нас. Так же как и браузеры, многие сайты тоже имеют такие возможности,  они запоминают Вас и в дальнейшем рекламные поля, размещенные на таком сайте, будут выдавать направленную конкретно на Вас рекламу.

Существует еще одна потребность, которую мы удовлетворяем на просторах всемирной сети. Это досуг. Интернет предлагает компьютерные игры, видеоролики, сериалы, мультфильмы, книги, музыку, искусство. «Хотите поиграть в гольф, но у вас в городе нет оборудованной площадки? Не беда, есть компьютерные игры, симулирующие игру в гольф! Некогда заходить в библиотеку за новой книгой? Просто закажите ее в интернет-магазине. Вы хотите заняться йогой? Замечательно, эта статья как раз для вас…». И таких примеров тысячи… мы потребляем Интернет для удовлетворения многих наших желаний, особенно в том, что касается досуга.

Коллекционирование минералов или фигурок, различные диеты, религиозные убеждения, выбор подарков, занятия спортом по специальной программе и тому подобное – все это можно найти в Интернете, и каждое в отдельности продвигается на разных ресурсах, не говоря уже о нашем мнении и наших желаниях, которые  могут складываться под воздействием всемирной сети.

Несмотря на все выше перечисленные опасности и уловки, Интернет пока остается «домашней технологией», иначе говоря, он все так же дает нам иллюзию защищенности и свободы, потому доступен везде и всегда, и поэтому мы продолжаем все так же барахтаться в этом «комфортном глобальном цифровом океане»,  постоянно расширяя его границы, но забывая о «подводных камнях».

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? Киев : Ника-Центр, 1998. С. 189–389.
  1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 23 // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Изд. 2. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1960. С. 82–85.
  1. Мами Сунада. Царство Грёз и Безумия [Электронный ресурс] : документальн. фильм. URL: https://vk.com/wall-43160394_651 (дата обращения: 10. 09. 2017).
  1. Павлов С. Новое лицо аукциона [Электронный ресурс] // Компьютерра. 1999. № 3. URL: http://old.computerra.ru/195172/ (дата обращения: 20. 09. 2017).
  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. М. : Культур. революция ; Республика, 2006. 269 с.

 


 

San’kova Svetlana

Professor, Department of philosophy and cultural studies, I. S. Turgenev Orel state University, Orel

 

Bragin Aleksandr

bachelor, I. S. Turgenev Orel state University, Orel 

 

DIGITAL «ZONE OF COMFORT»  FOR THE CONSUMER

 

Article considers process of transformation of consumer society under the influence of modern technical means of communication. We trace emergence and evolution of the concept «consumer society», the emphasis is placed on acquisition of «potentially unnecessary things» as to his intrinsic characteristic. The regularity of development of key installations of the personality living under laws of consumer society towards self-isolation by formation of own reality — a personal «zone of comfort» is postulated. The role in this process of Internet space which becomes the main instrument of consumption is shown. The Internet gives opportunities for reduction of direct participation of the person in society life, reduces the contact area of the personality and reality, and, as a result, reduces the possible discomfort introduced by vital realities. So the consumer society turns into «society of the mediated consumption». Authors draw a conclusion that the feeling of comfort becomes actually main object of consumption.

 

Keywords: consumer society, comfort zone, Internet.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Санькова С. М., 2018

© Брагин А. Н., 2018