ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ

Аннотация: В статье представлена краткая история русского литературного интернета, предложен анализ различных аспектов термина «сетевая литература». С самого начала российский интернет получил свой особый литературный характер за счет большого количества ресурсов с открытым доступом на публикацию. Среди них сайты литературных конкурсов, интернет-журналы и альманахи, литературные сетевые порталы. Особое внимание уделяется знаковым интерактивным проектам Рулинета, актуальным творческим практикам современного сетевого литературного процесса. В статье подчеркивается, что в процессе сетевого взаимодействия автора и читателя значима не только форма репрезентации содержания, но и коммуникация.
Выпуск: №1 / 2018 (январь-март)
УДК: 82.01/.09
Автор(ы): Гмызина Эльвира Викторовна
кандидат культурологии, доцент, кафедра культурологии и социологии, Вятский государственный университет
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Гмызина Э. В. Литературный интернет как среда взаимодействия автора и читателя [Электронный ресурс] / Э. В. Гмызина // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

В результате технологической революции, произошедшей во второй половине ХХ века, сформировалась новая информационная среда. Модификации подверглись практически все сферы социальной жизни, в том числе и литературный процесс. Завершилась эпоха монополии печатного станка, количество литературных текстов, генерированных в Сети, значительно превысило число произведений на бумажных носителях. Время, необходимое для публикации текста, сократилось до минимума. Интернет устранил посредников (в лице издательств, редакторов), дистанция между автором и читателем существенно сократилась, а в некоторых случаях исчезла вовсе. Сетевой литературный процесс стал значимой частью общего литературного процесса.

С середины 1990-х годов на просторах Рунета активно формировалась сетевая литературная среда. В это время Россия переживала острый экономический кризис, который серьёзно ударил по издательскому бизнесу, тиражи книг, журналов неуклонно падали. Интернет для молодых авторов оказался как нельзя кстати. Они смогли быстро и свободно публиковаться без каких-либо материальных затрат, а читатели получили возможность не только оценивать текст, но и активно участвовать в его создании. Новые информационные технологии позволили экспериментировать, создавать интерактивные, мультимедийные произведения.

Отправной точкой развития сетевой литературы в Рунете стал литературный конкурс «Тенёта», впервые проведенный Леонидом Делицыным в 1996 году, а также журналы Максима Мошкова «Самиздат» и Дмитрия Кузьмина «Вавилон». Одним из наиболее масштабных  ресурсов стал портал «Сетевая словесность». Увеличивалось число сайтов со свободной публикацией, например, «Стихия» и «Стихи.ру». Популярными сетевыми изданиями стали журнал поэзии «Воздух», нижегородский альманах «Дирижабль», петербургский проект «Лито им. Лоренса Стерна». Портал «Проза.ру» вобрал в себя миллионы текстов, ежедневно его посещает около 100 тысяч читателей. Интернет стал удобной средой обитания для литературы.

Параллельно с развитием сетевого литературного процесса шла научная дискуссия. Появлялись различные термины для обозначения текстов, создававшихся на новой технологической платформе: сетевая литература (сетература), киберлитература, гиперлитература, цифровая литература. Одни полагали, что к сетевой литературе можно отнести всю совокупность текстов, размещенных в Сети, другие считали, что к феноменам сетевой литературы можно отнести лишь те произведения, которые не могут быть перенесены на бумагу без значительных содержательных и эстетических потерь [1].

Действительно, сетевая литература во многом превратилась в самостоятельный вид творчества, основанный на интеграции литературы, визуального искусства, музыки в интерактивной, мультимедийной среде. В этом виде творчества акцент перемещается с результата – на процесс взаимодействия автора и читателя. При этом значима не только форма репрезентации содержания, но и сама коммуникация. В качестве важнейшего продуцирующего элемента сетевая литература включает игровое начало.  Её атрибутами стали языковые игры, нелинейность восприятия, проектный подход к воплощению замысла.

Интересным событием Рунета стало создание Романом Лейбовым сетевого проекта «РОМАН» (1995) – одного из первых  гипертекстовых литературных произведений. Замысел автора заключался в том, чтобы читатели сами принимали участие в написании «РОМАНА», используя многочисленные гиперссылки. Исходный авторский текст, таким образом, видоизменялся, разветвлялся, наполняясь новым содержанием в зависимости от фантазии читателей  и одновременно авторов гипертекста. После годичного существования автор закрыл проект, однако даже сейчас сохраняются отдельные ответвления  гипертекста.

Другим значимым проектом стала одна из первых литературных игр в Рунете  – «Сад расходящихся хокку» (1997). Её название отсылает к известному рассказу аргентинского писателя  Хорхе Луиса Борхеса «Сад расходящихся тропок». Создателями игры стали Дмитрий Манин, Роман Лейбов, дизайнером – Михаил Лейпунский. Участникам игры предлагается дописать хокку по первой или последней строке, случайно выбранной из массива уже существующих текстов. Тексты оцениваются участниками игры, неудачные выбраковываются, а интересные – отправляются в банк рифм и стихотворений. Первоначально «Сад» находился в составе «Журнала.ру», затем был перенесен на  портал  «Сетевая Словесность». В 2007 году в проекте насчитывалось свыше 48 тысяч текстов. По оценке российских и зарубежных специалистов этот опыт стал воплощением наиболее оригинальной формы гипертекста.

В 1999 году Роман Лейбов создал виртуального персонажа – Мая Иваныча Мухина, пенсионера и энтузиаста Интернета, от имени которого вёл несколько литературных проектов.

К собственно сетевой литературе относится и такой формат как гестбук (гостевая книга). Текст гестбука создается коллективно посетителями сайта, которые одновременно являются авторами отдельных фрагментов гипертекста, при этом неизвестно, кто стоит за отдельными авторами, потому что они используют сетевые псевдонимы. Временнáя протяженность создания гипертекста может быть ограничена только администратором сайта, если он решит закрыть его. Гестбук представляет собой смешение всевозможных жанров устной и письменной форм речи, вследствие чего он мыслится как полигон, где испытываются возможности сетевой литературы [2].

Интенсивность литературной деятельности в Интернете создает впечатление, что поэзия, в основном, развивается в этом формате. Еще в середине 1990-х годов  московский поэт и филолог Д. Кузьмин открыл сайт «Вавилон», состоящий из нескольких десятков персональных страниц, посвященных  поэтам, прозаикам и критикам разных направлений и возрастов. Сейчас «Вавилон» стал своего рода элитарным порталом, объединяющим  наиболее профессиональных поэтов, владеющих актуальным литературным контекстом. Здесь представлены различные литературные журналы и приложения, публикация на этих ресурсах достаточно престижна для сетевого автора. Активность авторов, инициирующих дискуссии, форумы, ведущих активную  публикационную деятельность формирует  новые сетевые сообщества, объединения, сайты.

Интернет позволяет немедленно включить опубликованный текст в процесс коммуникации по поводу литературы. Нередко опубликованное произведение становится лишь поводом для общения, которое приобретает самостоятельный характер. В таких случаях продуктом сетевой литературы является не единичный прозаический или поэтический текст одного из десятков тысяч авторов, а потенциально бесконечная цепочка реплик, порожденная этим текстом, сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда.  Растворение единичного произведения в текстовой стихии наглядно демонстрирует ситуацию «смерти автора» и «рождения соавтора».

Тем не менее, не все авторы стремились полностью укрыться за псевдонимами, появилась целая категория известных «сетевых мастеров». Среди них  Ольга Зондберг, Линор Горалик, Женя Чуприна (фЕМЪ), Геннадий Рябов (ГРиФ), Дмитрий Горчев (Горчев), Павел Афанасьев (Павлик), Михаил Бару (Миня), О’ Санчес, Денис Яцутко, Дмитрий Глуховский, Ксения Букша, Марта Кетро, Алекс Экслер, Сергей Болмат и другие.

Структурирование  литературного пространства привело к жанровому размежеванию, когда стали создаваться  специальные сайты, посвященные определенному направлению (например, различным видам фэнтези) или творчеству конкретного писателя. Они позволяют читателю сориентироваться в мире современной литературы, а автору выйти на своего читателя.

Лаконичная сетевая проза Дмитрия Горчева стала одним из главных открытий в литературе начала 2000-х годов. Остроумные рассказы со смелыми языковыми экспериментами, развивающими традиции М. Зощенко и Д. Хармса, позволили автору стать одним из «тысячников» в «Живом Журнале». На сегодняшний день издано 15 сборников рассказов, включая «План спасения», «Армейские байки», «Жизнь без Карло» и др.

Репутацией одного из самых популярных сетевых писателей Рунета пользуется Денис Яцко, автор скандальной книги «Божество». Сам писатель не видит существенной разницы между  компьютерным и книжным вариантом текста. Автор использует плотный, интенсивный разговорный язык. Повествование такого рода, ведется, как правило, от первого лица, что должно подчеркивать искренность и доверительность.

Последовательно обозначает себя в Сети Дмитрий Глуховский, тонко улавливающий особенности восприятия современного читателя, ориентирующегося одновременно на  визуальный и вербальный ряды. Отсюда четкое структурное построение текстов, напоминающее алгоритм компьютерной игры. В романе «Метро 2033» каждая глава заканчивается кульминацией, развитие и финал переносятся в следующую главу, нужно лишь перепрыгнуть на следующий уровень [3].

Опыт создания коллективных сетевых романов «Иннокентий Марпл» (1999–2002), «Межлокальная контробанда» (2003 – наше время) позволяет говорить о попытке выработать новый язык сетевой словесности, в котором существенная роль отводится мультимедийным технологиям. Основным направлением взаимодействия литературы и интернета стало усвоение и присвоение литературой компьютерных приёмов, а не создание мультимедийного продукта. Компьютерные технологии активно взаимодействуют с литературой, порождая новые формы и способы организации повествования.

Изменения на уровне стиля прослеживаются в том случае, когда писатели выстраивают текст в форме сетевого блога, не требующего четкой сюжетной линии, создающего за счет этого эффект документальности. Нередко блог даёт возможность мистифицировать образ автора и таким образом открывает новые возможности в коммуникативной сфере автор – читатель.

Использование в прозе формы личного дневника характерно, например,  для Е. Гришковца («Год Жжизни», 2008). Сетевой блог является для писателей определенной творческой стратегией построения текста: черновиком и доказательством истинности описываемого, инструментом в создании авторского образа. Блог также может быть способом реализации политического дискурса (З. Прилепин, С. Шаргунов), исторического дискурса (Б. Акунин). В 2014 году вышла книга Т. Толстой «Легкие миры», состоящая из текстов, которые ранее были опубликованы в livejournal, facebook, vc.com, что подтверждает тенденцию к слиянию блога и книги.

Интересным материалом для изучения взаимодействия традиционной и сетевой литературы стали произведения В. Тучкова («Танцор. Смерть приходит по Интернету»), Б. Акунина («Квест»), С. Лукьяненко («Конкуренты»), И. Охлобыстина («XIV  принцип»). Указанные тексты иллюстрируют способы взаимопроникновения и взаимообогащения литературы и компьютерной игры. В одном случае это стилизация романа под компьютерный action, в другом – новеллизация компьютерных игр. «Жанровые трансформации, вызванные влиянием IT-технологий, происходят и в глубинных текстовых пластах, касающихся сюжета, композиции, хронотопа, системы персонажей» [4].

Людмила Петрушевская в романе «Номер Один, или В садах других возможностей» экспериментирует с авторской идентичностью, пытается устраниться, минимализировать своё присутствие, избежать авторского дидактизма и однозначности прочтения. Её роман – это головоломка, которую можно разобрать на простые элементы.

Компьютерные приёмы формируют саму поэтику текстов В. Пелевина. Так, в повести «Принц Госплана» воспроизводится структура многоуровневой компьютерной игры, а роман «Шлем ужаса» построен по принципу чата. Сетевая коммуникация становится фабулой рассказа о компьютерном вирусе «Святочный кибрепанк или рождественая ночь-117.DIR» и в рассказе о девушке с сайта («Акико»). Привлечение компьютерных миров становится для В. Пелевина удобной универсальной метафорой иной, виртуальной, материально не существующей реальности, которую он неустанно описывает в текстах как единственно подлинную. В этой связи необходимо вспомнить, как ведет себя «биографический» Пелевин со своими читателями. Он не просто не афиширует свою личную жизнь, а прячется от внешнего мира (прессы, поклонников своего творчества, мира в целом). Складывается мнение, что истинное «Я» писателя также живет в виртуальном мире, куда нет доступа лицам реального мира.

Сетевая литература давно перестала быть только средой, которая вмещает оцифрованные художественные тексты наподобие хранилища. Интернет диктует художественному произведению и новые темы, и новую проблематику, и новую выразительность, о чём наглядно свидетельствует значительное увеличение количества бумажных публикаций «по мотивам» произведений, впервые опубликованных, прочитанных и получивших оценку в сети Интернет.

   

 

Список использованных источников 

 

  1. Дискуссия о сетературе 1997–1998 годов в кратком изложении. URL: http://www.netslova.ru/teoriya/discus.html (дата обращения 26.10.2017)
  2. Зубченко И. Литература и Сетература в Рулинете. URL: docplayer.ru/34024140-Literatura-i-seteratura-v-rulinete.html (дата обращения 26.10. 2017)
  3. Колядич Т. М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по современной русской литературе. М. : Олимп, 2010. С. 246.
  4. Абашева М. П., Катаев Ф. А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность. Пермь, 2013. С.16–17.

 


 

Gmyzina Elvira

Doctor in culturology , associate Professor, Department of cultural studies and sociology, Vyatka state University, Kirov

  

ONLINE LITERARY AS A MEDIUM OF INTERACTION BETWEEN AUTHOR AND READER

 

The article presents a brief history of the Russian literary Internet the proposed analysis of various aspects of the term «net literature». From the beginning the Russian Internet has received its own special literary character due to the large amount of resources with open access to the publication. Among them are sites of literary contests, online magazines and anthologies, literary portals. Special attention is given to landmark interactive projects Rulinet, the actual creative practices of modern network literary process. The article emphasizes that in the process of networking of the author and of the reader is significant not only form of representation content, but also communication.

 

Keywords: network literature, Rulinet, interactivity, the author, the reader, the modern literary process.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Гмызина Э. В., 2018

image_pdfimage_print