ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ И АБХАЗИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: В рамках данной статьи исследуется теория разделения властей. Проанализированы работы античных авторов и основные учения основателей теории разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье. Рассмотрен опыт реализации принципа разделения властей в США. Анализируется возрождение принципа разделения властей на постсоветском пространстве на примере Российской Федерации и Республики Абхазия.
Выпуск: №3 / 2018 (июль-сентябрь)
УДК: 342.33 : 321.015
Автор(ы): Логинов Анатолий Викторович
аспирант, кафедра государства и права, Абхазский государственный университет, г. Сухум, Республика Абхазия
Страна: Республика Абхазия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Логинов А. В. Принцип разделения властей в России и Абхазии: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / А. В. Логинов // Научное обозрение: электрон. журн. – 2018. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Принято считать, что принцип разделения властей возник в Древней Греции. В соответствии с этой концепцией власть в государстве разделяется на три независимые ветви с различными полномочиями и областями ответственности: законодательную, исполнительную и судебную.

Еще Аристотель, изучавший греческие города-государства, отмечал в своих трудах, что государственная власть состоит из трёх составных частей, предполагая, что от способов их организации зависит благосостояние общества и различие форм государственного строя [4, с. 253–255]. Особенно выделялись законосовещательные, административные и судебные органы. В роли главенствующего органа власти при этом выступал именно законосовещательный орган [1, с. 481, 514].

Платон же особо выделял из государственной деятельности законодательную, управленческую и судебную, считая, что они «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга» [15, с. 280].

Полибию принадлежит теория о необходимости разделения власти между консулом, сенатом и народным собранием. При этом они должны были одновременно осуществлять взаимоподдержку и сдерживать друг друга [16, с. 40].

Тем не менее, основателями теории разделения властей в узком смысле принято называть английского философа Джона Локка и французского просветителя Шарля-Луи Монтескье, которые в конце XVII в. в Англии и в середине XVIII в. во Франции разработали основные положения данной теории.

Различные подходы этих двух философов к данной проблеме породили и разные концепции теории разделения властей.

Джон Локк разделил публично-властные полномочия между разными органами: соответствующие типы публично-властной деятельности были расположены им в иерархическом порядке. Локк разделял государственную власть на законодательную, исполнительную и федеративную, но эти ветви не были равноправными, поскольку последние две ветви находились в подчинении у законода­тельной. Тем не менее, против узурпации власти и «осуществления власти помимо права» он призывает народ «воззвать к небесам» и применить силу против «несправедливой и незаконной силы» [17, с. 118].

В отличие от Джона Локка, Шарль Монтескье не дробил государственную власть, а лишь структурно разделял её на законодательную, исполнительную и судебную ветви, различая в каждом государстве только эти три вида власти. Разделение и взаимное сдерживание властей является, согласно Монтескье, главным условием обеспечения политической свободы применительно к государственному устройству.

В своем произведении «О Духе законов» Ш. Монтескье написал, что каждое государство имеет три ветви власти, а именно исполнительную, законодательную и судебную. Все эти ветви должны быть независимы друг от друга, и, чтобы ни одна из них не смогла узурпировать власть, они должны уравновешивать влияния друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Теорию разделения властей Монтескье основывал на опыте Конституции Римской республики. Рассматривая судебную власть в отдельности, можно отметить, что если «судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если же судебная власть объединится с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем» [13 c. 138].

Учения Локка и Монтескье оказали огромное влияние на всеобщую государственно-правовую практику.

Однако помимо трехзвеньевой системы разделения властей существует еще и двухзвеньевая, которая также представляет теоретический интерес для данной работы. Создателем теории был Ж. Кэлвин, отстаивающий идеалы демократии. Своей целью он называл защиту прав и благосостояния простых людей [18, с. 9–10]. Чтобы снизить опасность злоупотребления властей, им было предложено создание ряда политических институтов, которые должны контролировать друг друга на основе системы сдержек и противовесов.

Стоит отметить, что систему Джона Локка использовали в США, однако знаковым является то, что вскоре «все полномочия управления – законодательные, исполнительные и судебные – оказались у законодательного корпуса… Сто семьдесят три деспота, безусловно, являются такими же угнетателями, как и один» [19, с. 114].

После отказа США от модели Джона Локка на смену ей пришла видоизмененная модель Шарля-Луи Монтескье, основным отличием которой стало вертикальное разделение власти. Также в систему «сдержек и противовесов» Монтескье был добавлен и ряд новых принципов: во-первых, различные виды способов формирования органов государственной власти; во-вторых, различные сроки полномочий органов государственной власти; и, в-третьих, был создан механизм «снятия» диктаторских поползновений властей [10].

Однако Ковалевский М. М. обращал внимание, что «теория разделения властей, как понимал ее Монтескье, сводится на самом деле к разделению суверенитета. В этом и состоит ее главное отличие от учений средневековых публицистов об ограниченной сословной монархии» [6, с. LVI]. Однако автор достаточно скептически относился как к самой идее разделения суверенитета, так и к вытекающему из нее принципу разделения властей [14, с. 14].

Также М. М. Ковалевский особо подчеркивал, что принцип разделения властей «нигде не одержал такой победы и не показал в большей степени практических неудобств, связанных со строгим его проведением в законе», как в США. Печальный опыт Америки наглядно демонстрировал, что простое разделение властей способно привести к их изолированию, тем самым навредив «правильному ходу политической машины» [6, с. LХIХ].

В европейском мире, скорее всего, нет больше места, где бы у концепции разделения властей была столь долгая и драматическая история, как в России, так как изначально она была ограничена властью самодержавной монархии и считалась вредоносной и  революционной, а  после октября 1917 г. идеи о разделении  властей были окончательно забыты  и  на смену им пришла идея «диктатуры пролетариата» и тезис «вся власть Советам».

Подобная ситуация длилась вплоть до конца 80-х начала 90-х гг., до съезда народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г., принявшего Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», согласно с п. 13. которой концепция разделения властей стала рассматриваться в качестве официальной доктрины [3].

21 апреля 1992 г. в ст. 3 Конституции РФ было закреплено, что система государственной власти в РФ основана на принципе разделения властей, а также провозглашено, что Российская Федерация – демократическое государство [8].

Далее идея разделения властей получила свое продолжение в ст. 10 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., где была дополнительно прописана «самостоятельность» ветвей власти. В ст. 11 сказано, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ [9].

В Абхазии возрождение принципа разделения властей стало возможным лишь после развала СССР и обретения независимости в войне с Грузией [11, с. 233–234]. В Конституции РА от 1994 г. было закреплено, что Абхазия выбирает демократическую модель организации государственной власти с учетом принципа разделения властей [7].

Ст. 7 Конституции РА, по сути, идентична ст. 10 Конституции РФ: в ней говорится о том, что государственная власть осуществляется на основе разделения на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, с закреплением самостоятельности каждой из ветвей власти. Но присутствуют и некоторые отличия: в данной статье особо подчеркнуто, что «принцип разделения властей является основополагающим демократическим принципом».

Впрочем, отечественными юристами Конституция РА критикуется, главным образом, за отсутствие Конституционного Суда РА. В общественном же сознании бытует мнение, что при появлении в Республике такого органа как Конституционный Суд РА – все проблемы сразу же будут разрешены [12, с. 60].

Однако, Б. А. Камкия не согласен с тем, что конституционная реформа должна решить все проблемы, и высказывает предположение, что «большинство принципов и идей, закрепленных в Конституции РА, принятой в 1994 г., пока остаются большей частью на бумаге» и что для наведения порядка необходимо воспитание в обществе сильной «констиуционно-правовой идеологии» [5, с. 199].

Его точку зрения поддерживает и профессор И. Н. Барциц, считающий, что Конституция РА нуждается в мерах «общегосударственной, общегражданской, общенациональной поддержки» [2, с. 7].

Итак, из вышеприведенного материала мы видим, что теория разделения властей, зародившаяся еще в эпоху античности и получившая свое оформление в эпоху Просвещения, является актуальной и в наши дни.

К сожалению, на сегодняшнем постсоветском пространстве данная теория не получала должного развития по причине отсутствия необходимых исторических предпосылок. Но сегодня, в свете развала Советского Союза и построения на его месте новых демократических правовых государств, принцип «разделения властей» обретает признание в качестве руководящего демократического принципа.

Стоит отметить особый статус России на постсоветском пространстве в качестве двигателя прогресса: в том числе – и юридически-правового. Также стоит отметить и тягу Абхазии, сложившуюся в силу исторического, культурного и правового родства, к своему большому северному соседу. Очевидно, что вышеназванными факторами объясняется и значительная схожесть реализации на территории РФ и РА принципа разделения властей. Единственным, но принципиально важным отличием является отсутствие на территории РА Конституционного Суда, в силу чего мы, к сожалению, пока не можем говорить о полной обособленности и независимости судебной системы в Республике.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Аристотель. Политика. Соч. в 4 томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 554 с.
  2. Барциц И. Н. Доктрина конституционного патриотизма: европейский вызов и российские перспективы // Государство и право. 2014. № 1. С. 5–16.
  3. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/act/base/10200087/(дата обращения 20.11.2014).
  4. История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Наука, 1985. 349 с.
  5. Камкия Б. А. О проблеме конституционно-правовой реформы в Республике Абхазия // Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 2014. № 2. С. 192–205.
  6. Монтескье Ш.-Л. О духе законов / Предисл. М. Ковалевского. СПб.: Изд- во Л. Ф. Пантелеева, 1900. 706 с.
  7. Конституция Республики Абхазия (Принята на сессии Верховного Совета Республики Абхазия 12-го созыва 26 ноября 1994 года, одобрена всенародным голосованием 3 октября 1999 года с изменением, принятым на всенародном голосовании (референдуме) 3 октября 1999г.). Сухум, 2001.
  8. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации от 12.04.1978 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.
  9. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). М.: Юрид. лит., 1993. 65 с.
  10. Краснов Ю. К. Принцип разделения властей в России: теория и практика // Право и управление. XXI век. 2005. № 1 [Электронный ресурс]. URL http://www.mgimo.ru/files/33210/33210.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
  11. Логинов А. В. Этапы развития судебной системы республики Абхазия и суды и правосудие в период вхождения Абхазии в состав СССР (1917–1990 гг.) // Скиф. 2018. №1 (17). C. 233–
  12. Логинов А. В.История учреждения Конституционного суда в Республике Абхазия // Современный юрист. 2017. № 4 (21). С. 60.
  13. Монтескье Ш.-Л. О духе законов М.: Мысль, 1999. С. 138.
  14. Петрухин И. Л. Судебная власть. М.: Велби, 2003. 720 с.
  15. Платон. Собрание сочинений. В 3 т. T. 1. M.: Мысль, 1968. 632 с.
  16. Полибий. Всеобщая история: в 40 кн. T. I. M.: типография Е. Г. Потапова, 1890. 461 с.
  17. Рубаник В. Е., Рубаник С. Я. История политических и правовых учений: учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2011. 432 с.
  18. Clifton E. Olmstead History of Religion in the United States // Englewood Cliffs; N.-J.: Prentice-Hall Inc., 1960. P. 9–10.
  19. Hamilton A., Jay J., Madison Jam. Federalist. Papers. Indianapolis: Liberty fund, 1976. P. 114.

 


 

Loginov Anatolii

Postgraduate student, Department State and Law, Abkhazian state University, Sukhum, Republic of Abkhazia

   

PRINCIPLE OF SEPARATION OF GOVERNANCE IN RUSSIA AND ABKHAZIA: THEORETICAL ASPECTS

 

This article deals with the theory of separation of governance. The works of ancient authors and the basic doctrines of the founders of the theory of separation of governance of J. Locke and S. Montesquieu are analyzed. The experience of realization of the principle of separation of governance in the USA is considered. The article analyzes the revival of the principle of separation of governance in the post-Soviet space on the example of the Russian Federation and the Republic of Abkhazia.

  

Keywords: theory of separation of governance, ancient doctrines, J. Locke model, S. Montesquieu model, J. Calvin model, the principle of separation of governance in the United States, consolidation of the principle of separation of governance.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Логинов А. В., 2018

image_pdfimage_print