ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В БИБЛИОТЕКЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация: В статье рассматривается деятельность библиотек в области экологического образования пользователей. Изучены теоретические основы библиотечно-информационной деятельности в области экологического воспитания и экологической культуры. Проанализирована работа библиотек по экологическому просвещению пользователей, определена степень влияния библиотек на формирование экологической культуры пользователей
Выпуск: №2 / 2018 (апрель - июнь)
УДК: 021.2:37.017.4:574
Автор(ы): Булычева Арина Александровна
доцент, кафедра библиотечно-информационных ресурсов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Булычева А. А. Экологическое образование и воспитание в библиотеке: современные практики [Электронный ресурс] / А. А. Булычева // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

2017 год в России, в соответствии с указом президента РФ, был объявлен Годом экологии. Цель этого решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере и улучшение состояния экологической безопасности страны. В современный период в результате интенсивного воздействия на окружающую среду, экологические проблемы возникают все чаще. Как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса рассматриваются экологическое просвещение, формирование экологической культуры, приобщение к знаниям в области экологии.

Экологическое образование, воспитание, информирование в настоящее время завоевывают все большее пространство в библиотечной практике. В 1990-х гг. экологическое направление стало заметным явлением в деятельности отечественных библиотек, которые активно включились в процессы эколого-просветительской сферы, заняли свое особое место, внимательно отслеживая научную, научно-популярную и художественную литературу. Участие в природоохранных акциях, поддержка интересов населения в улучшении окружающей среды и многое другое свидетельствуют об активной деятельности библиотек в области экологического просвещения. Библиотеки способствуют претворению в жизнь идеи о непрерывном экологическом образовании, вносят свой вклад в реализацию идеи устойчивого развития общества.

Многие библиотеки России стали информационными и культурными экологическими центрами, где разрабатываются справочно-библиографические аппараты и методики предоставления экологической информации населению, создаются тематические базы данных, ведется аналитическая работа. Повышение экологического сознания людей, признание роли библиотек государственными структурами и общественным движением, увеличение количества и качества библиотечных экологических программ, открытие центров экологической информации на базе библиотек, формирование системы экологического просвещения населения через библиотеки делают актуальным изучение экологической проблематики в сфере библиотечного дела.

В XX в., вопросы методики, организации и пропаганды естественнонаучной литературы в библиотеках рассматривали С. Альтшулер, Т. М. Зуева М. Блинкова, М. Фрадкина и др. В современный период опыт работы библиотек в области экологического воспитания и просвещения читателей проананализирован в работах М. В. Луневой, Л. Л. Леоновой, С. Бражниковой и др. [1,2]. Положительной роли библиотек в формировании экологической культуры пользователей посвящены статьи Бычковой Е. Ф., Лещинской В. В., Л. А. Боевой и др. [3,4]. Публикации авторов Дворак О. В., Кондратьевой О. Н., Кузьминой Е.  и др. описывают опыт работы конкретных библиотек по вопросам экологии [5,6,7]. Вопросы профессионального обучения и развития кадров библиотек, повышения квалификации библиотечных кадров как библиотекарей–экологов, рассматриваются в работах Булычевой А. А., Кузнецовой Т. Я. и др. [8,9].

Расширяется круг печатных изданий, уделяющих внимание экологической теме. Среди них как профессиональные библиотечные журналы («Библиотека», «Библиотековедение», «Библиополе», «Библиотечное дело», «Научные и технические библиотеки», «Школьная библиотека» и др.), так и сугубо экологи­ческая и образовательная пресса («На пути устойчивого развития России», «Экологическое образование» и др.).

Цель работы – выявление и систематизация актуальных проблем и тенденций развития в деятельности библиотек по экологическому направлению, изучение практического опыта и инновационных подходов в области экологического воспитания пользователей библиотек.

Теоретико-методологические основы исследования. Данная работа выполнена в русле деятельностного подхода к анализу библиотек как центров экологического просвещения. Применялся системный подход к исследованию деятельности библиотек в области экологического воспитания, определения современных технологий массовой и индивидуальной работы с пользователями библиотек в области экологии. Основой статьи является совокупность научных знаний теории библиотечного дела, периодические издания, посвященные теоретическим и практическим вопросам современных практик работы с пользователями библиотек. Исследование прикладных аспектов деятельности основывалось на анализе плановых и отчетных документов МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск. Методы исследования: исторический, терминологический, сравнительный анализ, анализ документов, статистический метод обработки информации.

Научная новизна работы определяется комплексным изучением информационного сопровождения библиотек в области экологической культуры и экологического образования населения, а также анализе деятельности библиотек по экологическому просвещению пользователей муниципальных библиотек Республики Мордовия (РМ).

Эколого-просветительская деятельность, получившая развитие в библиотеках России во многом обязана проведению, начиная с 1995 г., Всероссийских смотров-конкурсов библиотек по экологическому просвещению, которые объединили библиотеки всех уровней и дали мощный толчок развитию дальнейшей работы в данном направлении. Были установлены и укреплены партнерские отношения библиотек с различными госу­дарственными, общественными, негосударственными организациями. Эти связи значительно расширили сферу деятельности библиотек и усилили понимание ими своей истинной роли в формировании эколо­гической культуры. Благодаря этому библиотеки все в большей мере становятся теми социальными институтами, которые непосредственно участвуют в формировании гражданского общества, необходимого для становления России на путь устойчивого развития.

В настоящее время экологическая тематика – составная часть информационно-библиотечного обслуживания читателей почти во всех российских библиотеках. Поэтому необходимо моделирование системы, позволяющей библиотекам целенаправленно осуществлять информирование населения по вопросам экологии.

Как считает Бычкова Е. Ф. в создании такой системы целесообразно рассматривать два подхода:

– организацию сводного библиографического общедоступного ре­сурса по экологии;

– организацию собственного тематического ресурса и обеспече­ние его доступности [10, с. 191].

В первом случае целесообразен путь, по которому уже идут многие страны мира. Речь идет о выделении здесь тематичес­кой составляющей полного библиографического ресурса всех библио­течных и информационных центров страны с указанием места хране­ния источника, условий его получения и возможностей предоставления полных текстов документов в электронном виде. Во втором случае библиоте­ки активно создают базы данных собственной генерации.

Проблемы, связанные с организацией полноценного доступа всех категорий населения к экологической информации, неизменно остаются актуальными. Вопросы создания информационно-экологического поля вполне закономерно взаимосвязаны с проблемами привития экологической культуры. Осознание тесной связи информации и культуры проявляется в названиях секций, заседаний и конференций, посвященных проблемам библиотечной работы в этом направлении. В начале 2000-х гг. в г. Брянск состоялся крупный международный форум «Экологическая инфор­мация и культура в интересах устойчивого развития», собравший представителей различных областей знания для решения эколого-просветительских и информационных проблем. По итогам этого форума был подписан итоговый документ, в котором важное место занимали вопросы формирования экокультуры [11].

Существует неоднозначность по­нимания библиотечными специалистами многоаспектности понятия «экологическая культура» и как следствие этого – разнообразие и неоднозначность выбираемых ими методов построения своей эколого-просветительской деятельности. Как считает Лещинская В. В., основной недостаток многих программ по экологической культуре состоит в сужении ее многопланового проблемного поля.  В одних библиотеках работа ограничивается лишь природоохранной тематикой, в других основное внимание уделяют экологии человека, в третьих пальму первенства отдают клубной деятельности и т. д. По мнению Лещинской В. В., когда речь идет об экологической культуре, неизбежно встает вопрос о теоретическом осмыслении этого понятия [12, с. 86].

В последние годы библиотеки начали уделять внимание повышению научности своей работы по экологическому просвещению. Они не только привлекают специалистов различных областей (психологов, философов, социологов и т. д.) к разработке планов, программ, концепций, но и строят всю деятельность согласно последним научным методикам и разработкам, становясь своеобразными экспериментальными площадками для их апробирования. Как показывает практика, наибольшая активность эколого-просветительской деятельности именно в библиотеках муниципального уровня (городских, районных, сельских) т. к. для них характерна особая «близость» к своим читателям, которая предполагает большую воз­можность индивидуального, личностного подхода к ним. Отсюда и широкие возможности влияния на гражданскую позицию каждого читателя, чему способствует использование таких форм работы, как социологические опросы, Дни открытых дверей, презентации книжных но­винок, маркетинговые исследования, экологические трибуны и т. д.

Важнейшая задача, лежащая в основе деятельности любой библиотеки, – накопление и распространение информации и знаний о развитии природы и различных сферах деятельности человека. И от того, как библиотека формирует свой фонд, как работает с этим фондом, выполняя запросы пользователей и направляя сознание читателей на самообразование, и в конечном итоге – на решение насущных социально значимых проблем, зависит самое ближайшее и отдаленное будущее как сегодняшнего пользователя библиотеки, так и всего общества в целом. Проанализируем деятельность библиотек системы Министерства культуры и национальной политики РМ по формированию экологического сознания пользователей.

В целях методического обеспечения сотрудников библиотек системы Министерства культуры и национальной политики РМ в работе по экологическому направлению Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ регулярно проводит семинары «Экологическое просвещение». В работе одного из них на территории Ичалковского района приняли участие представители Национального парка «Смольный», заведующие структурными подразделениями библиотек и др. Обсуждались вопросы охраны окружающей среды, экологическая безопасность, роль эколого-просветительской деятельности библиотек в воспитании молодежи; были даны методические рекомендации по составлению экологических пособий. Для участников семинара провели экскурсию по музею Национального парка, показали театрализованную миниатюру «Суд над человеком», фильм о Национальном парке «Смольный».

В библиотеках районов РМ также ведется методическая работа по экологическому просвещению с целью более качественного обслуживания читателей библиотек своего района. Например, методико-библиографический отдел ЦРБ МБУ «ЦК» Зубово-Полянского муниципального района проводит для своих сотрудников выездные районные семинары «Воспитание экологической культуры населения – задача муниципальных библиотек» с показательными мероприятиями «Человек. Природа. Жизнь» – на базе принимающей сельской библиотеки. На семинарских занятиях, как правило, обобщается имеющийся опыт и презентуются библиотечные инновации по экологическому просвещению населения [13]. В рамках целевой районной программы «Экология и жизнь» в Зубово-Полянском районе сотрудниками Тарханско-Потьминской и Покасской сельских библиотек с учащимися средней школы и КДЦ было проведено мероприятие, построенное на познавательном материале с применением художественных средств: поэзии, музыки, изобразительного искусства. Были организованы эковыставка «Земля – наш общий дом» и выставка рисунков и композиций из природного материала «Посмотри вокруг – мир прекрасен». Визитной карточкой мероприятия стали книги: «Красная книга Мордовии», «Зубова Поляна: на перекрестке магистралей» и др. В МБУК «ЦБС» Рузаевского муниципального района в рамках экологического воспитания читателей был объявлен конкурс сочинений «Экологические проблемы города Рузаевки и Рузаевского района». Лучшие работы читателей были опубликованы в журнале «Ковчег». Награждение победителей состоялось в рамках литературно-музыкального вечера «Я слушаю Землю» в читальном зале центральной библиотеки. В МБУ «ЦРБ Теньгушевского муниципального района» прошло мероприятие «На всех одна планета по имени Земля». Участники читали стихи о природе, рисовали, писали рефераты о заповедниках, национальных парках, заказниках, питомниках. Информировали о ботанических садах и хозяйствах, где занимаются разведением диких животных и выращиванием сеянцев и саженцев редких растений. Данный анализ показывает, что в муниципальных библиотеках РМ ведется системная работа по формированию экологического сознания пользователей.

Экологическое просвещение населения прочно заняло свое место среди важных и актуальных направлений в деятельности библиотек, смыслом и содержанием которого является раскрытие значимости экологических проблем.  Необходимость системного подхода к формированию экологичес­кой культуры давно осознали многие библиотеки страны. Эта систем­ность выражается, прежде всего, в разработке специализированных комплексных экологических программ и проектов. Сегодня ни одна библиотека, занимающаяся экологическим просвещением, не обхо­дится без составления целевой комплексной программы. Комплексность подхода к формированию экологической культуры выражается также в образовании все большего количества центров экологической информации и культуры на базе библиотек. На основе отчетной документации проанализируем деятельность библиотеки-филиала № 5 МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск как экологического информационного центра по обслуживанию пользователей [14]. Библиотека-филиал № 5 МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск выбрала в 1993 г. основным направлением в своей деятельности экологическое просвещение и воспитание населения по программе «Природа. Человек. Культура».

Приходя в библиотеку, читатели сразу ощущают особый экологический настрой. В фойе библиотеки развернут большой информационный стенд «Человек и природа», где собрана разнообразная информация по экологии, привлекающая внимание читателей. В интерьер хорошо вписываются фотообои и картины, живые цветы и композиции из сухих растений, поделки из природных материалов, рисунки детей, уютные уголки для отдыха читателей. На абонементе представлен большой выбор художественной литературы для детей и взрослых. Читальный зал располагает богатым фондом научно-популярной, справочной и учебной литературы для учащихся и студентов, новыми периодическими изданиями. К услугам читателей: учебная, справочная, научно-популярная, художественная литература, газеты и журналы.

Кроме традиционных услуг можно воспользоваться:

  • абонементом платной литературы;
  • ночным абонементом;
  • услугами ксерокопирования;
  • набором и распечаткой текстов на компьютере и др.

В фонде библиотеки имеется нормативно-правовая литература по вопросам экологии. Широко представлена региональная правовая информация по охране окружающей среды.

Система информационной поддержки включает следующие направления:

  • изучение читательского спроса;
  • формирование библиотечного фонда по проблемам экологии;
  • создание справочно-поискового аппарата;
  • подготовка информационно-массовой работы;
  • освещение в СМИ деятельности библиотеки.

Тематические папки-досье (более 13 тем) облегчают поиск информации для раз­личных категорий читателей. Групповые формы работы способствуют попу­ляризации библиотечного фонда и систематизации получаемых знаний.

Фонд эколитературы полностью находит свое отражение в справочно-поиско­вом аппарате – это тематические и фактографические картотеки, справочные и зако­нодательные издания, тематические подборки литературы.

Массовое и групповое информирование представлено разнообразными формами:

  • тематические выставки-просмотры литературы по темам с обзорами;
  • выставки новых поступлений;
  • Дни экологии;
  • тематические папки-досье «Набат тревоги нашей»,«Человек и природа»и др.;
  • рекомендательные списки литературы для детей и подростков;
  • Дни новой книги;
  • Часы публицистики (по страницам журналов);
  • Премьеры журналов;
  • Консультации и рекомендации перед проводимыми экоиграми.

Индивидуальное информирование осуществляется путем предоставления спра­вочно-фактографической, библиографической и другой необходимой информации, как по запросу пользователей, так и путем библиографического информирования в системе избирательного распространения информации (ИРИ) и дифференцированного обслуживания руководителей (ДОР). Индивидуальное обслуживание читателей – одна из главных составляющих рабо­ты библиотеки-филиала № 5 по экологическому профилю. С этой целью используются такие традиционные биб­лиотечные методы как анализ читательских формуляров, анкетирование, ведение картотеки индивидуальной информации, где отражены основные направления рабо­ты по профилю и через которую информируются читатели о книгах, журналах, ви­део и других материалах, поступивших в библиотеку по интересующему их вопросу, о ближайших массовых мероприятиях по профильной тематике.

В настоящее время у многих библиотек появилась возможность интегри­рованного обслуживания читателей на основе доступа к информации на электронных носителях, в том числе и путем реализации удален­ного доступа к информационным ресурсам – так называемого сводно­го межрегионального распределенного тематического ресурса. Одним из способов его организации является создание тематического разде­ла сайта библиотеки, на котором сконцентрировано все, что она мо­жет предоставить читателю для обеспечения его права на доступ к экологической информации. Создание такого раздела облегчает пользователям поиск по интернет-сайту, способствует пропаганде экологических знаний, позволяет ин­формировать целевую аудиторию о возможностях библиотеки и прово­димых ею тематических мероприятиях.

Используя свои технические, кадровые возможности, в библиотеках постепенно внедряются новые концептуальные направления. Одним из них является рекламная деятельность. В целях продвижения услуг по экологическому про­филю библиотеки используются рекламные щиты и блоки как внутри библиотеки, так и снаружи, что помогает информировать пользователя в поиске и получении необходимых ему ус­луг, используется е телевидение, проспекты, листовки, визитки. Предоставление экологической информации в библиотеках разным слоям населения имеет свое будущее. Это дает возможность читателям в приобретении знаний по охране окружающей среде и выживанию в экстремальных условиях, экологическому землепользованию и здоровому образу жизни, рациональному природопользованию, жизни в гармонии с природой и др.

Таким образом, в современный период экологическая тематика – составная часть информационно-библиотечного обслуживания читателей практически во всех библиотеках. Поэтому необходимо моделирование системы, позволяющей библиотекам целенаправленно осуществлять информирование населения по вопросам экологии. Информация – это тот уникальный инструмент, который исполь­зует библиотека как просветительская организация. Если профессионально организованная и поданная библиотекой информация начинает работать на становление экологического сознания читателей, то можно говорить о выполнении главной социально значимой задачи любой библиотеки – ее влиянии на формирование экологической культуры пользователей.

Библиотека способна объединять пользователей, что дает возможность не только максимально распространять экологическую информацию, но и создавать диалоговую ситуацию между читателями различных возрастных, социальных, религиозных и других групп, необходимую для установления тесной взаимосвязи между ними. Библиотеку выгодно отличает от других учреждений образовательного и просветительского направления непосредственный контакт библиотекаря с различными категориями читателей в непри­нужденной атмосфере, вне жестко определенных временных рамок и не обязательно – тех или иных программ. Подобные мероприятия содействуют реализации принципов непрерывного эко­логического образования. Раскрыть все составляющие экологической культуры предстоит сообща многим социальным институтам, ответственным за развитие общества, в том числе и библиотекам, роль которых становится все более весомой.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Библиотеки и экологическое просвещение населения: метод. рекомендации / ГУК «ТОУНБ», сектор научно-метод. работы; [сост.: М. В. Лунева, Л. Л. Леонова]. Тула, 2013. 21с.
  2. Бражникова С. Электронный ландшафт села // Библиополе. 2016. № 9. С. 13–18.
  3. Бычкова Е. Ф. Предоставление экологической информации в библиотеках Российской Федерации: опыт сетевого взаимодействия // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. 2008. Вып. 1(15). С. 190–195.
  4. Лещинская В. В. Экология и молодежь: роль библиотек в формировании гражданской позиции // Библиотековедение. 2013. № 1. С. 19–24.
  5. Дворак О. В. Традиционные и электронные ресурсы в помощь экологическому просвещению: [опыт Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева] // Библиотечное дело – XXI век: науч.- практ. сб. 2008. Вып. 1(15). С. 197–201.
  6. Кондратьева О. Н. Сберечь наш общий дом: [об участии юношеских библиотек в экологическом воспитании] // Мир библиографии. 2009. № 1. С. 48–52.
  7. Кузьмина Е. Экологическое просвещение в библиотеках г. Новоалтайска // Новая библиотека. 2012. № 24. С. 27–31.
  8. Булычева А. А., Ломшин М. И. Профессиональное обучение и развитие кадров библиотек // Научное мнение. 2015. № 3–2. С. 129–133.
  9. КузнецоваТ.Я. Профессиональные компетенции библиотекаря-эколога и пути их формирования // Библиотечное дело – XXI век: науч.- практ. сб. 2008. Вып. 1(15). С. 187–190.
  10. Бычкова Е. Ф. Предоставление экологической информации в библиотеках Российской Федерации: опыт сетевого взаимодействия // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. сб. 2008. ­Вып. 1 (15). С. 190–195.
  11. Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://libryansk.ru/.
  12. Лещинская В. В. Влияние библиотек России на формирование экологической культуры населения // Библиотечное дело – XXI век : науч.-практ. сб. М., 2007. Вып. 2. С. 83–92.
  13. Муниципальные библиотеки Республики Мордовия в 2014 году (цифры, факты, комментарии) / М-во культуры и туризма РМ; Нац. б-ка им. А. С. Пушкина РМ; [сост. Т. А. Куцая; ред. С. Н. Архипова]. Саранск [б. и.], 2015. 57 с.
  14. Отчёт Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная городская библиотечная система для взрослых» за 2016 г. Саранск, 2017. 65 с.

 


  

Bulycheva Arina

Associate Professor, Department of library and information resources, Federal State budgetary educational institution of higher education National Research Ogarev Mordovia State University

 

ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING IN THE LIBRARY: CONTEMPORARY PRACTICES

 

The article considers the activities of libraries in environmental education of users. Theoretical bases of library and information activity in the field of ecological education and ecological culture are studied. The work of libraries in users environmental education is analyzed. The libraries influence level on the formation of environmental culture of users is determined.

 

Key words: library, user, ecological culture, ecological education, environmental education, library and information services, modeling.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Булычева А. А., 2018

image_pdfimage_print