ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОЗНАННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ МАНИПУЛЯЦИЙ СТУДЕНЧЕСКИМИ ПАРАМИ

Аннотация: В статье представлены данные исследования студенческих молодых пар, с целью определить, насколько имеющиеся у них представления о феномене манипуляции соотносятся с их способностью дифференцировать другие методы взаимодействия от манипулятивных. Респондентам предлагались кейсы, отражающие три вида взаимоотношений: супруг-супруга, супруги-старшее поколение, супруги-друзья. Как среди девушек, так и среди юношей спрогнозирован и выявлен низкий уровень осознанности применения манипуляций в межличностных отношениях.
Выпуск: №2 / 2018 (апрель - июнь)
УДК: 316.475-049.2:316.351-057.87
Автор(ы): Анкудинов Иван Иванович
магистрант, департамент социальных и психологических наук, Дальневосточный Федеральный университет, г. Владивосток

Иванова Кристина Павловна
магистрант, департамент социальных и психологических наук, Дальневосточный Федеральный университет, г. Владивосток
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Анкудинов И. И. Исследование осознанности использования и распознавания манипуляций студенческими парами [Электронный ресурс] / И. И. Анкудинов, К. П. Иванова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

В большинстве случаев люди не подозревают, что ими манипулируют. Крупные финансовые сделки, например, могут происходить под диктовку не подготовленной в экономическом плане стороны, а той, которая владеет различными манипулятивными техниками, и использует их для победы в переговорах.

На локальном уровне студенческого и семейного взаимодействия также возможно применение манипуляций сторонами. Но задумываются ли люди, что используют скрытое воздействие на своих родных и близких, чтобы достичь своих целей и интересов? Способны ли они видеть и предвидеть манипуляции таким инструментом в руках корыстного человека во избежание негативного влияния?

Целью проведенного исследования явилось выявление осознанности использования и способности к распознаванию манипуляций студенческими парами. Объектом исследования стали студенческие пары, которые взаимодействуют со своим близким окружением. Предметом являются манипуляции в студенческих парах по поводу входящих в их близкий круг взаимодействий.

По данным исследований Ф. Гейтс, Р. Кристи и Д. Маклвейн в юношеском возрасте повышается склонность к манипулированию (и уже с возрастом – снижается). Этим объясняется повышенный интерес в последние годы к изучению студентов в качестве субъектов манипуляции [1; 2; 3; 4].

В ходе нашего исследования было обнаружено, что каждый испытуемый имеет представление о феномене психологической манипуляции, зачастую, считая его верным. Было подтверждено, что люди склонны использовать функциональный подход к пониманию манипулятивного воздействия [5].

Под манипуляцией понимается психологическое воздействие, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими планами и желаниями [6, с. 12].

Структура манипулятивного процесса включает такие элементы как: субъект манипуляции, манипулируемый субъект (объект) и их взаимодействие, происходящее в несколько этапов и завершающееся изменениями в установках манипулируемого, приводящими к изменениям в его деятельности [5].

Под понятием «молодая студенческая пара» мы подразумеваем субъектов – юношу и девушку, являющихся студентами учебного заведения, взаимоотношения которых рассматриваются в виде потенциального брачного союза. В отличие от студенческой семьи, о которой идет речь у И. В. Сергеевой [7], в студенческой паре меньше степень обязательств друг перед другом.

Исследования показывают, что практически в ста процентах взаимоотношений мужчин и женщин есть место манипулированию [8; 9]. Причём, все разновидности данного явления – манипуляции, основанные на различных чувствах, которые выражены в вербальных и невербальных формах, а также, применяемые мгновенно или подготавливаемые, используются как женщинами, так и мужчинами [10, с. 58]. Яркой иллюстрацией здесь могут служить «игры», описанные Э. Берном [11], являющиеся, по своей сути, манипуляциями.

Данные проведённого нами в 2017 году исследования дали возможность понять, насколько имеющиеся у студенческих пар представления о феномене манипуляции соотносятся с их способностью дифференцировать другие методы взаимодействия от манипулятивных техник. Иными словами, распознают ли они, в каких ситуациях манипуляция присутствует, а в каких – нет.

Для этого на первом этапе практического исследования посредством социологического метода составления кейсов был сформирован бланк ситуаций, представленных в таблицах 1 и 2. Одни из них были взяты из работ В. П. Шейнова, другие – разработаны на основе данных о наиболее распространенных манипулятивных техниках, применяемых членами семьи. Ситуации отражают три вида взаимоотношений: супруг–супруга, супруги–старшее поколение, супруги–друзья.

 

Таблица 1. Кейсы с наличием манипуляции во взаимоотношениях

В отношениях «супруг–супруга» В отношениях «супруги–старшее поколение» В отношениях  «супруги–друзья»
Кейс «Автомобиль»

Муж и жена едут в автомобиле и врезаются в столб.

— Ты разбил машину!

— Ну и что? А у тебя каждый день кофе пригорает! [10, с. 108].

Кейс «Дом»

Разговор молодых мужа и жены.

— Настя, ты не можешь содержать дом в чистоте и уюте. Начни делать это срочно или нам придется расстаться!

— Андрей, если б это был наш дом! Ты купи сначала нам свою квартиру, а потом поговорим.

 

Кейс «Мама и сын»

Олег и Оля почти два года в браке. Анастасия Степановна очень любит приходить в гости. И вот, придя снова, мать сыну говорит:

— Алеша, а что у вас дома выпечки совсем нет. Оля, что, не может порадовать любимого муженька? А помнишь, ты так любишь мамин фирменный яблочный пирог! Оля такой точно не сделает. А давай-ка я для тебя испеку!

— Ну что ты, мама, Оля работает каждый, когда ей успевать…

— А какой бардак на кухне! Что ж твоя жена противень даже не вымыла как следует? А я знаю такой хороший способ, как сделать, чтоб аж блестело! У мамы-то всегда чистота. Да, Олежа?! Вот за это ты маму и любишь!

Кейс «Клуб»

Валера и Аня, недавно окончившие университет, в браке полтора года. И у них обоих есть друзья. Валера часто отдыхает со своими холостыми друзьями. Аня не очень довольна, что ее муж по вечерам не с ней. Валера говорит, что в следующий раз не пойдет. Звонят друзья из клуба:

— Валера, приезжай в клуб! Все уже здесь!

— Нет, я не могу.

— Валера! Да ты чего?! Ты же самый «зажигала»! Как мы без тебя?!

— Ладно, скоро буду!

 

 

В кейсе «Автомобиль» представлена манипуляция чувством вины. Цель субъекта манипуляции – перевести внимание на ошибку другого, чтобы снять с себя ответственность за проступок.

В кейсе «Дом» муж использует манипуляцию угрозой, жена – манипуляцию чувством вины. Цель – перевести внимание на ошибку другого, чтобы снять с себя ответственность за проступок.

Кейс «Мама и сын» содержит манипуляцию сравнением. Цель – показать свои преимущества над Олей, выразить недовольство выбором сына («лучше мамы нет никого»).

В кейсе «Клуб» представлена манипуляция со стороны друзей лестью и похвалой. Цель – спровоцировать на развод, так как, по мнению друзей, Валера рано женился.

 

Таблица 2. Кейсы без манипуляции во взаимоотношениях

В отношениях «супруг–супруга» В отношениях  «супруги–старшее поколение» В отношениях  «супруги–друзья»
Кейс «Холодильник»

Муж приходит уставший после работы.

— Привет, есть что-нибудь поесть?

— Что в холодильнике у нас, то и будем есть. Я сама недавно пришла с работы.

 

Кейс «Теща»

К молодоженам Диме и Асе очередные выходные приезжает в гости теща.

— Я смотрю, вы, ребята, уже неплохо обустроились: и обстановка в комнате не угнетающая, и в холодильнике все есть, и ужин вечерний хорош. А вот кондиционер-то у меня уже починили, а у вас почему еще не работает, Дима?

— Ну наверное, Лариса Александровна, поэтому к нам и не пришли, что у Вас делали. Вы тот же вопрос задавали про холодильник, который сейчас всё-таки работает.

Кейс «Подруги»

Муж с женой обсуждают, как провести выходные.

— Толя, я хочу прогуляться по магазинам, чтоб купить обновки.

— У нас сейчас не так много денег, но ты можешь пойти прогуляться с подругами и купить только пару вещей недорогих.

— Ладно.

Жена ушла немного расстроенная.

 

 

На следующим этапе исследования все кейсы были перемешаны и представлены студенческим парам, обучающихся на разных специальностях ДВФУ. Выборка состояла из юношей в возрастной категории от 18 до 24 и девушек от 18 до 22.

Основным социологическим методом исследования было избранно классическое интервью. При этом были использованы различные методы интервьюирования граждан: активное слушание, личностный подход, эхо-техника, эмоциональное подключение.

Студентам предлагалось прочитать «по ролям» реплики в каждом кейсе, затем ответить, видят они в нем манипуляцию или нет. Затем задавались уточняющие вопросы, чтобы определить, чем был обоснован их выбор. После сбора эмпирических данных на этапе их обработки производился подсчет количества ошибок, допущенных в каждом кейсе юношами и девушками (рис.1).

 

Рис. 1.  Ошибки, допущенные в кейсах

 

Показатели, представленные на рисунке 1, свидетельствуют о том, что за исключением кейса «Автомобиль», в большинстве случаев юноши и девушки расходились во мнениях. Более отчетливо это можно проследить в таблице 3. В ней отражены результаты ранжирования кейсов, начиная с того, где чаще допускалась ошибка, и завершая тем, где ошибки допускались реже или не допускались совсем.

 

Таблица 3. Ранжирование кейсов на основе частоты допущенных ошибок

Кейсы
1 2 3 4 5 6 7
Юноши «Автомобиль» «Подруги» «Клуб» «Теща» «Мама и сын» «Дом» и «Холодильник»
Девушки «Автомобиль» «Клуб» «Мама и сын» «Подруги» «Теща» «Дом» «Холодильник»

 

Возвращаясь к гистограмме, можно обнаружить, что наибольшее расхождение среди юношей (8,3%) и девушек (41,6%) наблюдается в кейсе «Мама и сын», в котором представлена ситуация, отражающая аспект отношений  «супруги–старшее поколение». Парни, в отличие от девушек, чаще отмечали здесь наличие манипуляции. Девушки обосновывают свой выбор, например, тем, что «мать здесь ничего не добилась».

В целом, из максимального числа возможных ошибок по всем кейсам среди юношей процент ошибок составил 27%, в то время как среди девушек – 33%. То есть, разница между юношами и девушками в частоте проявления низкого уровня способности к дифференцированию ими в представленных кейсах манипулятивного взаимодействия от другого вида взаимодействия практически отсутствует.

Далее рассмотрим, как молодые студенческие пары в целом справились с заданием обнаружить манипуляцию. Для этого обратимся к гистограмме на рисунке 2, где представлены ранжированные данные по тому же принципу, что и выше. Лидируют по допущениям в них ошибок среди студенческих пар кейсы «Автомобиль», «Клуб» и «Подруги».

 

Рис. 2. Ранжирование допущенных в кейсах ошибок

 

Посчитав, что в кейсе «Автомобиль» нет манипуляции между супругами, студенты объясняли это следующим образом: «это, скорее, просто жалоба», «здесь применен метод защиты, претензия на претензию»; «просто перенос в другую сферу, и это только обидно»; «это, скорее, кидание упреков друг в друга»; «она хотела воздействовать на него, чтобы он остался виноватым, но нет конкретной цели, чтобы использовать манипуляцию»; «это эмоциональный всплеск». Но были и те, кто в точности описали механизм представленной в кейсе манипуляции: «мужчина переходит от одной темы к другой и пытается указать, что у женщины есть промахи» или «муж меняет тему, начинает обвинять в ответ».

Не увидев манипуляции в кейсе «Клуб», отражающем аспект отношений «супруги–друзья», респонденты комментировали свой ответ следующим образом: «они просто переубедили его»; «это не принуждение, нет просьбы»; «здесь – вольное решение человека»; «скорее, остальные чувства, а не манипуляция»; «прямо не сказали, что мы же друзья». Ответив верно, студенты говорили, что «здесь сыграло стадное чувство» или «друзья применили железные аргументы, мол «ты не мужик что ли?»; «типичные фразы».

Кейс «Подруги» отражает тот же аспект отношений, что и предыдущий, но уже не имеет манипуляции. Ошибившиеся при ответе аргументировали свой выбор, говоря следующее: «потому что он даёт разрешение»; «муж не отвечает здесь на вопрос»; «схитрить решил: если вместе пойдем, то придется больше покупать»; «мужу не очень хотелось проводить выходные с женой, поэтому применил манипулирование». Заметившие отсутствие манипуляции обосновали свой ответ так: «муж представил аргументы»; «если бы сказал, что жена никуда не пойдет, вот тогда была бы манипуляция»; «если бы было продолжение, где показано, как жена демонстрирует обиду, тогда – да, но при описанной ситуации нет манипуляции».

Из максимального числа возможных ошибок по всем кейсам среди молодых студенческих пар процент ошибок составил 73%. Исходя из данного показателя, способность дифференцировать манипулятивное взаимодействие от другого вида взаимодействия у респондентов находится на низком уровне. Вероятно, это обусловлено функциональным подходом к пониманию респондентами манипулятивного воздействия. Приведём несколько примеров того, как студенты, допустившие больше ошибок при ответах, неполно понимают феномен манипуляции: «заставляют действовать человека в своих интересах, результат манипуляции не нравится объекту», «когда кто-то управляет марионетками», «это зависимость», «принудительные действия в свою пользу», «ты чего-то хочешь, заставить человека что-то сделать можно косвенно, через других», «влияние на человека, с целью его принудить к каким-то действиям с целью получения выгоды для себя», «перекладывание своего мнения на другого человека», «очередь взаимодействий человека для достижения своих личных целей», «управление человеком посредством действий и угроз».

Определено, что чаще всего ответы респондентов в студенческих молодых парах разнились в трех кейсах – «Подруги», «Мама и сын» и «Теща».

В кейсе «Подруги» манипуляции отсутствуют, но некоторые из парней говорили об их наличии. Причём только одна из девушек была солидарна со своим парнем, а другая дала ответ «да», в отличие от парня, ссылаясь на своё определение манипуляции. Парни объясняли это тем, что данная ситуация отражает уход мужчины, хитрость, чтобы не идти с женой и не потратиться больше необходимого, а также, остаться дома и заняться своими делами. Девушки же проявили больше проницательности.

В кейсе «Теща» также не было манипуляции, но пары разошлись во мнениях. Выявилось гендерное равенство в разночтениях: то девушка, то парень в одной из пар, пытались увидеть в этой ситуации давление со стороны тещи, оперируя к стереотипам общества.

В кейсе «Мама и сын» присутствовала манипуляция, но в 1/3 пар девушки не увидели злой умысел со стороны матери сына, что может только говорить положительном отношении к будущей свекрови, в действиях которой они видят в основном помощь и поддержку. Единый ответ всех девушек о непризнании в ситуации было «просто замечания, советы», «не добилась ничего».

Были разработаны следующие рекомендация по предупреждению манипуляций, а также правильному использованию и реагированию на них.

  1. Изучить материал, как минимум, одной книги на тему психологического влияния или манипуляции.
  2. Думать, прежде чем говорить, и морально готовиться, прежде чем слушать собеседника.
  3. Избегать использования неэкологичных манипуляций во взаимодействии с другими людьми: они могут обернуться в Вашу сторону.
  4. Не стараться увидеть манипуляции там, где их нет, но и не пренебрегать предварительным анализом сказанных слов или выполненных действий.
  5. Прислушиваться к своей интуиции. В большинстве случаев, Вы окажетесь правы. Делайте только то, что желаете сами, а не то, что навязано Вам.

Таким образом, студенческим парам свойственно ошибаться и не видеть манипуляции там, где они присутствуют или видеть манипуляции там, где они отсутствуют. Это говорит, в первую очередь о человеческой природе, апеллирующей к личностному опыту, где каждый оценивает те или иные жизненные ситуации, во многом исходя из своих наблюдений и в меньшей мере – из книг, фильмов и общения с другими людьми.

Исследование выявило относительное гендерное равенство по возможности выявления сторонами манипуляций и осознанности их применения в семейных и близких отношениях. Опираясь на предыдущие изыскания по вопросу манипуляций, можно с уверенностью сказать, что наши эмпирические данные подтверждают и дополняют устоявшиеся знания в этой области. В современном мире нельзя жить опрометчиво, не осознавая своего влияния на окружающих людей и самому, не имея способностей к реагированию на попытки манипулировать Вашим сознанием.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Петрова Н. П., Панков М. С., Антонов В. И. Психологические манипуляции в студенческой среде [Электронный ресурс] // Символ науки. 2016. № 6-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-manipulyatsiii-v-studencheskoy-srede (дата обращения 23.11.17).
  2. Быков С. В. Макиавеллизм как механизм манипуляции и психологической защиты у студентов гуманитарных и технических направлений образования [Электронный ресурс] // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2015. № 1(17). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/makiavellizm-kak-mehanizm-manipulyatsii-i-psihologicheskoy-zaschity-u-studentov-gumanitarnyh-i-tehnicheskih-napravleniy-obrazovaniya (дата обращения 23.11.17).
  3. Басов Д. А. Семантика манипуляционного поведения у студентов-педагогов [Электронный ресурс] // Вестник КемГУ. 2016. № 1(65). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semantika-manipulyatsionnogo-povedeniya-u-studentov-pedagogov (дата обращения 23.11.17).
  4. Тарелкин А. И. Манипулятивное воздействие студентов на преподавателей в педагогическом общении // Вышэйшая школа. 2006. № 2. С. 29–33.
  5. Сиразетдинова М. Ф. Многообразие подходов к определению манипуляции сознанием: возможности систематизации // Концепт. 2015. Т. 13. С. 4041–4045.
  6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : ЧеРо, 1997. 344 с.
  7. Сергеева И. В., Штарк Е. В. Студенческая семья на факультете [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2013. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/studencheskaya-semya-na-fakultete (дата обращения 20.12.17).
  8. Танасов Г. Г., Сысоева О. А. Манипулятивное поведение в отношениях женщин и мужчин с партнером противоположного пола [Электронный ресурс] // Научый журнал КубГАУ. 2011. № 69. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/manipulyativnoe-povedenie-v-otnosheniyah-zhenschin-i-muzhchin-s-partnerom-protivopolozhnogo-pola (дата обращения 03.10.17).
  9. Танасов Г. Г. Манипулирование в отношениях женщины с мужчиной / Г.Г. Танасов, О.А. Сысоева [Электронный ресурс] // Научый журнал КубГАУ. 2011. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/manipulirovanie-v-otnosheniyah-zhenschiny-s-muzhchinoy (дата обращения 03.10.17).
  10. Шейнов В. П. Манипулирование и защита от манипуляций. СПб.: Питер, 2014. 304 с.
  11. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). СПб.: Университетская книга, 1998. 247 c.

 


 

Ankudinov Ivan

master student, Department Social and Psychological Sciences, Far Eastern Federal University, Vladivostok

 

Ivanova Kristina

master student, Department Social and Psychological Sciences, Far Eastern Federal University, Vladivostok

  

AWARENESS OF THE USE AND RECOGNITION OF MANIPULATION BY STUDENT COUPLES

 

The article presents data on the research of young student couples in order to determine how much their ideas about the phenomenon of manipulation relate to their ability to differentiate other methods of interaction from manipulative ones. Respondents were offered cases, reflecting types of relationships: spouse, spouse – older generation, spouses–friends. Both among girls and young men, a low level of awareness of the manipulations use in interpersonal relationships was predicted and revealed.

 

Keywords: psychological manipulation, young student couple, relationships, cases, recognition.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Анкудинов И. И., 2018

© Иванова К. П., 2018

image_pdfimage_print