РОЛЬ ВИДЕОФИЛЬМОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности использования видеоматериалов с целью совершенствования навыков аудирования на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе в качестве дополнительного методического сопровождения. На основе видеофрагмента представлен экспериментально апробированный комплекс упражнений для учащихся старших классов.
Выпуск: №4 / 2017 (октябрь-декабрь)
УДК: 372.881.11.1: 371.64/.69
Автор(ы): Пронькина Валентина Михайловна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

Тельминова Мария Сергеевна
студентка, факультет иностранных языков, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Пронькина В. М. Роль видеофильмов в совершенствовании навыков аудирования в средней школе [Электронный ресурс] / В. М. Пронькина, М. С. Тельминова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 4. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

Изменения в системе школьного образования приводят учителей к необходимости поиска новых технологий обучения иностранному языку как средству межкультурной коммуникации. Наряду с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта одним из условий модернизации содержания образования является разработка новых программ, использование новых технологий и подходов к процессу обучения [1, 2, 3, 4,]. В этой связи представляется целесообразным использовать видеоматериалы на уроках английского языка как средства для совершенствования навыков аудирования учащихся в средней школе.

Результаты исследования показали, что при выполнении заданий к видеофильму учащиеся и учителя сталкиваются с определенными трудностями. Поскольку данный вид работы не является системным процессом в обучении английскому языку на старшем этапе средней школы, у обучающихся возникают трудности в области аудирования. Кроме того, в силу отсутствия у учителей методических материалов по работе с английским аутентичным видеоматериалом, использование данного вида работы в образовательном процессе зачастую просто игнорируется последними. Данное исследование призвано восполнить данный пробел.

Реализация цели опытного обучения предполагало выполнение следующих задач:

– проведение занятий с организацией учебного процесса по разработанной методике к фильму;

– выяснение, способствует ли предлагаемая методика повышению эффективности учебного процесса, совершенствованию навыков и умений аудирования.

При проведении занятий были учтены имеющиеся знания учащихся в области английского языка, уровень коммуникативной компетенции, который достигнут учащимися благодаря базовому курсу, навыки и умения говорения, которые были достигнуты обучающимися.

Роль видеофильма, его обучающий потенциал является объектом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей.На вопрос «Почему учитель иностранного языка использует фильмы на уроках иностранного языка» К. Донаги отмечает: «Фильм … делает процесс изучения языка более интересным и полезным, … фильм является источником аутентичного и разнообразного языка» [5].

Соланки Д. Шаймли называет причины, по которым учитель должен использовать видео на уроках. Он утверждает, что фильм помогает «улучшать интеракцию между преподавателем и учеником, создаватьязыковую среду, чтобы обеспечить гибкость содержания курса» [6].

В качестве экспериментального материала были предложены задания к видеофрагменту “The Jar ᴏf Life – Put Important Things First!” [7]. Методы качественного и количественного анализа позволили дать характеристику достигнутого уровня сформированности навыков говорения.

Изучив имеющиеся в методике обучения иностранным языкам рекомендации к использованию видеофильма, можно сделать вывод, что работа над аудированием организуется в три этапа.

Целью первого этапа является снятие лингвистических трудностей, связанных с восприятием и пониманием видеотекста. В этих целях предлагаются следующие задания:

 

  1. Select the things according to their degree of importance
Most important thing Second important thing Third important thing
Family
Job
Money
Respect
Friend
Fame
Studying
Love

 

  1. Match the words and their definitions.
1.  pretty a powerful emotion such as love or anger
2. staff to make a loud high cry because you are hurt, frightened, or excited
3. try an empty area
4. to scream quite, but not extremely
5. trivial to use all of something and not have any left
6. keep in mind things that are not important
7. passion not very important, serious
8. to run out to attempt to do something
9. space to remember something, especially something that will be important in the future

Второй этап работы должен обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенции учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения. На данном этапе были предложены следующие задания:

Watch the video and complete the text using the words below.

  1. passions
  2. keep in mind
  3. space
  4. full
  5. lucky
  6. playing
  7. things
  8. to put
  1. follow up
  2. nobody
  3. money
  4. important
  5. life
  6. just a few cups
  7. wasting time
  8. without

This is your _______ looks pretty _______ . Doesn’t  it.  That’s because it is. It’s ____ of all the things you’d be incomplete ________ love, family, food ,water help your _________  your passions with all of these things you could have nothing else and still lead a full life but even with all of this you’ll still have some ________ to fit more things smaller things. This is your job your car your house _______ things that are still _______ but if you took them all away your life would still be for. If you’re watching this video that  means you’re __________ enough to have at least some of these things if you’re really lucky and many of us are you’ll still have some _______ left over. These are the really small things watching a movie ______ a video game sports. They scream things that _________ your life that a little bit nicer but things that are really just trivial on the end. If you wanted you could try ________ these things first ______ you’re ________ in front of the television or the computer playing games or whatever it might be. You __________ it ________ with the material things money, colors, houses, clothes but then when it comes time to try to fit in all the important things you run out of _______ some things will have to be left out and _________ wants that. So _______ that in ________as you go through _______ with the really __________ things first and then find space for the rest. If you run out really won’t matter anyways it’s _________ the small stuff or one more thing to remember no matter how full your life may seem. There’s always room for __________ of coffee a good friend

Третий этап направлен на развитие у учащихся умений в той или иной степени интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в видеоматериале информацию и воспроизводить ее. На этом этапе были предложены следующие виды упражнений:

1. Put the sentences in the correct order.

  1. These are the really small things watching a movie playing a video game sports.
  2. So keep that in mind as you go through life with the really important things first and then find space for the rest.
  3. There’s always room for a few cups of coffee a good friend.
  4. This is your life looks pretty full.
  5. It’s full of all the things you’d be incomplete without love, family, food, water, help your parents, your passions with all of these things you could have nothing else and still lead a full life but even with all of this you’ll still have some space to fit more things smaller things.
  6. They scream things that make your life that a little bit nicer but things that are really just trivial on the end.
  7. You follow it up with the material things money, colors houses, and clothes but then when it comes time to try to fit in all the important things you run out of space some things will have to be left out and nobody wants that.

2. Организовать мини-дискуссию / предложить ролевую игру по проблеме, поднятой в видео, на тему «Приоритеты в жизни».

Необходимо указать, что предлагаемые упражнения носят рекомендательный характер. В методике преподавания иностранных языков проблема классификации и системы упражнений является дискуссионной. Система упражнений должна иметь целью практическое овладение иностранным языком, и направлена на освоение тех операций с материалом, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.

Результаты экспериментального обучения показали, что учащиеся испытывают определенные трудности при выполнении задач, направленных на развитие навыков аудирования. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной их демонстрации.

Анализ ответов учащихся позволил заключить, что интеграция заданий в тематическую составляющую урока английского языка положительно повлияла на совершенствование навыков аудирования и способностей устной речи учащихся.

  

Список использованных источников

 

  1. Ветошкин А. А. Формирование коммуникативной компетенции в процессе реализации дополнительной программы «Английский как искусство» // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 72–80.
  2. Даминова С. О. Методика развития умений аудирования на основе аутентичных иноязычных профессиональных аудиовизуальных материалов // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова (Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика). 2015. Т. 21. № 4. С. 178–182.
  3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. 2-е изд. М. : Астрель, 2010. 272 с
  4. Сысоев П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С. 9–18.
  5. Donaghy K. How can film help you teach or learn English? URL: https://www.britishcouncil.org/voices-magazine/how-can-film-help-you-teach-or-learn-english (дата обращения: 11.09.2017).
  6. Solanki D. Shyamlee. Use of Technology in English Language Teaching and Learning”: An Analysis. URL: http://www.ipedr.com/vol33/030-ICLMC2012-L10042.pdf (дата обращения: 20.09.2017).
  7. The Jar ᴏf Life – Put Important Things First! URL: https://www.youtube.com/watch?v=m0hqBIugr7I (дата обращения: 07.10.2017).

 


  

Pronkina Valentina

Doctor of Philology, Associate Professor, Department Linguistics and Translation, Evseviev Mordovian State Teachers’ Training Institute

vm_pronkina@list.ru

 

Telminova Maria

student, Faculty of foreign languages, Evseviev Mordovian State Teachers’ Training Institute

 

 

THE ROLE OF VIDEO FILMS IN IMPROVING AUDITING IN SECONDARY SCHOOL

 

The article discusses the features of using video materials to improve listening skills in English language lessons in secondary general school as an additional methodological support. Based on the video fragment, an experimentally tested set of exercises for high school students is presented.

 

Key words: training in listening, the principles of selection of video material, means of teaching listening, the stages of working with video text, the typology of exercises.

 

 © АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Пронькина В. М., 2017

© Тельминова М. С., 2017

image_pdfimage_print