РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования умений диалогической речи на уроках английского языка. Раскрывается важность социокультурной компетенции в развитии готовности учащихся к межкультурному общению. Приводятся этапы формирования диалогических умений и примеры упражнений, которые могут быть рекомендованы для использования на старшем этапе обучения английскому языку.
Выпуск: №3 / 2017 (июль-сентябрь)
УДК: 372.881.111.1
Автор(ы): Пряхина Нина Алексеевна
студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Пряхина Н.А. Развитие социокультурной компетенции при обучении диалогической речи на уроке английского языка [Электронный ресурс] / Н. А. Пряхина // Научное обозрение : электрон. журнал. – 2017. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

Формирование основных компетенций учащихся является одной из важнейших задач, которая ставится перед школой в связи с модернизацией образования. В связи с этим вопрос компетентностного подхода в образовании выносится на первый план. Компетентностный подход основан на освоении учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях. Также, в качестве своего результата данный подход рассматривает не «сумму усвоенной информации, а способность действовать в различных ситуациях» [1, с. 266].

Коммуникативная компетенция является одной из ключевых в данном подходе. Но формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями. Учителю необходимо придать учебному процессу социокультурную направленность и подготовить учащихся к межкультурному общению [1, с. 267].

Развитие навыков диалогической речи на изучаемом языке является одной из важнейших проблем современной методики. Важно отметить, что одним из принципов диалогической речи является принцип ситуативности. Ситуативность направлена на создание коммуникативной реальности и тем самым мотивирует учащихся к общению, что очень важно в процессе обучения учащихся навыкам общения [2, с. 189].

Подготовка учащихся к использованию иностранного языка на практике является одной из основных проблем в обучении иноязычному общению. Для развития навыков общения учащимся необходимо иметь определенный запас знаний не только по грамматике и лексике, но и социокультурных знаний. По мнению Н. Д. Машлыкиной, овладение иностранным языком вне среды, где на нем говорят, «требует моделирования воображаемых ситуаций, способствующих стимулированию общения на изучаемом языке» [3, с. 212]. Как отмечают И. И. Каштанова и И. И. Некрасова, «для формирования и развития умений говорения необходимо использовать специальные упражнения, которые призваны в конечном итоге сформировать способность ориентироваться в естественных ситуациях общения» [4, с. 734].

В обучении диалогической речи учащихся выделяют 4 этапа формирования диалогических навыков и умений: 1) нулевой (подготовительный), подразумевающий обучение реплецированию с постепенным увеличением объема реплик участников диалога; 2) первый, направленный на развитие умений объединять реплики в разнообразные диалогические единства; 3) второй, предполагающий умение составлять микродиалоги; 4) третий, формирующий умение создавать собственныедиалоги на основе предложенной коммуникативной ситуации [5]. Рассмотрим подробно каждый этап с примерами.

На нулевом этапе происходит постепенное увеличение объема реплик учащихся. Когда учащиеся освоят основные реплики, можно переходить к следующему этапу. На данном периоде обучения возможно использование вопросно-ответных упражнений, бесед, дополняемых ситуаций:

  1. Read the situation and continue the dialogue with your friend from the USA (6-7 remarks).

Nowadays there are a lot of different means of communication. But how did people get messages from one another in the past? They didn`t have modern technologies but they communicated with other countries. What means of communication did foreign and Russian people use in the past?

A: Hello, John! Do you know anything about means of communication used in your country in the past?

B: Hi! Recently I`ve read an article about North American Indians. They used smoke signals to send messages.

A:

B:

На первом этапе происходит овладение учащимися набором речевых действий, который даст им возможность принимать участие в коммуникации в объеме одной диалогической единицы. Формированию данных навыков способствуют упражнения на подстановку, ответы на вопросы, на запрос определенной информации (по образцу), сообщение информации:

Make up questions concerning British youth subcultures and ask somebody to answer them. Take turns to ask questions.

Example:

P1: Do you know any British youth subcultures?

P2: I heard about punks, goths and hippies. Why do young people join them?

P3: I think they want to differ from others, to solve some problems.

На втором этапе обучения развиваются умения диалогической речи среднего уровня. Учащиеся учатся принимать участие в микродиалоге (2–3 диалогические единицы). Возможно использование опор, поскольку развитие умения построения развернутых диалогов происходит постепенно, а не сразу. На этом этапе возможны опоры на диалогический текст, на диалог-образец между учителем и учащимся или между двумя учащимися.

  1. Your family has just arrived in London. You are in a hotel. You have a reservation, but the receptionist claims that there are no free rooms in the hotel. Make up your own conversation. Try to solve the problem without quarrelling. Use the example:

— Good morning!

— Hello! Can I help you?

— Yes, we’d like to check in. We have a reservation.

— Your name, please?

— My name is Maria Sergeevna Ivanova.

— Just a minute. Unfortunately, there are no rooms for you.

— What? It`s impossible. We reserved the room 3 weeks ago. 

— I`m sorry, but … OK, I`ll try to do something.

— Try. Please.

— We have a small suite. It is not much more expensive.

— We don`t have any choice… We agree.

На третьем этапе необходимо принимать участие в развернутых диалогах (диалоги, отображающие стереотипные ситуации общения). На данном этапе следует увеличивать степень самостоятельности учащихся за счет уменьшения количества опор и расширения содержательной структуры реплик.

  1. You have just returned from England. There you lived in a host family. Your friends want to know something about the foreign country. Discuss the following points:

— the full name of the country;

— the climate of the UK;

its population;

dishes, etc.

Использование данных упражнений формирует и совершенствует речевые навыки в неподготовленной речи и умения создавать собственные диалоги. Процесс обучения предусматривает использование разных приемов обучения, наглядности, большого количества аутентичной литературы, что делает процесс обучения более интересным и способствует повышению уровня учебной мотивации  учащихся.

 

Список использованных источников

  1. Разуваева Т. А. Компетентностный подход к образованию : краткий анализ / Т. А. Разуваева // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова – 2010. – №1. – С. 266–269.
  2. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М. : АСТ: Астрель, 2006. – 239 с.
  3. Машлыкина Н. Д. Коммуникативная ситуация и речевой акт просьбы в английском языке как средство эффективного обучения иностранному языку / Н. Д. Машлыкина // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 19. – С. 212–213.
  4. Каштанова И. И. Обучение устной речи на основе модели коммуникативной ситуации в средней общеобразовательной школе / И. И. Каштанова, И. И. Некрасова // Теория и практика современной науки. – 2016. – № 6-2 (12). – С. 733–738.
  5. Ткаченко, Т. С. Социокультурный аспект в обучении диалогической речи на английском языке [Электронный ресурс] / Т. С. Ткаченко // Социальная сеть работников образования. – 2012. – Режим доступа :http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/09/08/sotsiokulturnyy-aspekt-v-obuchenii-dialogicheskoy-rechi. – Загл. с экрана.

 


 

Pryakhina Nina

student, Faculty of Foreign Languages, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute»

  

DEVELOPMENT OF SOCIOCULTURAL COMPETENCE IN TEACHING DIALOGIC SPEECH AT THE ENGLISH LANGUAGE LESSON

 

The article deals with the issues of formation of dialogic speech skills at the English language lesson. The importance of sociocultural competence in students’ readiness for intercultural communication development is revealed. The stages of dialogic speech skill formation and a set of exercises that can be recommended for the senior stage of the English language learning at school are given.

 

Key words: English language, communicative competence, sociocultural competence, dialogic speech, speech situation.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Пряхина Н. А., 2017

image_pdfimage_print