ВАЗИРИСТАН: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА

Аннотация: В статье анализируются особенности политической ситуации в современном Вазиристане как одном из очагов международного терроризма. Данная проблема рассматривается в контексте феномена исламского радикализма.
Выпуск: №3 / 2017 (июль-сентябрь)
УДК: 94(549.1)(045)
Автор(ы): Варламов Никита Николаевич
студент, факультет истории и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Мартыненко Александр Валентинович
доктор исторических наук, профессор, кафедра всеобщей истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Варламов Н. Н. Вазиристан: политическая история региона в контексте проблемы исламского радикализма [Электронный ресурс] / Н. Н. Варламов, А. В. Мартыненко // Научное обозрение : электрон. журнал. – 2017. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

Вазиристан представляет собой горный регион, а в настоящее время также и самопровозглашённое государство, расположенные на Северо-Западе Пакистана, на границе с Афганистаном. Население данной области исторически в основном образуют пуштунские племена.

Жители Вазиристана – это «классические» горцы, которые издревле имеют репутацию воинственного народа, известного обычаями родовой кровной мести. Пуштунские племенные и религиозные лидеры Вазиристана традиционно представлены в пакистанском парламенте. Например, на выборах в Национальную ассамблею Пакистана в октябре 2002 г. 110 мест из 324 заняли исламисты из объединённого фронта «Муттахида меджлис амаль» (ММА), добившись самого большого количества голосов и мест в Национальной ассамблее в истории Пакистана. Необходимо отметить, что ММА, возникнув как крупнейшая политическая сила в Северо-Западной пограничной провинции и пользовавшаяся особым влиянием в Белуджистане, значительно изменила «ландшафт» пакистанского парламента, усилив в нем фундаменталистское крыло пакистанского истеблишмента  [8, с.345].

Племена Вазиристана подразделяются на группы, управляемые вождями деревень, которые при решении общих вопросов периодически собираются на традиционные племенные советы, которые называются «лойя-джирги». Жизнь вазиристанских пуштунов очень консервативна и патриархальна в социальном и религиозном плане. Например, женщины тщательно оберегаются от посторонних, каждое домашнее хозяйство должно возглавляться исключительно мужчиной.

Корни противостояния рассматриваемого региона с Западом уходят в прошлое. Ещё Британская империя неоднократно пыталась покорить Вазиристан. Так, в 1894 г. вазиры напали на лагерь Комиссии Определения Границы в селении Вана. Пуштуны справедливо полагали, что работа этой комиссии несёт угрозу их независимости. Перед нападением в центр лагеря просочилось некоторое количество пуштунов, и у британцев не было никаких шансов. В ответ в Вазиристан двинулось 11 тыс.британских солдат. В долине реки Тохи были оставлены британские гарнизоны, на которые совершались постоянные нападения вазиров. В итоге, после экспедиции 1901–1902 гг. вице-король Индии лорд Дж. Н. Керзон приказал вывести из Вазиристана британские гарнизоны и заменить их двумя корпусами туземной милиции. Таким образом, Великобритания контролировала лишь 700 кв. миль долины реки Тохи с населением 24670 чел. (на 1903 г.). Восстание вазиров в 1919–1921 гг. привело к поражению Великобритании в третьей англо-афганской войне [1].

В 90-е годы ХХ столетия происходит стремительная радикализация данного специфического региона, что было связано с сильным влиянием на пакистанских пуштунов гражданской войны в соседнем Афганистане, в которой их афганские соплеменники принимали и до настоящего времени принимают самое активное участие.

Еще в 1980-е гг. в Вазиристане на пожертвования от закята был открыт ряд медресе, связанных с салафитской богословской школой Деобанди [4, с. 271–280]. В данной конфессиональной школе обучение проходила молодежь из социальных низов, беднейших слоев населения – причем молодежь не только пакистанская, но и афганская, устремившаяся в Пакистан в общем потоке беженцев. Именно социальная почва стала питательной средой для зарождения движения «Талибан», само название которого переводится с арабского как  «студенты» (подразумеваются,  конечно, учащиеся медресе) [5, c. 101].

Нельзя сбрасывать со счетов и весомую поддержку, оказанную талибам со стороны пакистанских властей. Причины такой поддержки кроются не только в политических, но также в экономических интересах Пакистана. Так, с середины 1990-х гг. начались поставки в эту страну нефти и природного газа из Туркменистана, которые осуществлялись через охваченную войной территорию Афганистана. Именно поэтому в глазах пакистанских властей талибы стали силой, способной обеспечить безопасность указанных перевозок. Кроме того, талибы Афганистана были пуштунами, как и большинство жителей Вазиристана и Территории племен. Пуштуны составляют костяк офицерского корпуса и спецслужб Пакистана, что давало основания властям этой страны рассчитывать на контроль над афганскими талибами, исходя из интересов этнической солидарности [5, с. 226–227].

Драматичные и трагические события афганской войны оказывали значительное влияние на Пакистан, в известной степени определяя его внешнюю политику. Так, в связи с падением в апреле 1992 г. последнего в истории Афганистана коммунистического правительства, возглавляемого Мохаммадом Наджибуллой, для Пакистана открылась возможность привести к власти в соседней стране одного из своих союзников из числа лидеров афганских моджахедов – Гульбетдина Хекматьяра. Однако эта задача была сорвана начавшейся в Афганистане гражданской войной, в которой к концу 1990-х гг. «чаша весов» качнулась в пользу талибов.

Длительная нестабильность в соседней стране оказывала негативное воздействие на внутреннюю ситуацию в Пакистане. Множилось число террористических актов, большинство из которых явно имело «афганский след». Попытки пакистанских властей удалить из страны наиболее опасных моджахедов не увенчались успехом и лишь обострили ситуацию. Огромный поток контрабандных товаров, включая наркотики, наносил ущерб социально-экономической жизни и международному престижу страны. Всё это стало причинами содействия Пакистана появлению новой силы – движению «Талибан». В тот период пакистанские правящие круги были уверены, что с его помощью талибы принесут в Афганистан единство и стабильность. Исламабад рассчитывал, что талибы, как сторонники религиозной идеологии, будут ставить религиозное единство выше этнонационального, что может ослабить сепаратистское движение за Пуштунистан, споры по поводу которого были одним из главных противоречий в отношениях между двумя странами.

Но в отношении талибов власти Пакистана просчитались. Талибам не удалось захватить всю афганскую территорию, поскольку Северный альянс, при поддержке России, Ирана и Индии все же удержал на севере страны некоторые районы. Талибы всё больше отдалялись от взрастивших их пакистанцев, в их стане росло влияние иностранных наёмников-«джихадистов», которые представляли силу столь же реальную, сколь и опасную. Кроме того, талибы вовсе не собирались отказываться от источника силы, каким представлялся для них пуштунский национализм, поэтому руководство «Талибана» отвергло пакистанское предложение о признании «линии Дюранда» в качестве межгосударственной границы [6, с.39–40].

Однако после того, как в 2001 г. власть талибов, правивших более 90% территории Афганистана, была свергнута войсками Антитеррористической коалиции во главе с США, многие их отряды осели в районе пакистано-афганской границы, преимущественно в так называемой Зоне племён, расположенной в регионе Вазиристан [3]. Таким образом, на территории Вазиристана стало формироваться ответвление афганского повстанческого и салафитского движения талибов. Это ответвление получило название «Техрик-е Талибан Пакистан» («Движение талибов Пакистана»; далее для удобства будем пользоваться аббревиатурой ТТП) и представляет собой террористическую организацию, построенную по «зонтичному» принципу. Предпосылками к основанию ТТП были операции пакистанской армии против отступивших на территорию Пакистана боевиков-талибов, сражавшихся с войсками НАТО в Афганистане. Данные операции были проведены в Зоне племён в начале 2002 г. Это вызвало сопротивление лидеров кланов и местного населения. В результате военных действий на территории  Вазиристана сконцентрировалось большое число террористов и повстанцев-джихадистов, которых не пожелало выдавать пакистанским властям этнически и лингвистически родственное им пуштунское население.

Таким образом, талибы, первоначально поддержанные Пакистаном, больно ударили по его национальной безопасности. С 2004 г. племенные группы, образовавшие позже ТТП, стали бороться за влияние в Зоне племён, периодически то нападая, то мирясь с официальным Исламабадом. Во время этих столкновений погибло около 200 старейшин соперничающих племён. Также немаловажное влияние на данную ситуацию так называемой «Вазиристанской войны» оказали США, удары беспилотных летательных аппаратов которых только увеличивали напряжённость в регионе.

Начальный период деятельности Техрик-е-Талибан Пакистан часто связывают с именем Бейтуллы Мехсуда. ТТП окончательно сформировался вдекабре 2007 г. под его руководством. Этот деятель в своих интернет-обращениях неоднократно подчёркивал, что «его борьба направлена против американских военных, находящихся через границу, в Афганистане», что «не может быть никаких сделок с Соединёнными Штатами», и что «Ислам не признаёт границ» [2]. Его имя стало часто упоминаться в СМИ в 2005–2006 гг., когда он сумел убедить как старейшин племён, так и военных командиров разрозненных отрядов в необходимости объединения в Движение талибов Пакистана. Опытный и в то же время крайне жестокий полевой командир, Бейтулла Мехсуд сформировал целую армию террористов, численностью около 20 тыс. чел. [3]. Причем эта группировка изначально активно взаимодействовала с афганскими талибами.

Примечательно, что данная организация стремится распространить свою экстремистскую деятельность за пределы Пакистана.

Так, в одном из видео, распространённых ТТП в 2010 году, основной целью организации были названы города США, атаки на которых объявлялись возмездием за удары американских беспилотников (к слову, в результате одного такого ракетного удара в 2009 г. был уничтожен и Бейтулла Мехсуд). В том же году ТТП предприняла попытку взрыва в Нью-Йорке – попытку неудачную и предотвращенную, но показавшую, что видео было не пустой угрозой.

В июле 2012 г. ТТП угрожал напасть на Мьянму (прежнее название – Бирма) – буддийскую страну в Юго-Восточной Азии, мотивируя это соображениями защиты бирманских мусульман, притесняемых местными буддистами. Правда, эта угроза до настоящего времени так и не была реализована.

Кроме того, пакистанские талибы принимают участие в гражданской войне в Сирии на стороне ДАИШ и других салафитских группировок. В связи с этим, один из пакистанских командиров талибов заявил: «Поскольку наши арабские друзья пришли помочь нам сюда, то мы должны, в свою очередь, помогать им в их странах, что мы и делаем в Сирии» [2].

Главным отличием структуры ТТП от структуры афганского Талибана является слабость центрального командования и разрозненность входящих в ТТП боевых групп, объединённых, по большому счету, только враждой к пакистанскому правительству. Некоторые аналитики склонны представлять ТТП как свободную сеть разрозненных вооруженных отрядов, различных по численности и по уровню военной подготовки. Группы, входящие в ТТП, обычно ограничиваются своими местными сферами влияния и часто не имеют возможностей для расширения территории.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международное джихадистское движение 1990-х – 2010-х гг. способствовало формированию в разных частях исламского мира своеобразных террористических очагов, одним из которых и стало так называемое «шариатское государство Вазиристана» в Пакистане. Примечательно, что в этих очагах аккумулируются военные силы террористов из самых разных регионов, образуя своего рода «террористические интернационалы». Так, в Вазиристане на стороне талибов воюют граждане Российской Федерации, в том числе уроженцы Республики Мордовия [7, с. 160–163]. Последний факт свидетельствует об опасности и потенциальной (а иногда и прямой) угрозе подобных регионов для системы национальной безопасности России.

В будущем весьма вероятна эскалация напряженности в данном регионе и, соответственно, рост реальной угрозы для России и государств Центральной Азии, а также для Китая (его западной части, Синьцзяна, традиционно населенной мусульманскими народами). Усиление влияния и вооруженной активности исламистов в этих странах значительно подорвёт систему безопасности в Евразии, которую, в частности, эффективно выстраивает ШОС.

 

 

 Список использованных источников

  1. Британские экспедиции в Вазиристан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historiwars.narod.ru/Index/XXv/XXtable/XXt190/1900wazar.htm.
  2. Замараева Н. А. Пакистан. Организация Движение талибов Пакистана [Электронный ресурс] / Н. А. Замараева. – Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=9180.
  3. Исламское движение «Талибан» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rapsinews.ru/international_publication/20110523/252552256.html.
  4. Историческая энциклопедия по религиозным школам и мазабам (Аль-Мавсуа аль-Мисара фи ад-Дийанва-ль-Мазхаб). – Эр-Рияд, 1989. – С. 271–280 (на араб. яз.).
  5. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма / Ж. Кепель. – М. : Ладомир, 2004. – 468 с.
  6. Москаленко В. Сила и слабость Пакистана / В. Москаленко, П. Топычканов. – М. : Центр Карнеги, 2013. – 75 с.
  7. Салимов М. Ш. Радикальное салафитское движение в Мордовии: история возникновения, последствия деятельности / М. Ш. Салимов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 6-2 (44). – С. 160–163.
  8. Тарик Али. Столкновение цивилизаций. Крестовые походы, джихад и современность / Али Тарик. – М. : АСТ; Астрель, 2006. – 528 с.

 


 

Varlamov Nikita

student, Faculty of History and Law, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

Martynenko Aleksandr

Doctor of History, Professor, Department General History, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

WAZIRISTAN: THE REGION POLITICAL HISTORY IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF ISLAMIC RADICALISM

 

The article deals with the peculiarities of political situation in Waziristan today as one of international terrorism centres. This problem is considered in the context of the phenomenon of Islamic radicalism.

Keywords: Pakistan, Waziristan, Islam, Pashtuns, Taliban, extremism, terrorism.

 

 © АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Варламов Н. Н., 2017

© Мартыненко А. В., 2017   

image_pdfimage_print