ДИСКУССИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается эффективность такого метода как дискуссия на уроках иностранного языка, ее формы и классификация коммуникативной компетенции.
Выпуск: №3 / 2017 (июль - сентябрь)
УДК: 37.016:811.111(045)
Автор(ы): Нелькина Анна Андреевна
студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Нелькина А. А. Дискуссия как основа эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] / А. А. Нелькина // Научное обозрение : электрон. журнал. – 2017. – № 3. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

В современном мире вопрос о значимости владения иностранными языками ставится во всех сферах человеческой деятельности. Речь идет, в том числе, о повышении качества изучения неродного языка учащимися на разных ступенях обучения. Многими сейчас понимается значение наличия отточенных навыков говорения, особенно в сфере иноязычного общения уже с раннего возраста [1, с. 66]. Об этом говорят и нормативные документы Российской Федерации о высшем и среднем образовании. Согласно требованиям последних Федеральных государственных образовательных стандартов, выпускник школы должен уметь применять в полной мере в межличностной коммуникации иностранный язык. Предполагается, что именно владение тем или иным иностранным языком должно обеспечить карьерный рост и эффективное сотрудничество будущих квалифицированных специалистов. В этой связи следует, что основное назначение учебной дисциплины «Иностранный язык» в общеобразовательных учреждениях – формирование и дальнейшее совершенствование иноязычной компетенции [3, с. 727].

Коммуникативная компетенция является базисной, так как именно она заложена в «ядре» всех других компетенций. Разработкой теоретических и практических вопросов развития иноязычной коммуникативной компетенции занимались такие ученые как: И. А. Зимняя, В. В. Сафонова, Е. Н. Соловова и другие. Исследователи трактуют иноязычную коммуникативную компетенцию как: «умение реализовать взаимодействие при помощи языка, то есть излагать свои мысли и делиться ими в разных условиях в процессе общения с собеседниками, верно применять систему языковых и речевых норм, предпочитая коммуникативное поведение, которое вполне подходит для тех или иных условий общения» [8, с. 104], «как способность личности верно толковать для себя и использовать иностранный язык в соответствии с социолингвистической задачей в реальной жизни» [4, с. 74].

В различных источниках можно встретить множество классификаций, образующих коммуникативную компетенцию. Выделяются следующие её элементы: лингвистическая компетенция (знание словарных частей и грамматических правил, которые формируют лексические единицы в сознательные выражения), социолингвистическая (умение учеников пользоваться единицами языковой структуры иностранного языка в соответствующих ситуациях взаимодействия), социокультурная (владение учащимися данными этнокультурного и социального характера), социальная (готовность и возможность общаться с другими людьми), дискурсивная (умение постигать и самому формировать логичные и связные речевые утверждения), стратегическая (компенсаторная) (способность пользоваться всеми возможными приемами общения для достижения совершенствав знании иностранного языка) [9, с. 46].

Формирование и дальнейшее применение всех компонентов коммуникативной компетенции предусматривает улучшение речевых операций. Для осуществления эффективного общения очень важно не просто знать иностранный язык, но и понимать суть предмета обсуждения. Такие знания помогут установить контакт с собеседником. Следовательно, при обсуждении какого-либо вопроса важным является навык общения, который, на наш взгляд, должен развиваться при помощи преподавателя. Именно учитель должен использовать разные формы педагогических технологий на уроке [6, с. 124]. Считается, что дискуссия – наиболее результативный способ обучения иностранному языку. Созданием метода дискуссии занимались многие исследователи –Т. С. Панина, М. В. Кларин, и другие.

В литературе можно встретить различную трактовку термина «дискуссия». Согласно определению Т. С. Паниной, дискуссия – это «публичное рассмотрение или произвольный вербальный обмен мыслями, рассуждениями, взглядами или точек зрения по какому-либо неоднозначному предмету, теме» [7, c. 37].

В мировом педагогическом опыте приобрели распространение ряд способов организации обмена идеями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. М. В. Кларин к их числу относит:

– круглый стол (беседа, в которой «на равных» принимает участие малочисленная группа, во время которой происходит обмен взглядами);

– форум (разговор, в ходе которого группа делится мыслями и вступает в диалог со слушателями);

– симпозиум (формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с докладами, после чего дают ответы на вопросы, заданные другими участниками);

– дебаты (формализованное обсуждение, созданное на основе выступлений представителей двух конфронтирующих групп);

– судебное заседание (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство) [5, c. 118].

Искусство вести дискуссию – является основным навыком, как и умение совместной работы над поставленной задачей. В обучении иностранным языкам чрезвычайно важно благоприятствовать развитию разнообразия всех компонентов коммуникативной компетенции  [2].

Если исходить из психолингвистических особенностей обучения иностранным языкам, то следует не упускать из виду, что предмет речевой деятельности – мысль, поэтому стимулирование мыслительной деятельности является одним из наиболее действенных примеров речетворчества [2].

В настоящее время такая форма общения как дискуссия приобретает особое значение. Содержание данного вида деятельности может быть связано с иными учебными предметами, что будет способствовать формированию у учащихся развитию целостной картины мира. Примечательно, что обучение в форме дискуссий предоставляет уникальную возможность не только расширить знания, но и почерпнуть опыт социального мира, так как при обсуждении открывает различные аспекты происходящего. Таким образом, нельзя не согласиться, что анализ противоположного мнения тоже является толчком к саморазвитию, и именно дискуссия, дебаты позволяют познакомиться с другой точкой зрения.

                                                                   

  

Список используемой литературы

 

  1. Бояркина Л. М. Игра-драматизация как креативный метод обучения английскому языку / Л. М. Бояркина, О. А. Байкова // Евсевьевские чтения. Сер.: Лингвистика и методика: междисциплинарный подход : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения» / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015. – С. 65–69.
  2. Бояркина Л. М. Особенности использования метода дискуссии на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Л. М. Бояркина, А. А. Нелькина // Научное обозрение : электрон.журн. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
  3. Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку / А. Л. Гуркина // Молодой ученый. – 2015. – №12. – С. 726–729.
  4. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. – М. : Русский язык, 1989. – 219 с.
  5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. – Рига : Эксперимент, 1998. – 180 с.
  6. Ковальчук М. А. Интенсивное обучение иностранным языкам в контексте проблемы гуманитаризации образования // Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня. Ч. 1 / Под ред. Г. А. Китайгородской. – М. : НОУ «Школа Китайгородской», 1997. – 229 с.
  7. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина. – М. : ACADEMIA, 2006. – 171 с.
  8. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. – М. : Изд-во НИЦ «Еврошкола», 2004. – 236 с.
  9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е. Н. Соловова – М. , 2002. – С. 46–47.

 


 

Nelkina Anna

student, faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute»

 

 DISCUSSION AS A BASIS FOR THE EFFECTIVE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

 

The article considers the effectiveness of the discussion method in foreign language classes, its forms and classifications of communicative competence.

 

Key words: communicative competence, discussion, classification of communicative competence, discussions forms.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Нелькина А. А., 2017

image_pdfimage_print