СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ РАБОТЫ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Аннотация: В статье рассматривается деятельность муниципальных библиотек как социокультурных институтов современного общества. Проанализирован опыт работы по обслуживанию пользователей муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система для взрослых» г. о. Саранск. Представлены инновационные модели библиотек, позволяющие повысить качество работы с пользователями.
Выпуск: №2 / 2017 (апрель - июнь)
УДК: 027.5
Автор(ы): Булычева Арина Александровна
доцент, кафедра библиотечно-информационных ресурсов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Булычева А. А. Современные практики работы с пользователями в муниципальной библиотеке [Электронный ресурс] / А. А. Булычева // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

button-d

В XXI в. муниципальные библиотеки, как и другие социокультурные институты, вступили в достаточно сложный период своего развития, связанный с инновационными социально-экономическими, куль­турными и технико-технологическими изменениями в обществе и с внутренними трансформационными процессами в организации са­мой библиотеки. Это проявляется в новом представлении об объе­ме, глубине библиотечно-информационной деятельности, эффективности библиотечного обслуживания пользователей, разработке оптимальной модели деятельности муниципальной библиотеки в социокультурной среде и др. Перед муниципальными библиотеками стоят проблемы связанные, прежде всего, с новым статусом библиотек в современном мультикультурном пространстве, с внедрением новых информационных технологий, качественным обслуживанием пользователей. Поэтому, изучение современных практик работы с пользователями библиотек представляется чрезвычайно актуальным направлением современного периода.

Анализ опубликованных работ свидетельствует о том, что проблема изучения библиотеки как многофункционального центра исследуется многими учеными и практиками. С. А. Басов, Т. Ф. Берестова, А. И. Пашин изучают библиотеку с позиции социально-культурной системы, раскрывая систему управления библиотекой, уделяя особое внимание изменению роли библиотек в современном обществе. Взгляд на библиотеку как на своеобразный центр межкультурной коммуникации, в котором формируется модель современной поликультурной личности представлен в работах Н. Б. Голубенко, С. И. Головко.

Большое внимание уделено изучению функций, развитию культурно-досуговой и краеведческой деятельности библиотек в культурном пространстве России, вопросам библиотечного обслуживания мультикультурных сооб­ществ в трудах И. В. Чадновой. Авторы С. Д. Колегаева, М. Ю. Матвеев, И. Б. Михнова, С. Тарасова разрабатывают вопросы создания модельных библиотек  на базе общедоступных библиотек как инструмент модернизации их организационной структуры.

Несмотря на большое количество исследований, остается множество неразработанных проблем в данной области, касающихся деятельности муниципальных библиотек. Цель работы заключается в теоретическом изучении современных практик работы с пользователями библиотек и формировании организационно-функциональной модели деятельности муниципальной библиотеки.

Теоретико-методологические основы исследования. Данная работа выполнена в русле деятельностного подхода к анализу библиотеки как мультикультурного центра. Применялись методологические установки и конкретные приемы структурно-функционального анализа, системный подход к исследованию муниципальной библиотеки, моделированию деятельности муниципальной библиотеки. Основой статьи является совокупность научных знаний теории библиотечного дела, периодические издания, материалы научных конференций, посвященные теоретическим и практическим проблемам современных практик работы с пользователями библиотек. Исследование прикладных аспектов деятельности основывалось на анализе плановых и отчетных документов муниципального бюджетного учреждения культуры (МБУК) «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск.

Методы исследования: статистический метод, сравнительный анализ, анализ документов.

В современном обществе библиотека рассматривается как ос­нова развития главных ценностей личности, гарант развития и про­цветания общества. В последнее десятилетие исследователи уделяют пристальное внимание  проблемам сущности и предназначения библиотек, их миссии, роли в культурном пространстве современности, перспективам их развития.

Исходя из понимания информационного пространства как формы взаимодействия коммуникативной деятельности людей, рассмотрим деятельность муниципальной библиотеки по обслуживанию пользователей на определенной территории.

Ссылаясь на Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках, выделим ключевые задачи, определяющие характер и содержание предоставляемых муниципальной библиотекой услуг:

а) обеспечение доступа граждан ко всем видам общественной информации;

б)предоставление надлежащего информационного обслуживания местным предприятиям, ассоциациям и различным группам специалистов;

в) содействие овладению информационной и компьютерной грамотностью;

г) содействие развитию диалога между культурами и сохранению культурной самобытности и др. [1].

При определении достаточности библиотек, объемов их деятельности для населения, закрепленной за ними территории необходимо использовать совокупность следующих показателей:

– достаточность сети для обеспечения их территориаль­ной доступности населению;

– соотношение количества населения и ресурсного обеспечения библиотечных учреждений;

– соотношение ко­личества населения и основных результатов работы библиотек.

Фенелонов Е. А. справедливо полагает, что одним из важнейших показателей ресурсной обеспеченности служит степень достаточности количества библиотек и их отделе­ний для обеспечения территориальной доступности библиотечного обслуживания всему населению. При оценках уровня этой доступно­сти ранее использовался показатель числа жителей на одну библио­теку. Однако этот показатель не может адекватно отразить достаточ­ность или недостаточность библиотек для той или иной территории. Реальную оценку по этому показателю можно получить, сопоставив данные о количестве и видах библиотек, их отделений, о местах их нахождения с данными о количестве и особенностях расселения жителей, о том, какая именно часть населения на момент оценки прожи­вает на расстоянии свыше 1,5 км (принятый радиус микрорайона) от стационарных библиотек, а также и то, какая часть населения за пределами этого радиуса живет на расстоянии более 0,5 км от ближайше­го отделения стационарной библиотеки или пункта, обслуживаемого библиотекой-автомобилем. Оценить обеспеченность населения другими важными библио­течными ресурсами можно по числу составляющих ее фонд докумен­тов, площади помещений, числу библиотечных работников, числу персональных компьютеров на тысячу жителей, наличию возможности пользования интернетом [2, с. 100].

Для оценки результативности работы библиотеки или библио­течной системы используются данные об установленных контроль­ных показателях (все они с обозначением их количественных значе­ний должны включаться в план работы библиотеки), дополнительных требованиях учредителя, а также данные об уровне их выполнения. Эта информация может касаться пополнения фондов документами, увеличения числа пользователей, объема выдачи документов, коли­чества выданных справок, расширения и ремонта помещений, приоб­ретения оборудования, укомплектованности штата и пр.

На основании анализа значений разных показателей отчета мож­но будет сказать, в какой мере каждый из них выполнен (по процен­ту выполнения плана), каков средний процент выполнения плана по всей совокупности запланированных показателей, сравнить те и дру­гие с данными за прошлый год.

Рассмотрим это на примере МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск. На 01.01.2017 г. в МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск входили: Центральная городская библиотека и 18 библиотек-филиалов, из них – 13 городских и 5 сельских филиалов (таблица 1).

Таблица 1. Плановые показатели и их выполнение МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск за 2016 г.

 

Библиотеки

Читатели Книговыдача Посещения Величина
Фонда
План Факт План Факт План Факт
ЦГБ 6000 6167 100500 103854 33100 34210 30676
Ф-л № 1 3750 3820 75000 80809 21675 22691 23395
Ф-л № 2 1950 1959 44000 44943 12700 12812 29438
Ф-л № 4 2250 2275 45000 46762 10200 10010 29767
Ф-л № 5 3000 3086 52000 53041 16100 16324 30998
Ф-л № 7 4500 4597 88900 90784 25600 25696 32561
Ф-л № 8 4130 4192 76500 77391 21200 21468 21722
Ф-л № 9 1500 1735 30000 34345 11200 11752 16396
Ф-л № 10 3375 3692 69000 78244 18300 19837 25549
Ф-л № 11 1525 1535 30000 36979 11000 12301 20362
Ф-л № 12 1550 1582 35000 37555 12000 13471 18357
Ф-л № 13 850 865 17000 17400 6700 6900 12801
Ф-л № 14 550 557 10000 10100 3600 4188 6535
Ф-л № 15 500 517 10000 12646 3000 3416 16952
Ф-л № 17 2250 2460 45000 52651 15000 15512 23755
Ф-л № 18 2625 2791 46500 47776 13125 13836 10711
Ф-л № 19 500 534 10000 13268 5000 6948 10797
Ф-л № 20 500 500 10000 10072 4000 4272 9993
Ф-л № 21 350 371 6000 6124 1000 1371 57405
Итого 41655 43235 800400 854744 244500 257015 428170

Эталоном результативности может быть, как минимум, 100%-ное выполнение всех плановых заданий. При обобщающей оценке сте­пени выполнения плана, должно учитываться и выпол­нение обязательств учредителя по бюджетному финансированию, а также разного рода непредвиденные обстоятельства, помешавшие нор­мальной работе библиотеки (например, стихийные бедствия и пр.).

Библиотечное обслуживание строится с учетом различий в потребностях и возможностях жителей городов и сельской местности. Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг, которые отражают интересы читателей, ценностные ориентиры и приоритеты. Как показывает анализ планово-отчетных документов МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск, приоритетными задачами деятельности в работе с пользователями являются:

– возрождение, сохранение, распространение и содействие изучению культурно-исторического наследия в читатель­ской среде;

– обеспечение доступа к культурно-историческому наследию на основе использования новых информационно-коммуни­кационных технологий (ИКТ);

– использование электронных ресурсов для расширения ин­формационного культурного пространства и популяризации творчества лучших представителей отечественной литера­туры, а также в целях сохранения истории, культуры, тради­ций;

– позиционирование библиотеки как учреждения, способного влиять на культурную жизнь региона;

– оптимизацию позитивного влияния библиотек на процесс освоения культурно-исторического наследия новыми поко­лениями, формирования у них бережного к нему отношения.

МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск формирует фонд и организует обслуживание пользователей, внедряет и пропагандирует новейшие информационные технологии, обеспечивает доступ в информационные коммуникационные сети. В  библиотеках  МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск тщательно и кропотливо накапливается и систематизируется весь краеведческий материал посредством краеведческого справочно-библиографического аппарата, который включает в себя широкий перечень тематических картотек, многочисленных альбомов и папок по историческому прошлому и современному состоянию края.  С внедрением компьютерных технологий в практику работы библиотек краеведческая картотека дублируется в электронном варианте, что позволяет более качественно и оперативно выполнять справочно-библиографические запросы пользователей краеведческой тематики [3].

В более ранних работах нами было отмечено, что в современных условиях динамичного разви­тия общества повышается роль библиотек как социально-культурных институтов в реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, свободное духовное раз­витие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры [4,5]. В ходе освоения демократических ценно­стей, библиотеки, как и многие другие соци­альные институты, претерпевают качественные изменения. В тандеме «библиотеки и общество» библио­теки – наиболее динамичный элемент. Созданные обществом для собственных нужд библиотеки всегда реагировали на изменения окружающей среды. Но при всей своей активной реакции на внешние изменения, современные библиотеки не во всем удовлетворяют общество. Стремясь доказать свою востребованность и соответствие потребностям современного социума, библиотеки заново осмысливают свое место и роль в быстро меняющемся обществе, ищут пути повышения социальной эффективности своей деятельности.

1990-е гг. отмечены появлением профилированных библи­отек – различных видов библиотек семейного чтения, библиотек–литературно-эстетических центров, библиотек–центров досуга и т. д. Многие из них и сегодня успешно работают в соответствии с выбранным профилем. Среди би­блиотек Республики Мордовия можно отметить МБУК ЦГБС  г. о. Саранск, Темниковского, Зубово-Полянского районов, МО Ковылкино и др. [6]. Решению о профилировании деятельности библиотек должен предшествовать ряд условий: изучение конкретной социокультурной ситуации; анализ ресурсов, которыми располагает библиоте­ка; определение состояния помещения и наличия необходимых площадей; финансовый расчет пред­полагаемых затрат (в том числе на комплектование и организацию фондов, реорганизацию структуры, ремонт, приобретение оборудования и др.); оцен­ка профессиональной пригодности сотрудников; определение возможности привлечения к работе профилированной библиотеки заинтересованных организаций и учреждений.

В МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск многие филиалы пошли по пути профилирования – сочетания уни­версальности с приоритетным направлением в работе, выбранным в соответствии с запросами читателей и творческим потенциалом работников. На 01.01.2017 г. в составе МБУК «ЦГБС для взрослых»  г. о. Саранск действовали 8 специализированных библиотек-филиалов:

– библиотека-филиал № 2 им. Н. К. Крупской – исторический информационный центр (программа «Память»);

– библиотека-филиал № 4 им.   Н. Островского – Библиотека семейного чтения (программа «Читаем и растем вместе»);

– библиотека-филиал №5 – Экологический центр (программа «Человек. Природа. Ци­вилизация»);

– библиотека-филиал № 7 – Би­блиотека «Классика»;

– библиотека-филиал № 8 им. Кириллова – Краеведческая библиотека (программа «Наследие»);

– библиотека-филиал №10 – Центр женского досуга (Культурно­образовательный Центр «Логос», программа «Возраст творчества»);

– библиотека-филиал №17 – Информационно-образовательный центр «Лицей»;

– библиотека-филиал № 18 – Информационно-оздоровительный Центр «Здо­ровье» (программа «Здоровье – залог успеха») [3, с. 4].

Начало этой работы было положено в конце 1980-х гг. При отсутствии финансирования на полноценное комплектование фондов по всем от­раслям знаний стало очень трудно удовлетворять с каждым днем все усложняющиеся запросы чита­телей, особенно по экологии, истории государства, праву, экономике, краеведению и др. Возникла необходимость реорганизовать организационную струк­туру МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск, сделать более гибкой, сочетая в ней универсальные и специализированные филиалы. В основу был положен опыт Кунцевской ЦБС г. Москвы, в составе которой в то время уже действовали библиотека-культурный центр, библиотека-клуб, библиотека семейного чтения, библиотека исторического и духовного возрождения. В определении специализации филиалов МБУК «ЦГБС для взрослых»  г. о. Саранск исходила из образовательного и творческого потенциала библиотечных специалистов, интересов читателей, места расположения библиотеки и т. п. Сотрудники методико-библиографического отдела Центральной городской библиотеки разработали локальную нормативную документацию (положения о профилированных филиалах, программы дея­тельности специализированных библиотек-филиалов). Основное внимание на первом этапе уделялось созданию специализированной части фонда и справочно-­библиографического аппарата, рекламе новых возможностей библиотек. В соответствии с обозначенным направлением были раскрыты фонды на або­нементах. Следующим этапом была разработка со­ответствующих интерьеров. Произошли изменения в подписке: специа­лизированные филиалы выписывали в первую очередь газеты и журналы по своему профилю. Отрабатывались связи с учебными заведения­ми, общественными организациями, средствами массовой информации. Специализированные библиотеки-филиалы проводили радиопере­дачи, организовывали семинары для читателей, воспитателей детских садов, студентов, старше­классников.

Как показал опыт, определенную трудность в организации профилирования библиотек играет слабая материально-техническая база. Отсутствие необходимых достаточных современных технических средств не всегда позволяет создавать и пользоваться электронными базами данных, видео- и аудиоматериалами. Это значительно сужает поле деятельности и востре­бованность специализированных филиалов. К несомненным плюсам можно отнести раз­нообразные формы работы, непохожесть библио­тек, уход от стереотипов. Работа по программам позволяет расширять контакты библиотек с общественными организациями, городскими учреждениями, что дает возможность концентри­ровать силы и ресурсы в нужном направлении. Такие библиотеки-филиалы начинают функционировать как городские специализированные центры, служат школой инновационного опыта по работе с пользователями библиотек. На базе таких библиотек-филиалов проводятся семинары, заседания Совета при директоре и другие мероприятия по распространению опыта работы. У каждой библиотеки, работающей по избранному направлению, появился свой стиль, свой круг пользователей. Это прослеживается и в оформлении, и в формах работы, и в комплекто­вании фонда.

Современный период характеризуется большой конкурентностью других организаций, учреждений по отношению к библиотекам и не всегда в пользу к последним. Многие библиотеки теряют свою популярность. В этой ситуации необходимо прилагать усилия для сохранения библиотек. Они должны выполнять некую особую функцию, отличную от других заведений. Мы считаем, что, необходимо модернизировать не только технологии привлечения пользователей в библиотеку, но и мышление библиотечно-информационных специалистов. Набирает обороты очень привлекательный для библиотек проект «Третье место». «Третье место» – это место, где человеку хочется быть. Помимо библиотек, претенденты на название «третье место» – музеи, кафе, парки, коворкинги и любое другое место в городе. В числе современных практик привлечения пользователей в библиотеки используют такую форму как флешмоб. Флешмоб – это спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий), а затем расходится. Первая подобная акция состоялась 17 июня 2003 г. в г. Нью-Йорке (США), а затем она распространилась на другие страны. Участники такого движения (мероприятия) находят свои ценности в спланированном заранее поведении, а у случайных зрителей возникают неоднозначные чувства: непонимание, интерес  и т. п. Проведению подобных акций предшествует организационный период, в течение которого, как правило, с помощью интернета происходит подготовка и координация действий участников [7]. В библиотеках данное движение, главным образом, нацелено на приобщение социума и отдельных его индивидов самого разного возраста к чтению. В этом случае перед входом в библиотеку или на иных площадках, например, в городском сквере или на улице, сотрудники библиотеки организуют коллективное чтение книг. Такой флешмоб называют «уличным театром» – есть сценарий, сцена (площадка), актеры (мобберы) и ничего не подозревающие о своей роли зрители. При этом практически одновременно исполняется громкое чтение отрывков из любимых произведений.

Активное обсуждение про­блем, связанных с поиском но­вых моделей обслуживания чи­тателей, ведется на страницах специальной периодической печати. В рам­ках Международного фору­ма «Новая библиотека», про­ходившего в Новосибирске в 2013 г., была разработано пя­ть возможных моделей библио­тек, каждую из которых можно представить в совокупности та­ких составляющих, как:

– философия библиотеки;

– функции библиотеки как со­циального института;

– архитектура и единая дизай­нерская концепция;

– профессиональные компе­тенции персонала [8].

Экспертами были предложены следующие возможные модели будущих библиотек: модерни­зированная классическая, кон­гресс-центр культуры, вирту­альное пространство, retail, ме­га. Остановимся на характеристике мегабиблиотеки, т. к. считаем, что именно в такие библиотеки должны преобразовываться муниципальные библиотеки в недалеком будущем. Философия мегабиблиотеки это площадка обес­печения равного доступа всех социальных, профессиональ­ных, культурных, конфессио­нальных и возрастных групп к знаниям и информации, нако­пленным человечеством. Функции библиотеки как со­циального института: центр ин­теллектуального межкультурно­го общения, активный участник в социокультурной жизни тер­ритории. Информационно-коммуни­кативные технологии: в при­оритете развитие мобильных приложений; использование голографических консультан­тов, гидов; создание единой точки доступа к интегрирован­ным информационным мультиформатным ресурсам региона, страны и мира с широкими воз­можностями совместной работы, подключения социальных сетей и сообществ, комментирования и аннотирования контента, использования облачных технологий и сервисов. Архитектура и дизайн: современное здание, сочетающие новые технологии и классику, универсальность и уникальность. Профессиональные компетенции персонала: способность выстраивать эффективные внутриорганизационные коммуникации, готовность к информационному сопровождению и поддержке разноплановых программ и мероприятий, владение одним из иностранных языков.

Для реализации в практике работы МБУК «ЦГБС для взрослых» г. о. Саранск мы предлагаем взять за основу инновационную модель библиотеки Информационного интеллект-центр. Эта модель представляет собой  библиотеку, сочетающую традиционные библиотечные фор­мы работы с широким комплексом электронных информационных услуг. Цель деятельности такой библиотеки – создание информа­ционной, культурной и образовательной среды для интеллектуаль­ного развития населения города, и особенно молодежи, через обес­печение свободного доступа населения к информации и знаниям. Интеллект-центр предлагает услуги, обеспечивающие поиск и до­ступ к общественно значимой информации, а также услуги специа­лизированных служб, способствующих коррекции поведения детей и молодежи, развитию их интеллекта, речи, навыков общения, ин­формационной культуры.

Таким образом, в современных условиях динамичного развития общества повышается роль муниципальных библиотек как социокультурных центров в реализации конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры. Муниципальные  библиотеки выполняют следующие социально значимые функции по отношению к своим пользователям:

– являются надежными собирателями и хранилищами интеллек­туальных богатств общества, зафиксированных в документах;

– представляют собой для большинства граждан наиболее физи­чески и экономически доступные учреждения, позволяющие пользоваться этими богатствами;

– наиболее ощутимо помогают пользователям в комплексном решении образовательных, производственных и личных проблем;

– приобщают пользователей к современным средствам удовлетворения информационных потребностей, все больше превращаются в средство интеграции разных способов полу­чения и использования информации.

  

Список использованных источников

 

  1. Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках [Электронный ресурс] : сайт. – Электрон. дан. – [АО «Кодекс»], 2012–2017 // Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/1200005909.Загл. с экрана.
  2. Фенелонов Е. А. Централизованные библиотечные системы: проблемы эффективности : метод. материалы / Е. А. Фенелонов. – М. : Пашков дом, 2001. – 119 с.
  3. Отчёт Муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная городская библиотечная система для взрослых» за 2016 г. – Саранск, 2017. – 65 с.
  4. Булычева А. А. Публичные библиотеки Республики Мордовия в информационно-образовательном пространстве финно-угорского мира: социальные ориентиры и интеграционные процессы / А. А. Булычева // Интеграция образования. – 2012. – № 3 (68) – С. 78–83.
  5. Булычева А. А. Роль библиотек по сохранению историко-культурного наследия и культурных традиций мордовского народа (на примере Республики Мордовия) / А. А. Булычева // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. – 2012. – № 4 (8). – С. 98–103.
  6. Муниципальные библиотеки Республики Мордовия в 2015 году (цифры, факты, комментарии) / М-во культуры и туризма РМ, Нац. б-ка им. А. С. Пушкина РМ; [сост. Т. А. Куцкая]. – Саранск [б. и.], 2015. – 59 с.
  7. Алешин Л. И. Библиотечные сервисы : науч.-практ. пособие / Л. И. Алешин, М. А. Ордынская. – М. : Литера, 2015. – 304 с.
  8. Тарасова С. Будущее наступает сегодня / С. Тарасова // Библиополе. – 2016. – № 3. – С. 2–5.

 

 


 

Bulycheva Arina

Associate Professor, Department Library and Information Resources, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research Ogarev Mordovia State University»

 

THE MODERN WORK PRACTICE WITH USERS IN THE MUNICIPAL LIBRARY

 

The article deals with activities of municipal libraries as social and cultural institutions of modern society. The author analyzes the experience of user service in the municipal budget culture institution «The Central librarian system for adults» of the city of Saransk. The article presents the innovative model of libraries, which help to improve the quality of user service.

 

Key words: library, user, fund, library and information services, profiling, library service, model, quality.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Булычева А. А., 2017

image_pdfimage_print