КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация: Современные демографические проблемы имеют широкое общественное звучание. К ним обращено внимание правительств и ученых крупнейших стран мира. Изучение законов воспроизводства населения, сложившейся демографической ситуации, понимание характера происходящих изменений на региональном уровне, факторов и перспектив их развития представляют актуальную задачу как с теоретических, так и с практических позиций. Анализ демографической ситуации региона позволяет вывить положительные и отрицательные тенденции в области изменения численности, естественной динамики и структуры населения и предпринять эффективные меры демографической политики.
Выпуск: №1 / 2016
УДК: 314.15.015 (470.345)
Автор(ы): Симатова Елена Валерьевна

магистрант, географический факультет, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева

helenka135@yandex.ru
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Симатова Е. В. Комплексное исследование региональной демографической ситуации: перспективы развития и пути решения [Электронный ресурс] / Симатова Елена Валерьевна // Научное обозрение : электрон. журн. – 2016. – № 1. – Режим доступа: https://srjournal.ru/2016/id8
image_pdfimage_print

button-d

Демографические процессы необычайно разветвлены. Они несут в себе интегральные качества и свойства, обусловленные всей социально-экономической системой. На основе данных процессов можно провести анализ демографической ситуации в регионе, в стране, в мире.

В процессе систематизации отдельных элементов системы воспроизводства населения региона нами была разработана схема исследования региональной демографической ситуации.

Специфика географического исследования региональной демографической ситуации требует выделения в его структуре четырех фундаментальных компонентов [1]:

  • динамический: изучение демографической ситуации в развитии, во времени, в течение определенного периода,
  • количественный: подчеркивает необходимость использования системы взаимосвязанных показателей для оценки демографической ситуации,
  • качественный: оценить (описать или охарактеризовать) региональную демографическую ситуацию, последовательно и поэтапно рассматривая её развитие,
  • территориальный, изучения внутрирегиональной дифференциации демографического развития.

Глубокий анализ каждого из них является необходимым условием для получения полной картины уникального демографического облика региона  [1].

Исследование процессов естественного и механического движения населения, их динамики и уровней представляют собой важнейший компонент характеристики демографической ситуации региона.

Что ждет население Мордовии в новом тысячелетии, каково демографическое будущее республики? Ответить на эти вопросы сложно. Для этого необходимо осознать демографическое прошлое региона, понять особенности и проблемы развития демографической системы социума в XX в. Прошлый век в демографическом плане был особенным для Мордовии. Это проявилось в общей динамике численности населения, в радикальных изменениях, которые произошли в репродуктивном поведении населения, в возрастной и семейной структурах, в увеличении доли городского населения, в миграционном движении. Все эти изменения и будут определять особенности развития населения Мордовии в XXI в.

Говоря о перспективах развития населения, следует отметить, что определяющее влияние на динамику его численности в республике по-прежнему будет оказывать естественная убыль. По проведенному расчету, динамика ее роста сохранится до конца прогнозного периода, а показатель смертности возрастет и составит более 18 %. [3,4]. Темпы снижения численности населения будут одними из самых высоких среди регионов Приволжского ФО. Согласно прогнозу, в 2030 г. численность населения в Республике Мордовия составит 695,9 тыс. чел., в том числе городского – 467,8 (67,2 %) и сельского – 228,1 тыс. чел (32,8 %)  (Таблица 1).

 

Табл.1 Прогноз численности населения Республики Мордовия [2].

Год Все

население, тыс. чел.

В том числе: Доля (%) в населении
городское сельское городского сельского
2020 768,1 402,2 275,9 64,1 35,9
2025 726,9 479,4 247,4 66,0 34,0
2030 682,7 463,0 219,6 67,8 32,2

 

Наличие 23-х муниципальных образований на территории Республики Мордовия усложняет анализ пространственной дифференциации демографической ситуации и предопределяет выявление сходств и различий групп территорий, поиск их типичных и особенных черт.

Проведя анализ тенденций и особенностей территориальной организации естественного воспроизводства населения, выявив различия в региональных демографических процессах и структурах, нами были предложены следующие демографический типы муниципальных образований на территории РМ:

1 тип – районы с относительно благополучной демографической ситуацией;

2 тип – районы с неблагополучной демографической ситуацией;

3 тип – районы с критической демографической ситуацией.

 

В группу территорий первого типа с относительно благополучной демографической ситуацией вошли: ГО Саранск, Зубово-Полянский, Лямбирский, Рузаевский, Ромодановский и Чамзинский районы (Таблица 2).

 

Табл.2 Демографические показатели районов 1-ого типа

Муниципальные Образования Доля в числен-ности населения, % ОКР, ‰ ОКС, ‰ Естественная убыль, ‰ Доля женщин репродуктивного возраста, % Коэффициент депопуляции,
ГО Саранск 41 11,0 11,8 -0,8 25,2 1,1
Зубово-Полянский 6,9 8,1 12,8 -4,7 24,4 1,5
Лямбирский 4,2 9,2 13,1 -3,9 22,1 1,4
Ромодановский 2,4 13,3 16,4 -3,1 20,1 1,2
Рузаевский 8 11,1 14,5 -3,4 22,3 1,3
Чамзинский 3,8 12,0 16,1 -4,1 20,1 1,3

 

Общими характеристиками для группы выступают:

— значительные доли лиц трудоспособного и женщин детородного возраста;

— повышенные величины общего коэффициента рождаемости и пониженные – общие коэффициенты смертности, коэффициентов смертности лиц трудоспособного и старше трудоспособного возраста, коэффициент смертности от внешних причин;

— невысокая естественная убыль и относительно низкий коэффициент депопуляции.

Демографическая ситуация, названная неблагополучной, сложилась в Инсарском, Кадошкинском, Торбеевском районах (Таблица 3).

 

Табл.3 Демографические показатели районов 2-ого типа

Муниципальные Образования Доля в численности населения, % ОКР, ‰ ОКС, ‰ Естественная убыль, ‰ Доля женщин репродуктивного возраста, % Коэффициент депопуляции,
Инсарский 1,6 9,2 16,9 -7,7 17,9 1,8
Кадошкинский 0,89 11,0 18,1 -7,1 17,8 1,6
Торбеевский 2,4 9,2 15,5 -6,3 22,4 1,7

 

В целом для территорий 2 типа характерно:

— несколько выше среднего коэффициенты рождаемости и показатели смертности;

— повышенные показатели естественной убыли населения;

— пониженные доли лиц трудоспособного и женщин детородного возраста.

Критическая демографическая ситуация сложилась в Ардатовском, Атюрьевском, Атяшевском, Большеигнатовском, Большеберезниковском, Дубенском, Ельниковском, Ичалковском, Ковылкинском, Кочкуровском Краснослободском, Старошайговском, Темниковском, Теньгушевском муниципальных районах (Таблица 4). Хотя удельный вес совокупного населения данного типа в общей численности населения составляет 28,4 % (231,1 тыс. чел), в эту группу попало наибольшее количество муниципальных районов республики.

 

Табл.4 Демографические показатели районов 3-его типа

Муниципальные образования Доля в численности населения, % ОКР, ‰ ОКС, ‰ Ествест-венная убыль, ‰ Доля женщин репродуктивного возраста, % Коэффициент депопуляции,
Ардатовский 3,3 8,5 18,6 -10,1 18,8 2,2
Атюрьевский 1,1 7,3 17,7 -10,4 19,3 2,4
Атяшевскийй 2,3 9,4 19,6 -10,2 16,6 2,1
Б.Березниковский 1,6 8,6 23,9 -15,3 16,1 2,7
Б.Игнатовский 0,9 7,4 18,1 -10,7 18,8 2,4
Дубенский 1,5 10,4 21,3 -10,9 14,2 2
Ельниковский 1,3 7,1 16,6 -9,5 18,5 2,3
Ичалковский 2,3 10,0 19,1 -9,1 18,4 1,9
Ковылкинский 5 8,6 17,1 -8,5 21,7 1,9
Кочкуровский 1,3 8,8 20,4 -11,6 19,6 2,3
Краснослободский 3 9,2 17,9 -9,4 19,1 2,1
Старошайговский 1,57 10,3 19,7 -9,4 20,6 1,9
Темниковский 1,86 9,5 22,9 -13,4 14,8 2,4
Теньгушевский 1,36 8,1 20,2 -12,1 22,4 2,5

 

Общие характеристики муниципальных образований 3 типа:

— низкий общий коэффициент рождаемости, высокие коэффициенты смертности населения, повышенные уровни смертности от внешних причин;

— коэффициент естественной убыли выше среднего значения по республике;

— значительно пониженная доля детей, лиц трудоспособного и женщин детородного возраста.

В итоге проделанного исследования мной было проведено распределение муниципальных образований РМ по трем типологическим группам, отражающим различные типы сложившейся демографической ситуации. Также была составлена сводная типологическая таблица  и картосхема типологии демографической ситуации (Рис.1).

С учетом сложившихся экономических, социальных, экологических, демографических, миграционных и расселенческих ситуаций, а также проблем и тенденций социально-демографического развития Республики Мордовия нами были сформулированы следующие цели региональной демографической политики [5]:

1) формирование стабильного населения главным образом в центрах региональной системы расселения;

2) создание дополнительных рабочих мест и обеспечение эффективной занятости населения как в городской, так и в сельской местности;

3) повышение миграционной привлекательности, достижение эффективного управления миграцией, создание потенциала роста внешней миграции;

4) формирование новых репродуктивных ценностей и демографического поведения населения на основе реализации права выбора репродуктивного поведения;

5) необходимость создания и поддержания оптимального уровня рождаемости;

6)  снижение смертности населения, в том числе младенческой;

7)  необходимость уменьшения загрязнений природной среды;

8) совершенствование качественных характеристик населения: сокращение действия таких социальных факторов, как алкоголизм, наркомания, преступность, и усиление качественных характеристик – здоровья, образования, квалификации, ожидаемой продолжительности жизни, социальных отношений [4];

9) сохранение достижений по экологии и благоустройству жизни в республике, исправление ситуации в районах республики.

simatova

Рис.1 Комплексная оценка демографической ситуации в Республике Мордовия

 

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, для достижения этих условий необходимо [6]:

  1. Разработать специальную просемейную демографическую политику. Ее целью должно стать возрождение и укрепление семьи как основного социального института.
  2. Современный социум должен укреплять и воспроизводить семейные ценности.
  3. Разработать политику, направленную на преодоление депопуляции как социально-демографического явления.
  4. В проведении экономических и социальных реформ необходимо учитывать, в первую очередь, интересы семьи и воспроизводства населения.
  5. Не следует семейные и демографические проблемы напрямую связывать с последствиями радикальной экономической реформы. Падение уровня жизни многих семей и особенно многодетных, негативные последствия социально-экономического кризиса скорее наложились на долговременные неблагоприятные тенденции демографических и семейных изменений.
  6. Требуются значительные усилия по созданию учреждений социальной защиты семей, в первую очередь, от нищеты, увеличение материальной помощи семьям, имеющим детей. Пока помощь государства является очень скромной и не компенсирует падение уровня жизни большинства семей.
  7. В социальной политике приоритетным объектом должны быть дети, а не пенсионеры или беженцы.
  8. Власти должны иметь четкое представление о долгосрочном характере демографической и семейной политики.
  9. В настоящее время самым массовым типом семьи стала нуклеарная семья с одним-двумя детьми. Региональные власти поддерживают этот модальный тип семьи и своей так называемой семейно-демографической политикой многообразие семейных структур свели до тотальной малодетности. Власти должны ориентироваться на многопоколенные семьи с тесными родственными связями или нуклеарные семьи с несколькими детьми.
  10. Должна быть принята подлинная демографическая политика, которая в содержательном плане не должна ограничиваться только материальной помощью бедным. Подлинная демографическая политика должна гарантировать преодоление депопуляции и ее последствий и обеспечение устойчивого воспроизводства населения.
  11. Необходимо выработать основные принципы демографической политики, которые бы отражали: независимость семьи от государства, свободу выбора родительства, социального участия и др.
  12. Необходимо выработать цели демографической политики. Долгосрочной целью демографической политики должно быть преодоление депопуляции и ее последствий, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Краткосрочной целью демографической политики должно быть возрождение среднедетной семьи (не менее трех детей). Для этого в рамках демографической (социальной) политики необходимо усилить социальную поддержку семей, которые находятся на стадии репродуктивного родительства. Чаще всего именно молодые семьи с детьми сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывают экономические проблемы, стрессы, часто ведущие к распаду семей [7].

Одной из основных проблем семьи в регионе является низкий уровень денежных доходов и материальной обеспеченности. Большинство других проблем можно считать производными, вытекающими из сложного материального положения. Поэтому и проблемы демографической ситуации во многом связаны с низким уровнем и качеством жизни населения. В связи с этим деятельность региональных властей в рамках действующей демографической политики направлена на повышение денежных доходов и материальной обеспеченности семей.

Другой сферой деятельности является укрепление духовно-нравственных основ семьи. Важным направлением региональной демографической политики является укрепление авторитета и поддержки института семьи и базовых семейных ценностей. В республике ведется популяризация семейных ценностей, позитивные примеры культа семьи широко освещаются в средствах массовой информации, проводятся научно-практические конференции, различные культурные мероприятия [8].

Но, к сожалению, среднедетная семья в республике не принята как главная цель долгосрочной демографической политики. На первом плане как у федерального, так и у регионального правительства – социальная защита семей от нищеты и бедности. Для решения глобальных и региональных демографических проблем такой подход явно недостаточен. Особенно в настоящее время, когда так обострились демографические и семейные проблемы.

В качестве практического шага разработаны программы «Семья Мордовии», «Городская семья», «Дети Мордовии» и др.

Но данных программ недостаточно! Прогнозы неутешительные. Нужно приложить больше усилий для создания условий для благополучной жизни детородящего населения республики и создания условий беспечной жизни в будущем. Нужно, чтобы жители республики не беспокоились за личное благосостояние и благосостояние своей семьи в ближайшем и далеком будущем. Нужно создать все условия и продемонстрировать эти преимущества для жизни именно в Республике Мордовия!

 

Список использованных источников 

  1. Быков Н. И. Комплексное исследование региональной демографической ситуации: автореферат диссертации / Н. И. Быков, А. А. Еремин. – Барнаул : Азбука, 2010. – 11 с.
  2. Статистический ежегодник Республики Мордовия : стат. бюл. / Госкомстат РМ. – Саранск, 2015. – 467 с.
  3. Логинова Н. Н. Население Республики Мордовия : геодемографическая ситуация, динамика и структура : монография / Н. Н. Логинова ; науч. ред. А. М. Носонов. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 100 с.
  4. Логинова Н. Н. Динамика численности населения и социально-демографическое развитие Республики Мордовия // Вестник Мордовского университета. – 2008. – № 1. – С. 51–54.
  5. Эколого-климатические и демографические изменения в регионах компактного проживания финно-угорских народов России / Меркулов П. И., Логинова Н. Н., Меркулова С. В., Сергейчева С. В. // Картография и геодезия в современном мире : материалы второй Всерос. науч.-практ. конф, Саранск, 8 апр. 2014 г. – Саранск, 2014. – С. 106–113
  6. Население Республики Мордовия: геодемографическая ситуация, динамика и структура : монография / Логинова Н. Н. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 100 с.
  7. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351. – Режим доступа: www.consultant.ru.
  8. Семина И. А. Пространственный анализ и оценка социально-экономического развития региона : монография / И. А. Семина, А. М. Носонов, Н. Н. Логинова ; под ред. А. М. Носонова, И. А. Семиной. – Саранск : Изд-во Мордовского университета, 2014. –228 с.

 


 

Simatova Elena

master student, Faculty of Geography, National Research Ogarev Mordovia State University

helenka135@yandex.ru

 

COMPREHENSIVE STUDY OF REGIONAL DEMOGRAPHIC SITUATION: DEVELOPMENT PROSPECTS AND SOLUTIONS

Contemporary demographic problems have a wide public resonance. Governments and scientists of the largest countries in the world pay attention to them. The study of population reproduction laws, the current demographic situation, the comprehension of nature of changes at the regional level and factors and prospects of their development represent this actual problem of both theoretical and practical positions. The analysis of the demographic situation in the region allows to identify positive and negative trends of changes in numbers, natural dynamics and population structure and to conduct the effective demographic policy.

 Keywords: region, Republic of Mordovia, population, natural movement, the demographic situation, typology, demographic policy.


© АНО СНОЛД «Партнёр», 2016

© Симатова Е. В., 2016

 

image_pdfimage_print