К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ДИДАКТИКИ

Аннотация: Ранее понятия «дидактика» и «педагогика» рассматривались в качестве синонимов. Автор рассматривает историю вопроса, детально анализирует религиозно-педагогический подход Яна Амоса Коменского и опыт других теоретиков дидактики. Делается вывод о том, что сегодня дидактика представляет собой автономную науку, психологическое и эпистемологическое отражение которой, может стать основой образовательной практики.

Ключевые слова: отрасли педагогики, дидактика, общая дидактика, Ян Амос Коменский, религиозное воспитание, модификация образования.
Выпуск: 4/2021
УДК: 37.026
Автор(ы): Марьин Евгений Владимирович
кандидат юридических наук, доцент, кафедра земельного права и государственной регистрации недвижимости, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК), г. Москва
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Марьин Е. В. К вопросу о современном понимании дидактики / Е. В. Марьин. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2021. – № 4. – URL: https//srjournal.ru/2021/id319/
image_pdfimage_print

В начале 1980-х годов существовала некоторая путаница между понятиями «педагогика» и «дидактика». Они часто использовались как практически полные синонимы. При этом чаще всего использовался термин «педагогика». Сегодня есть возможность провести различия между этими двумя понятиями.

В 1986 году термин «дидактика» получил признание с созданием Международной ассоциации по развитию исследований в области дидактики родного языка, которая объединила специалистов со всего мира в данной дисциплине. До сих пор он считается многозначным. Определение дидактики, которое представляется наиболее приемлемым, было бы следующим: «образовательная дисциплина, целью которой является планирование, контроль и регулирование образовательной ситуации» [2, c. 137]. Это обосновано тем, что в дидактике различают:

  • планирование стратегий преподавания – обучения;
  • реализация этих стратегий по целям;
  • обращение к тому, что работает или к тому, что работало менее хорошо с целью пересмотра или регулирования практики, стратегии, методов, процессов и т.д.

Дидактика оперирует категориями методологии и методов [1, c. 17]. Иными словами, дидактика делает акцент на содержании и отношении к преподаванию и обучению, что является определяющим для нее. Действительно, дидактика строилась за счет заимствований из разных областей. Основы дидактики базируются на концепциях и методах, существующих в лингвистике, педагогике, когнитивной психологии и социологии и других науках. Именно на этом и фокусируется дидактическая рефлексия, цель которой состоит в том, чтобы основывать образовательные практики не на традициях, или эмпиризме, а на рациональном подходе ко всем механизмам, участвующим в передаче знаний. Таким образом, мы отдаем предпочтение когнитивным аспектам, задействованным в процессе обучения [3, c. 209].

Как было упомянуто выше, в решении своих задач дидактика использует достижения многих наук, таких как психология, социология, методика преподавания, философия, информатика.

Методологическая основа дидактики – теория познания, которая занимается источниками, закономерностями, формами и методами познания окружающей действительности, т. е. сфера исследований философии. Действительно, определенные философские представления служат опорой в разработке личностно ориентированного подхода к обучению [4, c. 242].

С социологией дидактику связывает изучение законов функционирования и развития общества, отношений между различными социальными общностями или группами с различным социальным статусом.

Опираясь на данные психологии и учитывая возрастные особенности обучающихся, осуществляется формирование целей и задач обучения. Знания о процессах усвоения, запоминания, умственного развития помогают развивать навыки самостоятельного мышления, приобрести, овладеть и совершенствовать те или иные учебные умения [2, c. 135].

Закономерно возникает вопрос о возможности существования общей дидактики и дидактики конкретных дисциплин. Общая дидактика будет рассматривать механизмы обучения независимо от содержания соответствующих знаний, в то время как внутридисциплинарная дидактика будет исследовать конкретные проблемы, возникающие при передаче знаний в области, имеющей собственное содержание и организацию (например, история, математика, правоведение и т. д.).

В педагогическом процессе важное место занимает процесс обучения, задачей которого является передача знаний, умений и навыков, а также формирование личностных качеств человека. Все это помогает людям адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.

Для правильной и чёткой организации обучения, необходимо тщательно проработать основы теории при организации обучения – его закономерности, принципы, методы и т. д. Дидактика – есть часть педагогики, которая занимается изучением этих основ.

В Толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова понятие «дидактика» представлено как произошедшее от греческих слов «didaktikos» – поучающий, относящийся к обучению и «didasko» – изучающий». Это отдел педагогики, в котором излагаются общие методы обучения.

Согласно Большой советской энциклопедии, «дидактика (от греч. didaktikós – поучающий, относящийся к обучению) – часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Мнение о дидактике как о науке было изложено немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571–1635) в труде «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия» («Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii»). Он был сторонником природосообразного обучения, но не придавал особой важности активности учащихся в учебном процессе и ориентировался  при этом на сформулированные им самим правила. Ратке считал дидактику искусством обучения [2, c. 136].;

Но более детальное раскрытие идеи дидактики получили в трудах Яна Амоса Коменского. Уделим внимание этому педагогу и его книге «Didactica magna» («Великая дидактика»). Чешский философ 17 века, воспитанный в гуситской религии, Коменский, вдохновленный искренним религиозным чувством, предлагает набор мыслей, направленных на то, чтобы научить всех детей, независимо от пола или социального класса, поскольку человек создан по образу и подобию Божьему, и что он должен приближаться к своему Творцу, чтобы не пренебрегать просвещением. С помощью структурированного и систематического подхода, подкрепленного многочисленными примерами, взятыми из природы, он развивает идею принципа образования, направленного на передачу полезных знаний наиболее эффективным образом, не опуская христианского нравственного строительства и не упуская из виду практический аспект знания. На содержание книги наложили отпечаток особенности исторического периода и религиозное понимание процесса обучения и воспитания [5, c. 154].

Коменский признавал три источника познания – чувства, разум, веру. При этом он различает три ступени познания – эмпирическую, научную, практическую. Конечно, надо учитывать, что Коменский жил в то время, когда считалось, что, живя на земле, человек должен подготовиться к вечной жизни. Он делает вывод, что можно управлять педагогическим процессом. «Человека, если он должен стать человеком, необходимо воспитывать и обучать», – писал великий педагог. Обучение должно начинаться в раннем возрасте по разным причинам. Он называет те науки, из которых должны даваться знания – арифметика и география, астрономия и история, грамматика и риторика, музыка и поэзия (литература). Именно им были указаны «кратчайшие пути обучения», точнее то, что сейчас называется классно-урочной системой образования. Он предложил систему наказаний и поощрений учеников, устройство школ в соответствии с возрастом учеников. Полное образование он предлагал заканчивать к 24 годам [5, c. 156].

Коменский считает свободу и радость жизни законным состоянием человека, целью, к которой его должно направить образование. Стержнем всей его работы является улучшение условий жизни людей, чтобы привести их к этому состоянию свободы, радости и счастья – вот идея, которая поддерживает его, когда он пишет свою «Didactica magna».

Он полагал, что всему, что человек должен знать, его нужно обучать. Все, чему ты обучаешь, ученикам необходимо преподносить как вещь, приносящую пользу, и делать это с учетом причинных связей. Обучение должно вестись прямо, сначала в общем виде, а затем — по частям, более подробно и последовательно. Для более глубокого понимания изучаемого предмета на каждом этапе изучения необходимо сосредоточивать внимание на чем-то одном. При этом нужно хорошо передавать различия между изучаемыми вещами и останавливаться на изучении того или иного предмета до тех пор, пока он не будет понят.

То есть, обучение заключается не в том, чтобы наполнять сознание ученика общепринятыми мнениями и готовыми представлениями, а в развитии его интеллекта, рассуждений и суждений, которые позволят ему думать самостоятельно. Другими словами, ученик должен научиться исследовать и познавать вещи в себе, а не по наблюдениям, которые другие сделали бы за него [5, c. 154].

С течением времени терминологический состав науки дидактики расширился за счет других наук. Из философии пришло понятия: «содержание и форма», «общее и особенное», категории методологии и методов. Многие общедидактические термины взяты из психологии – «умения», «навыки», «мотивы», «направленность», «мыслительная деятельность в обучении», «восприятие учебного материала» и другие. Таким образом, в дидактике отразился широкий спектр межпредметных связей.

 

Список использованных источников

 

  1. Ибрагимов Г. И. Современные проблемы дидактики профессиональной школы // Казанский педагогический журнал. 2013. № 5 (100). С. 10–26.
  2. Кошкина Е. А. Проблема классификации дидактической терминологии в отечественной педагогике // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 133–140.
  3. Питерскова Т. А. Сущность ключевых понятий немецкой системы непрерывного профессионального образования «Педагогика высшей школы» и «Дидактика высшей школы» // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 208–211.
  4. Поляруш А. А. Дидактическая система формирования мышления в образовательном процессе на основе диалектического подхода // Образование и право. 2019. № 9. С. 237–243.
  5. Янутш О. А. О понятиях «культура» и «образование» в работе Я. А. Коменского «Великая дидактика» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 152–157.

 

Maryin Evgenii

PhD, Associate Professor,Department of Land Law and state registration of real Estate,Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow State University of Geodesy and Cartography» (MIIGAiK), Moscow

 

ON THE QUESTION OF THE MODERN UNDERSTANDING OF DIDACTICS

 

Abstract: Previously, the concepts of «didactics» and «pedagogy» were considered as synonymous. The author viewes the history of the issue, analyzes in detail the religious and pedagogical approach of Jan Amos Komensky and the experience of other theorists of didactics. He concludes that today didactics is an autonomous science and its psychological and epistemological reflection can become the basis of educational practice.

 

Keywords: branches of pedagogy, didactics, general didactics, Jan Amos Komensky, religious education, modification of education

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021

© Марьин Е. В., 2021

image_pdfimage_print