СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОНТРОЛЬ РЕЦЕПТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье приводится система заданий, направленных на контроль рецептивных видов речевой деятельности (чтение, аудирование), предлагаются критерии их оценивания.

Выпуск: №2 / 2019 (апрель - июнь)

УДК: 372.881.111.1

Автор(ы): Мошнина Анжела Валерьевна
студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Мошнина А. В. Система заданий, направленных на контроль рецептивных видов деятельности на уроке английского языка в средней школе [Электронный ресурс] / А. В. Мошнина // Научное обозрение : электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

 

Одним из условий успешного овладения иноязычной коммуникативной компетенцией является приобретение обучающимися навыков и умений в речевой деятельности.

В первую очередь особое внимание в процессе обучения рецептивным видам речевой деятельности должно быть уделено аудитивным навыкам и умениям, так как качество понимания обучающимися информации на слух в значительной степени способствует успешному иноязычному общению. Однако в группе обучения рецептивным видам речевой деятельности в школе ведущим является чтение, так как основным средством обучения иностранному языку в большинстве случаев выступает текстовый материал.

Выявление уровня сформированности у обучающихся навыков и умений в данных областях осуществляется посредством контролирующей деятельности, реализуемой педагогом.

В связи с тем, что зачастую учебно-методические комплексы содержат недостаточное количество заданий, вызывающих интерес у обучающихся, мы предлагаем собственную систему заданий, направленных на контроль перечисленных видов речевой деятельности. Предполагается, что представленные задания носят индивидуальный характер.

Итак, при изучении темы Daily Life (учебное пособие «Английский язык. V класс», авторы И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева [1]) примерами контролирующих заданий навыков и умений чтения с пониманием основного содержания (изучающего) могут быть следующие (по тексту “Peter’s holiday”  [1, с. 26]):

– Заполните пропуски, используя слова из таблицы.

  1. Say if the statements below true or false. Correct the false ones.

Example: Mrs. Gray liked art and ballet. music

  • Peter’s father worked in a museum.
  • Peter succeeded at school.
  • There was a cupboard, a white fridge, a cooker and a sink in the kitchen.
  • Peter adored water.
  • It was very difficult to get both cold and hot water in the country.

 

– Прочитайте текст и найдите в нем слова, соответствующие описаниям ниже.

  1. Read the text and find out the words which mean:
  • an electrical equipment which you use to collect dust or small particles from the floor or carpet;
  • the place which lets you light a fire right in the house;
  • a man’s working place;
  • a room where people usually have a bath or take a shower;
  • a piece of glass which lets you see your own reflection.

Для контроля навыков и умений ознакомительного чтения учителем могут быть, к примеру, использованы следующие задания:

– Подобрать ключевые слова к прочитанному тексту [2, с. 207].

  1. Decide which of the phrases are related to the context of the text:
be in the mountains     have a rest      dislike water

stay at a hotel       spending time with the family      modern conveniences

 

– Из предложенных вариантов ответа выбрать один правильный:

  1. Choose the right answer:

1) Mr. Gray worked in:

a) a bank;
b) a school;
c) a restaurant.

2) What was Peter’s mother interested in:

a) art;
b) dancing;
c) singing.

3) The family wished to spend summer:

a) abroad;
b) in the city;
c) in the country.

4) The Grays were going to stay in the country:

a) for one weekend;
b) for two weeks;
c) for a month.

5) What facility was not there in the house?

a) gas;
b) electricity;
c) water.

Контролирующими заданиями навыков и умений поискового чтения могут выступать задания типа:

– Установите, каким персонажам присущи указанные действия.

  1. Find out who:
  • spent much time at work:
  • studied good at school;
  • said there was no water in the house;
  • intended to spend summer in the country;
  • went to the county for two weeks.

 

– Определите, кому из действующих лиц принадлежат следующие реплики.

  1. Match the person from the first column with the line in the second one.
 

Peter

Mrs. Gray

“I haven’t found a bathroom. Where is it?”

“That is going to be a very nice holiday indeed!”

“We’re going to stay here for fourteen days.”

“It’s very difficult to get water here.”

 

В свою очередь, задания, направленные на контроль аудитивных навыков и умений обучающихся, также были разработаны на базе УМК «Английский язык. V класс» авторов И. Н. Верещагиной, О. В. Афанасьевой [1], а именно аудиотексте Things used to be different many years ago”, изучаемого в рамках темы The world around us. Так как данные задания характеризуются более высоким уровнем сложности, рекомендуем учителю использовать их при осуществлении контролирующих мероприятий в качестве дополнительных.

Задания, направленные на контроль навыков и умений аудирования, предполагающего полное понимание содержания, могут выглядеть следующим образом:

  1. Say if the statements true or false.
  • Mary Baker worked as a nurse before she became a writer.
  • Mary has written more than fifteen books since her childhood.
  • Mary has always been interested in the way of life in the past.
  • She moved from the capital city to the village in the country.
  • The lifestyle of the past differs from current one.
  1. Answer the following questions:
  • How many books has Mary Baker written in the past fifteenth years?
  • Where did she work in London?
  • Why does Mary prefer living in the country?
  • What has she always been curious about?
  • Why didn’t people from the past buy any food?

Для контроля навыков и умений аудирования с пониманием основного содержания ученикам можно предложить из ряда картинок выбрать ту, которая верно изображает род занятий героини прослушанного текста:

  1. Choose the picture which describes what Mary Baker does for living.

 

– Выбрать правильный вариант из предложенных для завершения предложений.

  1. Complete the sentences with the right variant.

1) Mary Baker’s occupation is _______.

a) a writer;
b) a reader;
c) a rider.

2) Mary Baker began to write when she _______:

a) worked at the hospital;
b) got married;
c) was a girl.

3) Now Mary writes _________:

a) poems;
b) historical novels;
c) short stories about animals and birds.

4) Living in the country gives Mary an opportunity_______:

a) to spend much time with grandchildren;
b) to write her history book;
c) to work in the garden every day.

5) People in the past used to______:

a) travel by automobiles and planes;
b) learn the time by watches;
c) grow much food by themselves.

В качестве контролирующих заданий умений и навыков аудирования с выборочным пониманием, например, обучающиеся могут после прослушивания текста заполнить пропуски:

  1. While listening complete the sentences below:
  • I have written ______books in the past ______years.
  • I used to write poems and ______stories about birds and animals.
  • I used to live and work in the capital city, one of the_____cities of England.
  • Now I prefer the ______of the country.
  • I write ______novels now.
  • They used to ______by the sun.

 

– Соотнесите действующее лицо в тексте и его действия.

  1. Match the persons with their activities.
 

 

Mary Baker

 

People from the past

didn’t buy food but grew most of it themselves;

used to write a lot while studying at the medical college;

didn’t use to travel in cars and planes;

used to work as a nurse;

used to tell the time by the sun;

used to write poems and short stories;

used to live and work in the capital city.

 

Так как итогом любой контролирующей деятельности является оценка либо, в нашем случае, отметка, оценивание представленного комплекса контролирующих заданий мы предлагаем осуществлять посредством системы оценки, взяв за основу критерии традиционной пятибалльной шкалы, которые подобны критериям контроля сформированности коммуникативных навыков и умений.

Таким образом, при контроле заданий по чтению рекомендуется обращать внимание на полноту передачи содержания текста, а также точность перевода. Оценка «5» (отлично) выставляется, если выполнено от 91 до 100% задания, оценка «4» (хорошо) – при выполнении 76–90%, оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет 55–75%. Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет менее 50% или при его выполнении неоднократно искажался смысл высказывания.

При контроле заданий по аудированию оценка «5» (отлично) выставляется, если выполнено от 80 до 100 % задания, оценка «4» (хорошо) – при выполнении 70–80 %, оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет 50–70 %. Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется, если объем выполненного задания составляет менее 50 % или при его выполнении неоднократно искажался смысл высказывания. Более подробно критерии оценивания заданий по аудированию представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Аудитивные речевые умения

Степень понимания текста Количество смысловых ошибок (искажение, опущение, добавление информации) при ответе на вопросы к прослушанному тексту Количество грамматических ошибок Отметка
Полное понимание (90–100% содержания) 1 1 5
Понято более 70% содержания 2 2 4
Понято более 50% содержания 2 4 3
Понято менее 50% содержания более 3 более 5 2

 

Таким образом, контроль речевых навыков и умений обучающихся является важнейшей частью образовательного процесса. Разработанный нами комплекс заданий, направленных на контроль рецептивных видов речевой деятельности (чтения и аудирования) может использоваться на уроке в качестве основного и дополнительного материала и быть особенно полезным для учителей, выстраивающих обучение языку на материалах УМК «Английский язык. V класс» (авт. И. Н. Верещагина и О. В. Афанасьева). Он позволит учителям английского языка получить более полную и объективную оценку уровня сформированности рецептивных речевых умений обучающихся.

 

  

Список использованных источников 

 

  1. Верещагина И. Н., Афанасьева О. В. Английский язык. V класс : учебник для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ.яз. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. М. : Просвещение, 2013. 174 с.
  2. Научно-методическое сопровождение дополнительного лингвистического образования школьников : монография / под ред. Т. В.  Адамчук ; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2017. 164 с.

 


 

Moshnina Anzhela

student, faculty for foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute», Saransk

 

THE SYSTEM OF TASKS DESIGNED TO CONTROL RECEPTIVE SPEECH ACTIVITIES AT AN ENGLISH LESON IN THE SECONDARY SCHOOL

  

The article includes the system of tasks designed to control receptive speech activities, namely reading and listening and deals with the criteria of their valuation.

 

Keywords: control, criteria of valuation, receptive speech activities, secondary school, English lesson

 

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Мошнина А. В., 2019