«ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье анализируются содержательные и методические особенности преподавания дисциплины «Основы буддийской культуры» в современной российской школе. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования данного учебного предмета.
Выпуск: №2 / 2019 (апрель - июнь)
УДК: 37.016:294.3(045)
Автор(ы): Мартыненко Александр Валентинович
доктор исторических наук, профессор, кафедра отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Москвитина Мария Алексеевна
студентка факультета истории и права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Мартыненко А. В. «Основы буддийской культуры» в современной российской школе [Электронный ресурс] / А. В. Мартыненко, М. А. Москвитина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2019. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется в нашей стране в рамках нескольких дисциплин, одной из которых является курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту – ОРКСЭ), который преподается в школах с 1 сентября 2012 г. Данный курс основан на неконфессиональной, но светской модели религиоведческого образования, для которой в качестве образца была взята модель Федеративной Республики Германия (несмотря на принципиальное отличие законодательно закрепленных отношений церкви и государства в ФРГ и в РФ). ОРКСЭ является учебной дисциплиной и имеет тот же статус, что и другие предметы [2].

Необходимо признать, что сама возможность преподавать в школе религиозную (в том числе буддийскую) культуру появилась только в последние десятилетия, поскольку в советский период религия из школьного курса буквально выхолащивалась (так, в СССР на уроках литературы умудрялись преподавать Достоевского вне контекста христианской культуры!), а если и упоминалась, то исключительно с позиций «научного атеизма». Таким образом, необходимость появления в постсоветской российской школе назрела давно, и, казалось бы, остается удивляться тому обстоятельству, что «основы религиозных культур» появились в школьных программах не в 1990-е и даже не в 2000-е, а только в 2010-е годы, фактически – в течение нынешнего десятилетия.

Однако эта ситуация вполне объяснима тем, что в российском социуме на протяжении всех трех постсоветских десятилетий идет весьма острая полемика по двум вопросам. Первый вопрос – надо ли в принципе преподавать религиозную культуру в школе детям. Не стоит забывать, что своеобразным наследием ушедшей советской эпохи является наличие в нашем обществе значительного числа людей с атеистическими взглядами – именно они и выступают против любой формы «внедрения» религии в образовательный процесс, даже если речь идет о культурологическом и религиоведческом подходе. Второй вопрос – это приоритет в преподавании православной культуры в школе как культуры самой влиятельной конфессии страны, конфессии большинства, то есть Русской православной церкви. Вполне естественно, что против такого подхода выступают мусульмане, буддисты, иудеи и представители других конфессий России, отстаивая право учить своих детей не православной, а именно «своей» религиозной культуре. Собственно, в этих спорах и родился проект ОРКСЭ, который, по сути, является не чем иным, как компромиссным решением проблемы.

ОРКСЭ – это культурологический курс для всех: верующих, атеистов и тех, кто не определил себя по отношению к религии. Его целью является ознакомление детей с той или иной религиозной культурой, а не навязывание ребенку тех или иных религиозных убеждений и мировоззренческих установок. Принципы методики преподавания ОРКСЭ имеют достаточно универсальный характер. В их основе, в частности, лежит признание и реализация прав каждого человека на выражение собственных убеждений и мнений. Для ОРКСЭ это особенно актуально, поскольку любой «неправильный тон» в этом предмете может свести к нулю все результаты деятельности учителя.

В настоящее время основная цель курса ОРКСЭ заключается в развитии у младших школьников мотивации к сознательному нравственному поведению, базируется на знании культурных и религиозных традиций многоэтничного населения нашей страны и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  При этом подчеркнем, что вопрос об отношении того или иного педагога к религии должен оставаться «за скобками». В рамках данной учебной дисциплины основное внимание уделяется совершенствованию личности ребенка и формированию у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей, а также расширение знаний о традициях различных культур и осознание особенностей становления современного общества в контексте сравнительного анализа с существующими традициями.

Поэтому важнейшей и ключевой целью анализируемой здесь учебной дисциплины является формирование у учеников 4–5 классов мотивации к нравственности и соответствующему нравственным нормам поведению. Такая мотивация возможна в том числе и на основе воспитания в детях уважения к традициям своей страны во всем их национальном и религиозном разнообразии, а также на основе диалога культур по принципу «единства в многообразии». Основным принципом в преподавании курса ОРКСЭ является формирование мировоззрения у учащихся относительно существования в мире многообразия культурных традиций, а также воспитание к ним толерантного отношения. Кроме того, учебный предмет ОРКСЭ призван играть важную вспомогательную роль при ознакомлении младших школьников с достижениями мировой художественной культуры, что, безусловно, направлено на формирование в каждом ребенке гармонично и всесторонне развитой личности. Действительно, религиозные (в том числе – и буддийские) сюжеты, мотивы и образы пронизывают все жанры мирового искусства. Например, оказавшись в Эрмитаже и увидев одну из лучших в Европе экспозиций нэцкэ – японской миниатюрной скульптуры – дети будут видеть не просто забавные резные фигурки, но и художественное отражение буддийских представлений о мимолетности, а, значит, и ценности каждого мгновения жизни.

Кроме того, чрезвычайная важность анализируемой учебной дисциплины обусловлена и тем, что практически все нравственные ценности веками формировались именно в рамках религиозных культур. Свою систему этики создал и буддизм. Ознакомление ребенка с нравственными установками этой мировой религии призвано побудить его к размышлениям о смысле жизни, своем месте в этом мире и, конечно, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Через призму буддийской культуры перед ребенком открывается увлекательный мир духовных исканий человечества.

В настоящее время ОРКСЭ (в том числе модуль «Основы буддийской культуры») преподается в общеобразовательных учебных учреждениях в 4–5 классах в объеме одного часа в неделю. Как известно, в основу положен модульный принцип, согласно которому родителям школьников предлагается на выбор один из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

Изучение ОРКСЭ опирается на Примерную основную образовательную программу начального образования (ПООП), которая включает в себя основные темы по каждому модулю, а также требования к изучению и организации образовательного процесса [4]. В частности, школы вправе сами выбирать формат уроков (проектная, практическая работа, экскурсии и так далее).

Основной целью курса «Основы буддийской культуры» является ознакомление младших школьников с буддийской культурой, ее основателем – Сиддхартхой Гаутамой Буддой, сущностью буддийского учения, основными нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, традициями, буддийскими реликвиями, праздниками и предметами искусства. В методологическом плане декларируется, что данный курс (как, впрочем, и остальные модули ОРКСЭ) опирается на культурологический и религиоведческий подход, хотя, по мнению авторов данной статьи, в его содержании содержатся элементы религиозного прозелитизма.

Первый содержательный блок дисциплины посвящен нравственным жизненным ценностям буддийской традиции. Здесь дети узнают, что такое буддизм, основы учения Будды, историю самого Сиддхартхи Гаутамы и основные понятия буддийской культуры. Здесь же рассказывается о священных книгах буддизма, раскрыта буддийская картина мира и представления о сущности человека в буддизме. Ряд уроков построен вокруг понимания в буддизме таких нравственных понятий как добро и зло, ненасилие, любовь к человеку и ценность жизни, сострадание ко всем живым существам, милосердие, отношение к природе и ко всему живому. Отдельные занятия посвящены семейным ценностям, обязанностям родителей и детей.

Второй блок рассматриваемой учебной дисциплины предусматривает знакомство учащихся с праздниками, обычаями, обрядами, символами, ритуалами, предметами искусства российских буддистов. Раскрываются основные направления буддийского учения, анализируется история появления буддизма на территории России. Ученики знакомятся с основными способами духовно-нравственного совершенствования личности, которые подробно раскрываются в буддизме, а также постигают основные положения учения о человеческих добродетелях.

Некоторые уроки данного курса предполагают изучение основных символов и анализ их значения в буддизме, кроме того, знакомят младших школьников с буддийскими святынями, правилам поведения в буддийском храме, а также его внутренним устройством. Ученики знакомятся с лунным календарем в буддизме, предметами искусства, особое внимание уделяется изучению предметов изобразительного творчества в буддизме.

В содержательно-структурном плане учебная дисциплина «Основы буддийской культуры» подразделяется на 30 уроков (некоторые уроки объединены в пары одной общей темой).

Сначала идет «Вводный урок. Россия – наша Родина» (отметим, что с этой темы начинаются и другие модули ОРКСЭ) [5, с. 5]. На уроке в доступной для младших школьников форме объясняется концепция единства в многообразии – единства России в многообразии населяющих ее народов и их культурных, в том числе религиозных, традиций и обычаев. Здесь же раскрываются важные для понимания дисциплины категории «традиция», «духовность», «нравственные ценности».

Кроме того, перед началом работы по курсу «Основы буддийской культуры» вполне уместным будет опережающее задание: например, поручить отдельным ученикам подобрать и выучить наизусть какое-либо стихотворение на патриотическую тематику, декламация которого на уроке создаст необходимый эмоциональный фон.

Далее следуют: «Урок 2. Введение в буддийскую духовную традицию» [5, с. 6–7]; «Уроки 3–4. Будда и его учение» [5, с. 8–11]; «Уроки 5–6. Буддийский священный канон «Трипитака» [5, с. 12–15]; «Уроки 7–8. Буддийская картина мира» [5, с. 16–19]; «Урок 9. Добро и зло» [5, с. 20–23]; «Урок 10. Принцип ненасилия» [5, с. 24–25]; «Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни» [5, с. 26–27]; «Урок 12. Сострадание и милосердие» [5, с. 28–29]; «Урок 13. Отношение к природе» [5, с. 30–31]; «Урок 14. Буддийские учители» [5, с. 32–33]; «Урок 15. Семья в буддийской культуре и её ценности» [5, с. 34–35]; «Урок 16. Творческие работы учащихся» [5, с. 36]; «Урок 17. Обобщающий урок (этим уроком планируется завершить изучение буддийской культуры в 4 классе, чтобы продолжить его в классе 5-м)» [5, с. 37]; «Урок 18. Буддизм в России» [5, с. 38–39]; «Урок 19. Путь духовного совершенствования» [5, с. 40–43]; «Уроки 20–21. Буддийское учение о добродетелях» [5, с. 44–47]; «Урок 22. Буддийские символы» [5, с. 48–51]; «Урок 23. Буддийские ритуалы и обряды» [5, с. 52–55]; «Урок 24. Буддийские святыни» [5, с. 56–59]; «Урок 25. Буддийские священные сооружения» [5, с. 60–63]; «Урок 26. Буддийский храм» [5, с. 64–67]; «Урок 27. Буддийский календарь» [5, с. 68–69]; «Урок 28. Буддийские праздники» [5, с. 70–73]; «Урок 29. Искусство в буддийской культуре» [5, с. 74–77]; «Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству»  [5, с. 78–79].

Анализируя степень популярности среди учащихся изучения учебной дисциплины «Основы буддийской культуры», следует отметить, что согласно результатам социологического опроса, проведенного в 2013–2014 учебном году среди школьников, данный модуль ОРКСЭ является наименее востребованным и зависит от региона страны. Это вполне объяснимо, если учитывать, что буддизм в традиционной для нашей страны форме ламаизма распространен только в Калмыкии и отдельных районах Южной Сибири.

Так, в России к настоящему времени выбор модулей существенно разнится по регионам, однако «Основы светской этики» и «Основы православной культуры» являются наиболее популярными по стране. В указанном выше 2013–2014 учебном году 64% российских учеников выбрали для изучения светскую этику и мировые религиозные культуры (46% и 18% соответственно), а основы православной культуры были выбраны 31% всех учеников. Основам исламской культуры обучалось 4% (причем большинство составили школьники Чеченской Республики), в то время как изучение буддизма и иудаизма составило менее 1% всех четвероклассников [6].

В последующие годы эти данные остались практически неизменными. Так, в 2014–2015 учебном году проценты существенно не изменились, однако интерес к «Основам православной культуры» увеличился, набрав 33% по стране. В 2015–2016 учебном году светскую этику выбрали 43%, а основы православной культуры – 35% учеников [6].

Выбор модулей также зависит от особенностей регионов и политики отдельных региональных лидеров. В 2013–2014 учебном году Центральная Россия отдала предпочтение «Основам православной культуры» (46%) и «Основам светской этики» (40%). Большинство школьников Поволжья (48%), Урала (61%), Северо-Запада (55%), Сибири (58%) и Дальнего Востока (54%) изучали светскую этику. В Южном Федеральном Округе лидировали «Основы православной культуры» (63%). На Северном Кавказе большинство учеников выбрали «Основы мусульманской культуры» (40%). Основы буддизма и иудаизма во всех округах составили меньше 1%, а на Северном Кавказе их не выбрал ни один ученик [6]. К 2015–2016 учебному году при общем росте интереса в сторону выбора изучения православия, «Основы православной культуры» упрочили свои позиции в Центральной России (50,4%) и Южном Федеральном Округе (64,6%). Однако светская этика продолжает лидировать в Поволжье (45,4 %), на Урале (58,2%), Северо-Западе (48,4%), в Сибири (54,9%), на Дальнем Востоке (53,2%), а также в Крыму (64,5%). Большинство учеников на Северном Кавказе по-прежнему выбирают «Основы исламской культуры» (41,2%) [6].

Изначально отзывы общественности и экспертного сообщества о качестве организации и содержания ОРКСЭ были прямо противоположные. С одной стороны, многие учителя школ и родители школьников восприняли появление этого учебного предмета позитивно, усмотрев в нем «возрождение духовности» и, во всяком случае, важный компонент нравственно-патриотического воспоминания. Но есть и голоса критики, причем достаточно резкие.  Например, учебник «Основы буддийской культуры» В. Л. Чимитдоржиева, подготовленный специально для одноименного модуля ОРКСЭ, вызывает критическое отношение со стороны экспертов. Так, специалист по методике Н. А. Канаева считает, что данный образовательный продукт направлен на социализацию учащихся в буддийской традиции, носит откровенно прозелитический (а не религиоведческий или культурологический) характер, о чем свидетельствует постоянное цитирование правил жизни буддистов, не ставящиеся под вопрос или сравнение. Кроме того, Н. А. Канаева утверждает, что данный учебник упускает из виду важные особенности буддизма, а именно: отсутствие Бога-творца, души как особой субстанции (но к которой постоянно прибегает автор учебника), отличное от христианской культуры представление о личности [1].

Особое внимание следует уделить методике организации и проведения завершающих уроков «Основ буддийской культуры». Проведение данных уроков предполагает обмен информацией между учениками в виде подготовки проектов, творческих работ или презентаций. На заключительных уроках необходимо создать условия для максимального достижения приоритетных целей изучения курса, таких как формирование толерантного отношения к представителям различных религиозных культур, ценностного отношения к памятникам культуры, понимания общих моральных и нравственных основ человеческой жизни. Поэтому учитель должен особенно внимательно отследить, какой материал будет использоваться учениками в ходе сообщений, распределить его в равных пропорциях, чтобы ни в коем случае не возникло ощущение превосходства одной религии над остальными, не акцентировалось внимание на вопросах, которые могут вызвать разногласия у учащихся, споры, двусмысленные толкования.

Важное значение на уроках по ОРКСЭ, в том числе по «Основам буддийской культуры», по мнению авторов данной статьи, имеет установка учителя на уважительное отношение к любой религиозной культуре, независимо от его личных взглядов, идеологических или конфессиональных убеждений. Такая установка, по сути, является и свидетельством педагогического профессионализма, и одновременно нравственной позицией российского гражданина, принимающего концепцию «единства в многообразии» как реалии своей страны. Кроме того, данная установка настраивает педагога на креативное сотрудничество с учениками на уроке, который выстраивается в форме доверительного общения. Также представляется весьма важным, чтобы на уроках по основам религиозной культуры учитель дистанцировался от двух крайностей, которые, к сожалению и как показала повседневная практика, имеют место быть в школе. С одной стороны, это явно выраженная преференция педагога по отношению к конкретной религии: особенно этим «грешат» воцерквлённые учителя, которые на уроках заставляют, например, читать и учить православные молитвы, не особенно интересуясь вероисповеданием родителей детей, что вызывает порой острые коллизии и конфликты. С другой стороны, это неуважительное отношение педагога к конфессиям, в том числе игнорирование статуса некоторых из них как традиционных религий нашей страны. Это могут быть и организационно-методические и содержательные просчеты, которые возникали и продолжают возникать при преподавании ОРКСЭ, обусловлены не только «человеческим фактором», но и объективной сложностью задач анализируемого учебного предмета. Действительно, конфессиональная жизнь является очень сложной, деликатной и потенциально конфликтной сферой общественно-политического развития большинства стран мира, и сегодняшняя Россия не является исключением.

Среди методических приемов, применение которых учителем призвано повысить качество и эффективность уроков по буддийской культуре, следует указать выстраивание живого диалога с учащимися, индивидуальную работу, стимулирование самостоятельного мышления. Конечно, можно только приветствовать, если педагог будет использовать дополнительные текстовые, визуальные или аудио-материалы. Применительно к «Основам буддийской культуры» их спектр весьма широк и разнообразен: это могут быть и буддийские притчи и легенды разных народов мира, и великолепная средневековая буддийская поэзия (например, китайская или японская), и изображения (например, в компьютерной презентации) образцов буддийского изобразительного, прикладного и архитектурного искусства, и записи буддийской храмовой музыки и т.п. Все эти дополнительные материалы не только уместно включать в «ткань» урока, но и использовать для самостоятельной работы учеников, творческих заданий, внеклассных мероприятий.

Кроме того, в ходе изучения основ буддийской культуры учитель может совместно с учениками составлять словарь-глоссарий буддийских понятий, категорий и терминов, как культовых, так и доктринальных, которые раскрываются в данной учебной дисциплине.

Отметим также, что есть ряд сюжетов, которые лучше не выносить на обсуждение в детской аудитории, чтобы не спровоцировать споры, двусмысленные толкования или даже ксенофобию. К слову, в истории российского буддизма, в отличие от истории РПЦ или российского ислама, таких сюжетов не так много. Пожалуй, единственной по настоящему болезненной темой для российского сообщества буддистов является репрессивная и карательная политика советских властей в отношении данной конфессии, особенно в период 1920-х – 1930-х гг. Но, с другой стороны, данная тема выходит за рамки проблематики буддийской традиционной культуры.

В последние годы представителями отдельных конфессий страны высказываются опасения, согласно которым противоречивый и дискуссионный материал на уроках по религиозным культурам является преждевременным, поскольку способен «ранить неокрепшую детскую душу». К этим опасениям стоит отнестись с пониманием, но с оговоркой, что, если основы культуры той или иной религии подаются на уроке в уважительном и корректном ключе, то о каких-либо негативных последствиях такого преподавания говорить не придется.

Практика апробации ОРКСЭ в школах страны выявила и другие направления критики. Например, со стороны экспертов, учителей и части родительского сообщества звучат голоса о недостаточной научности данного предмета. В качестве возражения стоит напомнить, что речь всё-таки идет о детях 10–11 лет, и делается поправка на их интеллектуальный уровень и психологические особенности, обусловленные возрастом. Объяснить теоретические изыски мадхьямиков и йогачаров четверокласснику не представляется возможным, поскольку этот материал труден для усвоения даже взрослым человеком и требует специальной, точнее – специализированной подготовки. Собственно, для желающих более глубоко и на профессиональном светском уровне познать интеллектуальную культуру Востока открыты двери гуманитарных факультетов российских вузов. К слову, сегодня буддийская культура изучается и в вузах Республики Мордовия: в Мордовском государственном педагогическом институте – в рамках дисциплин «Новая и новейшая история стран Азии и Африки», «Социокультурные основы индо-буддийской и конфуцианской цивилизаций», а в Мордовском государственном университете преподается учебный предмет «История религий Востока» [см. 3].

После окончания изучения курса ОРКСЭ проводится итоговое внеклассное мероприятие, которое объединяет не только детей, изучавших разные модули курса, но и их родителей, членов семей. Формы организации работы здесь могут быть самые разнообразные – игра, в том числе квест, или «круглый стол», ученическая конференция, или даже фестиваль. Так, фестиваль является достаточно креативной формой работы и включает в себя подытоживание некоей проектной деятельности по тематике дисциплины, презентацию ее результатов. Ученическая конференция представляет собой как бы более строгую форму общения, имитирующую на детском уровне научное мероприятие, с регламентом, докладами и т.п. Школьно-семейный праздник, обозначенный выше, также является формой знакомства учеников с культурами представителей разных народов России.

В целом, учебная дисциплина «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы буддийской культуры» как один из ее модулей являются своеобразным ответом российской системы образования на очевидный запрос общества на привитие подрастающему поколению хотя бы азов традиционной духовной культуры страны. С другой стороны, очевидной является и необходимость дальнейшего совершенствования преподавания основ религиозных культур в современной российской школе – как содержательного, так и методического.

 

 

 Список использованных источников

 

  1. Канаева Н. А. Экспертное заключение по модулю «Основы буддийской культуры». [Электронный ресурс]. URL: https://iphras.ru/page52623242.htm (дата обращения: 12.04.2019).
  2. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: Примерная программа и структура. Аннотация [Электронный ресурс]. URL: http://orkce.org/node/58 (дата обращения: 11.04.2019).
  3. Мартыненко А. В. История религий Востока и традиции исламской культуры в мордовском крае : учеб. пособие. Саранск : Издательский центр Историко-социологического ин-та МГУ им. Н. П. Огарева, 2014. 208 с.
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 8 апреля 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/ (дата обращения: 09.04.2019).
  5. Чимиторджиев В. Л. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы буддийской культуры. 4–5 классы : учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2010. 80 с.
  6. Юренко Г., Швыдко М. А. Выбор модуля Основы православной культуры в регионах России: определяющие факторы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthodoxopk.ru/images/phocagallery/news/2016/05/yurenko-shvydko-mrocpdf (дата обращения: 03.04.2019).

 


  

Martynenko Alexander

Doctor of History, Professor, Department of National and Foreign History and Methods of Education, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute», Saransk

 

Moskvitina Mariya

student, Faculty of history and law, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute», Saransk

 

 “BASES OF BUDDHISTIC CULTURE” IN MODERN RUSSIAN SCHOOL

  

The article analyzes the substantive and methodological features of teaching the discipline «Fundamentals of Buddhist culture» in the modern Russian school. The conclusion is made about the need for further improvement of this academic subject.

 

Keywords: foundation of religious culture, secular ethics, Buddhist culture, Lamaism, traditional religion.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Мартыненко А. В., 2019

© Москвитина М. А., 2019

image_pdfimage_print