ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ

Аннотация: Актуальность изучения проблем бедности связана с тем, что в последние 5 лет наблюдается снижение реальных денежных доходов населения во многих регионах Российской Федерации. Это приводит к нарастанию апатии и низкой социальной активности граждан. Целью нашего исследования является изучение географии нарастания бедности в российской провинции и поиск механизмов, ограничивающих ее распространение. Это важно для целей устойчивого развития регионов страны. Мы изучили различные подходы к характеристике феномена бедности и сформулировали ее определение. Были использованы количественные и качественные показатели бедности, а также субъективные оценки. В результате мы пришли к выводу, что общепринятой методики измерения масштабов бедности нет. Нет и особого количественного показателя, измеряющего масштабы бедности. В Российской Федерации оценка масштабов бедности строится на основе сопоставления денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума. Для усиления борьбы с бедностью необходимо принять и реализовать государственные программы по ее преодолению, проекты по повышению уровня и качества жизни населения в регионах России.
Выпуск: №1 / 2019 (январь-март)
УДК: 913:330.564.2(470+571)
Автор(ы): Логинова Нина Николаевна
кандидат географических наук, доцент кафедры физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Логинова Н. Н. Денежные доходы населения российской провинции [Электронный ресурс] / Н. Н. Логинова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2019. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Введение

В последние 5 лет в регионах Российской Федерации перестал снижаться уровень бедности населения, а в некоторых, был отмечен ее рост [1]. В 2017 г. реальные денежные доходы населения страны упали на 1,1 % [2].  Денежные доходы населения Мордовии сократились на 0,3 %, но их уровень был значительно меньше среднероссийского и являлся одним из самых низких среди регионов Приволжского ФО. По данным Росстата в 2018 г. доходы ниже величины прожиточного минимума имели 19 млн россиян, а это почти 13 % населения страны [3].  В 2017 г.  высокая доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъекта была зафиксирована в следующих регионах Приволжского ФО (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума, в процентах [4]

Регион 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Республика Марий Эл 19,7 22,3 22,5 22,8
Республика Мордовия 17,2 19,5 18,8 18,9
Чувашская Республика 16,1 17,8 18,6 19,0
Кировская обл. 12,7 14,9 15,9 16,0
Саратовская обл. 14,9 16,9 17,4 17,4

Рост бедности в российской провинции привел к нарастанию апатии и низкой социальной активности людей. Жителей российских регионов беспокоят невысокие доходы и низкий уровень жизни.

Изучая отечественные и западные подходы к характеристике феномена бедности, мы пришли к выводу, что бедность – это качественное состояние, при котором возникает несоответствие между уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных граждан или слоев населения страны. Бедность приводит к снижению уровня и качества жизни населения, изменению их системы ценностей и выступает угрозой нормального функционирования общества.

 

Основные результаты и методы исследования

Разработка методики измерения масштабов бедности, потребовала выявления сущности содержания понятия «бедность», изучения концепции абсолютной и относительной бедности, а также анализа субъективных оценок. Решение поставленных задач обусловило применение разнообразных методов исследования: социологического опроса, типологии, системного и средового анализа. В мировой практике используются три модели бедности: «нужда», «экономическая зависимость» и «неравенство». По определению ООН, бедняки – это люди, не способные поддерживать уровень жизни, принятый в определенном обществе.

В Российской Федерации оценка уровня бедности строится на основе сопоставления населения с величиной прожиточного минимума. Мы пришли к выводу, что денежные доходы не включают все источники средств к существованию, а величина прожиточного минимума сильно занижена. Поэтому, по нашему мнению, действительные данные о жизненном уровне населения регионов страны выявить сложно. В то же время региональная статистика рисует оптимистичную картину материального обеспечения большей части населения. В то же время, по данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения в 2018 г. относительно 2013 г. упали на 10, 7 %. В трудном финансовом положении оказались многие семьи с детьми.

Региональный аспект бедности отличается значительной дифференциацией доходов и уровня жизни населения, и обусловлен многими причинами и факторами. Среди них главными являются величина экономического потенциала, наличие нерентабельных предприятий и депрессивных секторов экономики, отсутствие инновационных производств, отсталая структура занятости, низкие зарплаты, слабые программы социальной защиты. Главной причиной низких денежных доходов и бедности жители муниципальных районов считают неэффективность экономики, с которой не могут справиться ни органы государственной власти, ни администрация района. Отмечается отсутствие новых рабочих мест, вымирание сел, безработица. Жители муниципальных районов отмечают экономический застой и ухудшение социальной инфраструктуры. Молодежь уезжает в крупные города, а деревни пустуют.

По итогам 2017 г. уровень бедности повысился в 44 регионах Российской Федерации, несмотря на то, что прирост реальной заработной платы в 2018 г. оставался очень высоким и составил 7,4 %, но темпы прироста реальных доходов населения оставались отрицательными. Страна вошла в цикл самовоспроизводства бедности, а это уже стало угрожать социальной стабильности нашего общества.

Для оценки масштабов и остроты бедности необходим комплексный мониторинг, включающий оценку сложившейся социально-экономической ситуации и оценку социального самочувствия людей с применением разных методологических подходов. Полученные материалы позволят сделать вывод о глубине проблемы и неотложных действиях как со стороны государства, так и региональной власти. Не снижая региональные усилия по борьбе с бедностью, необходимо выполнять принятые государственные программы по ее преодолению, повышению уровня и качества жизни населения, а также «майские указы» Президента России, исполнение которых в настоящее время находится под сомнением. Решить проблемы бедности в регионах страны уже принятыми мерами невозможно. Следует искать новые механизмы, разрабатывать не только программы, но и концепции деятельности государства в этом направлении. Снижение уровня бедности в два раза к 2024 г. –  одна из самых сложных задач «майских указов» Президента России.

Сокращение масштабов бедности может быть обеспечено на основе сочетания различных мер и механизмов. К механизмам решения этих задач, в первую очередь, следует отнести увеличение темпов роста российской экономики. Победить бедность в регионах страны можно только при высоком ежегодном экономическом росте. Государству следует наращивать активную работу, направленную на технологическое развитие, повышение производительности труда, а также необходимо стимулировать бизнес и новые экономические проекты.

Эффективной мерой является повышение реальных доходов населения. Прежде всего, это повышение оплаты труда, пенсий и пособий. В регионах страны уже достигнуто равновесие между прожиточным минимумом и социально-гарантированными минимальными заработной платой и пенсией, но следует продолжить работу по дальнейшему повышению величины прожиточного минимума.

Одной из причин возобновившегося роста бедности является углубление дифференциации доходов как в регионах страны, так и у разных социальных групп населения. Если в 2018 г. самая высокая средняя зарплата в Ямало-Ненецком АО составляла 112884 руб., в Москве – 89319 руб., то в Республике Мордовия – 25586 руб., а в Республике Дагестан – 23383 руб. [4]. Регионы с низкими среднедушевыми доходами, имеют и низкие потребительские расходы. Центр тяжести в решении социальных проблем часто переносится на уровень субъектов федерации. Субъекты основные социально-экономические проблемы решают медленно. Например, несмотря на рост денежных доходов и заработной платы населения Республики Мордовия, они значительно отстают от среднероссийских показателей (табл. 2).

Таблица 2.

Динамика денежных доходов и начисленной заработной платы по Республике Мордовия [4]

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц), руб.  

14 432

 

16 133

 

17 854

 

17 698

 

18 073

Реальные располагаемые денежные доходы в % к предыдущему году.  

101,8

 

103,0

 

96,6

 

94,0

 

99,8

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.  

18 100

 

20 342

 

22 028

 

23 228

 

24 327

Средний размер назначенных пенсий (в месяц), руб. 8 960 9 720 10 801 16 154 12 050

Одним из механизмов борьбы с бедностью является «социальный контракт». Это соглашение, которое заключается между малообеспеченным гражданином и органом социальной защиты населения, и в соответствии с которым, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные региональной программой социальной адаптации. В рамках социального контракта семьям с детьми оказывается единовременная материальная помощь.

Эффективными являются проекты развития системы дошкольного образования и возрождение «пятидневки» пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Это позволит мамам раньше выйти на работу и увеличить доход семьи. А. Л. Кудрин предложил интересный проект «Заключение соцконтракта на общественные работы», людям, не имеющим постоянную работу или неработающим членам семьи. Этот контракт позволит трудоустроить всех членов семьи и увеличить ее доход.

Министерство труда и соцзащиты во главе с М. А. Топилиным также готовит специальные программы по борьбе с бедностью. Министр отметил, что эксперимент стартует с 2019 г. в восьми пилотных регионах. Проект предполагает выявлять семьи, которые живут за чертой бедности. Для каждой из подобных семей будет создана «траектория выхода из малообеспеченности», разработанная в рамках исполнения майских указов президента. В рамках эксперимента планируется выработать методы адресной поддержки семей, которые живут за чертой бедности, чтобы в дальнейшем на основе полученного опыта разработать универсальные для всей страны подходы по борьбе с бедностью.

 

Выводы

Таким образом, борьба с бедностью должна стать одним из приоритетов в работе как федерального, так и регионального правительства на ближайшую перспективу. Важно продолжить работу по снижению бедности, масштаб которой, представляет угрозу для стабильности и единства нашего общества и просто унижает людей. Правительству необходимо принять незамедлительные меры долгосрочного повышения реальных денежных доходов населения, увеличить заработную плату, пенсии и социальную поддержку россиян. Оказывать адресную социальную поддержку, исходя из материального положения семей. На всех уровнях власти сформировать систему минимальных социальных стандартов и государственных социальных гарантий населению.

Выживание в глубинке становится все более затруднительным. Основным мотивом переезда населения из сельской местности в города, из провинции в центр является экономическое выживание. Неравенство уровня и качества жизни в городе и в сельской местности, в провинции и в центре стимулируют трудовую миграцию. Это негативно сказывается не только на численности населения провинции, но и на его социальном самочувствии.

Для роста благосостояния населения российских регионов, по нашему мнению, необходимо:

  • проводить жесткую бюджетную и кредитно-денежную политику;
  • увеличить ежегодный экономический рост не менее чем на 6–8 %;
  • вводить дополнительные меры по поддержке семей с детьми, так как наибольший процент бедных приходится на семьи, имеющих детей;
  • уменьшить дифференциацию доходов у разных социальных групп населения;
  • в регионах распространить такую форму поддержки семей, как «социальный контракт»;
  • совершенствовать систему дошкольного образования и дать возможность молодым мамам трудиться;
  • людей, не имеющих постоянной работы, шире привлекать на общественные работы;
  • трудоустраивать неработающих членов семьи;
  • оказывать адресную социальную помощь малоимущим семьям с детьми;
  • разрабатывать и внедрять специальные программы по борьбе с бедностью.

Подводя итоги, мы выражаем надежду, что ситуация с реализацией принимаемых нацпроектов улучшится и мы будем свидетелями дальнейшего повышения минимального размера оплаты труда, роста реальной величины заработной платы, пенсий и социальных пособий.

 

 

 Список использованных источников 

 

  1. Изергина Н. И., Логинова Н. Н. Человеческий капитал как основа инновационного развития и повышения качества жизни людей (на примере Республики Мордовия) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; отв. ред. В. И. Герасимов. М., 2018. Ч. 2. С. 318–322.
  2. Калмыков Н. Н., Логинова Н. Н., Харчикова Н. В. О демографической ситуации в России: анализ, проблемы и перспективы развития // Актуальные проблемы современности: наука и общество. Балаковский филиал РАНХ и ГС, 2018. № 3 (20). С. 3–13.
  3. Логинова Н. Н. Социально-экономическое положение Республики Мордовия. Субъект России, принимающий чемпионат мира по футболу в 2018 г. Beau Bassin : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. 164 p.
  4. Мордовия : стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2018. 461 с.

 


 

Loginova Nina

Doctor of Geography, Associate Professor, Department of physical and socio-economic geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk

  

THE POPULATION MONETARY INCOMES IN THE RUSSIAN PROVINCE

 

The relevance of the study of poverty is that in the last five years we can see a reduction in real incomes in many regions of the Russian Federation. This leads to increased apathy and low social activity of citizens. The aim of our study is to investigate the geography of poverty growth in the Russian province and the search for mechanisms that limit its spread. This is important for the sustainable development of the country’s regions. We have studied different approaches to characterize the poverty phenomenon and have formulated its definition. We used quantitative and qualitative indicators, as well as subjective assessments of poverty. We have concluded that there is no generally accepted methodology for poverty measuring. There is also no specific quantitative poverty measure index. The poverty assessment in the Russian Federation is based on a comparison of the population’s monetary income to the living wage. To strengthen the fight against poverty, it is necessary to adopt and realize state programs to overcome it, projects to improve the level and population life quality in the regions of Russia.

 

Key words: population, poverty, money income, living wage, project, state program, region, Russian Federation, Republic of Mordovia.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2019

© Логинова Н. Н., 2019

image_pdfimage_print