РОССИЙСКИЕ АНИМАЦИОННЫЕ ВЕБ-СЕРИАЛЫ КАК АРТ-ПРОЕКТЫ ИНТЕРНЕТА

Аннотация: Благодаря развитию сети Интернет широкое распространение получили веб-сериалы, которые рассмотрены в статье как арт-проекты Интернета. Исследована история появления и развития российских анимационных веб-сериалов, выявлены их жанрово-сюжетные особенности и социокультурное значение. Уникальность данных веб-сериалов автор видит в том, что создатели сериалов, основываясь на сложной социокультурной ситуации в стране, в своих работах подняли философские, социальные и политические вопросы, актуальные для нашего государства и мира в целом, и предложили пути решения существующих проблем, часть которых применима в реальности. Автор делает вывод, что российские анимационные веб-сериалы представляют собой медиамультфильмы, отражающие не только эстетико-мироввозрнеческие установки авторов проектов, но и умонастроения молодежи.
Выпуск: №1 / 2018 (январь - март)
УДК: 791.43/.45
Автор(ы): Одегова Ксения Игоревна
аспирант, факультет истории, политических наук и культурологии, Институт гуманитарных и социальных наук, Вятский государственный университет, г. Киров
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Одегова К. И. Российские анимационные веб-сериалы как арт-проекты Интернета [Электронный ресурс] / К. И. Одегова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

Современный Интернет, проникший во все сферы жизни человека и общества, стал новым видом СМИ, средством коммуникации, местом проведения досуга [4, с. 101]. Благодаря увеличению доступности Интернета и улучшению технологии потокового видео получили широкое распространение веб-сериалы (Интернет-сериалы), являющиеся одним из видов арт-проектов. Они представляют собой серию эпизодов для Интернета, разного рода мобильных устройств и веб-телевидения [5]. Длительность серий варьируется от 10 до 20 минут, что позволяет современному человеку не тратить много времени на развлечения, при этом дает возможность отдохнуть от реальности и получить какую-то полезную информацию.

Целью данной статьи является рассмотрение истории развития анимационных веб-сериалов в России, их социокультурного значения и жанрово-сюжетных особенностей.

Первые веб-сериалы появились в США в 1995 году, в России же одним из первых анимационных веб-сериалов можно считать проект О. И. Куваева «Масяня». Данный арт-проект возник случайно: О. Куваев экспериментировал с новой для того времени технологией векторной анимации – Flash. Осенью 2001 года на своей персональной странице в Интернете мультипликатор выложил несколько мультфильмов, где был некий персонаж «Масяня», неопределенного пола, который называл всех «хрюнделями».

Новшество проекта было в том, что в то время для Интернета, состоящего в основном из текстовой информации, мультфильмы были редкостью, персонаж говорил на молодежном сленге. Другой особенностью данного арт-проекта является то, что мультфильмы озвучивались и озвучиваются по принципу «спонтанности», когда текст О. И. Куваев не учит наизусть, а произносит спонтанно, зная его примерное содержание, что позволяет создать впечатление очень живого, настоящего персонажа. Чтобы отгородиться от профессиональных аниматоров, критиковавших качество рисунка и анимации в «Масяне»,  мультипликатор использует термин «мульты» для обозначения серий, понимая под ним особый жанр анимации.

«Масяня» появилась в сложный период, когда Россия присоединилась к процессу становления глобального информационного общества и пыталась решить проблемы, оставшиеся с 1990-х годов (экономическая нестабильность, коррупция, резкое экономическое и социальное расслоение общества, значительная экономическая дифференциация регионов с доминированием столиц и так далее). Тот «вечнозеленый оптимизм» и «жизнеутверждающий цинизм», с которыми «Масяня» отнеслась к данными проблемам, привели к большой популярности сериала.

В 2002 году «Масяня» получает награды в пяти престижных номинациях третьей ежегодной «Национальной Интернет Премии»: Гран-при, «Открытие года», приз прессы, приз зрительских симпатий и премия в категории «Сетевое искусство». В это же время веб-сериал начинают показывать еженедельно в конце программы «Намедни». Постепенно любительский мультсериал перерастает в масштабный проект профессиональной студии «Мульт.ру»: в 2002–2005 гг. в составе студии появляются аниматоры Е. Горелова и М. Якушина, художники А. Проскура, М. Степанова, И. Левенко, А. Зиброва, М. Русакова, композиторы А. Бурьянов и Е. Дороган [2].

Главными персонажами сериала являются молодые люди студенческого возраста – Масяня (настоящее имя Мария), Хрюндель (настоящее имя Александр) и Лохматый (настоящее имя Антон), то есть типичные представители современной молодежи в типичных жизненных ситуациях, с которыми зрители могли себя ассоциировать.

Б. Броймерс, проанализиров образ Масяни, отмечает, что она является люмпен-героиней, которая пытается обрести свою национальную и индивидуальную идентичность и смеется над невозможностью сделать это, тем самым вызывая симпатию и сострадание у зрителей, которые сталкивались с подобным в реальной жизни [1].

Важно отметить, что при всей комедийности «Масяни», в ней можно найти много философских размышлений о смысле жизни (серия 28 «Депресняк») и ее важности (серия 57 «Треугольники»), о человеческих ценностях (серия 32 «Деньги, небо и машины»), о защите природы (серия 83 «Масяня, Гринпис и Нерпа»), о заботе об окружающих людях (серия 43 «Сказка 2003», серия 56 «Околобаха»).

Авторы проекта в своей манере пытаются донести до людей реалии современного мира со всеми его отрицательными и положительными сторонами, а также мысль о том, что даже в сложных жизненных ситуациях можно найти повод для оптимизма, как это делала и делает Масяня.

Еще одним арт-проектом О. Куваева и студии Мульт.ру является веб-сериал «Магазинчик БО», который вышел в свет в декабре 2003 года. В отличие от «Масяни», которая изначально была рассчитана только для сети Интернет, «Магазинчик БО» планировался к показу не только в сети, но и по телевидению. В данном проекте О. Куваев выступил как автор сценария и актер, озвучивший мужские персонажи, анимацией занималась Е. Горелова, женские персонажи озвучивали Е. Иванова и Н. Крузе. Сериал отличает особая музыкальность – в озвучивании «мультов» принимали участие такие известные музыканты, как С. Шнуров, группы «Сплин», «Декабрь», «Скафандр», «Психея», «Лена Тэ», «Эдипов Комплекс». Было создано 26 серий и анимационный клип на песню «Мы сидели и курили» группы «Сплин».

В веб-сериале за основу был взят популярный для фантастики сюжет о прилете инопланетянина на Землю, который в философском аспекте поднимает проблему коммуникации с «чужим». Постижение «чужого» осуществляется в сериале через взаимодействие инопланетного зайца БО, принадлежащего к более развитой расе, с типичными представителями российской молодежи – Лапкиным, Охламоном, Выпендрежником и Чувырлой.

Уникальность «Магазинчика БО» состоит в том, что в сериале происходит переосмысление  событий, происходящих в России и на нашей планете, через взгляд «Чужого» на нас, то есть взгляд со стороны. В сериале поднимаются такие этические, философские, политические проблемы, как преступность («Зоосад»), алкоголизм («Intro+фонарь»), наркомания («Sупердраг»), война («Зайперпанк», «Деление на всех»), и предлагаются пути решения этих проблем, часть которых может быть  применена в реальности.

Студия «Мульт.ру» в 2004–2005 годы выпустила проект – «6 ½», автором которого является М. Степанова. Сериал создавался по заказу и при поддержке сети магазинов «Связной». В проекте приняли участие М. О’Када, О. Куваев, Н. Крузе, группа «Психея», К. Михайлов, М. Сафронов, Ф. Королев, И. Левенко.

М. Степанова представила разные типажи представителей современной молодежи, которые несли определенные идеи и были легко узнаваемыми: сын состоятельных родителей, стильный JD, готовый выяснять отношения где и с кем угодно, страстный любитель компьютеров Max, творческая личность-фотограф Loki, романтичная и заботливая Pooh, экстремалка Mel, красотка Chaplin, душа компании и фанат баскетбола Johny. Сериал назван «6 ½» потому, что Johny в два раза ниже своих друзей.

Особенностью данного веб-сериала является то, что он создавался о молодежи и для молодежи, поэтому в нем показаны важные для данного слоя общества моменты: общение с друзьями, способы зарабатывания денег, устройство личной жизни, а также различные способы отдыха. Но, несмотря на ориентирование на молодежные увлечения, в сериале присутствуют философские размышления о бытии («Амнезия»), призвании человека («About Loki»), системе ценностей («Система ценностей»), существовании внеземных цивилизаций («Контакт»), человеческих взаимоотношениях («Диалоги» 1, 2, 3). Многие поднятые в сериале вопросы и жизненные истории волнуют и современную молодежь. Таким образом, авторам «6 ½», опиравшимся на умонастроение молодежи 2000-х годов, удалось создать проект актуальный и в наше время.

Из более поздних российских проектов для сети Интернет можно назвать веб-сериал «Mr. Freeman» (Мистер Свободный Человек). Данный видеоблог впервые появился в сети на канале YouTube 21 сентября 2009 года и выходил анонимно, но в видеоинтервью «00:00:00» (21.12.12) были раскрыты создатели проекта: Павел Мунтян (автор идеи), Владимир Пономарёв (режиссёр), Анатолий Доброжан (автор текстов, сценарист) и Вадим Демчог (актёр, сценарист). Сериал представляет собой монологи Мистера Фримена, в которых главный герой обращается к зрителю, критикуя современное общество потребления. Последнее видеообращение вышло в мае 2017 года.

Одна из особенностей сериала состоит в использовании множества аллюзий на многие известные персонажи и произведения (Наполеон Бонапарт, Эрнесто Че Гевара, Исаак Ньютон, «Мой сосед Тоторо», «Витрувианский человек», «Алиса в Стране чудес», «Телепузики», «Маленький принц», «Крик»), а также в цитировании Библии, Зигмунда Фрейда, Корана и использовании символика Каббалы, майя, буддизма, масонов. Все это делается авторами проекта для того, чтобы каждый из зрителей понимал Фримена на своем уровне, обращаясь при этом к своим знаниям и опыту и находя что-то близкое и знакомое в его монологах.

Другой особенностью является присутствие в каждой серии, кроме «Part 00», кадров, содержащих фрагменты большого изображения. Складывать мозаику надо по номеру серии, так как слово «part» переводится как «часть». 65 видеообращений должны сложиться в 64 кусочка мозаики (не считая «Рart 00»). Среди поклонников сериала ведутся споры, что получится в итоге, и выдвигаются идеи, с чем связана эта загадка: магический квадрат, гексаграмма, картина Босха «Семь смертных грехов и четыре последние вещи», настроечная таблица на ТВ [6].

Можно сказать, что цель Mr. Freeman’а состоит в том, чтобы показать современным людям, кто они есть на самом деле, обличая их желания и пороки. Только делает он это, в отличие от Масяни и БО, обращаясь напрямую к зрителю. Фримен затрагивает самые острые темы: проституцию, социальное неравенство, наркоманию, коррупцию, войну, перенаселение, нехватку еды, общество потребления, преподнося это в провокационной форме.

Важно отметить, что Mr. Freeman не просто критикует современное общество, а предлагает пути решения существующих проблем, например, предлагает зрителю выйти из зоны комфорта и начать изменять себя, а затем и изменять общество.

Таким образом, российские анимационные веб-сериалы связаны с возможностями сети Интернет (позволяют в любое время воспроизвести серию, прокомментировать ее, поделиться ей с друзьями). В проанализированных сериалах большое внимание обращено к социокультурным аспектам жизни (человеческие взаимоотношения, общество потребления, войны, экономическое расслоение). Художественно-эстетическая специфика данных веб-сериалов состоит в использовании простых цветовых решений при создании персонажей и большой музыкальности. Это позволяет говорить о том, что рассмотренные сериалы представляют собой медиамультфильмы [5, с. 104], выражающие не только эстетико-мировоззренческие установки авторов, но и отражающие реальность в определенный период времени, а также запросы определенной части социума – молодежи.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Броймерс Б. Масяня // Веселые человечки : Культурные герои советского детства. М. : Новое литературное обозрение, 2008. С. 507–524.
  2. История проекта «Масяня» вкратце такова [Электронный ресурс] // Масяня. URL: http://www.mult.ru/main/about/history/. (дата обращения: 15.10.2017).
  3. О проекте [Электронный ресурс] // Масяня. URL: http://www.mult.ru/main/about/. (дата обращения: 15.10.2017).
  4. Силаева В. Л. Интернет как социальный феномен // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 101–107.
  5. Харченко А. И. Веб-сериал как новый жанр киноиндустрии [Электронный ресурс] // Научная палитра. 2014. № 1 (3). URL: http://culture.esrae.ru/29-49. (дата обращения: 15.10.2017).
  6. Mr. Freeman – он существует! История проекта [Электронный ресурс] // История мемов с Агнией Огонёк. URL: https://www.youtube.com/watch?v=f8mFwB98pnk. (дата обращения: 15.10.2017).

 


 

Odegova Kseniya

postgraduate, faculty of history, political science and cultural studies, Institute of Humanities and social Sciences, Vyatka state University, Kirov

  

RUSSIAN ANIMATION WEB-SERIES AS ART-PROJECTS OF INTERNET

  

Through the evolution of the Internet web series have been widely broadcasted, they are discussed in the article as Internet art projects. Investigated the history of the appearance and development of Russian animated web series, their genre-plot features and sociocultural significance. The author sees the uniqueness of these web series data in the fact that the creators of the series, based on a complex socio-cultural situation in the country, raised philosophical, social and political issues relevant to our state and the world as a whole, and proposed ways of solving existing problems, part which is applicable in reality. The author concludes that the Russian animated web series are media cartoons that reflect not only the aesthetic-world-view settings of project authors, but also the mindset of the youth.

 

Key words: animation web-series, art-project, Internet.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Одегова К. И., 2018

image_pdfimage_print