ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: В статье рассматривается современная типология видеоматериалов и их использование при обучении аудированию в условиях средней общеобразовательной школы. Раскрывается понятие аудирования, как одного из четырех видов речевой деятельности. Указаны очевидные преимущества использования видеоматериалов на уроках иностранного языка.
Выпуск: №4 / 2018 (октябрь-декабрь)
УДК: 372.881.111.1
Автор(ы): Бояркина Людмила Михайловна
кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический, институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

Боброва Ангелина Вячеславовна
студентка, факультет иностранных языков Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Бояркина Л. М. Использование видеоматериалов при обучении аудированию на уроке английского языка [Электронный ресурс] / Л. М. Бояркина, А. В. Боброва // Научное обозрение : электрон. журн. – 2018. – № 4. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

В данной статье рассматривается роль аудиовизуальных средств в процессе обучения английскому языку. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в условиях средней школы необходимо методически грамотно организовать работу на базе видеоматериалов. Использование видеофильмов открывает возможности для осуществления инновационной деятельности и применения ИКТ.

Следует отметить, что видеоматериалы в современной методике преподавания ИЯ классифицируются в зависимости от определенных факторов. Существенную роль в классификации видеоматериалов играют:

  1. цель создания: выделяют учебные и неучебные видеоматериалы, при этом основным требованием к неучебным видеоматериалом является их адаптирование для обучающихся; также сюда относятся видеоматериалы, снятые самостоятельно или профессионально;
  2. жанр: в данном случае предлагаются видеоматериалы, относящиеся к различным жанрам, таким как документальные и художественные фильмы, спортивные обзоры, новости, анимационные мультфильмы и т. д;
  3. количество охватываемых тем: сюда относят видеофрагменты, охватывающие некоторое количество тем, либо эта тема является единственной;
  4. способ производства: существуют съемочные и перемонтажные фильмы;
  5. дидактическое назначение: сюда относят инструктивные, иллюстративные, инструктивно-иллюстративные фрагменты;
  6. структура и степень законченности: выделяют видеоматериалы, представляющие собой законченный сюжет или разделенные на фрагменты;
  7. условия использования видеоматериалов: различают материалы для работы обучающихся с учителем, а также самостоятельно [10, с. 17].

Видеоматериалы играют разные роли при обучении иностранным языкам. При формировании навыков и умений иноязычной речи видеоматериалы могут выступать как:

– содержательная опора,

– смысловая опора,

– стимул к речи.

Видео – важный элемент обучения английскому языку. Особенно необходимым является использование видео при обучении аудированию. Данная работа содержит следующее истолкование аудирования –«такой вид речевой деятельности, при котором происходит одновременно восприятие и понимание звучащей речи».

Как любой другой вид РД, аудирование имеет свои характерные особенности. В этой связи И. А. Зимняя предлагает выделить следующие группы:

  1. Аудирование – это вид РД, выражающий непосредственное устное общение.
  2. Аудирование – это активный вид РД по своей роли в процессе общения.
  3. Аудирование – это рецептивный вид РД по направленности на прием или выдачу информации.
  4. Аудирование – вид РД, основной формой протекания которого является внутренняя. В данном случае речь идет о таких механизмах как, восприятие на слух, внимание, узнавание и распознавание тех или иных языковых средств. Предмет аудирования – чужая мысль, которую следует распознать.
  5. Аудирование – это вид РД, продуктом которого выступает умозаключение, а результатом – способность понять смысл высказывания и выразить реакцию на это высказывание. Осуществляется это, как правило, вербально. Обучающийся сможет при этом отреагировать на услышанное, сохранить в памяти полученную информацию и использовать ее по назначению в подходящем случае [8, с. 15].

Следует отметить, что многие ведущие отечественные методисты, такие как И. И. Гез, М. И. Мятова полагают, что «многие учителя не уделяют достаточного внимания аудированию» [Цит. по: 5, с. 32]. По-видимому, суть этой проблемы лежит в неверном истолковании и подходе к аудированию: аудирование – это легкое умение, которое является побочным продуктом говорения. «Если научить устной речи, то навыки аудирования возникнут и будут развиваться стихийно» [Цит. по: 4, с. 31–34]. Тем не менее, роль аудирования, несомненно, возрастает. Тренировочные упражнения развивают механизм слуховой памяти, неразрывно связанный с процессом аудирования. Многократное воспроизведение одного и того же материала в данном случае не требуется. Лишь при однократном восприятии должно осуществляться полное понимание речи на слух. Основной задачей учителя является обучение общему пониманию: о чем идет речь, где и когда происходит действие, кто его главные участники, и нацелить обучающихся на восприятие текста в целом [2, с. 67].

Примечательно, что при использовании видеоматериалов создается наглядность, которую можно охарактеризовать как динамическую; на уроке осуществляется создание ситуации иноязычного общения и формируется аудиовизуальная сфера изучения иностранного языка. Именно поэтому видеофрагменты следует использовать для обучения аудированию [6, с. 19].

Для того чтобы учебный процесс содержал в себе максимальный уровень коммуникативной направленности, необходимо использование лишь аутентичных материалов. Такие материалы могут смоделировать любую речевую ситуацию и среду благодаря звуковым и зрительным средствам. Так как именно благодаря звуковому и зрительному каналам обучающийся сможет получить большой объем информации за тот промежуток времени, который предполагается для просмотра видеофрагмента. Благодаря зрительному ряду появляется возможность расширить вокабуляр, запомнить грамматические структуры, а также простимулировать развитие навыков аудирования [7, с. 164].

Традиционно в процессе обучения иностранным языкам в условиях средней школы применяются художественные фильмы. О. С. Воробьева отмечает, что «восприятие звучащего текста фильма на английском языке содействует подготовке учащихся к пониманию речи разных людей» [Цит. по: 3, с. 59–61]. В. А. Артемов в своей работе «Психология обучения иностранным языкам» утверждает, что «повседневный педагогический опыт применения фильмов говорит о том, что кино, являясь достаточно интенсивным внешним раздражителем, вызывает продуктивную условно-рефлекторную деятельность и, следовательно, является мощным и эффективным средством, содействующим более быстрому и качественному приобретению знаний и навыков…» [Цит. по: 1, с. 4].

Использование художественных фильмов несет в себе ряд преимуществ именно при обучении аудированию, так как видеофрагменты дают обучающимся информацию о внешности, жестах, поведении и т.д. Таким образом, видеоматериалы обеспечивают обучающихся визуальными опорами.

В результате исследований процесса аудирования было выявлено, что без использования визуальных опор обучающимся сложнее понять смысл высказывания даже при двукратном прослушивании текста. Существуют две основные трудности при формировании навыков аудирования, которые может решить использование видеофрагмента.

Во-первых, работа по формированию и развитию навыков аудирования предполагает обучение беспереводному владению иностранным языком. Именно аудирование является тем видом речевой деятельности, которая осуществляется на базе беспереводного владения языком. В этом случае речь идет о беспереводной внутренней речи. Так как владение этой речью можно сформировать на начальном этапе обучения, самым лучшим способом формирования и развития навыков аудирования является развитие механизмов аудирования.

Во-вторых, видится необходимым научить понимать иноязычную речь не одного человека, а нескольких. Таким образом, при преодолении приведенных выше трудностей, значительно может помочь использование видеофильма [8, с. 20].

Доказано, что обучающиеся могут формулировать свои высказывания полнее, если зрительные и звуковые каналы задействованы одновременно. В этом случае можно говорить о более успешном формировании навыков аудирования.

Таким образом, следует подчеркнуть необходимость использования видеофильмов в процессе обучения аудированию звучащей речи. Следующие причины являются основой данного утверждения. Во-первых, современные дети испытывают радость при использовании экранных средств, так как они являются для них обычными и любимыми. Во-вторых, при использовании указанного средства раскрываются творческие способности обучающихся. В-третьих, перед учителем и обучающимися открываются широкие возможности для работы над ситуациями в рамках конкретной темы. При этом учитель каждый раз привносит нечто новое, что вызывает у обучающихся огромный интерес и повышает мотивацию к формированию собственного высказывания.

 

  

Список использованных источников 

 

  1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 2008. 279 с.
  2. Бояркина Л. М., Байкова О. А. Игра-драматизация как креативный методобучения английскому языку // Евсевьевские чтения. Сер.: Лингвистика иметодика: междисциплинарный подход: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. с элементами науч. шк. для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения» / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. С. 65–69.
  3. Воробьева О. С. Использование художественного фильма на уроке иностранного языка в старших классах // Иностранные языки в школе. 2007. № 7. С. 59–61.
  4. Гез Н. И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению // Иностранные языки в школе. 1981. № 5. С. 32–35.
  5. Дворжец О. С. Методика работы с аутентичными видеозаписями при обучении английскому языку в рамках элективного курса в вузе : продвинутый уровень : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Дворжец Ольга Соломоновна. Екатеринбург, 2006. 193 с.
  6. Каменецкая Н. П., Ефременко В. А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2007. № 8. С. 18–20.
  7. Карева Н. В. Использование аутентичных аудио и видеоматериалов для повышения мотивации изучения иностранного языка // Науковедение. 2014. № 7. С. 3–4
  8. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 17–22.
  9. Мятова М. И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. 2006. № 4. С. 31–34.
  10. Щербакова И. А. Кино в обучении иностранным. Минск : Вышэйшая школа, 1984. 93 с.

 


 

Boyarkina Lyudmila

Doctor of Philology, associate Professor, Department of linguistics and translation, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute», Saransk

  

Bobrova Angelina

student, faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian state pedagogical Institute», Saransk

  

USE OF VIDEO MATERIALS IN TEACHING AUDITING IN ENGLISH LANGUAGE CLASSES

  

The article deals with the modern typology of video materials and their use in teaching auditing in secondary school. The term of auditingas one of four types of speech activity is revealed. The obvious advantages of using video materials in foreign language classes are indicated.

 

Key words: video materials, auditing, speech activity, educational process, communicative orientation.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018

© Бояркина Л. М., 2018

© Боброва А. В., 2018

image_pdfimage_print