ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация: В статье представлены результаты экспериментального исследования по теоретико-методическим особенностям организации процесса оздоровления детей в дошкольных образовательных организациях.

Выпуск: №1 / 2017(январь - март)

УДК: 373.21 (37.037.1 + 37.012.5)

Автор(ы): Хорина Елена Олеговна
студентка, факультет физической культуры, Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Хорина Е. О. Теоретико-методические особенности организации процесса оздоровления детей в дошкольных образовательных организациях[Электронный ресурс] / Е. О. Хорина // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).– Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

button-d

Состояние современного общества, обусловленное высокими темпами развития, предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим значимость и ценность здорового образа жизни человека возрастает. При этом здоровье подрастающего поколения в последние годы становится хуже, причиной чему могут являться ограниченность двигательной активности, несовершенство учебных программ и методик; недостаточная компетентность педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений по организации оздоровления детей.

Анализ особенностей организации процесса оздоровления детей в дошкольных образовательных организациях показывает, что в большинстве из них отсутствует обоснованная информация о состоянии здоровья детей. При определении методов и форм работы по оздоровлению, как правило, используются общие направления и тенденции. Только некоторые учреждения проводят оздоровительный процесс комплексно и системно.

В дошкольных образовательных программах здоровье описывается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, которое зависит от степени компетентности педагога. Здоровье с одной стороны является одной из задач воспитательного процесса и его результатом, который зависит от благополучных условий жизни, а с другой стороны оно создает благополучную среду для ребенка. Для работников учреждений дошкольного образования и руководителей физического воспитания должно быть значимо уметь определять состояние физического развития ребенка и организовывать его оздоровление, учитывая индивидуальные особенности.

Анализируя научную литературу, можно увидеть, что несмотря на интерес к проблеме укрепления и сохранения здоровья, есть потребность в проведении специальных исследований с целью изучения особенностей организации процесса оздоровления в дошкольных образовательных учреждениях [3, с. 464].

Здоровье человека является частью одной из наиболее важных сторон жизни общества и тесно связано с правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие. Оздоровление дошкольников как основное направление деятельности образовательных организациях опирается на представления о здоровом ребенке как идеале и достижимой на практике норме психического и физического развития. Оздоровление является совокупностью лечебно-профилактических мер, а также формой развития, расширения психофизических возможностей детей. При организации работы нужно учитывать, что наиболее благоприятный возраст приходится на период с 5 до 7 лет. Это время является оптимальным периодом для формирования осознанного отношения детей к своим физическим данным и здоровью.

В методику оздоровления детей в дошкольных образовательных организациях включаются комплексы мероприятий в зависимости от возраста (утренняя зарядка, оптимальное увеличение физических нагрузок, проведение физкультминуток, упражнения для укрепления глазных мышц, обязательные прогулки на свежем воздухе, оптимальный двигательный режим, закаливание, фитотерапия) [2, c. 416].

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 20 дошкольников образовательной организации. В качестве базы  исследования было выбрано учреждение дошкольного образования детский сад № 6 «Маленькая страна» г. Инза Ульяновской области.  Испытуемыми явились 2 группы детей в возрасте 5–6-ти лет. Количество человек в группах – 10 в каждой группе (6 мальчиков, 4 девочки). Эксперимент проводился в период с 07.09.2015 г. по 18.11.2016 г.

Первое тестирование было проведено 07.09.2015 года. В ходе исследования были разработаны и проведены тесты для детей с целью выявления показателей физического и психологического здоровья. Далее воспитателям группы и руководителю физического воспитания, с согласия руководства дошкольного образовательного учреждения, была предложена программа по оздоровлению детей «Здоровое детство» и даны рекомендации по ее осуществлению. Данная методика была применена к одной из групп, далее названной «Специальная». В группе № 2 («Стандартная) продолжили работать по методике своего образовательного учреждения. Последующие месяцы данная программа использовалась в данном детском саду в испытуемой группе. По истечению срока эксперимента 18.11.2016 было проведено контрольное тестирование в обеих группах. Полученные результаты были сравнены с первоначальными.

Была разработана программа физического обследования дошкольников, которая состоит из двух частей, характеризующих:

  1. Физическое развитие (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
  2. Развитие психофизических качеств:

а) измерение     силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;

б) скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;

в) быстрота: бег на дистанции 10 метров с хода и 30 м; «челночный бег» 3х10 м;

г) выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м.

д) ловкость: бег зигзагом; прыжки на скакалке.

е) гибкости: наклон туловища вперед на скамейке [1 ,с. 175].

Обследование детей проводится как в помещении (физкультурный, музыкальный залы), так и на физкультурной площадке. На физкультурной площадке проводятся следующие тесты: метание мяча на дальность, бег на дистанции: 10, 30, 90, 120, 150, 300 м, «челночный бег» 3 х10 м.

В итоге проведенного констатирующего эксперимента можно сделать следующий вывод, что в группе «Специальная» снизился процент заболевших, по сравнению с группой «Стандартная» (на 11 %). Также в испытуемой группе улучшились показатели психофизических качеств.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс оздоровления необходимо начинать в дошкольных организациях.  Разработанная методика позволила улучшить физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, способствовала получению положительных результатов показателей здоровья детей.

Результаты экспериментального эксперимента свидетельствуют о том, что предложенная методика по оздоровлению детей в дошкольных образовательных организациях является эффективной.

 

Список использованных источников

 

  1. Корзенко В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников : пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В. Н. Корзенко, А. Л. Смотрицкий, Г. Е. Смотрицкая. − Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 175 с.
  2. Общая гигиена с основами экологии человека : учеб. пособие / Л. М. Демьянова [и др.]. − М. : Феникс, 2001. − 416 с.
  3. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования / Н. Ю. Савельева. − Ростов-н/Д : Феникс, 2005. − 464 с.

 


 

Khorina Elena

Student, Faculty of  physical training, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute»

 

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FEATURES OF THE CHILDREN’S HEALTH IMPROVEMENT PROCESS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

 

The article presents the results of a pilot study on the theoretical and methodological features of the organization of children’s health improvement process in preschool educational institutions.

 

Keywords: health improvement, methods, preschooler, testing.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Хорина Е. О., 2017