ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы нравственно-волевого воспитания личности.
Выпуск: №1 / 2017 (январь - март)
УДК: 159.9:796 (045)
Автор(ы): Фильчагина Ольга Анатольевна
студентка, факультет физической культуры, Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»


Кокурин Александр Владимирович
декан факультета физической культуры, кандидат педагогических наук, доцент, Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Фильчагина О. А. Проблемы нравственно-волевого воспитания молодежи средствами физической культуры [Электронный ресурс] / О. А. Фильчагина, А. В. Кокурин // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).– Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

button-d

Современное общество высоко ценит такие качества человека как нравственность, мораль, воля, характер. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Актуальность проблемы воспитания школьников и студентов стоит сегодня на первом месте вместе с учебным процессом. Поэтому необходимо создание условий для реализации конституционного права граждан на занятия физической культурой и спортом, улучшение показателей физической подготовленности и здоровья населения, привлечения широких масс населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом [4, с. 84].

Физическая культура – составная часть общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья, воли и совершенствования его двигательной активности.

Таким образом, для общества в целом в качестве ценностей выступают здоровье, образование, физическая культура как составная часть общей культуры. Эти ценности и цели находят свое отражение в реальных процессах развития и модернизации общего и профессионального образования.

С точки зрения современных подходов, целью физического воспитания является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Достижение этой цели обеспечивается решением связанных между собой основных задач, направленных на гармоничное физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, овладение основами знаний, способами собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в процессе которых достигается всестороннее развитие двигательных способностей с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей личности.

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности [3, с. 31].

Задача социального становления учащихся среднего профессионального образования стала особенно важна для общества. Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать в себе нравственно-волевые качества, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться [2, с. 119].

Процесс нравственно-волевого воспитания личности включает в себя становление общечеловеческих идеалов, воспитание гражданской зрелости, общественной активности, высоких нравственных потребностей, интересов и мотивов деятельности. На занятиях спортом, как во всех других сферах деятельности человека, нравственные качества выступают в единстве взаимно-противоположных положительных и отрицательных качеств: смелости и страха, желаемого и возможного, стойкости и слабости воли, интереса и необходимости, выдержки и несдержанности.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Наиболее актуальными задачами физического воспитания студентов, со стороны влияния на духовно-нравственное содержание личности являются следующие:

  • воспитание приверженности к здоровому образу жизни;
  • воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи;
  • воспитание непримиримости к несправедливости, нечестности;
  • формирование у учащихся потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
  • воспитание волевых качеств, самодисциплины, смелость,
    умения переносить трудности;
  • привитие навыков самоконтроля за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой [1, с. 218].

Физическое воспитание имеет уникальную возможность благополучно решить проблему гармонизации социального и духовного в человеке. Оно может стать тем механизмом, с помощью которого можно преодолеть имеющийся сейчас в сознании многих учащихся разрыв между пониманием нравственных норм и поведением.

 

Список использованных источников

 

  1. Бароненко В. А. Здоровье и физическая культура студента : учеб. пособие / В. А. Бароненко. – М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. – 336 с.
  2. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учебник / Ю. И. Евсеев. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 444 с.
  3. Кокурин А. В. Влияние системы подготовки на формирование спортивного мастерства : учеб.-метод. пособие / А. В. Кокурин. – Saarbrücken : Lambert, 2014. – 53 с.
  4. Максачук Е. П.Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения : учеб.пособие/ Е. П. Максачук. – М. : Спутник, 2012. – 104 с.

 


 

Filchagina Olga

Student, Faculty of  physical training, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute»

Kokurin  Alexander

Dean of the faculty of physical training, PhD in pedagogy, associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute»

 

PROBLEMS OF YOUTH MORAL AND VOLITIONAL EDUCATION

BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

 

This article deals with the moral and volitional upbringing of the individual.

 

Keywords: moral-strong-willed personality education, physical culture, modern society, the physical education of the person.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Фильчагина О. А., 2017

© Кокурин А. В., 2017

 

image_pdfimage_print