МОДЕЛИ БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ МОДЫ – «ПИРАМИДА» МОДНОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация: В обществе социального неравенства визуальная идентификация играет важнейшую роль, и одежда становится главным транслятором манифеста личности социуму. Личность, находящаяся на вершине общественной пирамиды, пытается материализовать свои взгляды путем обращения к индустрии моды. Автор полагает, что данный тип индустрии представляет собой базу для применения теоретических знаний на практике и организации собственного бизнеса.

Выпуск: №1 / 2017 (январь - март)

УДК: 338.45.01 (366.14+677+687)

Автор(ы): Люй Ямэн
аспирантка, Институт экономики и управления, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Страна: Россия

Библиографическое описание статьи для цитирования: Люй Ямэн. Модели бизнеса в области моды – "пирамида" модной индустрии [Электронный ресурс] / Ямэн Люй // Научное обозрение : электрон. журн. – 2017. – № 1. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).– Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

button-d

Потребности, желания, прихоти – три кита, на которых держится современная постиндустриальная экономика. Человек видит, человек хочет, человек достигает. Таким образом, потребительский запрос становится двигателем рынка в сфере моды. Это касается прежде всего самых обеспеченных слоёв общества, стоящих на вершине социальной пирамиды. Удовлетворяясь с течением времени, запросы в сфере моды, замещаются новыми, а уже утратившие актуальность запросы более обеспеченных слоев общества воспринимаются как актуальные более низкими социальными слоями [1]. Лидеры желают быть первыми во всём, будь то спорт, искусство, бизнес, политика. Чемпион становится первым, потому что не согласен быть посредственностью, будучи лучшим в чём-то одном, он желает превосходства и в остальном, по этому, требовательный к себе, он не менее требователен к окружающим его как людям, так и вещам. По сути, первая космическая ракета, выход в космос, победа в гонке, получение контроля над рынком ресурсов региона, лидерство в конкурентной борьбе, пост президента – это такие же символы успеха, как дом от ведущего архитектора, парк самых престижных авто, отдых на элитарных курортах, лучший гардероб. Люди делают вещи – вещи делают людей. В обществе социального неравенства визуальная идентификация играет важнейшую роль, и одежда становится главным транслятором манифеста личности социуму, и личность, находящаяся на вершине общественной пирамиды, обращается за материализацией своего манифеста к верхушке индустрии моды, которая, в свою очередь, имеет под собой интереснейшую базу для изучения, целью которого станет нахождение аспирантом своего места в иерархической структуре модной индустрии и самореализация путём применения своих теоретических знаний на практике, в качестве служащего или организатора собственного бизнеса.

Рассмотрим структуру модной индустрии.

По отношению к долгосрочным и краткосрочным тенденциям в мире моды различают предприятия, формирующие краткосрочные, 1–2 сезона, тенденции и реагирующие на них. К первым относятся дома моды и крупнейшие ателье. Их материальная база, обширный круг потребителей, прочные контакты с мировыми СМИ позволяют собирать, обобщать, анализировать долгосрочные, 2–2,5 года, тенденции и формировать на их основе краткосрочные. Устойчивое положение на мировом рынке, наличие представительств по всему земному шару, мощные аналитические бюро, владеющие знаниями об истории, культуре, традициях региона присутствия, учёт политической и социальной обстановки – всё это даёт возможность получения относительно высокоточных прогнозов в определении долгосрочных тенденций. Кроме того, несмотря на всё нарастающие темпы глобализации, большинство стран и даже регионов всё ещё очень сильно различаются как в общесоциальном укладе, так и в скорости адаптирования к новому и восприятию обществом. Новинка в Москве и Санкт-Петербурге будет принята на «ура» уже через день – два после презентации в Нью-Йорке. Томск и Челябинск примут её через неделю, а Улан-Удэ – через месяц. Социальные и экономические различия, даже в рамках одной страны, пусть и не самой среднестатистической, замедляют продвижение и распространение тенденций моды.  А наличие межнациональных различий между народами стран разных континентов является для этого еще более весомым препятствием. Итогом такого запаздывания становится необходимость тщательной проработки краткосрочных тенденций, но в качестве большого плюса выступает факт, что тенденции прошлых лет, с успехом принятые в одних регионах, могут быть использованы также для других регионов, которые только начинают «созревать» для восприятия определённых концепций. Образно говоря, можно не торопиться выкидывать свитер старшего брата, а подождать, когда вырастет средний. [2]

Предприятия «быстрой моды» не могут позволить себе затраты на аналитическую деятельность. Такие фирмы ориентированы не на творческий, а на финансовый успех, им остаётся лишь адаптировать свои производственные мощности под возникающие краткосрочные тенденции и перемену потребительских предпочтений. [3] Это явление представляет собой большую проблему, так как требует определённых вложений. Одновременно оно становится и огромным плюсом, поскольку приводит к возникновению заказов на производство станков и оборудования с большей степенью унификации процессов, что, в свою очередь, позволяет получать экономию на переобучении персонала и перенастройке оборудования. Установлено, что сокращение срока жизни краткосрочных тенденций происходит всё стремительнее, иногда в течение одного-двух месяцев, приводя к уменьшению объемов серийности и ускорению товарооборота. Во многих торговых сетях полная или частичная смена коллекции происходит до 12–18 раз в год. А с учётом относительной цикличности потребительских предпочтений достаточно высок элемент возвращения краткосрочных тенденций, для удовлетворения которых почти не надо производить замену материальной базы. Достаточно лишь незначительной переналадки техники. Таким образом, при рациональном подходе к закупке оборудования, предприятия масс-маркета способны эффективно адаптироваться к изменениям краткосрочных потребительских предпочтений и успешно конкурировать с крупными компаниями в сфере моды. Последние, хоть и стараются максимально сократить жизненный цикл продукта для извлечения прибыли и снижения шансов предприятий-последователей на выпуск товара-заместителя, всё-таки ограничены рамками запросов потребителя, который в большинстве своём приобретает одежду минимум на один сезон, то есть приблизительно на 3–6 месяцев. Проведённые исследования потребительских предпочтений представителей разных регионов ставят на первое место «уникальность» и «престижность» одежды исключительно в столичных и крупных городах. Это объясняется большим уровнем достатка и эффектом воздействия внешности на отношение со стороны партнёров по бизнесу и сотрудников. Снижение доходов потребителя приводит к смещению значимости в сторону факторов «добротность», «надёжность», «долговечность». Такая тенденция усиливается в периоды мировых и локальных кризисов, но в целом остаётся стабильной на протяжении многих десятилетий. [4]

Дифференцируя группы представителей индустрии моды по размеру мировой доли прибыли на одно предприятие, различают: два–три десятка домов моды «haute-couture», задающих тон всему бизнесу моды, сотни тысяч малых и средних предприятий, специализирующихся на обслуживании масс-маркета,  и немногочисленную, но достаточно влиятельную нишу представителей «pret-a-porte» и «prêt-a-porte-delux», имеющих узкую специализацию и выпускающих продукцию спортивного характера. К ним относятся Versace-sport, Danza, Dolce&Gabbana. Их модные показы не намного уступают эффектностью, зрелищностью и стоимостью. В их ателье работают дизайнеры и модельеры высочайшего класса  и с мировым именем. Степень их  воздействия на покупательский спрос несущественно проигрывает домам моды «от кутюр». Применяя подход «масстиж», то есть совмещая элитарный подход к проектированию и дизайну коллекций с условиями, диктуемыми среднесерийным производством, предприятия этого сегмента выдают продукт, несущий на себе некоторую печать элитарности, делающий его престижным в определённых кругах, и в то же время, далеко не единичное производство позволяет получать значительные прибыли. К этому сегменту относятся предприятия по созданию модной одежды для детей финансовой элиты, политики, шоу-бизнеса. [5]

Мир моды велик и разнообразен, краткий теоретический обзор не способен в полной мере раскрыть и десятой доли глубины и широты вопроса, но он наталкивает читателя на ряд важных вопросов, могущих сыграть решающую роль в его судьбе по окончании ВУЗа: для кого хочет работать человек, кого он хочет видеть возле своего рабочего места, каким оно должно быть, какие требования он применяет при выборе работы, какие у него финансовые, моральные, социальные амбиции? В зависимости от умения задавать себе вопросы и объективно, мотивированно отвечать на них, выбор пути развития карьеры становится более или менее определенным. Стартовый капитал в виде знаний, опыта, личных связей поможет выпускнику сделать первые шаги к успеху, а область применения себя в бизнесе моды неограниченно велика. Первые шаги в достижении мирового олимпа моды обычно начинаются в колледже или университете. Примером может служить профессиональная деятельность модельера Дениса Симачева, который после окончания Московской Государственной Текстильной Академии им. Косыгина начал выставлять свои проекты на студенческих, а позднее – на  профессиональных конкурсах моды. [6]

Даже несмотря на усиливающиеся мировые и локальные кризисы, работы для настойчивого соискателя, как в Петербурге, так и в других регионах, всегда будет достаточно, будь то представительство всемирно известного бренда, текстильная фабрика со столетней историей, частное ателье или авторский магазин «для своих», глянцевое издание или личный блог с несколькими сотнями заинтересованных подписчиков.  Любое место можно рассматривать как источник получения дохода и опыта или как путь к  самореализации.

 

Список использованных источников

  1. Ионин Л. Г. Апдейт консерватизма / Л. Г. Ионин. – М. : Изд. дом гос. ун-та «Высшая школа экономики», 2010. − 304 с.
  2. Чуприна Н. В. Анализ роли масс-медиа в деятельности индустрии моды / Н. В. Чуприна // Дизайн. Материалы. Технологии. – СПб., 2013. – № 3 (28). – С. 103–107.
  3. Чуприна Н. В. Анализ распространения модных тенденций в современной индустрии моды / Н. В. Чуприна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. XXXII Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2014 г. – № 1 (32). – 135 с.
  4. Шастин А. В. Маркетинговое исследование для швейной фабрики [Электронный ресурс] / Анатолий Шастин. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/practical/2003-05/05.shtml.
  5. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды / М. Б. Романовская. – СПб. : Алетейя, 2010. – 442 с.: ил.
  6. Денис Симачев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://devushkino.ru/fashion/designer/simachev.

 

 


 

 

Lu Yameng

postgraduate student, Institute of economy and management, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University (Saint-Petersburg)

 

BUSINESS MODELS  IN THE FASHION AS A «PYRAMID»

IN FASHION INDUSTRY

 In the social inequality society the visual identity plays an important role.  Clothes is the main translator of the individual manifest to the society.  The person at the top of the social pyramid is trying to materialize their views by referring to the fashion industry. The author believes that this type of industry represents the basis for the application of theoretical knowledge in practice and in their own businesses.

 

Keywords: fashion industry, pyramid, business models.

 

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2017

© Люй Ямэн, 2017