ПРАВОЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация: В статье раскрываются типичные нарушения прав осужденных в местах лишения свободы, выявляемые органами прокуратуры в указанной сфере деятельности. Сделанные выводы и предложения, могут, с одной стороны, повысить эффективность прокурорского надзора, с другой стороны, способствовать недопущению нарушения прав осужденных.

Ключевые слова: Конституция, права и свободы, пенитенциарная система, прокуратура, осужденный, лишение свободы, правоограничение.
УДК: 342.72/.73: 343.16:343.26’81(470.40)
Автор(ы): Ямашкин Антон Сергеевич
кандидат юридических наук, советник юстиции, прокурор города, г. Кузнецк Пензенской обл.
yamashkin.a@mail.ru
Игошина Виолетта Сергеевна
магистрант, кафедра «Правосудие», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный университет», г. Пенза
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Ямашкин А. С. Правозащитная функция прокуратуры в местах лишения свободы / А. С. Ямашкин, В. С. Игошина. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2022. –№ 2. – URL: https//srjournal.ru/2022/id361/
image_pdfimage_print

Конституцией Российской Федерации закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1].

Вместе с тем, лица, осужденные к лишению свободы, находясь в состоянии изоляции от общества, не могут самостоятельно реализовать ряд прав, в том числе и частично ограниченных законодательством [2].

К сожалению, на сегодняшний день в пенитенциарной системе выявляются нарушения прав осужденных, в том числе в области оказания надлежащего качества медицинских услуг, материально-бытового обеспечения. Повсеместно нарушаются права осужденных при привлечении к труду и т. д. В связи с этим состояние законности в сфере соблюдения прав и свобод осужденных к лишению свободы не теряет своей актуальности.

Таким образом, правозащитная функция прокуратуры в местах лишения свободы, являясь основой гарантий соблюдения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, становится особенно значимой.

Генеральный прокурор Российской Федерации И. В. Краснов, выступая в ноябре 2021 года с докладом на пленарном заседании в Государственной Думе Российской Федерации, особое внимание обращал на грубые нарушения прав граждан на личную безопасность в местах лишения свободы. В соответствии с приведенными им статистическими данными, за девять месяцев 2021 года органами прокуратуры Российской Федерации выявлено свыше 103 тысяч нарушений закона в рассматриваемой сфере [3].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что надзор за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы является важнейшим направлением деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Сущность прокурорского надзора в указанной сфере заключается в том, чтобы содержание осужденных и лиц, находящихся под стражей в исправительных учреждениях, осуществлялось в соответствии с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц [4]. Для реализации этих правозащитных функций созданы и функционируют специализированные прокуратуры.

При этом рассматриваемое направление деятельности прокуратуры возникло не одновременно с демократизацией российского общества и провозглашением Российской Федерации в качестве правового государства, а развивалась вместе с институтом прокуратуры.

Так, при основании 12 января 1722 года Петром I в России государственно-правового института прокуратуры, важным участком её работы стал надзор за соблюдением законов в арестантских домах и тюрьмах. Необходимость дополнительных мер со стороны государства по обеспечению законности при исполнении уголовных наказаний неизбежно была предопределена существенными правоограничениями осужденного не только в личной свободе, но и в ряде политических, трудовых, гражданских и иных прав, а также важностью выполняемой функции исправительными учреждениями.

Как справедливо отмечал А. В. Урываев, правозащитную деятельность прокуратуры Российской Федерации в местах лишения свободы можно определить как осуществляемую органами прокуратуры на основе российского законодательства систему мер, направленную на выявление, предотвращение, пресечение и устранение фактов нарушения прав, свобод и законных интересов осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях, исполняющих данный вид наказания, а также на восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда [5].

Необходимо отметить, что жизнеспособность и востребованность обществом правозащитной функции прокуратуры в местах лишения свободы стали возможны благодаря основным принципам деятельности прокуратуры России в целом.

Так, обеспечению равной защиты прав и свобод осужденных к лишению свободы независимо от места отбывания наказания способствует принцип единства органов прокуратуры означающий, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему.

Специфика правозащитной работы специализированной прокуратуры в местах лишения свободы ставит во главу угла принцип независимости прокуратуры при осуществлении полномочий от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора в какой-либо форме, является гарантией беспристрастности прокурорских работников при защите прав и свобод осужденных, требующей исключения ведомственного и общественного влияния.

Важное значение играет также принцип гласности, в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне.

В завершение перечисления основополагающих начал, лежащих в основе деятельности прокуратуры, следует назвать положение о неразглашении без разрешения прокурора материалов проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения, что в ряде случаев служит гарантией защиты прав осужденных на защиту, в том числе чести, тайны частной жизни и т.п.

Важным моментом в правозащитной работе прокуратуры является и то, что меры по выявлению и устранению нарушений прав осужденных прокуратура вправе принимать по своей инициативе.

Вопросам соблюдения прав и законных интересов осужденных к лишению свободы прокуратурой Пензенской области уделено особое внимание.

Сотрудники прокуратуры Пензенской области, привлекая членов областной Общественной наблюдательной комиссии, регулярно проводят прием по личным вопросам осужденных. При посещении исправительных учреждений проводится обход объектов учреждения, включая помещения для приема пищи, комнаты воспитательной работы, а также спальные и запираемые помещения. Осужденным разъясняется порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, обжалования действий сотрудников уголовно-исполнительной системы в контролирующие и надзорные органы, даются ответы на интересующие вопросы.

Следует обратить внимание, что результаты проверки обсуждаются на оперативных совещаниях, руководству учреждений при выявлении нарушений вносятся представления с требованием незамедлительного принятия мер к их устранению.

Анализ практики прокурорского надзора позволяет согласиться с мнением А. А. Рябовой, что повышение эффективности прокурорского надзора в данной сфере деятельности может быть достигнуто посредством комплексного характера прокурорских проверок, более частых сроков их проведения [6]. На наш взгляд, целесообразно налаживать в ходе проверки на постоянной основе взаимодействие уголовно-исполнительных учреждений, органов местного самоуправления и организаций, где работают осужденные.

В заключение отметим, что несмотря на возникающие трудности при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав осужденных, он является результативным средством обеспечения законности в местах лишения свободы.

 

 

Список использованных источников 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из федерального портала правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
  2. Белая Н. П. Прокурорский надзор за соблюдением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей : учеб. пособие. Рязань : Академия ФСИН России, 2014. 59 с. 
  3. Генеральная Прокуратура Российской Федерации : офиц. сайт. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=66718559 (дата обращения: 27.02.2022).
  4. Крюкова О. Н. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы // Правоохранительные органы России: проблемы формирования и взаимодействия : Сб. материалов Межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием ; Псков, 05–06 ноября 2020 года. Псков, 2020. С. 272–275.
  5. Урываев А. В. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 30 с.
  6. Рябова А. А. О некоторых вопросах осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы // Трибуна ученого. 2021. № 12. С. 209–214.

 

Yamashkin Anton

Doctor of Law, Counselor of justice, City Attorney, Kuznetsk, Penza region

Igoshina Violetta

master’s student, Department of «Justice», Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Penza State University», Penza

 

THE PROSECUTOR’S OFFICE HUMAN RIGHTS FUNCTION IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

 

Abstract. The article reveals typical violations of the rights of convicted persons in places of deprivation of liberty, which are detected by the prosecutor’s office. Conclusions and proposals can, on the one hand, increase the effectiveness of prosecutorial supervision, on the other hand, they contribute to preventing violations of the rights of convicted persons.

Keywords: Constitution, rights and freedoms, penitentiary system, prosecutor’s office, convicted person, deprivation of liberty, legal restriction.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022

© Ямашкин А.С., 2022

© Игошина В.С., 2022

image_pdfimage_print