ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ Г.САРАНСКА

Аннотация: В статье рассмотрены особенности функционирования рынка гостиничных услуг г. Саранска, его динамика и структура. Проанализировано состояние рынка гостиничных услуг города за период с 2016 по 2020 годы, показано влияние на него коронавирусной инфекции. Рассмотрено влияние фактора сезонности на функционирование рынка гостиничных услуг. Приводятся данные о размере среднего чека в гостиницах г. Саранска по сравнению с другими крупными городами. Рассматриваются показатели роста численности гостиниц Саранска по уровню звездности.

Ключевые слова: рынок гостиничных услуг, средний чек, динамика, средства размещения, гостиничный бизнес, спрос, сезонность, уровень обслуживания, финансовая обеспеченность.


УДК: 338.242:379.832(470.345)
Автор(ы): Калабкина Ирина Михайловна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра туризма, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
i.m.kalabkina@yandex.ru

Волкова Оксана Валерьевна
магистрат, направление подготовки «Туризм», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
vol.oksana@inbox.ru


Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Калабкина И. М. Особенности рынка гостиничных услуг г. Саранска / И. М. Калабкина, О. В. Волкова. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2022. – № 1. – URL: https//srjournal.ru/2022/id356/

image_pdfimage_print

За последние годы туризм по праву считается одной из самых развивающихся отраслей мировой экономики, поступательно влияющей на стремительное развитие основных промышленно-производственных комплексов, строительство, транспорт, связь, гостиничный бизнес [1]. Индустрия гостеприимства – одна из ключевых отраслей экономики государства. Данная сфера разнообразна и динамична, поскольку включает множество элементов и составляющих.

В последнее время отечественный рынок туристских услуг и индустрии гостеприимства развивается быстрыми темпами особенно в крупных мегаполисах. Однако значимость этого сегмента для отечественной экономики существенно ниже, чем в развитых странах. Гостиничная сфера стимулирует предпринимательскую деятельность, создаёт рабочие места и способствует увеличению доходов бюджета страны. Все перечисленное определяет значимость гостиничной индустрии. Поэтому на российский гостиничный бизнес возложена ответственная роль – поставлять на рынок качественный, отвечающий мировым стандартам туризма продукт (услугу).

Гостиничная отрасль на рынке обладает некоторыми особенностями:

— так как туризм оказывает непосредственное влияние на развитие отелей, рынки туризма и гостиничных услуг тесно взаимодействуют;

— большие гостиницы зачастую объединяются в сети, которые распространены в разных странах;

— на рынке гостиничных услуг более успешно решается проблема сезонности за счет перемещения клиентов из одного региона в другой [2].

Существуют определенные факторы, оказывающие влияние на объемы продаж гостиничных услуг. К таковым можно отнести расположение отеля, уровень обслуживания и предоставляемый сервис, цены, количество дополнительных услуг [3].

Для идентификации проблем гостиничного бизнеса в г. Саранске рассмотрим показатели, характеризующие состояние гостиничного рынка, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели, характеризующие состояние рынка гостиничных услуг г. Саранска

Показатель

 

 

Годы

Относительные

изменения

2020 к 2016, в %

Абсолютные

изменения

2020 к 2016

2016

2017

2018

2019

2020

Число средств размещения гостиничного типа, ед.

79

89

104

80

86

108,8

7

Число койко-мест, тыс.ед.

4,7

7,1

18,9

12,1

7,2

153,2

2,5

Средняя загрузка мест, тыс. ед.

1,1

2,2

15,1

1,3

1

110

0,1

Коэффициент использования

наличных мест, %

0,33

0,41

0,79

0,42

0,11

33

0,22

Из представленных данных видно, что число средств размещения гостиничного типа в городе Саранске в 2020 году составило 86 единиц относительно аналогичного показателя 2016 года в 79 единиц. Прирост на 7 единиц связан со строительством и началом работы новых гостиниц. Число койко-мест возросло в рассматриваемый период до 7,2 тыс. ед., т.е. увеличившись более чем в половину.

Средняя загрузка мест предприятий гостиничного типа увеличилась в 2016–2020 гг. с 0,9 тыс.ед. до 1,3 тыс. ед. Динамика прироста числа койко-мест имела показатель значительно выше прироста средней загрузки, а коэффициент использования наличных мест уменьшился на 0,08%.

Основные особенности гостиничных услуг г. Саранска, обусловлены спецификой рынка в индустрии гостеприимства в целом. Гостиничные услуги можно оценить только после предоставления, их нельзя сохранить. Спрос на гостиничные услуги непостоянный, он зависит от ряда факторов, в том числе и от сезона, потребностей туристов.

Для анализа влияния фактора сезонности на рынок гостиничных услуг в г. Саранске рассмотрим динамику продаж рынка в 2019 г. (в 2020 г. на показатели рынка оказало значительное влияние распространение коронавирусной инфекции). Из данных, представленных на рисунке 1, следует, что динамика продаж на рынке гостиничных услуг города Саранска в 2019 году циклична.

Рис. 1. Динамика продаж на рынке гостиничных услуг города Саранска в 2019 году, в тыс.руб. [4]

Анализ рисунка показывает ярко выраженный прирост продаж в летние месяцы и в период новогодних праздников. Сказанное подтверждает специфичность рынка гостиничных услуг, выраженную в сезонных колебаниях.

Другой особенностью рынка гостиничных услуг города Саранска является незначительная часть сбыта, приходящаяся на зарубежных клиентов. Структура сбыта таких услуг в г. Саранск по территориальной принадлежности клиентов представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика структуры продаж на рынке гостиничных услуг в г. Саранске в 2016 — 2020 гг. [4]

Из рисунка 2 следует, что структура сбыта рынка гостиничных услуг в г. Саранск по территориальной принадлежности клиентов имеет значительные различия в динамике за последние пять лет. В 2016 году большая часть продаж (37%) приходилась на гостей, приезжающих в город из регионов России, а 35% составляли жители Мордовии. На гостей из ближнего и дальнего зарубежья пришлось по 16% и 12% соответственно. В 2020 году ситуация значительно изменилась – 64% продаж пришлось на жителей Республики Мордовия, на гостей из регионов России 25%, на иностранцев в совокупности всего 11%. Можно предположить, что на такую структуру продаж также в значительной мере повлияла распространившаяся по всем странам пандемия коронавируса и введенные в связи с ней соответствующие ограничительные меры.

Третьей особенностью рынка гостиничных услуг г. Саранска является относительно низкая звездность коллективных средств размещения. Динамика численности гостиниц по уровню звездности представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика численности гостиниц по уровню звездности г. Саранска, в ед. [4]

Приведенные данные показывают, что в период 2016–2020 гг. прослеживается тенденция повышения численности гостиниц с уровнем обслуживания в три и четыре звезды. В рассматриваемый период их количество увеличилось на три и две единицы соответственно. Количество гостиниц с меньшей звездностью возрастает до 2018 года (что связано с подготовкой к проведению Чемпионата Мира по футболу) и в 2019–2020 гг. наблюдается динамика снижения.

Несмотря выраженную конкуренцию, большая часть гостиниц на рынке г. Саранска или не имеет категории звездности вообще, или обслуживание здесь соответствует уровню в 1–2 звезды. К 3-ех звездным отелям относятся такие, как гостиница «Саранск», ГК «Михайловский», Гостевой дом «На Грузинской», ГК «Северный замок», ГК «Парк-отель».

Звездность в 4 звезды имеют такие предприятия как гостиница «Олимпия», отели «Radisson Hotel & Congress Center Saransk», «Адмирал», «Отель «Mercure Saransk Center». Эти отели имеют более высокие цены на свои услуги, а учитывая слабое экономическое положение в регионе, данные гостиницы пользуются большей популярностью у приезжих граждан, имеют большие объём продаж, предоставляют более качественные услуги.

Низкий уровень статусности гостиниц в г. Саранске обуславливают следующую особенность рынка, которая заключается в сравнительно низком размере среднего чека. Для проведения сравнительного анализа размера среднего чека гостиничных предприятий г. Саранска и других городов России рассмотрим данные рисунка 4.

Рис. 4. Данные о размере среднего чека на гостиничном рынке г. Саранска и других городов России, в руб. [4]

Рисунок дает представление, что наиболее высокая сумма среднего чека из рассматриваемых городов на гостиничном рынке наблюдается в столице России городе Москве – 6867 руб. Средний чек в городе Саранск в 2020 году составил всего 2459 руб., что также ниже аналогичного показателя городов Нижний Новгород и Пенза. Данная ситуация обусловлена низкой финансовой обеспеченностью и низким потоком приезжих гостей.

Таким образом, в качестве особенностей рынка гостиничных услуг г. Саранск следует выделить: незначительную долю зарубежных гостей и выраженный прирост посетителей из Республики Мордовия; низкий уровень звездности (отсутствие отелей пятизвёздного уровня); выраженную сезонность спроса в летние месяцы и новогодние праздники; сравнительно низкий размер среднего чека.

 

Список использованных источников 

  1. Имяреков С. М., Калабкина И. М., Куркина Н. Р. Менеджмент-маркетинг современного туризма в России и Республике Мордовия: состояние и перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 7. С. 111–117.
  2. Кусков А. С. Гостиничное дело : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Дашков и К°, 2019. 326 с.
  3. Гостиничное дело : учеб. пособие / И. Ф.Игнатьева, И. Н.Чурилина, Т. Ю. Анисимов [и др.] ; под ред. И. Ф. Игнатьевой и И. Н. Чурилиной. С.-Пб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. 299 с.
  4. Федеральное агентство по туризму Российской Федерации : сайт. Москва : 2003. URL :https://tourism.gov.ru/ (дата обращения 04.12.2021).

 

Kalabkina Irina

Associate Professor, Department Tourism, N. P. Ogarev National Research Mordovia State University, Saransk

Volkova Oksana

master’s degree, Department Tourism, N. P. Ogarev National Research Mordovia State University, Saransk

 

FEATURES OF HOTEL SERVICES MARKET IN SARANSK

 

Abstract: The article considers the functioning features of hotel services market in Saransk, its dynamics and structure. It analyzes the state of the city’s hotel services market for the period from 2016 to 2020, shows the impact of coronavirus infection on it. The authors consider the influence of the seasonality factor on the functioning of the hotel services market. The data on the size of the average check in Saransk hotels in comparison with other large cities are given. The indicators of the growth of hotels number in Saransk by the level of stardom are considered.

 

Keywords: hotel services market, average check, dynamics, accommodation facilities, hotel business, demand, seasonality, service level, financial security.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2022

© Калабкина И.М., 2022

© Волкова О.В., 2022

image_pdfimage_print