ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: Основная масса туристских предприятий относится к малому бизнесу. В статье рассмотрены изменения в налогообложении таких предприятий. Проведено сравнение уплаты налогов при общей и упрощенной системах налогообложения. Проанализированы преимущества и недостатки применения упрощенной системы налогообложения в туристской индустрии. Приведен пример расчета налоговой базы и налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения для конкретного туристского предприятия.
Выпуск: №2 / 2020 (апрель - июнь)
УДК: 336.2.027:338.482.2 (470.345)
Автор(ы): Калабкина Ирина Михайловна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра туризма, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

Ракотондрабе Вахатра
студентка, географический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Калабкина И. М. Особенности налогообложения туристского предприятия / И. М. Калабкина, В. Ракотондрабе. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2020. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Налоги – один из главных инструментов государства. В свою очередь, государство использует налоги через присущие им функции – фискальную и стимулирующую. Оптимальность налогообложения предполагает сочетание двух целей:

  1. цели государства – добиться увеличения наполняемости бюджетов за счет налогов, и в то же время, чтобы налоговое бремя не было чрезмерным и не подавляло экономическую деятельность налогоплательщика;
  2. цели предпринимателя – стремление к максимальному уменьшению налогового бремени. До тех пор, пока минимизация не будет выходить за пределы законности, ее нельзя признать противоречащей целям государства по оптимизации налогообложения, а, следовательно, противоправной в связи с отсутствием общественного вреда. Правильное определение налога имеет важное значение, так как это будет способствовать единому применению норм законодательства, определяющих права налогоплательщика.

В связи с этим знание налоговой политики, порядка и условий функционирования налоговой системы является непременным условием восприятия налоговой культуры в обществе и в субъектах экономики. Знание налогового законодательства и налоговой грамотности является условием обеспечения экономических реформ.

Взгляды на понятие налога менялись в зависимости от эпохи, исторических мировоззрений и других факторов. К основоположникам системы налогообложения можно отнести У. Петти, Ф. Вольтера. Английский экономист А. Смит разработал классическую налоговую теорию и впервые сформулировал пять принципов налогообложения:

  1. принцип свободы налогоплательщика;
  2. принцип справедливости;
  3. принцип определенности, из которого следует, что подать, а также способ оплаты и время внесения денег должны быть заранее известны субъекту экономики;
  4. принцип удобства;
  5. принцип экономии, в соответствии с которым затраты по взиманию налогового бремени должны быть меньше, чем сами налоговые поступления [1, с. 55].

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность в наше время. Однако, за более, чем двухсотлетнее развитие общества, система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

  • справедливость,
  • соразмерность,
  • максимальный учет интересов и возможностей налогоплательщика,
  • принцип экономической эффективности.

Далее теорию налогообложения развивали такие ученые как Ж. Сисмон-ди, Г. Госсен, А. Маршалл, М. Фридмен, формируя понятие и теорию налога.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации дано следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [2, с. 535].

В России до 1995 года все организации придерживались традиционной системы налогообложения. На этапе становления для малых предприятий применялся упрощенный учет, то есть невысокое налоговое бремя и льготный период уплаты налогов; государство могло даже частично освободить от уплаты некоторых видов налогов. Именно благодаря такому льготному налоговому режиму, малый бизнес в России в этот период динамично развивался. Суть традиционной системы налогообложения для туристского бизнеса сводилась к следующему: турфирма обязана была платить совокупность налогов, установленных Налоговым Кодексом – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, единый социальный налог.

В настоящее время малый бизнес в России насчитывает более пяти миллионов налогоплательщиков. Немалую часть из них составляют фирмы, работающие в туриндустрии. Только в Республике Мордовия их зарегистрировано порядка 30 единиц. Развитие туризма в Мордовии основано на социально-экономических факторах – политическая стабильность, достаточно высокий уровень развития региона и туристской инфраструктуры, благоприятная экологическая обстановка [3, с. 83].

В большинстве западных стран налоговая система, адаптированная к малому бизнесу, отвечает следующим требованиям:

  • соответствовать принципу определенности, то есть быть простой и понятной;
  • предусмотреть замену множества налогов одним налогом;
  • максимально упростить налоговый контроль, вместе с тем, новая налоговая система должна решить проблему укрывательства доходов предпринимателей.

В России налоговая система, применимая в малом бизнесе претерпела ряд изменений. В частности, для отдельных видов предпринимательства стал действовать единый налог на вмененный доход, то есть стала применяться упрощенная система налогообложения. Эта система предполагает, что вместо налога на прибыль и налога на имущество турагентства стали оплачивать единый налог. Все другие налоги предприятия турбизнеса должны оплачивать на общих началах.

Налоговым кодексом определены возможности перехода к этой системе. Переход турпредприятий к данной системе возникает в том случае, если по итогам календарного периода доход от реализации услуг не превысил 45 млн. руб, средняя численность работающих не превышает 100 человек.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения фирмы подают в налоговые органы уведомления, в нем указывается выбранный объект налогообложения, остаточная стоимость основных средств, размер дохода. После регистрации в налоговых органах новой системы налогообложения, предприниматели выбирают один из вариантов этой системы. Для исчисления налогооблагаемой базы здесь применяют либо доход, либо доход, уменьшенный на величину расходов. Если выбран второй вариант, то государство строго контролирует все расходы налогоплательщика, к которым относят: расходы на приобретение оборудования, а также по его модернизации и ремонту, покупка нематериальных активов, оплата труда, все виды страхования работников и имущества, арендные платежи, оплата правовых услуг, прав интеллектуальной собственности, расходы на научные исследования, на рекламу, проценты по кредитам и займам, командировочные расходы, которые очень актуальны в туристском бизнесе – оформление виз, паспортов, консульские, аэродромные и иные сборы.

Размер налоговой ставки зависит от объекта налогообложения. В первом случае, когда объектом налогообложения является доход, налоговая ставка составляет 6 %. Во втором варианте объектом является доход, уменьшенный на затраты, и в этом случае налоговая ставка составляет – 15 % (в разных субъектах федерации налоговые ставки изменяются от 5 до 15 %, что зависит от видов налогоплательщиков). При упрощенной системе налогообложения отчетными периодами являются год, полугодие, квартал.

Туристской индустрии присуща цикличность получения прибыли. Также необходима стабильность экономической и политической ситуации. В противном случае может возникнуть недополучение доходов или банкротства. Для такого периода, налогоплательщики, применяющие в качестве объекта обложения, доход уменьшенный на затраты, могут воспользоваться налоговым послаблением – оплатить минимальный размер налога в размере 1 % от величины дохода. Такой налог позволяет оплатить взносы в Пенсионный и страховой фонды. Дополнительно предоставлено право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы.

Турпредприятия, выбравшие объектом налогообложения доходы, оплачивают налог исходя из его ставки и фактической прибыли, рассчитанных нарастающим итогом. Турфирмы, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, в каждом отчетном периоде рассчитывают сумму платежа по налогу. Эта сумма вычисляется с учетом ставки налога и фактических доходов, уменьшенных на величину затрат, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до его завершения.

Оплата налога осуществляется по месту регистрации туристской организации. Сумма налога зачисляется на счета органов Федерального казначейства, а в дальнейшем перераспределяется в бюджеты соответствующих уровней.

Большинство турпредприятий, функционирующих на территории Республики Мордовия, выбрали упрощенную систему налогообложения. Среди причин, обосновывающих этот выбор, можно назвать следующие – облегченные условия налогообложения, отсутствие НДС, отсутствие налога на имущество предприятий. Для убедительности рассмотрим все преимущества малого предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения в таблице.

 

Таблица 1.

Сравнительная таблица уплаты налогов при общей и упрощенной системах налогообложения

Налоговые обязательства Ставка налога,

в %

Общий режим налогообложения Упрощенная система налогообложения
1. Налог на прибыль 20 Да Нет
2. Налог на имущество 2,2 Да Нет
3. Единый социальный налог 26 Да Нет
4. НДС 10–18 Да Нет
5. Страховые взносы в ПФ 14 Да Да
6. Единый налог 6, 15 Нет Да

 

Анализируя данные таблицы, можно заметить, что преимущества переходя на упрощенную систему налогообложения очевидны. Организация, использующая эту систему налогообложения, платит налогов меньше и в относительных единицах, и в абсолютных.

Для применения упрощенной системы налогообложения турфирма должна была обладать следующими особенностями:

  • средняя численность персонала не должна превышать 100 чел. (в среднестатистической турфирме г. Саранска работают 3–4 человека);
  • доход не должен превышать 20 млн. руб. (по итогам 2017 года средний доход турагентств – 1млн. 502 тыс. руб.);
  • остаточная стоимость нематериальных активов должна составлять не более 100 млн. руб. (в основном, турагентства не обладают большими активами).

Необходимо отметить, что при выборе последней системы турпредприятиям следует рационально относится к своим расходам. Все затраты будут контролироваться налоговыми органами. Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода. В составе налогооблагаемых расходов организация признает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Произведем расчет налоговой базы и налога в ООО «Ветер странствий».

Турфирма в своей деятельности применяет второй вариант упрощенной системы налогообложения. То есть, для расчета налогооблагаемой базы складываются все доходы предприятия и из них минусуют все расходы. Затем от налогооблагаемой базы находят размер налога в абсолютных единицах. В 2016 году ООО «Ветер странствий» понесло убытки, которые не освобождают от уплаты налога. Причину применения минимального налога можно объяснить необходимостью обеспечения гарантий для работников турфирмы по их пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению.

 

Таблица 2.

Расчет налоговой базы и налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в ООО «Ветер странствий», тыс. руб. [1]

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.
1. Выручка от реализации услуг 1190 1156 1502
2. Прочие доходы 3 70 114
3. Расходы по обычной деятельности 998 875 996
4. Прочие расходы 258 129 201
5.База для расчета налога по УСН -63 222 419
6. Сумма налога (15 %) 11,93 33,30 62,85

 

Вся сумма минимального налога, рассчитанного по нормативам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, направляется в соответствующие социальные внебюджетные фонды. Турфирма «Ветер странствий» обязана заплатить налог минимальный – то есть 1 % от всех доходов за отчетный период. В этом случае расходы во внимание не принимаются. Так как доходы за 2016 год составили 1193 тыс. руб., сумма налога за этот год рассчитывалась следующим образом: 1193 : 100% =11.93.

Следующие два анализируемых года агентство получило прибыль, и сумма налога рассчитывалась традиционно.

В 2017 году: 222 *15 % : 100 % = 33,3 тыс. руб.

В 2018 году: 419 *15 % : 100 % = 62,85 тыс. руб.

Однако, если мы сравним данные строки 6 (сумма налога) таблицы 2 и данные отчета о финансовых результатах ООО «Ветер странствий» за 2015–2017 гг., они будут отличаться. По отчетности анализируемая организация заплатила налоги:

в 2016 г. – 12 тыс. руб;

в 2017 г. – 12 тыс. руб;

в 2018 г. – 51 тыс. руб.

Объясняется это тем, что Налоговый Кодекс предоставляет возможность организациям, потерпевшим убытки, в следующий налоговый период (календарный год) также заплатить минимальный налог. Разница же неоплаченного в 2017 г. налога может быть включена в оплату налога последующих периодов. Поэтому ООО «Ветер странствий» за 2017 г. заплатило такой же минимальный налог, как и в 2016 году, когда они потерпели убытки – 12 тыс. руб. Можно увидеть, что турагентство и в 2018 г. также воспользовалось этим послаблением и вместо рассчитанных 62,85 тыс. руб. оплатило по отчету 51 тыс. руб.

Кроме единого налога, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (и юридические лица и индивидуальные предприниматели), вправе уплачивать следующие виды налогов:

  • таможенный налог на добавленную стоимость;
  • акцизы при ввозе подакцизных товаров на территорию России;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • таможенная пошлина для товаров, перевезенных через границу России;
  • транспортный налог;
  • земельный налог;
  • целевые сборы на содержание полиции и благоустройство территории.

Применение упрощенной системы налогообложения в турфирме трудно оценить однозначно. На первый взгляд кажется, что это переход на более прогрессивный налоговый режим, на самом деле эта система содержит некоторые ограничения и законодательные ловушки.

Рассмотрим, какие конкретно преимущества и недостатки несет упрощенная система налогообложения для организации.

Преимущества:

  1. добровольный выбор и заявительный порядок перехода турфирмы с общеустановленной системы налогообложения на упрощенный режим;
  2. замена относительно большого количества различных налогов, которые некоторые турфирмы оплачивают на общем режиме, оплатой единого налога;
  3. удобство и простота расчета единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  4. турагентству, применяющему упрощенную систему налогообложения, можно представить в налоговые органы не четыре налоговых декларации, а одну;
  5. с применением упрощенной системы налогообложения налоговая нагрузка с налогоплательщика снизилась в 2–3 раза, также уменьшились трудозатраты, связанные с учетом результатов предпринимательской деятельности.

Недостатки:

  1. относительно низкая максимальная планка дохода, позволяющая организациям переходить на упрощенную систему налогообложения;
  2. турфирмы, применяющие вариант с объектом налогообложения доходы минус расходы, вправе относить к расходам те из них, которые определены Налоговым Кодексом РФ, и, если какой-то вид расходов там не прописан, организация не может его учитывать при исчислении единого налога.

Переход на упрощенную систему налогообложения, если и облегчает для налогоплательщика ведение отчетности на предприятии, то вместе с тем не освобождает от необходимости иметь в штате квалифицированного бухгалтера для ведения достаточно сложного учета, заполнения налоговых деклараций, правильного исчисления налоговых ставок и порядка ведения всех документов. Необходимость такого вида планирования обусловлена требованиями рынка, стремлением к сокращению издержек. Поэтому для турпредприятий важно иметь полную информацию о том, какие налоги оказывают самое негативное влияние на его результаты. Важно, чтобы налог не перекрывал прибыль налогоплательщика. Процесс планирования налогов является важным, так как он влияет на инвестиционную и исследовательскую политику. Планирование указывает на изменение ассортимента услуг, изменение рынка сбыта. В этих условиях важно знать величину предстоящих налоговых обязательств и делать все возможное, чтобы законно оптимизировать свои налоговые обязательства.

На сегодняшний день это самая прогрессивная и революционная система в налогообложении малого бизнеса. Переход к упрощенной системе является делом добровольным для малого бизнеса, как и возврат к другим режимам налогообложения. Необходимо отметить, что при применении данной системы налогообложения турагентству необходимо тщательно планировать и оптимизировать свои налоговые обязательства.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. В 2 т. Т. 1 : учебник. М. : Юрайт, 2016. 336 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации : части первая и вторая. М. : Проспект; КноРус, 2013. 893 с.
  3. Калабкина И. М. Повышение мультипликационного эффекта в туризме на примере РМ // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 5. С. 81–88.

 


 

Kalabkina Irina

PhD of economic Sciences, associate Professor, Department Tourism, National research Ogarev Mordovian State University, Saransk

 

Rakotondrabe Wachatra

student, faculty of geography, National research Ogarev Mordovian State University, Saransk

  

FEATURES OF TAXATION AT A TOURIST ENTERPRISE

  

Most of the tourist enterprises are small businesses. The article deals with changes in taxation of such enterprises. A comparison of tax payments under the general and simplified taxation systems is made. The advantages and disadvantages of using a simplified tax system in the tourism industry are analyzed. An example of the tax base calculating and the tax paid under the simplified tax system for a specific tourist enterprise is given.

 

Keywords: tax, tax system, tax base, tax rate, reporting period, simplified tax system, income, expenses.

  

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020

© Калабкина И. М., 2020

© Ракотондрабе В., 2020

image_pdfimage_print