ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Аннотация: Вопрос о государственном устройстве и форме правления в обществе разрабатывался в правовой науке с древнейших времен, поскольку государство образовалось в ходе последовательного, длительного процесса социально-экономического и правового развития общества. При этом законодательная власть всегда мыслилась в качестве основы государственной системы, так как она нормативно определяет порядок осуществления правоотношений в обществе. Согласно положениям Конституции, Российская Федерация является демократическим и социальным государством. Конституцией и федеральным законодательством установлены гарантии и основы правовой защиты гражданских и политических прав, свобод и законных интересов граждан РФ. Политические права и свободы являются фундаментальными средствами детализации народного суверенитета.
Выпуск: №2 / 2020 (апрель - июнь)
УДК: 34.01
Автор(ы): Котляров Сергей Борисович
кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Саранск

Кукушкин Олег Викторович
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Казань
Страна: Россия
Библиографическое описание статьи для цитирования: Котляров С. Б. Историческое развитие института политических прав и свобод человека и гражданина / С. Б. Котляров, О. В. Кукушкин. – Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2020. – № 2. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
image_pdfimage_print

 

Юриспруденция как наука о государстве и праве, в рамках которой изучаются способы правового регулирования и выдвигаются предположения о возможности внесения изменений в социально-правовые механизмы регулирования общественных отношений с целью достижения позитивных улучшений, необходимым образом задается вопросом о сущности публичных, политико-правовых отношений, способах реализации и осуществления политических и гражданских прав, форм государственного устройства и политических режимов.

Все современные государства позиционируют себя в качестве демократических государств. Уже в советский период, несмотря на специфику государственного порядка, в основу государственного и правового порядка были положены фундаментальные гуманитарные ценности. При этом необходимо различать формальное содержание публичного права и реальные социально-экономические и политико- правовые механизмы их реализации.

После революции 1917 года произошла фундаментальная реформа всего законодательства страны в связи с изменением формы государственного устройства, правления и режима, а также изменения позиции церкви в обществе. Советский этап положил начало формированию политических прав, которые на первоначальном этапе существования Советского государства декларировались формально, что не могло быть иначе в связи с реальностями гражданской войны и осуществлением политики военного коммунизма – красного террора. В 1919 году в РСФСР были приняты «руководящие начала по уголовному праву РСФСР», которые являлись результатом обобщения сложившейся с 1917 года практики уголовного права, которые имели обязательную силу закона. «Руководящие начала» сами по себе не содержали норм, предусматривающих ответственность за совершения конкретных видов преступлений, таким образом, они представляли собой прообраз «общей части» уголовного кодекса. При этом, данный документ, носил явно выраженный идеологический, классовый характер, в частности он утверждал, что совершения преступлений в классовом обществе является результатом общественных отношений, которые довлеют над преступником. Таким образом, советское уголовное право предваряло собой учреждение первой советской конституции.

В первой Конституция РСФСР 1918 года закреплялось право граждан на определенные политические права. К таким относились права свободно устраивать собрания, митинги, шествия, а также предоставлялось избирательное право. Однако, в реалиях того исторического периода такие права скорее были декларированы, чем реализуемы на практическом уровне [3, с. 112]. Советские конституции носили республиканский характер, в них провозглашались политические и гражданские свободы, однако при этом учреждалась «однопартийность», социалистическая экономическая модель и абсолютное доминирование «марксистко-ленинской», коммунистической идеологии. При формировании советского законодательства подчеркивалась его особая – отличная от «буржуазного» закона суть, в том числе в делах судопроизводства. Однако, в действительности на формирование советской системы закона влиял как сам «революционный» опыт новой власти, так и факт гражданской войны, опасения интервенции.

Конституция РСФСР 1937 года была намного демократичней предыдущих. Впервые провозглашалось равноправие всех граждан во всех сферах жизни, в том числе и в общественно-политической. За гражданами закреплялись и гарантировались такие, фундаментальные права как свобода слова, печати, также сохранялись свобода собраний и митингов, шествий и демонстраций. Однако, реализация политических прав и свобод в период Сталинской конституции была сопряжена с осуществлениями массовых политических репрессий, которые реализовывались в рамках формального применения норм советского уголовного права. При этом в последующие годы существенное количество жертв политического террора было реабилитировано, а работники правоохранительных органов, уличенные в должностных преступлениях, были привлечены к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Наиболее полный объем прав за период существования советской власти предоставляла Конституция 1978 г. В ней провозглашалось, что граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод [3, с. 190]. В качестве передового механизма общественного контроля вводился институт отзыва депутатов. В настоящее время право отзыва депутатов федерального уровня не предусмотрено отечественным законодательством. Институт отзыва депутатов в современном российском праве закреплен лишь на уровне нормативных актов субъектов РФ, преимущественно в отношении депутатов муниципального уровня. Ст. 107 Конституции СССР 1977 года устанавливала обязанность депутата отчитываться о своей работе перед избирателями и право отзыва депутата избирателями в связи с утратой доверия. Аналогичная правовая норма существовала в Конституции РСФСР 1978 года. Указанные нормы конституционного права СССР и РСФСР безусловно способствовали повышению качества контроля общества над государством. Однако, в связи с тоталитарным характером Советского государства и слабым уровнем развития институтов гражданского общества, выборы в СССР происходили «формально» на безальтернативной основе. Следует отметить, что в период с 1978 по 1992 гг., существовало десять редакций основного закона РСФСР, девять из которых пришлись на период с 1989 по 1992 гг. [1; 2; 5; 8].

В поздний период существования Советского государства остро встал вопрос реальной реализации политических прав. Стало очевидным, что нельзя назвать перечень политических прав и свобод исчерпывающим, в особенности, если они не могут быть реальным образом реализованы. Указанные обстоятельства привели к необходимости осуществления реформ, получивших название «советская перестройка», которые, однако, носили непродуманный и незавершенный характер, в результате чего привели к усугублению социально-экономического и конституционного кризиса в стране. В результате, на основании решения XIX Партконференции, Верховный Совет СССР разработал и принял проект конституционной реформы. Всесоюзная конференция в СССР представляла собой совещание представителей местных партийных организаций и членов центральных партийных органов. Партконференции созывались для обсуждения актуальных вопросов политики.

Основой конституционной реформы стала политика «гласности» как фундаментального политического института. Утверждалось, что необходимо информировать граждан о работе руководящих органов КПСС и местных партийных организаций. Осуществлялась политика упразднения цензуры в СМИ [4, с. 125]. Следует отметить, что политические реформы шли параллельно с социально-экономическими реформами, ключевой из которой являлась легализация частной собственности и предпринимательской инициативы в виде индивидуального и кооперативного предпринимательства. По мнению ряда исследователей в области теории государства и права, частная собственность и предпринимательство являются важными элементами и условиями развития института гражданского общества.

В результате реформ были приняты поправки, с учетом которых можно говорить о появлении фактически новой для советского общества и государства Конституции – Конституций СССР 1977 гг. и Конституции РСФСР в редакции 1989 гг. Аналогичным путем конституционного реформирования пошли фактически все республики СССР. В новой Конституции к существующим правам и свободам добавились новые: появилось право беспрепятственного выражения своих мнений и убеждений, а также граждане могли принимать участие в обсуждении и принятии законов, во всенародных обсуждениях и голосованиях. Данная Конституция закрепила право граждан вносить предложения и жалобы в государственные органы [7, с. 200]. Однако, процесс конституционного строительства и реформы в СССР привел в скором времени к негативным последствиям. Так, например, уже весной 1990 года Верховный Совет Литовской ССР провозгласил независимость Литвы, а вскоре за примером Литвы последовали другие республики СССР.

Но, кроме обязанности государства защищать права и свободы человека, не стоит забывать, что государство, являясь участником общественных отношений в разных сферах, обязано нести ответственность за свои действия. Если государство определяет себя, закрепляя в нормативно-правовых актах, как социальное правовое демократическое государство, то оно несет обязанность возместить вред, причиненный им или его органами или должностными лицами в результате ошибок или злоупотребления [6, с. 11].

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что свобода слова и убеждений была практически нереализуема в рамках существования жесткой цензуры. Право на свободу собраний и объединений в реальности полностью было под контролем правоохранительной системы государства. Избирательные права носили явно недемократичный характер: сначала они являлись не всеобщими и открытыми, а затем безальтернативными вплоть до конституционной реформы конца 1989 года. Впоследствии борьба с бюрократизмом как направление политики гласности станет инструментом внутрипартийной борьбы номенклатурных группировок, что в свою очередь станет реальной причиной социально-экономического и политического конституционного кризиса в стране, и, как следствие, произошедшего государственного переворота.

Современный этап развития системы публично-политических прав граждан начался с принятия 12 декабря 1993 года. Действующая Конституция была принята всенародным голосованием, однако ее реформирование продолжается по сей день. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это и обусловило предоставление гражданам широкого круга политических прав и свобод. Однако, путь становления современной отечественной системы права и конституционного законодательства и публичных отношений проходил в тяжелых социально-экономических и политических условиях. Тем не менее осуществляются преобразования в сфере публичных правоотношений. Так, например, осуществляется административная реформа, был учрежден КАС РФ (регламентирующий порядок разрешения публичных споров с органами власти), были внесены поправки в законодательные акты, регламентирующие статус депутатов, избирательных и партийных объединений.

В заключение следует отметить, что объем проблематики становления и развития политических прав не позволяет осуществить их всестороннее рассмотрение в рамках одной работы. В данном исследовании рассматривается современное состояние политических прав граждан в Российской Федерации, имеющих конституционное закрепление в контексте ретроспективного анализа конституционного права советской эпохи, поскольку Россия является геополитическим приемником СССР. В период с 1990 по 1993 гг. в Конституции СССР и РСФСР вносились многочисленные поправки, в результате чего сложилась концепция федеративных отношений и конституционно-политического устройства нового Российского государства.

Характерной чертой сущности политических прав является их тесная связь с личными правами, поскольку личные права де-факто наполняют и конкретизируют их содержание. Так, например, право на свободу публичных мероприятий – манифестаций, невозможно без права каждого человека на свободу передвижения и личную неприкосновенность. При этом, политические права выступают в качестве гарантии и условия реализации фактически всех личных прав и гражданских свобод.

Политические права отличаются от личных прав тем, что принадлежат не каждому человеку как биосоциальному существу и члену общества, а принадлежат исключительно лицам, обладающим гражданским статусом. Ранее гражданские права носили дифференцированный в зависимости от сословного положения характер. Однако, после ряда событий эпохи Нового Времени гражданские права стали распространяться на всех лиц, обладающих соответствующим гражданским статусом. Например, некоторое время в качестве пережитка традиционалистского подхода к пониманию гражданского статуса в ряде стран был учрежден имущественный ценз избирательных – гражданских прав, а также сословная градация дееспособности гражданских-политических прав.

 

 

Список использованных источников 

 

  1. Теория государства и права, конституционное и муниципальное право: проблемы и критерии развития / О. Е. Алексикова и др. Новосибирск : Сибирская академическая книга, 2016. 190 с.
  2. Жерелина О. Н., Кириллова Е. А. Институт юридической ответственности государства // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 6. С. 80–84.
  3. Иванова В. И. Основы конституционного права Российской Федерации. М. : Изд-во Рос. Ун-та дружбы народов, 2015. 248 с.
  4. Камолова С. Г., Кириллова Е. А., Павлюк А. В. Институт административной ответственности. М. : Актуальность РФ, 2017. 208 с.
  5. Кириллова Е. А., Артемова П. В. Формы участия государства в гражданских правоотношениях // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 126–131.
  6. Кукушкин О. В., Котляров С. Б. Исторические аспекты развития юридической ответственности российского государства перед личностью // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 9А. С. 9–15. DOI: 10.34670/AR.2019.90.9.001
  7. Летушева М. В. Теория государства и права. М. : Академия, 2015. 208 с.
  8. Тарбастаева И. С. Социальное меньшинство в конституционном праве // Право и образование. 2018. №6. С. 172–176.

 


 

Kotlyarov Sergey

PhD in historical sciences, associate Professor, Department Theory and History of the State and Law, Saransk Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, Saransk

 

Kukushkin Oleg

PhD in philosophical sciences, associate Professor, Head of Department, Department humanitarian and socio-economic disciplines, Kazan Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia), Kazan

 

HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE INSTITUTE OF POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN

 

The question of the state structure and form of government in society has been developed in legal science since ancient times, since the state was formed during a consistent and long process of socio-economic and legal development of society. At the same time, the legislative power has always been presented as the basis of the state system, because it defines the procedure for realization of legal relations in society. According to the Constitution, the Russian Federation is a democratic and social State. The Constitution and federal legislation establish guarantees and foundations for the legal protection of civil and political rights, freedoms and legitimate interests of citizens of the Russian Federation. Political rights and freedoms are fundamental means of popular sovereignty detailing.

 

Key words: human rights, state of law, political freedoms, source of power, sovereignty.

 

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020

© Котляров С. Б., 2020

© Кукушкин О. В., 2020

image_pdfimage_print